Старомодная разговорная мелодрама с юмористическими эпизодами и наивной моралью. Юный Людовик XIV, нахватавшись театральных премудростей у неприкаянного Мольера, принимается режиссировать придворный мир. Прямолинейная, как школьный урок, пьеса Дюма-отца пригодилась Малому театру, кажется, только потому, что для нее можно нашить много красивых костюмов. Однако и какую-никакую музейную эстетику напрочь уничтожают растянутые на фоне фотообои с деревцами и саундтрек словно из криминального сериала.
Драматический |
12+ |
Юрий Соломин |
3 часа 15 минут, 1 антракт |
Дюма, далее Мольер
Мольер, Дюма… Есть некие величины вечные для театра, тем более для театра Академического. Спектакль Малого театра «Молодость Людовика XIV», как раз из этой темы. И данная трактовка Дюма, отношений Государя и Актера, отнюдь не самая худшая. Чувствуется, что о книге Макиавелли «Государь», отец Трех мушкетеров, знал не понаслышке.
Что всегда отличало Малый театр, так это солидность постановок, причем во всем. И в стиле, и в декорациях, и в режиссуре и естественно в игре актеров. В этом спектакле, все это присутствует в полной мере…
Декорации, это было первое, что поражало зрителей. Помпезный ампир, а ля Людовик, причем не лишенный изящества, куда органически вписалась очаровательная Мольеровская беседка, задник с буквально настоящими деревьями, все это было неизгладимо. Художникам и костюмерам, огромный респект и отдельное спасибо костюмерам за уважение к зрителю. Первый раз в театре и кино, я увидел реально уставную униформу мушкетеров и гвардейцев кардинала. И вообще все костюмы были весьма адекватны эпохе.
Как и всегда в Малом, вельми порадовали актеры…
В первую очередь конечно блистательный цветник королев, принцесс и фрейлин, Светлана Аманова – Анна Австрийская, Екатерина Васильева – Принцесса Генриетта, Валерия Князева – Мария Манчини, искрометная Дарья Мингазетдинова в роли Жоржетты, воистину Мольеровский типаж, но и мужчины не подкачали...
Филипп, герцог Анжуйский, актера Алексея Коновалова, черты лица которого имели много общего с портретами семейства Валуа, что думаю было не случайно.
Великолепный король Людовик, Михаила Мартьянова. Его харизма, была поистине королевской. (Такие роли кстати, порой весьма опасны для актеров, ибо сильно отпечатываются в подсознании и иногда проявляются в дальнейших работах актера, но я уверен, что Михаил справится).
Молодой Мольер, Дмитрия Марина, который будто бы находясь в тени, постепенно начинал доминировать на сцене.
Постаревший, но по-прежнему зело сановный, кардинал Мазарини, Александра Ермакова, который сыграл эту роль с внезапной иронией, что оказалось очень удачным решением.
Ну и конечно, великолепный гвардейский капитан Гито, Виктора Бунакова, как мне показалось, самый выделенный зрителями персонаж этого спектакля. Старый солдат, скучающий по бурным временам прошлого правления, истово рвущийся кого-нибудь арестовать. Прекрасная работа актера.
Что самое ценное в этой работе коллектива Малого театра, так это то, что дух Дюма и Мольера, был полностью сохранен и отражен в постановке. Три часа пролетели как мгновение, спектакль явно удался и овации зрителей, были тому подтверждением.
Не найдя ни одной положительно адекватной рецензии на Афише, я удивилась, потому что спектакль мне очень понравился. Возможно, это связано с тем, что мне не с чем сравнить - я молода и постановку в театре «Сатиры» я просто-напросто не застала. Зато после спектакля Ю.М. Соломина я вышла в прекрасном настроении, для меня «Молодость Людовика XIV» в Малом театре – это история о взрослении Короля Солнца не сколько чувствами, сколько разумом.
Я считаю, что Режиссер не просто так сокращает оригинальную пьесу именно на лирических моментах. Для Ю.М.Соломина главное показать зрителю, какими интригами и заговорами был окружен молодой легкомысленный Король, и как быстро, неожиданно для себя самого при помощи знакомства с Мольером и небольшой шутки, за один день он становится настоящим правителем.
Думаю, не просто так даже элегантный Филипп Орлеанский в пьесе представлен в виде пухлого мальчишки, который на протяжении всего спектакля бегает, шутит и кривляется, все это добавляет первым сценам спектакля еще больше абсурда, шутовства. Соломин не считает важным доносить до зрителей, как Король переступил через свои чувства ради выгодного политического союза, для Художника важнее показать, насколько Людовик был слеп, как не думал о политике и как неожиданно для себя самого повзрослел, раскрыв все интриги вокруг себя.
У Юрия Соломина свой взгляд на пьесу Александра Дюма-отца и это прекрасно.
Малый театр для меня оставался и остается одним из немногих театров в Москве, где чтут любовь к классическим костюмам и декорациям. Я, как зритель, как будто попадаю в другой мир, мир классического театра.
