Задумано прекрасно: освежить подачу мощного и всем известного пушкинского романа. Реализовано тоже интересно. В наше время, когда джаз даже таксисты слушают, грех было не воспользоваться первейшим джазовым приемом - импровизацией. Известно, что классический белый джаз - это всего около сотни еврейских мелодий и песенок переигранных на разные лады. Эти мелодии - так называемый евергрин или мейнстрим... И ничего, джаз даже такой, до сих пор жив, и, кажется, переживает второе рождение... Справедливости ради надо сказать, что в качестве тем используют популярные мелодии великих русских композиторов и русские народные песни... Так вот, если провести параллель между мейнстримом музыкальным и литературным, то станет очевидно, что "Евгений Онегин" - самый настоящий евергрин.
Трудно мне сказать, были ли и раньше подобные попытки, но эта, в целом удалась. Я бы даже хотел, чтобы прямого пушкинского текста было меньше. А иронии и афористичности - больше. Роман настолько известен и силен, что даже нескольких штрихов-фраз было бы достаточно, чтобы понять - где первоисточник, а где новое творчество.
Критиковать не буду - наверняка авторам необходимо учитывать вкусы самой разной публики... И поэтому более смелый бутмановский джаз и более консервативную гуськовскую декламацию разделили. А в качестве этакой прослойки ввели немного популярного балета, струнный квартет и арию Ленского из оперы Чайковского... Синтетика - да. Импровизация - почти... Получилось - нормально.
Модно ли в наши дни читать стихи со сцены? Казалось бы, 60-е годы остались далеко в прошлом, уже не собираются толпы народу ни в Политехническом, ни у памятника Маяковскому. Да и «Евгений Онегин» слишком длинное произведение, пока до конца дослушаешь, устанешь. Тем не менее, театральное агентство «Арт-Партнер-XXI» поставило спектакль «Онегин-блюз». И 2 часа зал слушал стихи. Смеялся, живо реагировал, помогал чтецу, когда тот обращался к зрителям. Что интересно, многие помнят пушкинские строки, значит, не только в детстве читали их.
Первое, что меня поразило, это безусловная стильность постановки. Казалось бы, это не пьеса, актеров в сюртуках и цилиндрах тут нет, тем не менее, смотреть на сцену было чистое удовольствие. Костюмы Алексея Гуськова, фраки и кроссовки музыкантов, музыкальные инструменты и свечи. Все это было очень красиво.
Вот гаснет свет, начинается спектакль и мы видим странную картину: двух рабочих сцены, саксофониста и раскрытый футляр от контрабаса. И это «Онегин»?! Да, это «Онегин». Причем, думаю, Александру Сергеевичу он бы понравился, поэт любил хорошие шутки. Ведь не обязательно читать стихи, стоя у микрофона и не сходя с места. В спектакле «Онегин-блюз» блистательно показали как можно сделать современным текст, написанный почти 2 века назад.
Постановка очень оригинальная. Мало того, что кроме чтеца А. Гуськова в ней на равных участвует саксофонист И. Бутман, тут еще очень много интересных приемов. Не хотелось всех их раскрывать, иначе будет не интересно смотреть, но поверьте на слово: это очень классно. В результате получился искрометный сплав из стихов, музыки, балета и оперы.
"Онегин - блюз" - это две творческие вселенные, параллельные дороги, которые то сходятся, то снова расходятся. На одной - горделивый артист театра и кино Алексей Гуськов, на другой - удалой саксофонист Игорь Бутман.
Роман Пушкина в постановке режиссера Михаила Цитриняка звучит весело и вольно. Онегина изначально хоронят в футляре из-под арфы, чтобы не было мучительно грустно и обидно за убиение классического произведения. На поминках присутствуют: рассказчик, уборщики и струнный квартет.
"Онегин - блюз" - это рассказ от первого лица (от автора) в духе stand-up - шоу.
Алексей Гуськов занимает эфир на 90% , меняя каждую долю секунды маски (не медицинские, слава богу). Актер жадно смакует все слова и смыслы, изящно подтрунивая над каждым из героев писателя. Самоирония тоже имеет место быть.
Татьяна у Цитриняка то уборщица, то глупая балерина с накладными ресницами, а от Ленского нам остался только парик.
Бутман, в свою очередь, вторит на саксофоне повествованию и шуткам Гуськова, и из инструмента вылетает то зарубежный хит, то музыка советских мультфильмов. Иногда он даже открывает рот, чтобы поучаствовать в беседе. Саксофонист признался на пресс-конференции, что для него это довольно странно - играть на сцене, пусть и незначительную роль.
"Онегин - блюз" - музыкальная зарисовка на классику с современными акцентами. Рекомендуется смотреть тем, кто любит выходить из зала с легкостью в душе.
Любите ли вы постмодернизм, как не люблю его я?
"Онегин-блюз" вообще-то вещь любопытная, но интересна она именно игрой акцентов, а не игрой актеров.
Футляр от контрабаса служит гробом. Музыкальные инструменты используются, как подставки для свечей. Черные фигуры, синий свет, яркие контрасты. Музыканты во фраках и белых кроссовках.
