Помните анекдот: «У носорога плохое зрение, но при его весе это уже не его проблемы»? Видимо, именно поэтому для своей самой знаменитой пьесы Эжен Ионеско выбрал это толстокожее животное, а не менее экзотичных баранов, ослов и прочих жвачных. То есть, конечно, не животное, а человека-носорога – идеологически близорукого и этим опасного, способного смести все препятствия на выбранном пути, не особо задумываясь над его правильностью. По Ионеско, всеобщее «оносороживание» как проявление человеческого инстинкта стадности начинается с увлечения отвлечёнными доктринами, праздного философствования, невежественных выводов и, конечно же, стремления «быть не хуже других», а желательно, и лучше. Стать правоверным носорогом может представитель любой политической системы, но автор подразумевал наибольшее из зол – распространение коричневой чумы фашизма. Герои пьесы демонстрируют практически все поводы, по которым люди присоединяются к стаду, теряя человеческий облик: кто-то требует терпимого отношения к ним и пытается их понять, кто-то подпадает под харизматическое обаяние носорогов, кто-то завидует их мощи, кто-то пугается, и так – пока среди носорогов не остаётся последний человек. Перед каждым встаёт непростой выбор: когда ты в меньшинстве, а все твои коллеги, друзья, родственники перешли на сторону носорогов, выглядящих такими счастливыми, поневоле задумаешься – а вдруг правы они, а не ты? Вот такая серьёзная вещь была написана под заголовком «Носорог», а поставлена под названием «Носороги» в виде на редкость бестолкового, истеричного и шумного зрелища – видимо, создатели спектакля перепутали театр абсурда с фарсом. Каждый актёр очевидно уверен, что играет в комедии, и поэтому лепит плоский карикатурный образ с ограниченным набором типических черт, зачастую перегибая палку и превращая и без того грубый шарж в совсем уж нелепую мазню: главный герой, Беранже, – тупой непросыхающий алкоголик, Логик – неадекватное существо, способное неожиданно влезть в мизансцену с сардоническим (как ему кажется) хохотом, Дюдар раздаёт всем конфеты, и ему мерещатся мухи, а Ботар кидает зигу толпе, встав на стул. Режиссура вообще отчаянно грешит иллюстративностью, словно держа своего зрителя за неспособного к ассоциативному мышлению идиота: присутствие носорогов сопровождается режущими слух звуковыми эффектами в виде рёва тиранозавра и заунывного воя НЛО, постоянно с грохотом падают предметы, сквозь стены пролезают рога, сделавшие бы честь доисторическим монстром, люди выбегают на авансцену с растопыренными руками, выпученными глазами и оглушительными криками, превращаются в носорогов в страшных корчах и малоубедительных ползаниях на четвереньках. Двуногие так себя не ведут, четвероногие – тоже, и на весь утомительный балаган в тесных декорациях и примитивном однотонном освещении, меняющем один цвет спектра на другой, хочется поставить печать с нетленным вердиктом: «Не верю». Наиболее же топорен финал: превратившиеся в носорогов выходят в интернациональных милитари-нарядах (жестяная каска, фуражки, арафатки, чёрные чулки на лицах), что как бы напоминает нам о том, что носороги отнюдь не так безобидны, как может показаться, а могут и безвинную кошку затоптать, и случайного прохожего на рог насадить. Похоже, что чем старательнее режиссёр пытается разжевать смысл пьесы, тем дальше этот смысл ускользает из постановки – не читавший Ионеско зритель, скорее всего, сделает вывод, что единственный способ приобрести иммунитет от вируса оносороживания – интересоваться исключительно алкоголем, не мыться, не бриться и вообще не следить за собой (намёк в этой сказке, впрочем, имеется – спирт предохраняет от радиации). Однако, скажете Вы, произведение с элементами фантастики поставить непросто – и будете правы. Но интерпретировать, да пусть даже и упростить сложные метафоры Ионеско – не значит пересыпать спектакль «приметами современности», не то изначально задуманными, не то несмешно сымпровизированными – вроде клавиатур и выстукивания на них «Спартак-чемпион» и тем паче кошмарного изречения: «Жан-Поль Сартр. Аватар». Я ранее полагала, будто классику невозможно ничем испортить – но данный спектакль дискредитирует «Носорога» получше любого разгромного литературоведческого труда. Берегущим свои нервы к просмотру не рекомендуется.
