Москва

Все отзывы о спектакле «Мертвые души»

9
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 491
19 августа 2009

Начну свой рассказ о спектакле «Мёртвые души», поставленном Арцибашевым (а уж он-то не мог плохо поставить, я же его знаю по Покровке) по «поэме о Чичикове в двух томах», написанной частично Гоголем, а частично Малягиным, так сказать, напополам. Два этих тома и составили два действия, разделённые антрактом и продолжавшиеся два часа. Скажу заранее, что к «внешним данным» спектакля придраться нигде невозможно: во-первых, великолепная игра отлично подобранных актёров, и в первую очередь самого Арцибашева в роли непосредственно Чичикова. Во-вторых, оригинальное решение декораций в виде гигантского вращающегося конуса, с которым можно было проделывать что угодно: и открывать на всеобщее обозрение и его внутреннее пространство, и выставлять что-либо снаружи него, на платформу, приводящую его в движение, и просовывать в отверстия в нём руки и головы. В-третьих, музыка сама по себе и «закадровое» пение хора вместе с пением актёров «в кадре»; все песни не только органично дополняли действие стилистически, но даже и построены в большинстве своём были на сюжетах лирических отступлений Гоголя. Добавим к этому костюмы, свет, превращение суфлёрской будки в бричку – и получим продукт несомненно качественный. Но всё это, как водится, не главное – теперь обратим свой взор ко смыслу. Первое действие – в первую очередь грамотное художественное прочтение гоголевского текста: яркие типажи помещиков, тонкий юмор, и во главе угла – Чичиков, коему отец не оставил денег, а оставил совет копить копейку, с энтузиазмом взявшийся исполнять завещанное родителем и с позиции профессионального психолога подходящий к каждой новой «жертве». Вроде как всё это мы уже в школе проходили, вроде как ничего нового, однако уже там в финале, когда тайну Чичикова раскрывает Ноздрёв (Александр Лазарев), зритель может задуматься, кто из них больший подлец. Однако и все вложенные Малягиным идеи, в первом действии лишь намеченные, и весь предполагаемый Гоголем евангельский подтекст, в первом действии практически незаметный, рельефно проявятся во втором действии. В нём уже невозможно не воспринимать Чичикова, пойманного за руку после очередной аферы и посаженного в клетку, как трагического персонажа. Слишком уж убедительно он доказывает нам, что он – не преступник, он не обижал детей и вдов, а «брал только от богатых». Да и мы сами видим, что его ведёт за собой не жажда наживы, а пленительный призрак семейного счастья, являющийся ему в виде женщины, окружённой стайкой ребятишек, ведь счастье это, по его мнению, невозможно было бы без средств к существованию, без капитала. Сами видим, что его толкает на грех человек со страшным именем Юрисконсульт (Евгений Парамонов), предводитель чиновников, который в первом действии пока только подсказывает Чичикову идею о скупке мёртвых душ, а во втором уже крепко держится за него, преследует, не отпускает, соблазняет, как дьявол, и как дьявол появляется из-под земли – из отверстия в полу сцены. Но если первое действие ещё вполне соответствует названию «Мёртвые души», - в нём мы вполне убеждаемся в никчёмности существования помещиков, – то второе действие следовало бы назвать «Живые души»: в нём выведены два чертовски симпатичных персонажа – Генерал-губернатор (Игорь Костолевский) и Муразов (Игорь Охлупин). Они проповедуют, обращаясь не столько к веку крепостническому, сколько к веку нынешнему: первый доказывает залу, что пришла пора спасать Родину, которая не от иноземцев, а от нас самих гибнет, а второй доказывает Чичикову, что все его планы рушатся, потому что строятся на песке – на обмане. «Какая сила!» - восхищается Чичиков могуществу Юрисконсульта и его свиты; Муразов же и Князь, разговаривая с ним, упирают на то, что на их стороне – правда, истина. Как тут не вспомнить пословицу «не в силе Бог, а в правде», не применить её к гоголевскому глобальному, вселенскому масштабу задуманной трилогии, поспорившей бы с творением Данте, будь она создана?.. И Чичиков, уже наполовину спасённый проснувшейся в нём любовью к Улиньке Бетрищевой, делает свой выбор в пользу правды, а не силы, когда Муразов и Князь убеждают его в том, что его душа – живая, деятельная, просто эту энергию, терпение, смекалку следует направить в иное русло, заставить служить добру, а не злу. Второе действие оканчивается словами кучера Селифана (Юрий Соколов), по-отечески обнимающего своего барина и твёрдо уверенного в том, что если душа – живая, то она бессмертна. Чистилище, в котором прошедший ад Чичиков спасается через страдание, оканчивается преддверием рая, оттого такое светлое, оптимистичное чувство остаётся после просмотра этого спектакля, как вообще после всех спектаклей Арцибашева. Вот так вот с детства знакомое произведение, которое многие привыкли рассматривать как социальную сатиру и не более того, под рукой настоящего Мастера с большой буквы может превратиться в ещё одну прекрасную историю… о любви. Ведь именно без неё, а вовсе не без денег, невозможно семейное – да и не только – счастье, о котором так мечтал воплощённый Арцибашевым Чичиков. Короче говоря – всем настоятельно рекомендую посмотреть сей спектакль, который непременно войдёт в число моих любимых.