Забавная вещица, интригующий сюжет, роскошные костюмы. И политика, и любовь, и страсти, и деньги, и... великая сила искусства, которое управляет даже королями. Нет сугубо отрицательных персонажей. Разве что Поклен. Но он настолько нелеп и потешен, что не может ассоциироваться со злом. Показалось, что не попадают в образы артисты, играющие Мазарини и Мольера. Они слишком правильные. В Мазарини нет коварства и лицемерия, а в Мольере экстравагантности и яркости. Но все это придирки! Спектакль очаровывает и выдергивает из повседневности. Юмор архаичный, а потому забавный и не злой.
Я тоже смотрела этот спектакль 30 января. И пошла лишь потому, что так же пятнадцатилетней девчонкой бегала на этот спектакль в театр Сатиры на обожаемого мною Васильева, и тоже читала и имею в своей библиотеке эту прекрасную пьесу.
Во многом я согласна с Алексом, но не во всем. Все-таки это совсем разные театры. Да, та постановка была замечательной, в ней не было таких красивых костюмов и декораций - они были не нужны. В центре всего действа был Людовик, красивый настолько, что невозможно было оторвать глаз. Здесь я не ожидала увидеть ничего сверхъестественного, все-таки в Малом чаще всего ставят костюмные спектакли четко по пьесе. И все-таки спектакль мне понравился.
Большим минусом постановки я считаю ошибочное «урезание» пьесы. Ее сокращать конечно надо, иначе зритель совсем заскучает, но вырезали явно не те места. Убрали красивейшую сцену объяснения в любви Людовика к Марии. И не думаю, что из-за того, что Юрий Соломин выбрал на роль Марии выпускницу своего курса (то, что она не справилась с ролью, абсолютно согласна, я вообще не могла отличить ее от служанки Шарлотты) – ну в конце концов можно же было взять на эту роль более опытную актрису. Беда в том, что зритель не видит, что Людовик любит Марию! Все вокруг говорят о том, что Король влюблен, а Людовик лишь один раз танцует с ней на балу на заднем плане. Потом Жоржетта приносит цветы и говорит, что самый красивый букет предназначен Марии. И тут Людовик ее спрашивает: «А почему это Марии?!» И как это понимать?
Видимо режиссер не решился поставить в центр спектакля Людовика, поэтому больше времени отдано диалогам Кардинала и Анны Австрийской. Может быть из-за того, что не доверил вести весь спектакль молодым актерам в присутствии народных.
В оценке Михаила Мартьянова я с Алексом не соглашусь. Первый раз я увидела его в этом спектакле. Ничего неприятного и невнятного я в нем не увидела. Наоборот, в предлагаемых обстоятельствах (премьерный показ, первая главная роль в 28 лет) он выглядел очень достойно. Этим и заинтересовал меня. Для полной картины я посмотрела его в других спектаклях и убедилась, что это очень талантливый актер с большим потенциалом. Очень добрые глаза, открытое, красивое лицо. Когда после увиденных ролей я смотрю фото из Людовика, мне кажется, что это другой человек. Парик, усы и такой «тяжелый» костюм очень меняет актера, придает ему возраст, он кажется неузнаваемым.
То, что в спектакле с его героем не происходит сильных метаморфоз, так это вина режиссера, но никак не артиста. Людовик меняется, но не сильно. Переживание о вынужденной разлуке с любимой сведено на нет. Все же видно, что актеру больше удается играть страдание, чем веселость. Так тем более, дали бы ему монолог, где он объясняется с Марией, показали бы, как тяжело ему в конце, он раскрылся бы в этом спектакле, и, может быть его по-другому бы оценили.
Очень понравилась актриса Васильева, исполняющая роль Генриетты. Это единственная из молодых актрис этого спектакля, которая по-настоящему прожила свою роль. Вот ее бы на Марию и поставили.
Остальные образы расстроили. Опять же, я не объективна в оценке, сравниваю с тем спектаклем. Но Герцог Анжуйский неприятен (действительно, почему здесь решили, что он должен быть толстяком?), а в игре Коновалова нет ничего притягательного. Анна Австрийская ну слишком строга, Мазарини не индивидуальность, хотя играют актеры профессионально. Мольер… ну как-то совсем не идет Марину такой парик (и правда, почему он весь в белом?!), и не услышала я прекрасного определения поэта, как ни старалась. Поймала себя на мысли, что в Сатире эту роль играл уже довольно пожилой Авшаров, хотя Мольер по пьесе совсем молод, но как он играл!
А вот кто просто раздражал меня, так это Жоржетта - Мингазетдинова. И еще больше стала раздражать, когда в каждой рецензии, в каждом отзыве я читаю, как ее восхваляют! Я, видимо, совсем слепая, хотя в театр хожу довольно часто вот уже больше 20 лет, но я там никакого очарования не вижу! Жутко дерганая девушка с постоянным обиженным выпячиваем губ - и это милая Жоржетта? Где ей тягаться с прекрасной Светланой Рябовой и очаровательной Ольгой Мотиной?
Думаю, нужно еще раз сходить на спектакль в конце сезона, посмотреть, как спектакль устоялся - по премьерному показу обо всем судить нельзя. Хотя и цены поднялись в 2(!) раза.