Эта постановка далека от школьных штампов и обычных представлений о «На дне». Пьеса Горького, в которой большинству из нас хронически видятся революционность и острая социальность, чернуха и беспросветность, в спектакле НДТ оборачивается историей общечеловеческой, почти философской, исполненной страстным призывом к свободе и свету в широком смысле этих слов. Тьма дна необходима здесь лишь для того, чтобы ярче забрезжило солнце.
Знаменитая горьковская ночлежка лишается привычного смысла, превращаясь в абстрактный помост-плот, диковинный Ноев ковчег, на котором живут и выживают, странствуют, философствуя по пути, «люди и человеки». Босые чудаки, странные персонажи этой притчи ищут света, любви, спасения… Их дом — между небом и дном; их дни — безвременье; их жизнь — испытание, вечный спор с Богом, страдание и вместе с тем — величайшая ценность. Они мечтают о славном городе Иерусалиме, но ближе оказывается «золотой край» — Сибирь.
Они ранят и ласкают друг друга, и чем сильнее бьют, тем больше любят. Они пытаются докричаться до небес и до каждого; они готовы опуститься на самое дно своих душ, чтобы только понять смысл бытия, чтобы только обрести себя. Труден их путь, и порой кажущееся благополучие оборачивается лишь иллюзией — fata-morgana. Видения и миражи окружают их, то путая и пугая, а то — обнадеживая и принося зыбкое, но счастье.
«На дне» — это о солнце, найти которое можно только побывав в самых темных глубинах. «На дне» — это о любви, которая сильно ранит, но именно это и делает ее спасительной и прекрасной. «На дне» — о жизни, в реальность которой порой трудно поверить. «На дне» — о смерти, открывающей дорогу в новое бытие.