Моноспектакль |
18+ |
Ксения Несвяченая |
Моноспектакль "ВСЯ НАША ВЕСНА".
У режиссёра Ксении Несвячёной получилось отразить всю пронзительность, глубину и выразительность автобиографического знакомства Марины Цветаевой с актёрами студии Вахтангова - Павлом Антокольским, Юрием Заводским, Владимиром Алексеевым и Софьей Голлидэй. Актриса Александра Кареева так исполнила свою роль, что я увидела во плоти поэтессу Марину Цветаеву.
3 пальто на сцене. Три её партнёра. Три целостных личности. Три разных характера. С кем-то главная героиня делится грустью, с кем-то отчаянием, с кем-то размышлением о любви.
Софья Голлидей - девушка с чудинкой, что ей мешает сближению с людьми. Таких, как Соня, мало кто любит. Её детская непосредственность притягивала и отталкивала одновременно. Некоторые ею восхищались, некоторые раздражались. Но никто не остался равнодушным. Ее слова: "Мааарииинаааа, Мааарииинаааа, Мааарииинаааа" трогали за душу, втягивали зрителя в водоворот событий. Ведь она - муза Цветаевой, она - её большая любовь.
Чемоданы, которые символизируют душевные метания. Разбросанные листы как порывистость спонтанных решений. Вихри эмоций кружат зрителя, пробуждает чувства, окутывает атмосферой, в которую погрузила их Александра Кареева.
После монолога актрисы зал аплодировал стоя. Потому что это грандиознейшая актёрская работа!!!
"Вся наша Весна" - это отражение летящих над сценой слов: дышать, чувствовать, любить, обнимать, слышать, хранить, творить... и Жить. Жить, несмотря ни на что.
"Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая!»"
(с) Марина Цветаева
Я очень люблю творчество Марины Цветаевой, полюбила с первых строк лет с двенадцати, а выучив двадцать лет назад, до сих пор наизусть читаю ее стихи. Но вот с прозой ее совершенно не знакома и до сих пор не считала это большим упущением. Но 2 мая на новой сцене театра МОСТ состоялся "Квартирник на Новинском "Вся наша весна", на котором я познакомилась, пожалуй, с одним из самых известных ее произведений в прозе - "Повестью о Сонечке", по мотивам которого поставлен спектакль. Так я заглянула еще в одно окошко ее жизни, в которое никогда не заглядывала.
"Повесть о Сонечке" многие называют стихами в прозе, это связано с ритмичностью, выразительностью, эмоциональностью и отсутствием сюжета как такового, - это признаки, относящиеся к характеристике стихотворных форм. У режиссера Ксении Несвяченой получился пронзительный моноспектакль одновременно и легкий, и глубокий, и очень выразительный. Моноспектакль - очень сложная форма, ведь в одиночку удержать внимание в течение продолжительного времени может редкий актер, и я с такими встречалась всего несколько раз. Главную роль - Марины Цветаевой - исполнила Александра Кареева и так исполнила, что уже минут через десять после начала я видела в ней любимую поэтессу даже при полном отсутствии внешнего сходства между ними. В течение всего спектакля, моментально перевоплощаясь, Александра играла и других персонажей, в том числе саму Сонечку. Казалось бы, один человек без грима, без смены костюмов, без реквизита, но получалось очень искренне и натурально. Вот оно истинное актерское мастерство! Бесподобно, верю, браво! На последних минутах неожиданно появляется второй актер - Евгений Панферов в роли Павла, с рассказа о котором и начинается спектакль. Всего пара фраз, но картинка оживает, и зрители ощущают неминуемый печальный финал в этой вдруг сошедшей со страниц истории.