Татьяна внезапно - стремительная балерина, цвета пачки которой символизируют ее настроение и жизненный опыт. Впрочем, ее образ мил, удачен и оригинальность здесь ничуть не повредила каноничности.
Онегина читает Алексей Гуськов, который почему-то напоминает того самого дядю "честных правил", скептически смотрящего на современную ему молодежь. Неожиданные паузы и выразительные жесты придают некоторым местам "Онегина" слегка иной смысл. Смешно ли? Ну...как по мне, так скорее натянуто. Хотя, если задачей было изобразить Онегина, как циничного и презрительного зануду, то это получилось. Впрочем, в моменты длинных монологов и чтец проникается трепетностью момента, и вот тогда можно услышать классический текст, без всяких постмодернистских экивоков. И как хотите, но для меня это были лучшие моменты спектакля.
Ленский временами проглядывает из-за образа затрапезного работника сцены (который в синем халате и сандалиях), причем порой делает это совершенно неудержимо и восхитительно. Интересно, это нам так намекают на банальность типажа? Исполненная им ария (действительно, отлично спел) вызвала заслуженные бурные апплодисменты.
А еще есть скрипачи. Которые вдруг оказываются фигурами той самой дуэли. И на фоне общего цинично-ироничного настроения, которое пытается создать постановка, это неожиданным образом оказывается точно, печально и атмосферно. Вообще, скрипачи - мои любимые герои здесь. Их музыка восстанавливала классическую оранжировку и сглаживала острые углы.
Несмотря на то, что действующих лиц более одного, это практически моноспектакль. И он был бы, пожалуй, неплох (хотя на мой субъективный взгляд, Алексей Гуськов - и "Евгений Онегин" сочетаются не самым лучшим образом), если бы не саксофон. Который, если быть честным, идет этому спектаклю, как корове седло. Не подумайте, что я категорически не люблю этот инструмент. Когда-то мне повезло увидеть поставленный Михаилом Козаковым спектакль на стихи Бродского. Вот там саксофон был уместен. Он был частью спектакля, его душой. Но здесь... увы, среди легких пушкинских рифм и изящных фраз он воспринимается также нелепо, как негр афроамериканец в деревне средней полосы.
В общем, я очень хотела это увидеть, так как люблю то, что делает Арт-Партнер, но оказалось, что формат совсем не мой.
Куда уносит нас «Онегин-Блюз»?
После просмотра «Онегин-Блюз» в театре «Содружество артистов театра на Таганке» прихожу к выводу, что не все антрепризные постановки, главной приманкой в которых становятся знаменитые артисты, блещут плохим вкусом и содержанием. В моём случае «Таганка» оказалась на высоте, как во времена своего бессменного руководителя Юрия Любимова, и оправдала все ожидания, потому как в наши экономные дни редкая роскошь сыграть элегантную, ироничную, возвышенную, музыкальную постановку с высокопрофессиональным коллективом без наскучивших, скабрезных приёмов многочисленных предшественников.
А.С.Пушкин с хрестоматийным романом «Евгений Онегин» в постановке режиссёра Михаила Цитриняка предстал перед зрителем в необычном музыкальном симбиозе чистейшей поэзии, блюза, балета и оперы. Утончённость эстетики с виртуозным саксофонистом И. Бутманом и народным артистом А. Гуськовым подняли гениальный текст А.С. Пушкина до нового переосмысления – весело и музыкально говорить о трагических вещах. Многие строфы из романа часто вспоминались залом и хором прочитывались вслух. А струнный квартет на сцене добавлял партитуре особый шарм. Музыканты выступали не только действующими лицами: их смычки, точно попадая в интонацию спектакля, пронзительно возмущались и стреляли прямо в зрителя. Музыка, написанная композиторами Б. Кинером и А. Прокоповичем, филигранно подчеркнула тему, помогая раскрытию эмоциональных состояний Онегина, Ленского, пейзажных картин и всего, за что мы любим этот хрестоматийный роман. Всё было сыграно с лёгкостью и блеском. Браво мастеру!
Очаровательная белоснежная возлюбленная в танце раскрывала характер Татьяны Лариной (хореограф Т.Борисова), а бессловесный тенор (Николай Дорожкин) из оперных сокровищниц исполнил арию Ленского. Браво певцу!
Красивая сценография (Кирилл Данилов) с подвешенными гитарами к потоку, горящими свечами, красными розами, чёрными футлярами от контрабасов дополнила диссонансы виртуозных блюзов и вневременную поэзию. Одним словом, рекомендую смотреть спектакль с семьёй и думаю, что данная феерия Александру Сергеевичу пришлась бы по душе! А на вопрос «Куда уносит нас Онегин-Блюз»? Ответ простой – в мир настоящего искусства.
Совершенно феерическое прочтение классики - пушкинского "Евгения Онегина" представило театральное агентство "Арт-Партнёр XXI" в спектакле "Онегин-блюз". Блистает Алексей Гуськов, абсолютно гениально читая "Онегина". Игорь Бутман выдаёт на саксе филигранные соло, где слышен не только блюз, но и нотки джаза загитаренные фламенко. Тонкий юмор в спектакле, где текст не изменён ни на миг, льётся в движениях, мимике, жестах чтеца.