20.06.2010
Комментировать рецензию
На днях побывала на премьере в Театр «У Никитских ворот» - "Носороги" на Новой сцене, по пьесе Эжена Ионеско. Как я понимаю, раньше спектакль по этой пьесе уже шел на Старой сцене. Но его я не видела, да и с творчеством Ионеско. прямо скажем. не знакома толком, так что для меня это точно было нечто совсем новое.
Как известно, Эжен Ионеско - один из основоположников театра абсурда и классик театрального авангарда XX века. Сам драматург считал, что его творчество выражает мировоззрение предельно трагическое и что его пьесы предостерегают от опасностей общества. "Носорог" не выбивается из этой концепции.
Но то, что должно было быть театром абсурда, в театре у Никитских Ворот оказалось весьма «причесанным» и с четко выделенной основной мыслью, которую, впрочем, даже озвучивают до начала спектакля. А во время спектакля мелодии великолепного Жана-Мишеля Жарра внезапно сменяет марш Третьего рейха "Lore, Lore" и марширующий под нее будущий носорог.
И вот тут у меня, конечно, двойственное впечатление. С одной стороны, все это актуально и своевременно, и антифашистская направленность, безусловно, в пьесе была изначально. С другой стороны, пьеса Ионеско во многом за счет своей абсурдности хороша тем, что она, шире. И должен быть там не только фарс и абсурд, но и драма, и психология…
Но к спектаклю.
Сюжет таков: в маленьком, ничем не примечательном городке неожиданно замечают носорога. Пока горожане гадают, что бы это могло значить, несет ли какую-то опасность, откуда зверюга взялась и к какому виду принадлежит… носорогов уже два. Вскоре выясняется, что в носорогов превращаются сами жители, и начинается новая волна обсуждений: кто превращается, почему, к добру это или к худу. Тут же находятся те, кто вовсе не верит в подобное и упорно ищет естественные объяснения происходящему. Кто-то утешается мыслью, что «оносорожились»-то всего процентов 10-20 горожан, не так это и опасно. А кто-то находит «оносороживание» даже привлекательным, а носорогов— лучшей версией человека. И в конце среди носорогов остается человеком только один герой — некий Беранже (Юрий Голубцов). Почему он?...
Режиссер, конечно же, Марк Розовский. Сценография — Александр Лисянский, костюмы — Евгения Шульц. Тут у меня лично нет вопросов ни к тому, ни к другому… Хотя нет, к образам героев, пожалуй, есть.
Ну, во-первых, прическа официантки /Яна Прыжанкова/. Будем считать, что она должна намекать на рог носорога, хотя, ммм… ну странная она, странная.
И во-вторых, Беранже. Костюм, видимо, призван соответствовать образу герою. Но все же... Главный герой — человек, полспектакля щеголяющий в семейниках, фраке и одном носке — ну такое… Это уже не просто "неряшливость", это что-то посерьезнее.
Впрочем, у меня вообще больше всего вопросов к Беранже. По пьесе мне казалось, что он — просто человек, середнячок, которому свойственны все грешки — и выпить он не прочь, и ленив, и несколько неряшлив, но в целом вполне обычен и самодостаточен — и в этом заключается секрет его «иммунитета против оносороживания». У нас же Беранже — некто вроде пожилого клоуна-алкоголика, привлекательного в нем нет примерно ничего, и ассоциировать себя с ним не удастся, думаю, никому. Так что же — никто не спасется?... Интересно, что имел в виду режиссер, создавая именно такого Беранже.
Честно говоря, спектакль мне понравился. И да, по-моему, на него можно вести даже тех, кто не очень любит собственно театр абсурда - тут получился, скорее, фантастический спектакль-притча на актуальную тему, украшенный интересными псевдлологическими умозаключениями (за большую часть которых в ответе, конечно, Логик /Никита Сюсюкин/), романтической линией и даже танцем (Дэзи /Ксения Некрасова/ великолепна!).
В театре "У Никитских ворот" премьера, точнее не совсем премьера, а возобновление. Спектакль "Носороги" шел на его сцене лет десять назад, и вот опять. Ну что вам сказать... пьеса Ионеско, написанная в 1959-м году, не потеряла своей актуальности и, думаю, не потеряет её в обозримом будущем.
В "Носорогах" исследуется поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию. Большинство окружающих его людей подчиняется обстоятельствам, и постепенно жуткие вещи начинают казаться не такими уж и ужасными, не такими и страшными: в конце концов раз все стали носорогами, значит это совсем не плохо.
