Москва
6.2

Спектакль
Марьино поле

Постановка - Театр на Литейном
скачать приложение
БотПлати частями
Абсурдистская фантасмагория к празднику Победы
  • Марьино поле – афиша
  • Марьино поле – афиша
Драматический
16+
Галина Жданова
1 час 40 минут

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Роман Белов
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 1
27 ноября 2011

Спектакль чудесный. В нем есть живое чувство. В нем есть единение простого человека с Историей. Того, что нет сейчас в нашем времени. Мы сейчас живём, как статисты - за нас всё решают, а мы стыдимся своих правителей и самих себя. А там - иное. Там простые люди не отделяют свою судьбу от своей страны. И они делают Историю, и они сопричастны к ней - отсюда появление Жукова, Сталина, Гитлера. И, главное, вся эта фантастическая, по-хорошему фантастическая история (сказка - ложь, да в ней намёк...) рассказана потрясающим театральным языком! Я считаю этот спектакль (да и любой зритель, которые его видел) событием в театральной жизни, и моя оценка - твердое пять. Спектакль смотрится на одном дыхании, ну, а мастерство актрис старшего поколения - выше всяких похвал!

0
0
5
Елена Сылова
11 отзывов, 11 оценок, рейтинг 5
2 октября 2011

Быль или небыль?
«Марьино поле» по пьесе О.Богаева в Театре на Литейном. Реж. Г. Жданова. 9 мая 2009
Так сложилось, что наше поколение родилось спустя 40 лет после Великой Отечественной Войны. Многие из нас еще застали в живых ее непосредственных участников и очевидцев. Мы не сможем до конца понять и пережить в полную меру те разрывающую душу страдания, которые пришлось перенести нашим близким и соотечественникам. Но мы можем со-переживать и со-чувствовать, потому что историческая память об этой трагедии живет в нас самостоятельной жизнью. Она срабатывает особенно тогда, когда к ней обращаются: рассказы очевидцев, документальные кадры заставляют ужасаться тому, что пришлось перенести тем, кто жил в войну. В свою очередь, художественные произведения аккумулируют в себе всю нехудожественную действительность: они показывают жизнь нелепой и жестокой, они помогают нам, поколению 21 века, прочувствовать прошлое на себе, так как всех нас связует единая нить восприятия. Мы плачем от горя, смеемся от радости; каждый раз поражаемся нелепости смерти и абсурдности войны. Так или иначе, мы помним и гордимся.
Именно поэтому кажется неслучайной премьера, состоявшаяся 9 мая, в Театре на Литейном спектакля "Марьино поле" по пьесе Олега Богаева. Драматург, ученик Николая Коляды, выбрал более чем актуальную тему, до сих пор животрепещущую и больную: ожидание Женщиной Мужчины, вечное ожидание, несмотря ни на что, даже несмотря на смерть. Он создал полупритчевый - полумифический текст про 100летних старух, которые отправляются встречать своих давным-давно погибших на войне мужей. Создатели спектакля пошли дальше, обозначив жанр как «небылица». Место действия условно, сам сюжет фантастичен. Кроме темы вечного ожидания, есть и непосредственное обращение к нашей исторической памяти: вопреки небывалым перипетиям сюжета, первопричиной всего является минувшая война и те, кто осиротел без своих возлюбленных, братьев, сыновей, отцов.
В спектакле свой путь героини проходят буквально по кругу: на сцене вращающийся деревянный диск; такая же деревянная стена, назначение которой многофункционально – она становится то избушкой, то баней, то полатями, то повозкой да поставленный вертикально гроб – это и уборная, и смотровой пункт (художник-постановщик Георгий Пашин). Главная героиня Марья (в исп. Елены Ложкиной) заражает, точно гриппом, своих подруг стремлением встретить любимого после стольких лет. Ей поддается даже упрямая Серафима (в исп. Ирины Кушнир), хозяйка той самой коровы Машки (которую она так назвала в честь самой Марьи, ослепленная ревностью). Прасковья (в исп. Ирины Лебедевой), скромная и тихая старушка, с воодушевлением поддерживает главную героиню, ведь она идет чистой на встречу тому, для кого берегла себя всю свою жизнь. Актрисы по возрасту значительно моложе своих героинь, однако они не используют возрастной грим, а подчеркивают тяжесть лет походкой, интонациями. Более того, кажется, что по мере приближения к цели они молодеют на глазах. Три женских образа суть противоположны: целеустремленная Марья, сварливая Серафима, доверчивая Прасковья – но их объединяет одно – несокрушимая вера в то, что они непременно встретят своих любимых, которых прождали столько долгих и мучительных лет.
