Романтик и идеалист, режиссер Эльмо Нюганен, который последние 15 лет руководит таллинским Городским театром, даже трагедии ставит так, что в героях узнаешь печальных Пьеро наших дней. Ну а в комедиях он непременно отыскивает те самые «невидимые миру слезы», которые вынесены в заголовок спектакля по юмористическим рассказам и водевилям Чехова. Еще надо иметь в виду, что Нюганен по первому образованию актер, и актеры в его спектаклях никогда не заслоняются ни идеями, ни сценографией. Они безусловный приоритет, и главная проблема режиссуры Нюганена отсюда же: сократить актерские находки для него — из разряда невозможного. Спектакль длится 3 часа 15 минут.
Драматический |
Элмо Нюганен |
Этим спектаклем я открыла для себя театральный фестиваль «Балтийский дом» три года назад. И теперь вспомнила о нем, когда решала, какие спектакли нужно посмотреть на нынешнем фестивале, и стоит или не стоит идти на новый спектакль Элмо Нюганена, поставленный в том же Таллиннском городском театре, что и «Невидимын миру слезы» по ранним рассказам Чехова. Отношение к спектаклю за три прошедших насыщенных театральных года не изменилось. Это тот случай, когда спектакль хорош тем, что его приятно видеть. Театральное действо без претензий, но и без фальши и принужденности. Действительно Чехов, действительно юмористические сценки. В водевиле «Медведь» у Элмо Нюганена больше гротеска, чем игры чувств, которая забавляет Чехова. Но главное, что действительно смешно.