Спектакль, поставленный основателем театра "У Никитских ворот", режиссером и драматургом Марком Розовским, начинается как беззаботная французская комедия. Мы наслаждаемся яркими образами, остроумными диалогами, но постепенно жители начинают заражаться носорожьим ковидом и ситуация перестает быть томной: эпидемия носорожества стремительно развивается.
Первые заболевшие вызывают недоумение и испуг, а затем каждый из горожан обнаруживает в себе внутреннего носорога, рвущегося на волю и готового растоптать каждого, кто оказался на его пути. В результате устоял лишь неряха и выпивоха Беранже (Юрий Голубцов), отнюдь не являющийся примером для подражания, но, по своей внутренней сути, не способный принять "носорожество". Нет, он не идейный борец, просто у него врожденный иммунитет к этой болезни, а прививки для остальных людей, увы, не существует, как не существует прививки от глупости, жестокости и многих других пороков человечества, и маловероятно, что ее когда-нибудь изобретут. В конце концов не зря же людям дан разум. Стадное поведение хорошо для коров, а у человека всегда есть выбор.
Спектакль "Носороги" театра "У Никитских ворот" смотрится на одном дыхании: он начинается фарс, а затем разворачивается как психологическая и философская драма. Абстрактный сюжет, благодаря нестандартному смешению комедийных элементов с трагическими и абсурдными ситуациями, обрастает неожиданными смыслами и толкованиями.
Финал, придуманный Марком Розовским, абсолютно гениален: горожане обступают беднягу Беранже, в их внешности нет ничего носорожьего, они выглядят как обычные люди, но они лишь кажутся людьми.
Сценография, придуманная Александром Лисянским, лаконична: три стены, окна, двери... лишь столы и стулья изменяют пейзаж: из кафе мы попадаем в квартиру, из квартиры в офис. Главное в спектакле текст Ионеско, мастерство актеров и тончайшие режиссерские интонации, транслирующие зрителям мысли и чувства создателей.
Актеры театра "У Никитских ворот" как всегда вызывают восхищение. Великолепна официантка (Яна Прыжанкова) ярок друг Беранже Жан (Александр Чернявский), трогательна Маргарита Рассказова в роли домашней хозяйки. Хочется перечислить всех, но лучше бы вам пойти в театр и самим увидеть этот непростой, яркий и талантливый спектакль.
если коротко и ясно, то так:
актерский состав из профессионалов.
знакомые лица и маленький уютный зал создают атмосферу некого интимного контакта(конечно, с театром Фоменко не сравнить).
прекрасная, умная пьеса Ионеску, как исходный материал тоже дает свои бонусы.
все бы хорошо, НО
почему если это премьера, то костюмы такие словно этот спектакль шел еще при Хрущеве, декорации проигрывают большинству столичных театров.
еще более кратко:
толи художник сцены бездарь, толи денег не дали. вообще все отдает дешевостью и некой "советчиной".
Смотрела "Носорогов" в феврале 2018. очень впечатляющий, зрелищный спектакль. крепкий, слаженный актерский состав. Отдельный плюс за пластику и хореографию. В спектакле заняты как молодые, так и возрастные актеры - все смотрятся достойно и органично.
Главное достоинство спектакля - конечно же, материал Ионеско. Я впервые с ним познакомилась - конечно, заставляет задуматься. причем во время спектакля, так что приходилось себя вытаскивать из размышлений и возвращаться к просходящему.
"Носороги" в постановке Розовского - традиционный актерский спектакль: здесь нет спецэффектов, дорогущих декораций и костюмов. Но есть добротная актерская игра, местами выдающаяся и отличный материал. Рекомендую! я не пожалела о том, что его увидела.
Одна из пьес, относящаяся к жанру театра абсурда. В ней много свободы и она принимает любые метафоры, но и опереться в ней не на что.
Воскресное утро во французском городке. Его жители заняты своими обычными делами или даже бездельем, когда по главной улице проносится Носорог. Неясно, откуда он взялся, но, что еще более странно – все вокруг постепенно тоже начинают превращаться в носорогов.
Нам вместе с главным героем Беранже (говорящее имя?) предстоит разобраться в том, кто же такие – эти Носороги, а главное, как оставаться человеком, когда то, что раньше казалось абсурдным, становится для всех нормой.
