Премьеры, Музыкальный |
12+ |
Елена Черная |
13 ноября 2024 |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
«Евгений Онегин» - одно из моих любимых произведений. Сколько уж версий я пересмотрела - и оперных, и драматических, и даже все доступные фильмы.
Режиссёр Елена Черная поставила в Московском Губернском театре оригинальный моноспектакль «Мой Онегин», и это уже второе ее обращение к русской классике после «Мой Лермонтов».
В спектакле всего двое героев, да и надо ли больше? Онегин, он же Рассказчик (кстати, интересно, ведь по сути, это сам Пушкин) в исполнении Кирилла Зайцева, и Татьяна в исполнении актрисы театра «Зазеркалье» Марии Берар.
Прежде всего, хочется выразить восхищение Кириллу, который на протяжении 2,5 часов, лишь с незначительными опущениями, великолепно «проживал» на сцене Пушкинский текст. Причём, он также отыгрывал роли и Ленского, и даже няни 😂
Онегин Кирилла - словно сошедший со страниц романа: безупречно одетый холёный красавец, уставший от света, не знающий, чем себя занять, при всем своем уме.
Татьяна - нежная, лиричная девушка в белом платье. Примечательно, что партии Татьяны тут - оперные. Это позволяет и глубже и драматичнее показать чувства героини, и словно изначально немного возвышает ее над прозой жизни.
Новый смысл обретают письмо Татьяны, ее объяснение с Онегиным и финальная сцена. Кстати, вот ее хотелось бы видеть чуть подлиннее, все же оперный текст сокращён.
Наконец, очень оригинальна и интересна сцена сна Татьяны: аллегория «Онегин-медведь», и герой, надевающий медвежью шкуру с каркасной фигуры зверя. Вообще, декорации очень стильные и минималистичные: преобладают чёрный и красный цвета. За спинами героев - экран, на котором транслируются изображения, соответствующие происходящему по сюжету.
Обязательно рекомендую эту версию «Евгения Онегина» школьникам !
Наконец-то открыла для себя Губернский театр (долго я до него шла), побывала я там на спектакле «Мой Онегин». Режиссер Елена Чёрная представила свою и весьма оригинальную версию известного произведения.
Спектакль соединил в себе драму и оперу — фрагменты оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» от имени Татьяны (Мария Берар) были соединены с чтением романа. В качестве Евгения Онегина и рассказчика выступил Кирилл Зайцев.
Красивое оформление сцены от художника-постановщика Романа Муромцева — разделение сцены на две половины, мужскую (столик с бюстом Александра Сергеевича, кресло и дерево) и женскую (кушетка и пианино, за которым Татьяна поёт письмо к Онегину). А посередине сцены экран, на котором меняются иллюстрации от художника Владимира Свитальского.
Очень понравились две сцены спектакля — сцена разговора Татьяны с няней (няню изображал Кирилл Зайцев, накинув платок на голову) и сон Татьяны, где тот же Кирилл Зайцев успел изобразить еще и медведя.
Помню в школе участвовала в театральной постановке, и была там Татьяной Лариной. Забавно! Точно не вспомню, почему именно я, скорее всего больше никто не захотел учить эти длинные Пушкинские тексты.
Поколениями ученики старательно воспроизводили зазубренные строчки из Онегина.
Время идёт, устарело и забылось всё, что волновало героев, мне, как подростку, была непонятна Татьяна, да и сам Евгений был загадкой, мне трудно было оценить их поступки, сложно вообразить, что думали эти люди, чем они жили... в ее первом письме столько ошеломляющей искренности и открытости! В наше время такая зашкаливающая откровенность кажется дикостью.
Шли годы, и я поняла, что Пушкин - он на все времена. Нынешний год было бы справедливо назвать годом Пушкина в честь его 225-летия, да и в целом магия его строк, их волшебное звучание по-прежнему чарует всё новые поколения, и всенародная любовь к поэту остается неизменной.
Да и в моих личных театральных блуднях это был четвертый за год Евгений Онегин, нет-нет, передозировки Пушкиным не произошло, у каждой постановки был свой Онегин, уникальный, интересный, родной.