Помимо главных героинь на сцене присутствуют еще несколько женщин - они молоды и привлекательны. Так, по мнению создателей спектакля, должны выглядеть …коровы. Косы, заплетенные из бечевки, это их хвосты. Появление этих персонажей в спектакле вполне обоснованно – они связывают, точно хвостами цепляют друг за друга, воедино всю материю спектакля – все его разнообразные сценки. Эти девушки, с огромными выразительными, почти коровьими глазами (!) есть и античный хор, который запевает драму, и все остальные персонажи, которых встречают на своем пути старухи. Один раз удачно найденный прием никак не может себя изжить и в каждом новом эпизоде обретает еще одно воплощение. Например, встреченный героинями Гитлер есть не что иное как "корова", поместившая кисточку от хвоста себе над губой. Щеточка-кисточка и грубый голос – вот приемы, которых достаточно в этой небылице для создания узнаваемого образа. То, к а к это делается, безусловно, вызывает улыбку. Гармонист-гриб - та же "корова" только с ведрами без днища на ногах и руках. А белка-Левитан так же обретает мужской облик, благодаря изменению голоса и все тем же усам-хвосту на лице. Комичность героев создаётся и гримом и манерой существования на сцене. Однако стоит отметить, что это небольшое "стадо коров" (=персонажей пьесы) создает эффект постоянного мельтешения, вмешательства инфернальных сил. Точно какие-то бесенята дурачатся со старухами и потешаются над ними: устраивают бурю, загоняют в баню и поджигают ее, крутят колесо времени, чтобы в финале разорвать своими копытцами все мечты героинь, совсем как старую фотокарточку.
Характерно, что в спектакле на сцене только женщины при том, что в первоисточнике обилие мужских образов. Это необходимо, чтобы подчеркнуть бытие без мужчины, то, как это было после войны, и то, как это было в течение долгих лет жизни главных героинь. В самом финале это соприсутствие молодых девушек и старух находит свою кульминацию: в Девичьем источнике героини хотят обрести молодость, чтобы быть одного возраста с теми, кого ждали всю жизнь. Но этот источник не властен над старухами, только бедная корова Машка обращается почему-то в козу. Интересно сценическое решение: одна из девушек ложится в позу Женщины, дающей Жизнь. Пустое ведро между ее ног - сам источник, из которого выходят маленькие человечки, созданные из вилок и ложек. Этим подчеркивается хрупкость человеческого бытия. В этот момент время перестает существовать, границы становятся условными, и рядом оказываются женщины молодые и старые - они ждут. Их глаза наполнены слезами и мольбой, страхом и любовью. И зритель видит в этом сосуществовании течение жизни. Молодость с ее надеждами и искренними чувствами неизбежно пройдет, лучистые волосы поседеют, а полная энергии кожа покроется морщинами, и придет старость. Но надежда и чувство не изменится с годами. И слезы отчаяния и безысходности будут стоять в глазах всегда. Потому что каждая женщина в своей жизни ждет любимого. И в этом цель ее жизни, ее Судьба.
У спектакля кольцевая композиция: только если в начале на полатях лежала 100летняя старуха, то теперь лежит молодая женщина. Она ждет свою любовь и верит, что когда-нибудь дождется.
"Марьино поле" - это спектакль, заставляющий плакать и смеяться. Ценность самого текста в том, что мы, с одной стороны, попадаем в мир, созданный воображением этих уже слабых разумом старух. С другой же, эта "небылица", которую каждому хочется обратить в быль: чтобы жить, верить, ждать и непременно дождаться. На премьере 9го числа в зале были ветераны. В частности рядом со сценой сидела пожилая женщина - почти ровесница 100летних старух на сцене – ее грудь искрилась медалями. В течение действия она улыбалась. Потому что по-другому воспринимала горечь утраты и боль потери. С высоты своих лет, по-философски. Но важно было одно: ей было безмерно приятно, что помнят о том, что ей никогда не забыть.

0
0
9
Владимир
13 отзывов, 30 оценок, рейтинг 9
10 апреля 2011

Оценки здесь не будут однозначными из-за нестандартности самой пьесы.
Поставил высший бал за игру актеров, за режисерскую работу. Постановка не для всех, мозг выносит на раз-два. Перед походом в театр рекомендую хотя бы пролистать пьесу или попробовать ее прочитать, чтобы понять что режисер сделал из оригинала кофетку.

0
0
9
Оля Василенко
1 отзыв, 27 оценок, рейтинг 0
14 ноября 2009

Спектакль потрясающий! Понравился некий сюрреализм сюжета и большое количество героев-образов, которые оживляют все действие, делают его небанальным. Декорации, свет, МУЗЫКА! Вообще всё на очень высоком уровне.
Но главное в спектакле - это его невероятная проникновенность. В какой-то момент захотелось зарыдать в голос - настолько все происходящее тронуло за живое. Огромное спасибо всем, кто трудится над спектаклем, они - большие молодцы, заставляют людей сочувствовать и задумываться.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все