И да...здесь есть балет, где балерина Юлия Винникова превращается в наивно-комичную Татьяну.
Абсолютной неожиданностью стало превращение статиста из роли "кушать подано", которую он играет почти весь спектакль, в оперную звезду, распевающую партии из оперы "Евгений Онегин". И это оказался Николай Дорожкин - тенор, сорвавший овации.
Начало спектакля, где Гуськов и Бутман появляются у могилы Ленского, которую изображает футляр от контрабаса, сразу даёт понять, что неожиданностей не будет и Ленский таки будет убит. Но как можно показать известное произведение и удивить? Оказывается можно. Прежде всего самой игрой актёров и полутонами, полунамёками.
Является ли это моноспектаклем Алексея Гуськова? Конечно же нет. Это можно было бы назвать и дуэтом с Игорем Бутманом, но снова нет. Так как актёры второго плана несут большую смысловую нагрузку. И не только актёры, но и артисты струнного квартета, которые на протяжении всего спектакля исполняют классическую музыку и которые также смычками могут и застрелить при желании.
А самым ярким моментом спектакля стало отключение микрофона Алексея Гуськова в начале второй части. Пока его делали квартет продолжал играть и появившийся Гуськов начал читать "Уж небо солнышком блистало..." Как раз настало время этого фрагмента. И тут зрительный зал продолжил стихотворение хором и Алексей просто улыбался подбадривая жестами зрителей. Зрители не остановились на этом и продолжали цитировать известные места великого произведения нашего всего солнца русской поэзии. И это где-то даже напомнило роковый Open Air, где песни поются хором. И оставалось уже только побрататься. Ну а почему бы и нет? Сие небольшое происшествие влило и в актёров и в зрителей столько позитива, что хватит надолго. И зал стал одним целым. Тот самый момент, когда стоит подумать, а не сделать ли эту неожиданную сценку полноценной частью спектакля.
Стоит отметить шикарные декорации, где футляры виолончелей зажигаются огоньками свечей, а сверху до низа висят ленты нотной грамоты.
Талант чтеца Алексея Гуськова делает чудеса. Из, казалось бы, полностью известного произведения, вытащить необычные ноты юмора и сделать из драмы достаточно весёлый спектакль, просто переставив немного акценты и паузы. Плюс игра Бутмана на саксофоне делает этот спектакль даже где-то мистическим. Это всё надо смотреть своими глазами. Поэтому идите на этот замечательный спектакль. И удивитесь, и получите заряд хорошего настроения.
О том, что «Пушкин – наше всё», а «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» в нашей стране известно всем еще со школьной скамьи. И только ленивый не брался за это произведение Александра Сергеевича Пушкина – спектакли, оперы, балет – в каких только жанрах не ставился знаменитый «роман в стихах».
Я видела достаточно много его постановок – и классических, и сделанных с большой долей иронии, начиная со «Своими словами» Дмитрия Крымова в ШДИ, заканчивая шедевральным спектаклем Римаса Туминаса в театре им. Евгения Вахтангова.
Однако, самое большое удовольствие я, нежданно-негаданно, получила от спектакля Михаила Цитриняка «Онегин-блюз», представленного 4 февраля театральным агентством «Арт-партнёр XXI» в Театре эстрады! Очень давно хотела его посмотреть, но все никак не получалось. И вот моя мечта сбылась!!!
В «Онегин-блюз» зрителям с улыбкой рассказывают всем знакомую историю, привнося в неё своё понимание пушкинского замысла. И, судя по отзывам, лишь единицы не смогли оценить заложенную в него иронию по достоинству!
Спектакль представлен в одном из моих любимых жанров – «Магия музыки. Магия слова». Впрочем, это не совсем так – в нем зрителям предстоит ещё увидеть балет и послушать оперные арии Ленского.
Поэму читает прекрасный артист театра им. Евгения Вахтангова Алексей Гуськов, играющий Онегина (вернее – одного из двух) и в спектакле Туминаса, мне посчастливилось видеть его в нем, но там он совсем другой... Без пафоса, практически мгновенно переходя от серьезного прочтения к доброму подтруниванию над пушкинскими персонажами, ведет он здесь свой рассказ.
Блюзовое настроение «Онегина» ранее передавал наш выдающийся саксофонист Игорь Бутман, и я, признаюсь честно, с большой настороженностью шла на спектакль, узнав, что теперь в нем играет неведомая мне доселе саксофонистка Вероника Кожухарова... Но как только я увидела ее на сцене и услышала первые, изданные её саксофоном звуки, была просто покорена и даже не могу представить на ее месте уже никого другого. Браво, браво, браво!!!
«Онегин – блюз» не случайное название. Блюз – народная музыка американских негров, это плач человека о растоптанных надеждах и поруганной любви.
Слушая великолепные джазовые импровизации в исполнении прекрасной Вероники, многие зрители поймут, что ее саксофон «поет» им про их душу и боль. Когда же Вероника на пару с гитаристом Максимом Родшильдом исполнила мое любимое танго Астора Пьяццоллы, я просто «улетела в космос»...