19.06.2008
Комментировать рецензию

3
0
7
Люба О
140 отзывов, 346 оценок, рейтинг 181
12 июня 2011

Вечное произведение! Я бы рекомендовала перечитывать, пересматривать "Мертвые души" каждые 5 лет: всегда это каждый следующий шаг по трем загробным царствам - Аду, Чистилищу и Раю. Спектакль понравился.

3
0
5
Натали Дунаевская
87 отзывов, 193 оценки, рейтинг 139
25 апреля 2011

Плоско, наигранно, скучно.
Дополнительной звезды, вытягивающей постановку «на троечку», заслуживает лишь концовка спектакля: монолог Костолевского и вопль Чичикова «Душа бессмертна!» действительно тронули. Вообще второй акт оказался довольно интересен для меня (не читавшей содержание сожженного второго тома) с точки зрения развития событий и завершенности, цельности произведения, но в данном случае это заслуга Гоголя, а не спектакля.

Да, наверное это классическая постановка, «как в школе учили», эдакий краткий пересказ произведения. И полезен спектакль для школьников – чтоб запомнить, кто, за кем и какой… Но за всей этой старательностью постановки пропал гений Гоголя! Где этот неповторимый слог, эта колоритная русская льющаяся речь, этот тонкий сарказм – все, за что я так люблю и уважаю нашего классика?

Как наскучили уже эти постановки классических русских писателей с нарочито выставленными типажами, характерами, такими однозначными и плоскими. Но ведь на то она и классика, на то и гениальны произведения Гоголя, Достоевского, Лескова, что в них – все мы! – сосед, брат, сват… И герои их произведений ЖИВЫЕ люди, настоящие, существующие! Гораздо глубже и многограннее. И играть их надо по-настоящему – и тогда покажется, всплывет юмор и сатира Гоголя во всей своей красе! Да простят меня заслуженные артисты))) – ну невозможно раздражала наигранность и визги Немоляевой и «Прекрасной дамы», прыгание и выпученные глаза Ноздрева, нарочито глупое выражение лица Манилова и т.д. Понравились Костолевский и Удовик (Чичиков прям в самую точку) – вот им бы сыграть своих персонажей, но в другой постановке).