Для Ионеско спектакль, вероятно, был антифашистским, для меня – напомнившим недавнее время, когда прежде нормальные люди прямо на глазах превращались в ковидиотов, требовавших от всех окружающих прививок шмурдяком от Гинзбурга.
Из актеров моя фаворитка Яна Прыжанкова в роли официантки: почти без слов ей удалось сыграть лучше всех. Из ролей со словами выделю Жана (Александр Чернявский).
Лучшая сцена, пожалуй, та, где дело происходит в офисе.
Единственный недостаток: Беранже, забулдыга с жеванным галстуком и в семейных трусах постоянно вызывает брезгливость. Жаль, что именно так по мнению режиссера выглядит человек, способный оказывать сопротивление всеобщему сумасшествию. Получается, что мы в некотором смысле имеем тут спектакль без героя.
Марк Розовский реанимировал свою постановку одной из самых известных пьес классика драматургии абсурда Эжена Ионеско. «Носороги», справедливо посчитав, что сейчас она, как никогда, актуальна.
Как и в пьесе, в спектакле зрители наблюдают все стадии массового психоза – то, что в единичном воплощении вызывает панику, по мере овладения массами, наоборот, становится привлекательным, а потом и вовсе затягивает, превращаясь в оголтелый фанатизм. Опять же, практически все предпочитают идти «в ногу со временем». «Из хороших людей получаются отличные носороги!»
На наших глазах происходит перерождение Жана и Дюдара и артистам прекрасно, лишь с помощью пластики, удалось передать «оносорожевание» своих персонажей. И даже такому светлому человечку, как Дэзи, не удалось устоять перед соблазном быть такой, как все. Выстоял лишь Беранже! Ох, недаром говорят, что «пьяному и море по колено». Шучу. Просто добросердечного пьяницу участь стать толстокожим животным совсем не привлекала.
Оставаться ЧЕЛОВЕКОМ в определенных ситуациях трудно, еще труднее быть одиночкой и изгоем, и все-таки очень важно сохранить в себе умение сказать «нет» - именно эту мысль и пытаются донести до зрителя прекрасные актеры Театра «У Никитских ворот» вместе со своим бесстрашным худруком, поставившим эту пьесу-притчу и усилившим музыкой Жана-Мишеля Жарра ее эмоциональное воздействие на зрителя.
(Отзыв Смирновой Елены)
Опыт театра абсурда для меня абсолютно новый. И я думала, что вот уж точно просто расслаблю голову и просто посмеюсь. Если мы думаем, что театр абсурда вне логики, то это не так. Тут размышлять и размышлять, что я и делаю уже почти неделю после спектакля. Ну, посмеяться тоже было много, конечно. Эжен Ионеско (автор пьесы) хотел показать нам бессмыслицу отвратительных идеологических систем. Что будет, если люди будут стадом. Хотяяя носороги животные одиночные.
Сама по себе пьеса антифашистская, и в спектакле всё показано очень аккуратно.
И вроде сейчас мы живём свободно и можем выбирать, как нам жить. Но всегда это тонкая грань, как не оскотиниться и не поддаваться стадным рефлексам.
Не могу пройти мимо игры актёров, тут весь зал был в восхищении. Играть в театре абсурда - задача нелёгкая, но получилось отлично. Я в некоторых моментах узнала многое из жизни.
И если такой опыт был для меня впервые. То есть то, что я люблю делать для себя на постоянной основе. Например, открывать для себя театр с премьеры. Хотя премьера, то не премьера. Спектакль уже шёл в театре раньше. И вот "Носороги" вернулись.
Сегодня в театре "У Никитских ворот" пронеслась эпидемия "оносороживания": добропорядочные жители провинциального французского городка пытались постигнуть смысл происходящего и безошибочно расшифровать предлагаемые жизнью силлогизмы. А именно следующие:
-носорожные явления - это галлюцинации или провокации?
- причины и подоплёки носорожьей истории;
- эпидемия или нервное заболевание?
- это смертельная болезнь или возможны обратимые мутации такого рода?
- для какого носорога - африканского или азиатского - характерным является признак двурогости и единорогости?
Представьте себя на месте Жана(Александр Чернявский): вы мирно пьёте анисовый ликёр на террасе кафе, менторски поучаете лучшего друга - неряху Беранже - светским манерам, стилю в одежде, правилам гигиены, необходимости самообразования как роста нравственной личности. При этом ваша личностная самооценка неуклонно растёт, и вдруг...