А какой замечательный струнный квартет (Сергей Мазур, Максим Доронкин, Анастасия Федоренко, Владислав Алмакаев) задействован в спектакле! Какие они стильные и как здОрово им удается не только исполнять свою музыкальную партию, но и следовать всем замыслам режиссера, принимая самое активное участие в спектакле.
Весьма же оригинальных придумок у Михаила Цитриняка здесь хоть отбавляй – и тебе бессловесная Татьяна (просто очаровательная Юлия Винникова) в балетной пачке и на пуантах, и бутафор, перевоплощающийся в Ленского и, не только поющий его арии (замечательный тенор Николай Дорожкин), но и совершающий в конце спектакля свой, несостоявшийся в романе, выстрел в Онегина! О как!!!
Да уж, создателям спектакля удалось снять с Пушкина хрестоматийный глянец! Спектакль «Онегин-блюз», филигранно сотканный ими из переливающихся и взаимопроникающих друг в друга миров поэзии и музыки, сложился абсолютно и по значению своему гораздо больше, чем просто пересказ классики.
Собранье пестрых глав
К Театральному агентству "Арт-Партнёр XXI" относилась скептически. Пара антрепризных спектаклей, созданных с их участием которые видела, не сильно порадовали. Проблема в основном одна — драматургический материал, поскольку приглашаемые актеры это конечно ИМЕНА! и каждый, занятый в спектакле, большой мастер. Но вытянуть вещь, написанную с посылом не на голову, а на что-то ниже пояса, по-моему, просто невозможно.
Идя на антрепризный спектакль, всегда надеешься, что в этот-то раз покажут уровень! У меня наконец-то состоялось. Увиденный «Онегин-блюз» - ироническая драма по мотивам романа А.С.Пушкина — не страдает слабостями, присущими иным постановкам.
Тут находит подтверждение фраза, что гениальный автор понятен и актуален на много веков вперед. Остается только ПРОЧЕСТЬ и ДОНЕСТИ. Алексей Гуськов отлично справляется с этой задачей. Ему помогает струнный квартет и саксофон Игоря Бутмана с гитарой.
И еще на сцене два персонажа, плавно трансформирующиеся из каких-то подсобных рабочих в настоящих героев повествования.
Все сделано крайне изящно и легко. Двух с половиной часовое действие не утомляет, а радует. А ведь всего-то: чтение пушкинского романа и немного музыки. За общий результат надо конечно поблагодарить всю постановочную группу. Режиссером выступил Михаил Цитриняк. Сценографией руководил Кирилл Данилов. Художником по костюмам являлась Янина Кремер.
Я видела вахтанговского «Онегина» (правда не с Гуськовым). Даже очень красивая картинка и обилие занятых в постановке разнохарактерных артистов не спасали от ощущения затянутости. Тут же весьма аккуратно текст сокращен, оставлено казалось бы самое известное, что не помешало услышать какие-то новые для себя пушкинские строки, на которые не обращала внимания в предыдущие прочтения.
Действие летит слегка притормаживаясь саксофонными вставками (мне так почувствовалось). Не смогла себе объяснить, почему Игорь Бутман выбрал именно этот темп. Возможно, это как раз анонсированный БЛЮЗ? В заключение действия он исполнил что-то более энергичное, и его последний музыкальный опус мне почему-то понравился больше всего предыдущего.
Постановка доставила огромное удовольствие. На подобные вещи могу ходить регулярно. Очень надеюсь, что агентство выпустит еще что-то такого уровня.
Из описания на сайте Театрального агентства "Арт-Партнёр XXI" мне казалось, что я иду на что-то авангардное. А оказалось, что это по сути моноспектакль Алексея Гуськова с дополнениями, но при этом текст Пушкина был не тронут.
Очень понравилось, как Алексей Гуськов читает, два часа держать внимание зала — это непросто, а здесь все время был контакт с залом, зал весьма дружно вспоминал пушкинский текст (меня даже поразило насколько дружно, я то читала в школьные годы и помню только самые общие места).
Очень понравился момент чтения письма Татьяны — эмоции, с которыми циничный и присытившийся Онегин читал письмо, были неожиданными, но вполне логичными, очень подходящими, к тому образу, который здесь изображали.
Первое дополнение было музыкальное — это были соло Игоря Бутмана, здесь был джаз, блюз и даже фламенко. Музыкант выражал эмоции и даже разговаривал при помощи своего инструмента. Но временами были проблемы с микрофоном и это сбивало с ритма, надеялась, что за время антракта это исправят, но этого не случилось.
Понравилась и Юлия Винникова — в начале спектакля рабочая сцены, выносит реквизит, и вдруг раз! и в балетной пачке, и она уже Татьяна Ларина. Как она эффектно выглядела во втором действии уже замужней дамой — прекрасная, строгая
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Второе преображение спектакля — Николай Дорожкин, ходил по сцене в синем халате, таскал ревизит, а оказалось — прекрасный тенор. Он потрясающе исполнил арию Ленского.
А еще хотелось бы сказать, что это очень стильная постановка — ноты, инструменты, на которых зажигаются свечи, кофр от контрабаса, который служит гробом.