Слышала в прессе разговоры о недовольстве актеров Арцибашевым… После «Карамазовых» не могла взять в толк, что не так?! Решила сходить на «Мертвые души» - небо и земля… Насколько шикарны, масштабны, точны «Карамазовы» и насколько бедны духом оказались «Мертвые души». Наверное судить о режиссере по двум постановкам нельзя, но после последнего просмотра дальше ходить и разбираться мне что-то не хочется…

1
0
7
НАТАЛИЯ ЗЕЛЕНСКАЯ
128 отзывов, 217 оценок, рейтинг 118
21 февраля 2016

Я считаю, что спектакль удачный, именно для школьников-подростков, для программы по литературе. Довольно живенько, яркие образы, с юмором. Ходили с 9 классом 25 человек. Я всегда наблюдаю за реакцией детей на происходящее на сцене. В данном случае детям было интересно. От себя добавлю замечания, что малость переборщили с Ноздревым (выражаясь современным языков "ну совсем быдло"), ну и слишком надуманная вторая часть. Режиссер додумал за Гоголя то, что тот сжег (2 том Мертвых душ). На мой взгляд, не совсем удачно. А в общем, впечатление хорошее.

0
0
7
светлана дягилева
117 отзывов, 179 оценок, рейтинг 93
20 марта 2014

Решилась пойти на "Мертвые души" потому, что была наслышана, что это классическая постановка с Немоляевой и Костолевским.
Спектакль был поделен на 2 части по соответственно томам. Второй том я не читала, да нас и не заставляли.
Спектакль в целом мне понравился. Это хороший, добротный спектакль с замечательными актерами. Это тот самый спектакль, куда не страшно привести школьников (в отличие от "Евгения Онегина" в Вахтанговском, который замечательный, но не для школьников). В целом сильно урезанная повесть с классическим текстом.
Были очень интересные декорации, точнее то, что из них сделали. По кругу сцены до потолка было высокое полотно, которое с внешней стороны черное, с внутренней - белое. Эта декорация двигается и состоит из двух частей, чтобы можно было раскрыть их. Так вот с черной стороны декорация была обшита тянущейся тканью, через которой можно просовывать руки, головы, тела, реквизит. Было очень интересно! Самое поразительное, что декорации двигались с невероятной точностью: в нужный момент останавливались, и актеры, которые были внутри, подавали необходимые вещи на сцену, протягивая руку, или высовываясь при необходимости (они сами были периодически частью реквизита).
Еще мне понравилась бричка Чичикова: на авансцене сняли несколько досок, сделали сиденье для кучера и переносной ящик-скамейку для Чичикова. Верх был перекидной и складывающийся. Мне очень понравилась такая находка.
Костюмы били хороши! Костюмы той эпохи: дамы в платьях на кольцах, мужчины в костюмах. Больше всего костюмов у Немоляевой: в первом действии одно для роли Коробочки, второе - светлое для светской дамы; во втором - темное для дамы.
Из юмора было несколько моментов: подпись Коробочки (Немоляева): "Кор.ру", а потом ру переигралось в "Рубь давай"; "собаки"; Приятная дама и Дама, приятная во всех отношениях.
Мне очень понравился Костолевский! Просто невероятный! В первом действии он играл Плюшкина, а во втором - Генерал-губернатора. Я даже не узнала его в роли Плюшкина! Конечно, я высоко сидела, конечно, я его по фильму "Безымянная звезда" помню молодым, но он был невероятный Плюшкин! Он был похож на Бабу-Ягу! В каком-то невероятном ношеном, рваном, убогом халате-платье, с каким-то непонятным головным убором, весь сгорбленный, обиженный на родственников, невероятно жадный, торгующийся из-за воздуха. Во втором действии в роли Генерал-губернатора он уже в костюме, с красавицей-женой, седоватый солидный господин.
Еще я отметила для себя Кучера Чичикова. Он интересный и замечательный. Пусть роль маленькая, но в этой роли актер вложил столько любви к странному барину! И особенно в конце, когда говорил о душе.
Мое мнение таково: это очень хороший спектакль особенно для любителей классики и классических постановок (если не учитывать декорации). При походе на спектакль нужно быть готовым к огромному числу бешеных школьников. Они действительно порой похожи на бешеных, особенно, когда их не контролируют учителя. Иногда кажется, что они первый раз пришли в театр и не знают, что обычно молчат во время спектакля. Мне повезло, я сидела там, где не было школьников - они сидели на моем ярусе выше.