Кто же эта самая Сонечка, чье имя навсегда в своей повести увековечила Марина Цветаева? "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!", - известная цитата поэтессы. Помимо любимого мужа Сергея Эфрона, в ее сердце было место и для любви к другим людям. Одной из них стала актриса Софья Голлидэй, чья дружба стала отдушиной для Цветаевой. Из "Повести о Сонечке": "Передо мной маленькая девочка. Знаю, что Павликина Инфанта! С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками. Передо мною — живой пожар. Горит все, горит —вся... И взгляд из этого пожара — такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!" Хрупкая, романтичная и женственная, Сонечка была большой любовью и музой для Цветаевой, но более чем дружеские объятия она себе не позволяла. По стечению обстоятельств, Софье пришлось уехать в провинциальный театр, и этот разрыв был очень болезненным для поэтессы. Из "Повести о Сонечке": "Ей неизбежно было от меня оторваться - с мясом души, ее и моей. ... Сонечка от меня ушла - в свою женскую судьбу. Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину - в конце концов все равно какого - и любить его одного до смерти."
Время спектакля пролетело незаметно, уходить не хотелось. Однако, стихов и песен, заявленных в описании на сайте Театра, к сожалению, так и не было. Хотя такое дополнение сделало бы спектакль еще более "цветаевским" и волшебным. И все же этим вечером я ощутила дух присутствия великой поэтессы рядом с собой, окунулась в ее воспоминания, прониклась ее чувствами. "Вся наша весна" - это о поиске, о предательстве, о любви, о дружбе, о надежде, о разочаровании, о жизни, о людях, которых больше нет, и о ней - о Сонечке...
"Будешь цвесть под райским древом,
Розан аленький! —
Так и кончилась с припевом:
«Моя маленькая!»"
(с) Марина Цветаева
Маленький уютный зал театра сразу настраивает на что-то личное, уютное и сокравенное. Вначале играет аккомпонемент фортепиано, будто за дверью справа вживую. Перед спектаклем был небольшой ввод лекция от ведущего с *радио 7*. Приятно было сразу увидеть человека, сейчас голос слышишь каждый день по радио. Он рассказал краткую биографию Цветаевой и ввел в экскурс написания ей данной пьессы. Оказывается, сама Цветаева называла свое творчество все автобиографичным. Так что приподняли завесу в своих знаниях в богемную и бедную жизнь известных классиков. Далее в течение часа актриса одна на сцене держала зал в фокусе внимания, играя в одиночку несколько ролей. Это было потрясающе. Параллельно вспоминаешь и свои любовные переживания, пережитые в студенческом возрасте. Представляю как это было бы волнительно еще если умножить все на столь известную компанию и условия, которые тогда переживали все эти реальные люди, о которых и рассказывается в пьессе. Получили колоссальное удовольствие, спасибо огромное всем, кто принимал участиие за создание и организационную задумку
Квартирник "Вся наша весна"
Режиссёр - Ксения Свяченая
Красивый моноспектакль, посвящённый автобиографической "Повести о Сонечке" М. Цветаевой показали на Новой сцене театра "Мост". Трехпрудный, Борисоглебский переулки, Тверская, Страстной бульвар - это те места, где проходили эпизоды московской жизни великого поэта. Наверное, Новая сцена квартирника на Новинском выбрана тоже не случайно: сегодня сюда в гости зашла сама Марина в талантливом воплощении актрисы Александры Кареевой.
Скупой антураж, вереница саквояжей, в каждом из них - запакована своя история отношений, водоворот событий, эмоций и чувств.
Постепенно, шаг за шагом мы знакомимся с Павликом А., Юрием З., Володей А. - это легендарные П.Антокольский, Ю. Завадский, В. Алексеев. Зрители становятся свидетелями сложных, нежных, страстных, вдохновенных чувств героев.
Сонечка - милая, по-детски непосредственная в исполнении Александры завоёвывает сердца созерцателей моноспектакля. Даже её образ в виде ярко освещённого пятна на стене - пожар не только для поэта
Александра Кареева восхитительно исполняет все роли: меняется тембр её голоса, кажется, и фигура, и рост изменяются с каждым перевоплощением актрисы. Чувственная, самозабвенная игра не даёт шанса зрителям остаться в стороне от происходящего на сцене: мы попадаем в плен её голоса, эмоций, слез.
Постановка восхитительная, проникновенная.
Я видела много спектаклей о творчестве любимого поэта, но сегодня мне показалось, что мы оказались рядом с Мариной Ивановной в тот трудный год, о котором повествует постановка.