В прошлом году, с целью проверки себя на зрелость, я читала и перечитывала русскую классику. Дозрела я в итоге не до всего, но была очень удивлена, что Пушкин - наша гордость, наш номер 1 в классической литературе, писал так интересно, не заумно, и "на века" - так, что читая его спустя столетия, можешь применить этот опыт к нынешней реальности. В частности, его "Онегин" такой живой, такой понятный, такой бессмертный, я очень люблю это произведение.
И вот случилось так, что много лет назад Алексей Гуськов вынашивал идею, как преподнести это произведение с театральных подмостков. Воплотить ее помог продюсер Леонид Роберман и режиссер Михаил Цитриняк. А фишка спектакля состояла в уникальном и оригинальном музыкальном сопровождении. На эту роль пригласили одну из лучших современных саксофонисток Веронику Кожухарову.
Вы уже предвкушаете, что из этого получилось? Задумайтесь: "Евгений Онегин", Алексей Гуськов и умопомрачительное соло на саксофоне? Да, это было потрясающе!
Повествование раскачивалось неспешно, но с каждой новой минутой я влюблялась в актерскую игру Гуськова всё больше и больше. Он отлично умеет заигрывать со зрителем, умеет преподнести несмешное смешно, умеет быть серьезным и вызвать слезу. И при этом нет в нем ни напыщенности, ни самовлюбленности, которая присуща многим медийным лицам.
Музыкальное сопровождение также было на высшем уровне. Саксофон рвал мне душу. Струнный квартет, помимо исполнения музыкальных композиций, иногда выступал и в роли "массовки", чтобы оживить какие-то сцены.
"Евгений Онегин" был рассказан нам от лица автора, не отклоняясь от произведения. Но с точки зрения театральной постановки, привычного здесь было мало, потому что здесь не было ни исполнителя роли Онегина, ни Ленского, ни умирающего дяди, и так далее. Всё было рассказано в лицах одним Гуськовым. За одним исключением: Татьяна Ларина предстала перед нами робкой безмолвной балериной. И это тоже был оригинальный и интересный ход, который так удачно дополняет общую картину.
Подводя итог, думаю, что всё в этом спектакле было прекрасно, даже поворчать нет повода. Буду советовать его друзьям направо и налево.
Мой первый визит – знакомство с театром Эстрады состоялся на спектакль Онегин –блюз и считаю его более чем удачным.
Сам театр после ремонта поражает яркостью, красотой, огромные фото любимых артистов сразу располагают к себе, зовут, приглашают на спектакль.
Мой выбор пал на спектакль “Онегин- блюз”. Полагаю, что слово блюз в названии – условно, так как спектакль, несомненно шире и многограннее, на мой взгляд, его сложно уместить в рамки одного лишь жанра.
“Онегин –блюз” режиссёра Михаила Цитриняка -это удивительное сочетание жанров. Это и классическая версия Пушкина в блистательном исполнении Алексея Гуськова, это и яркое соло на саксофоне Вероники Кожухаровой, это и квартет струнных инструментов, и, наконец, оперная ария Ленского.
Текст Пушкина, мастерски читаемый Алексеем Гуськовым, словно прожектором, подсвечивает новые смыслы, понимаешь, что Алексей Гуськов, как и Пушкин – ироник. Тонкий, деликатный, тактичный, кажется, что он не беспристрастный чтец, а, словно верный друг, сам переживает и сочувствует героям, бережно донося до нас строки бессмертного поэта…
Гуськов взаимодействует со зрителями: задаёт пушкинские строки - вопросы, обращаясь к зрительному залу, с ним хочется вести диалог. А чего стоит живая роза, брошенная в зрительские ряды и пойманная счастливицей!
И, в то же время, ошибочно бы было считать происходящее на сцене моноспектаклем – словно в калейдоскопическом рисунке, здесь складывается именно стройный узор: и молчаливая, но при этом, самоироничная Татьяна (Юлия Винникова) в образе балерины – дурнушки, немного нелепой девушки, а затем, яркой светской дамы, и Ленский (Николай Дорожкин) –от халата школьного трудовика до светского льва – все они умело обрамляют рассказчика, создавая единое целое.
Тонкая ирония, не переходящая в пошлость и сарказм – это хороший тон, интеллект и уместность, словно сочетание нот дорогой парфюмерной воды, окутывает зрителей драгоценным, немного терпким, но в то же время, не прямолинейным ароматом.
Удивительно, что сочетание жанров не выглядит смешением, все жанры органично дополняют друг друга: соло на саксофоне позволяет зрителю поразмышлять над сказанным, прочувствовать всю пронзительность пушкинских строк, подумать о трагикомичном в нашей жизни…
Музыка же струнного квартета переносит нас в пушкинские времена, при этом, благодаря аранжировке и современному облику музыкантов, возвращает нас в день сегодняшний.
Декораций на сцене немного, но именно они создают рамку повествования –чего стоит один только гроб - футляр от контрабаса? Лаконичны и сценические цвета –чёрный, белый, красный –ничего лишнего.
Нельзя не отметить и работу со светом – словно подчёркивая мысли поэта, художники по свету то ярко освещают, то затемняют сцену, а то и вовсе, зажигают свечи…
Во время спектакля ко мне пришло осознание того, что мы склонны переоценивать некоторые события в нашей жизни, придавая им излишнюю важность и, напротив, некоторым вещам мы не придаём никакого значения, а именно они-то и оказываются в итоге столь значимыми для нас…
Задуматься о жизни, посмеяться над собой, усвоить жизненные уроки – “Онегин-блюзу” удалось на “отлично’!