2
0
7
Gala Теаtralka
59 отзывов, 263 оценки, рейтинг 59
25 января 2017

Гоголь+Арцибашев+Костолевский (Плюшкин, губернатор) = ШЕДЕВР.
А декорации ТАКИЕ, что по значимости поистине стали настоящим действующим лицом. В зале было много подростков, опасалась, что будут мешать во время действия. Но весь спектакль была ти-ши-на, перемежающаяся аплодисментами и восторгами. Хорошо! Очень хорошо!

0
0
7
veterochek
19 отзывов, 32 оценки, рейтинг 36
9 июня 2008

Мне спектакль поравился, и школьника бы я на него взяла, именно это я и сделаю,так как посмотрела сначала сама и убедилась, что лучше такое длинное произведение в театре трудно было бы сыграть.Хорошее прочтение, основная идея книги выдержана и рассказана на удивление доходчиво, именно, как раз для подростков.

0
0
?
Ваневичус
24 отзыва, 25 оценок, рейтинг 36
26 октября 2006

Всем почему-то становится стыдно за актеров, отчитывающих морали в конце представления. Мол "пафосно и фальшиво". Не знаю, откуда взялось сее суждение, я лично
пафоса и фальша не заметил, но, если честно, если даже и пафосно, лучше уж пусть так, чем вообще никак. Спасибо, что сказали. Кто-то, может, и одумается. Хотя, конечно,
лучше было бы все это ненавязчиво преподнести зрителю в сплетении с увлекательным действом, как и должно быть в театре. Разжевывать действительно ничего не нужно, не на лекцию ведь в храм искусства ходим.
Школьников на этот спектакль вести не стоит, он для этого слишком монотонен и не ярок - 16-летним людям будет скучно. Сюжет "Мертвых душ", мне кажется, вообще инсценируется тяжеловато, произведение все-таки было создано больше для чтения нежели для игры в театре (не знаю, как нужно сыграть "Мертвых душ", чтобы это было
увлекательно). Но все же, при всей своей "бледности", спект очевидно полезнее "Мамы Мии". Определенно.

0
0
5
MrArtem Kuzmin
4 отзыва, 10 оценок, рейтинг 12
22 мая 2014

Прекрасный спектакль, великолепная игра актёров, интересная задумка и декорации, но это не Гоголь...
Декорации - это отдельная история, они были необычны и их идея мне очень понравилась, как тут уже было описано. Были два полукруга: внутри белые, а снаружи тёмные, которые вращались и имели множество разнообразных срытых дверей. Эти двери подводили всех актёров. Они настолько поизносились, что некоторые из них открывались не вовремя. Скажем, опозоренный Чичиков бился во все открытые двери к своим друзьям, но те их закрывали, и вот он повернулся спиной к декорациям и начал произносить свой монолог, а эти два полукруга с дверьми начали вращаться, и на фразе:"Да что же все мои друзья закрыли перед носом моим двери"- случайно такая открывшаяся ударяет его по спине. По логике своей пропадает целиком второе действие, так как зачем ему куда-то ехать, если путь ему открылся. Таких случаев было много.
Если вы не читали и не собираетесь читать "Мёртвые души", то, конечно, приходите. А иначе, до появления Плюшкина постановка не похожа на Гоголевский текст. Местами опошлена несуществующими действиями Ноздрёва, Чичикова и женой Манилова, которая умудрялась делать такие жесты, что платье её поднималось до невероятных высот.
Всё выше сказанной компенсируется сильной концовкой, которая заставит Вас задуматься о России и душе.