"Мой Онегин" в постановке Елены Черной - это иной взгляд на классику, моноспектакль Кирилла Зайцева с добавлением особой, чарующей зрителя изюминки - прекрасной Татьяны Лариной (Мария Берар). Спектакль соединил в себе драму и оперное пение. Самые важные сцены с Татьяной Лариной идут в оперном пении, в спектакле звучат фрагменты из оперы Чайковского "Евгений Онегин".
На протяжении всего спектакля Кирил Зайцев уверенно представал перед нами то ироничным автором, то скептиком Евгением, то энергичным Ленским. Очень порадовал комичный образ Татьяниной няни, Кирилл Зайцев воспроизвёл ее настолько выразительно, что удостоился за него отдельных аплодисментов от зрителей!
Это действительно очень интересный подход! Наличие второго актера @, исполняющей оперные арии от лица Татьяны добавил уникальности спектаклю, позволил глубже передать её эмоции и внутренний мир, создавая контраст между её чувствами и тем, что она выражает через музыку, а зритель взглянул по-новому на классическуб историю.
Не могу не отметить декорации художника-постановщика Романа Муромцева. На сцене были многие известные элементы пушкинских произведений, это и дуб зеленый, и медведь, пусть и бутафорский, волшебное зеркальце, бюст Пушкина на столе, рядом перо и чернильница. Все это проходило на фоне черно-белых видеопроекций из иллюстраций художников В. Свитальского и В. Гельмерсена.
Спектакль получился красивым, неожиданный взгляд на роман, уверена, будет интересен зрителю.
Театр поздравляю с премьерой!
В телевикторине "Своя игра" есть негласный завет: не знаешь что ответить, говори Пушкин. И действительно, Пушкин, наше все, сопровождает нас по жизни начиная с ясельного возраста и до... Даже читая его сказки с каждым разом находишь и оцениваешь новые красоты и смыслы. Что же тогда можно сказать об "Евгении Онегине", каждую строку которого можно бесконечно перечитывать наслаждаясь ее звучанием и открывая для себя новые глубины.
Сколько художников бралось за этот роман в стихах и у каждого получался свой Онегин. Слушаешь ли оперу Чайковского, смотришь ли балет Кранко - каждый раз обнаруживаешь новые оттенки, полутона и новые грани образов любимых героев. А еще есть аудиоверсии, начитанные великими актерами и спектакли, поставленные талантливыми режиссерами, когда от каждой постановки ждешь новых впечатлений и открытий.
Так что я никак не могла пропустить премьеру спектакля "Мой Онегин", поставленного Еленой Черной в Московском Губернском театре.
Художник-постановщик Роман Муромцев выстроил на сцене декорацию, вобравшую в себя все традиционные обозначения пушкинской темы. Есть и Дуб Зеленый, правда в спектакле он скорее серебристый, стол, чернильница, перо, бюст Александра Сергеевича, условный медведь, медвежья шкура. Но главный прием, использованный сценографом, это видеопроекции столь модных в пушкинские времена черных силуэтов в овальном медальоне.
Когда на сцену вышел актер Кирилл Зайцев и начал читать "Евгения Онегина", то минут через семь я почувствовала легкое разочарование. Да, актер красив и изящен. Да, мастерски использует интонации и смену тембров. Но все это уже было. Стоило ли ставить новый спектакль, чтобы еще раз прочитать Пушкина в традиционной манере. Но... вышла Татьяна. И развернула мое впечатление на сто восемьдесят градусов, выявив главную изюминку спектакля: Елена Черная соединила в постановке драму и оперное искусство. Образ Татьяны, обогащенный красивым сопрано Марии Берар, сразу же обрел сложность, возвышенность и многогранность пушкинской героини. Музыка Чайковского добавила спектаклю космический объем, и многочисленные герои, озвученные Кириллом Зайцевым заблистали, обрамляя пушкинскую любимицу и выявляя ее нежность и цельность, мечтательность и решительность, верность долгу и силу чувств.
Обрели объем Онегин - создание ада иль небес, Юный Ленский - поклонник Канта и поэт, Зарецкий - в дуэлях классик и педант. А образе Филипьевны седой, Кирилл Зайцев даже рискнул, правда речитативом, встроиться в оперную ткань. Для каждого пушкинского персонажа актер нашел свое звучание, динамику и краску.
В результате получился красивый, интересный и неожиданный спектакль "Мой Онегин".