Пушкин? Евгений Онегин ? - мысль пойти на спектакль по этому произведению вызывает у вас скуку и воспоминания о зубрежке в школе?
Все совершенно не так!!! Ироничный, тонкий, классический и современный, трогательный и саркастично-жесткий ...
Хотите заново узнать и точно полюбить "Евгения Онегина " ,- совершенно не по-школьному взглянуть на него - вам сюда! В театр , где театральное агентство "Арт-Партнёр XXI" в спектакле "Онегин-блюз" представило абсолютно гениальное прочтение романа .
А если я скажу вам , что читает текст Алексей Гуськов, а Игорь Бутман исполняет на саксофоне восхитительные соло, где гармонично соединились джаз, блюз , нотки классики и колорит фламенко ?
Здесь нет спектакля в обычном понимании этого слова , когда герои говорят реплики своих персонажей , это авторская читка текста , но как филигранно оттенками , мимикой, жестами , паузами оттенен каждый нюанс .
Мы все учили письмо Татьяны , и каждый может продекламировать несколько строк из него . Но авторское решение прочитать его от лица Онегина ,- гениально . Он открывает этот листочек, полный доверчивых мечтаний и откровенных признаний , и начинает читать его с непередаваемой скукой и недоумением . Какая гамма чувств , какой переход к заинтересованности , досаде, смущению и пониманию , что с этим надо как то разобраться . Для меня это было откровением . Всегда это письмо я представляла от лица Татьяны - все в трепете чувств , но ведь был и адресат !
Текст гениального произведения не изменён ни в одном слове ,- но как он совершенно нехрестоматийно звучит .
Все в спектакле очень стильно - декорации из висящих нотных грамот, и музыкальных инструментов , с зажигаемыми на них после нелепой гибели Ленского , свечами .
Два неожиданных персонажа монтировщиков , один из которых вдруг начинает исполнять арию Ленского и мы узнаем великолепный тенор Николая Дорожкина .
Удивительная Татьяна , в исполнении Юлии Винниковой - которая все свои мысли и порывы показывает лишь движениями . И этот дуэт, где Татьяна - движение и пластика , а Онегин - слово и рифма - завораживает .
Но , никакой мелодрамы и слащавой наивности : ирония , музыка , филигранное мастерство и бессмертные строки - это отличный повод пойти в театр и заново полюбить Пушкина и насладиться виртуозным джазом .
Кстати о саксофоне и музыке в спектакле : понять о, что в руках такого виртуоза как Народный артист России Игорь Бутман , инструмент не просто играете, а живёт . Он вступает в диалог , возмущается, спрашивает, грустит ... а сольные партии удивительны . Но и остальные музыканты , а именно струнный квинтет на сцене, - не просто фоновая музыка - они становятся и слушателями и участниками действия , а их смычки могут выстрелить !
Все очень органично в пространстве сцены и свет , и костюмы , и минималистично лаконичный реквизит . Какая невероятно тонкая сцена , когда погибшего на дуэли Ленского символизирует уносимый печально футляр музыкального инструмента . И вся эта тонкая игра , когда вместо коробки с дуэльными пистолетами , открывается футляр скрипки , и музыкант застывает с ним , ожидая исхода дуэли ...- мне понравилось невероятно .
От меня однозначно рекомендация к посещению, в том числе и с детьми, которые уже изучили, или кому предстоит познакомиться с Евгением Онегиным ,- им будет интересно узнать , что гениальность вне времени , а общечеловеческое - вне социальных условий
Сценография, придуманная Кириллом Давыдовым, аскетична - натянутые от пола до потолка нотные линейки и подвешенные на них музыкальные инструменты, футляр от контрабаса, превращающийся в гроб, расставленные по сцене Силуэты…
Все внимание приковано к исполнителям и три талантливых актера, виртуозный струнный квартет и oдна из лучших coвремeнных caксофoнистoк Веpoникa Кoжухаровa сотворили настоящее чудо!!!
Написанный без малого два века назад гениальный пушкинский текст, «энциклопедия русской жизни», заиграл новыми красками и смыслами!
Хаpизмa и актеpcкое дapoвание Алeксeя Гуcькoвa, читающего сцены из «Онегина» то проникновенно, то с каким-то мaльчишеcким зaдорoм, умoпoмpaчительнoe солo на caксофоне Вероники Кожухаровой, хpупкая жeнственность Юлии Винниковой, чью Татьяну режиссер не только лишил слов, но и поставил на пуанты и прекрасное, совершенно неожиданное исполнение арий Ленского Николаем Дорожкиным (тенор, заслуженный артист России, солист «Геликон-оперы), играющим работника сцены, и струнный квартет, добавляющий в повествование романтичные нотки…
Очeнь cтильнaя пocтанoвкa!!!