Хотя подождите, именно в этот момент на террасу городского кафе выходит Яна Прыжанкова и затмевает своим появлением несущихся с рёвом носорогов.
Да, явление Яны в роли официантки не столь таинственно, как забег носорогов (кстати, откуда они взялись - из цирка или зоопарка?), но не менее триумфально. Секси-дива, угадывающая желания каждого, исполняет акробатические трюки, пластически-синхронно движется с постоянными клиентами кафе, выполняет сальто с тряпкой и не забывает шутить в ответ на простодушное восклицание "А здесь тоже сыро! "
Спектакль изобилует чудесными сценками-экспромтами, которые освежают серьёзные диалоги посетителей кафе и клерков в офисе. Похороны кошечки, погибшей от набега носорогов, виртуозное владение компьютерной клавиатурой (оказывается, она может выступать как музыкальный инструмент!), соперничество Беранже(Юрий Голубцов) и Дюдара(Дмитрий Пугачёв) за внимание очаровательной сотрудницы Дэзи(Ксения Некрасова), непередаваемый эмоциональный диалог Беранже и Дэзи, который сравним с разговором супругов, живущих в браке уже четверть века - это далеко не все "вишенки" на премьерном торте.
На самом деле посыл спектакля очень серьёзен:
тема утраты индивидуальности("оносороживания"), где все люди становятся однородной серой массой, состоящей из зомби-марионеток и готовой растоптать любого, кто не вписывается в "носорожий" кодекс, весьма актуальна в наши дни, так как противостоять бездуховному обществу тяжело.
Три варианта развития предлагает Эжен Ионеско и Марк Розовский: одни люди превращаются в носорогов сразу же(мсье Папийон - Юрий Шайхисламов). Другие сначала ужасаются происходящему, а потом начинают принимать ситуацию и даже находить в ней положительные моменты (мадам Беф - Полина Ежова) . Лишь один герой - Беранже (Юрий Голубцов)считает происходящее дикостью и не перестаёт быть собой.
Конфликт между человеческим и «стадным» началом - основная идея постановки.
Особо хочется отметить выдающуюся игру Александра Чернявского (Жан), чье натуралистичное превращение персонажа в носорога заставило зрителей пройти все этапы - от головной боли по причине шишки на лбу до позеленения шкуры и свирепого рыка.
Превращение мизантропа Ботара(Богдан Ханин) не то в Наполеона, не то в известного политика с пламенными речами и фирменными оскорблениями, также осовременивает пьесу французского драматурга.
Но настоящим бенефисом и моментом славы как яркого комедийного актёра можно считать роль Беранже, исполняемую заслуженным артистом РФ Юрием Голубцовым. На сцене был и комик, и трагик в одном лице!
Спектакль удался!
Поздравляю с премьерой!
На днях посмотрела пьесу «Носороги» Эжена Ионеско на малой сцене в театре у Никитских ворот. Театр для меня новый, поэтому сразу пошла оценивать интерьер. Сама сцена находится на втором этаже, куда можно попасть по лестницей на лифте. Стены в зеленых оттенках настраивают на позитив (как раз то, что нужно после рабочего дня). Зал небольшой, но уютный. Мне повезло еще и в 1 ряду оказаться.
Меня пригласили на предпремьерный показ, и в зале было много друзей, родственников и всех неравнодушных к самому театру и режиссеру. Кстати, режиссер Марк Розовский приветствовал нас лично и немного рассказал о жанре спектакля. Мне понравилось, как он сказал: «Без иносказания искусства нет», как будто готовил нас к чему-то непривычному и новому. И необычное, конечно, было (но спойлеров не будет).
Пьеса «Носорог» Эжена Ионеско про «происшествия» в маленьком городке, где жители постепенно превращаются в носорогов. Сначала они ужасаются происходящему, а потом начинают воспринимать ситуацию как должное и даже находить в ней плюсы.
Зацепило вот что: в первом ряду у меня была возможность наблюдать каждый жест актера, мимику лица, выражение глаз – как они перевоплощались, невероятно и талантливо. Ведь людям нужно было перевоплотиться в носорогов, в бездушное стадо и стать как все.
Что хочу сказать: ходите в театр, не жалейте денег и времени. Есть эмоции, которые можно получить только так: сидя в зале, глядя на сцену, удивляться, восхищаться, возмущаться и размышлять о себе и окружающих.