1
0
7
braindex
6 отзывов, 8 оценок, рейтинг 5
10 июня 2010

Бесусловно получаешь удовольствие от полнокровного спектакля - декорации, костюмы, музыка, игра актеров - корифеи держат марку.
Только как-то все очень сурово и пафосно. Прямо не Гоголь, а Достоевский.
Всоминаются Братьея Карамазовы там же, его же. Спектакли выглядят излишне похоже.

1
0
1
muller43 muller
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
24 сентября 2012

Спектакль без какой-либо сюжетной линии. Вытягивают спектакль только Сергей Удовик (Чичиков) и Алексей Дякин (Ноздрев). Определенно идти не стоит.
Из оргмоментов. если будете заказывать билеты через интернет не верьте тому, что написано на сайте. билет вам выдадут не при входе у администратора, а в кассе.
При выходе открыта была только одна створка двери на улицу.... результат - самое большое столпотворение из всех что видел в театрах))

2
0
9
Maria Grin
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
9 мая 2013

Смотрели с сестрой-еще младшей школьницей-Браво! Нам понравилось. Оформление сцены, игра актеров-смотрели правда еще с Лазаревым, Немоляевой и всем звездным составом, но Немоляева со своей фазой " Ах, а вы, душечка,..>до сих пор вспоминаются интонации.
В общем, кто знает классику, кто не готов к сверх новой постановке, но смотреть на сцене 2 стула и стол скучно- вперед, к Арцибашеву!

1
0
?
Надежда
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
8 декабря 2005

Замечательные актеры театра Маяковского, хорошие декорации, музыка, костюмы, свет... Казалось бы, из такого "подручного материала" спектакля неудачного получиться не может. Да что уж там неудачного, - на очень, прямо скажем, хороший спектакль зрителю можно рассчитывать. Тем более что режиссер, Сергей Арцибашев, вовсе не дебютант в своей профессии. Ан нет, оказывается, все не так-то просто...

Спектакль состоит из двух частей. Первая часть, назовем ее "классическая", добротно иллюстрирует произведение Гоголя, в сокращенном, естественно, варианте, и может служить хорошим подспорьем старшеклассникам, озадаченным написанием сочинения на тему "Мертвых душ". Вообще, создается впечатление, что именно для них режиссер и старается, тщательно "разжевывая" каждую мысль. А, может, он и прав: такой нынче пошел зритель, загружен работой, в театр ходит только чтобы развлечься, и умственно напрягаться ему вредно (или невозможно). Хотя лично я с такой точкой зрения абсолютно не согласна.

Ну да ладно, все было бы не так плохо, ограничься режиссер этой первой частью: хорошо поставленная классика в наши дни - тоже редкость. Но режиссер на этом не останавливается, и после антракта следует вторая чать, которую условно можно назвать "нравоучительной" и которая портит все впечатление от спектакля, так как голые морали из уст любимых актеров звучат до того пафосно и фальшиво, что мне, зрителю, становится за них немного стыдно.

1
0
3
Sergey Moskalev
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
31 января 2014

Недопустимое искажение гениальных "Мертвых душ". Жуткая отсебятина, полностью переписанный Гоголь, как повод поболтать о чем-то своем наболевшем, с попыткой говорить на злобу дня. Соцзаказ – придуман некий добрый правитель-губернатор, окруженный жуликами и страдающий за Россию т.п. фальшиво и неубедительно. Жаль, что замечательные актеры вынуждены играть в этом поделии.

0
0
7
Оксана Рогожина
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 0
30 апреля 2009

Посмотрела телевизионную постановку - замечательно, особенно сопоставление цветной первой части с черно-белой, "сожженной" второй. Арцибашев в роли Чичикова ("маленького человека" из "Шинели" ) замечателен. А Костолевский преобразился до неузнаваемости. Захотелось сходить , посмотреть "вживую".

0
0