(Отзыв Смирновой Елены)
Мне кажется, что по-настоящему хорошие спектакли нельзя сконструировать – они должны вырастать сами, как растет крона у дерева, как укладываются осенние листья в прекрасный ковер. Так творил Баланчин: упала балерина – прекрасно - пусть всегда так и лежит, другая опоздала с выходом – замечательно – пусть опаздывает всегда. Вот и спектакль Театральное агентства "Арт-Партнёр XXI" «Онегин-блюз» наверное так и появился на свет - сплелся из нитей судьбы и дуновений эфира. На сцене все время кто-то копошится - люди приходят и уходят, кто-то потанцует, кто-то попоет, звучат поэзия, джаз, классика – казалось бы все происходящее случайно, но все непонятным образом связывается в единый организм и получается Спектакль. На сцене главенствуют два народных артиста Алексей Гуськов и Игорь Бутман, на сцене поэзия переплетается с джазом, Пушкина читают под саксофон. Никогда раньше не замечала, что Пушкин писал в джазовом стиле – та же легкость, свобода и непрерывное движение вперед. Пушкин как в свинге ритм стиха поддерживал мелодикой слова. Случайность и незаданность действия окружается воздушно невесомым оформлением: сценограф Кирилл Данилов тонко почувствовал движения спектакля и сплел сеть из тумана и нот. Хотелось бы понять: эфирные силы пролили все это богатство единолично на режиссера спектакля Михаила Цитриняка или творил коллективный разум? Как неожиданно и невероятно прекрасно Алексей Гуськов читает «Евгения Онегина» - с детства знакомые образы наполняются новым звучанием и новым смыслом, становятся насыщеннее, объемнее и ближе, а Игорь Бутман говорит музыкой то, что не вмещается в слова, и спектакль заканчивает знаменитым началом: «мой дядя самых честных правил»
АРТ - ПАРТНЕР ХХІ
представляет
"ОНЕГИН-БЛЮЗ"
(ироническая драма
по мотивам романа А.С. Пушкина)
Режиссёр - Михаил Цитриняк
Художественное слово-
АЛЕКСЕЙ ГУСЬКОВ
Соло на саксофоне-
Вероника Кожухарова
Тенор- Николай Дорожкин
Балерина - Юлия Винникова
Струнный квартет:
1 скрипка- Сергей Мазур
2 скрипка - Максим Доронкин
Альт- Анастасия Федоренко
Виолончель- Владислав Алмакаев
Гитара- Максим Ротшильд
По версии театрального агентства АРТ - ПАРТНЕР ХХІ Алексей Гуськов - дважды номинант на звание "Евгений Онегин": 💥 играя этого героя на протяжении многих лет в Театре Вахтангова, и 💥участвуя в проекте "Онегин-блюз".
Перед началом спектакля я с удовольствием рассматриваю художественное оформление сцены: девять нотных станов серпантином спускаются с потолка, на разной высоте на них нанизаны явно не бутафорские струнные инструменты - красивое зрелище! Посредине сцены - небольшой подиум для струнного квартета, где расположены стулья с красивыми резными спинками в виде скрипичных ключей. Всё очень торжественно и вдохновенно, пока не замечаешь подсобных рабочих в халатах цвета синьки, один из которых старательно расставляет чёрные силуэты, вставляя красные гвоздики в их прорехи, а уборщица тщательно моет шваброй и без того чистую сцену театра Эстрады. На сцене появляется струнный квартет, одетый в элегантные чёрные фраки, белоснежные рубашки и ... белые кроссовки. Всё очень символично!
Алексей Гуськов пребывает полностью в своей стихии, декламируя пушкинские строки,: он сам наслаждается поэтикой и слогом, открывает зрителю красоту онегинской строфы. Его голос звучит пафосно и торжественно, иронично и многозначительно - актёру предстоит донести до зрителя всю сюжетную канву событий, бережно сохраняя каждую запятую романа в стихах. Актёр не только повествует, он общается с залом, освежает хоровым декламированием хрестоматийные строки, в зал летит даже настоящая роза, которую так ждёт читатель к рифме "морозы".
Для меня как для ценителя пушкинской поэзии этот актёрский монолог был безупречен, и я готова была внимать ему бесконечно.
Участие саксофонистки Вероники Кожуховой придавало особое очарование повествованию. Звучание саксофона, оказывается, может быть
-внимательным;
-равнодушным;
-красноречивым;
- пламенным!
и невербально передавать смысл глаголов:
-ревновать;
-лицемерить;
- таить надежду;
- изнывать.
Зрителей ожидает много сюрпризов: например, бутафор в синем халате превращается в Ленского, и жаль, что тенор Николая Дорожкина звучит очень кратко. Балерина Юлия Винникова (та самая уборщица со шваброй) преображается в Татьяну Ларину. Все перемены в облике героев происходят с тонким юмором, возвращая нас из ХІХ века в ХХІ.
В финальной сцене спектакля смычки приравниваются к шпагам, и каждый раз звучит импровизация - и музыкальная, и поэтическая.
Создателям спектакля удалось найти удивительное сочетание поэтического слова с музыкальными партиями струнного квартета и соло на саксофоне.
Именно так , не с самого начала начинается "Онегин- джаз" спектакль - чтение романа "Евгений Онегин" мэтром Алексеем Гуськовым. Не с начала и это уже необычно. Да, перед нами джаз, а это почти синоним импровизации! Ну куда без нее при чтении одного из самых известных русских романов, которое разобрано на цитаты, измучило не одно поколение девятиклассников, поставлено тысячи и тысячи раз. В главной роли Алексей Гуськов. Он читает роман. Вот стоит на сцене и наизусть читает эти вечные "Я к Вам пишу, чего же боле...", но читает так искусно, с такими интонациями, паузами и акцентами, которые самостоятельно ты никогда не представишь.
Мэтр безраздельно владел залом! Это настоящая магия, когда один человек стоит на сцене, читает всем известное произведение, но при этом люди сидят и внимают каждому его слову, как будто слышат это первый раз. Конечно, здесь и само произведение, насколько бы оно не было известно и не набило аскомину , но оно гениально! Полотно, энциклопедия жизни 19-го века, а послушав сейчас это произведение, я бы сказала - энциклопедия внутренней жизни человека независимо от века. Пушкин выступает как прекрасный психолог. Он видит своих героев насквозь, понимает движения их душ. Для того, чтобы по новому взглянуть на Пушкинскую нетленку, надо подтянуть до современности реалии 19-го века. Режиссёр и команда привнесли новшества достаточно характерные для театра Вахтангова ( режиссёр Театра им. Евг. Вахтангова Михаил Цитриняк) и вообще для театра, как синтетического искусства (в плане синтеза разных искусства). Татьяна разговаривает со зрителем посредством балетных танцевальных па. Вероника Кожухарова виртуозными соло на саксофоне передает душевные перипетии героев. Иной раз саксофону аккомпанирует электрогитара. Струнный квартет подчёркивает интонационную игру Алексея Гуськова. Для меня было шоком, когда один из актёров, одетый в работника сцены, вдруг начинают петь партию Ленского прекрасным баритоном. В рабочем халате и такие фортеля!
Полным откровением стали последние минуты спектакля. "Онегина" закольцевали! Если бы Пушкин увидел такую трактовку своего романа, мне кажется, он бы аплодировал стоя. Такой взгляд я ещё не встречала и это, действительно, переворачивает представление о романе и дает ему дополнительную ноту вечности. Гениально и просто, как у Пушкина. Рекомендую всем испытать инсайт от новой трактовки литературного сокровища.
Хочется выразить восхищение от спектакля, от игры Алексей Гуськова от работы всего творческого коллектива. Браво!
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
А.С. Пушкин
Музыкальный спектакль "Онегин - блюз", поставленный по мотивам романа Алексанра Сергеевича Пушкина от агентства АРТ-ПАРТНЕР XXI вызвал у меня огромное восхищение, ведь главную роль искусно исполнил сам Алексей Гуськов. Режиссером спектакля является Михаил Цитриняк. Благодаря идее Алексея Гуськова и поддержке Леонида Робермана, всем известное произведение зазвучало по - новому, спектакль получился оригинальным и визуально очень красивым.
Это история о человеческом эгоизме, о любви, о дружбе и о меняющемся с возрастом отношении к жизни и людям. Слышишь знакомые строки и открываешь для себя что - то новое, чего не понимал в школьные годы. Ведь как важно не упустить в жизни самое главное.
На сцене происходил своеобразный диалог между актером и музыкантами, актером и зрителями. Бесподобный Алексей Гуськов так выразительно и вкусно, с нотками юмора и грусти, читал стихотворения Пушкина (на протяжении 2,5 часов), и это было не скучно. А как искусно ему удалось охарактеризовать каждого персонажа романа "Евгений Онегин". При помощи правильно подобранной мимики, жестов, интонации мэтра, зритель то смеётся, то сочувствует героям.
Понравилось музыкальное оформление сцены в виде подвешенных нотных строк, на которых располагались музыкальные инструменты со свечами, стулья, просматривались силуэты людей. Не было ничего лишнего, можно было полностью сосредоточиться на игре актеров и музыкантов.
Получилось блестяще. В спектакле также были задействованы такие художественные приемы как балет и опера. Печальная и молчаливая Татьяна (балерина Юлия Винникова). Прекрасно дополнила чистый и задумчивый образ главной героини. Неожиданное выступление оперной партии Ленского (тенор Николай Дорожкин), это было потрясающе и мощно.
Я осталась в полном восторге от музыкального спектакля. Прекрасное классическое произведение в такой стильной трактовке! Рекомендую к просмотру со школьниками. Будет интересно!
Есть некрасивое слово "катарсис", но оно точно описывает впечатление от спектакля "Онегин-блюз" с Алексеем Гуськовым и Игорем Бутманом. Классический текст Пушкина сыгран так умно, легко, но весомо, что, выйдя из театра, даже заплакала: "Как же теперь смотреть другие спектакли, фильмы, когда увидела, услышала (познала!) такой потрясающий уровень!"
Завораживающее своей энергетикой и необычной подачей прочтение нетленной классики А.С. Пушкина в исполнении неповторимого и харизматичного Алексея Геннадьевича Гуськова. Неразрывный контакт со звательным залом с первых минут спектакля и до финала. Яркие роли второго плана тоже не оставят зрителя равнодушными. Особенно неожиданная оперная ария Ленского в середине спектакля. Высший бал Ю рекомендую.