Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
9.5

Спектакль
Марина Цветаева. Фортуна

Постановка - Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой
скачать приложение
Fest вотчинг клубБотПлати частями
О спектакле
Пьесу "Фортуна" Марина Цветаева написала в феврале 1919 года. Ее героем стал реальный исторический персонаж - герцог Лозэн, живший в эпоху Французской революции, из биографии которого Цветаева отобрала пять эпизодов и объединила их образом Фортуны. Фортуна в пьесе - не только символ Судьбы, но и символ успеха при королевском дворе второй половины XVIII века. Эпиграфом к пьесе Марина Цветаева выбрала старинный французский девиз: «Господу – мою душу, Тело мое – королю, Сердце – прелестным дамам, Честь – себе самому». В образе Лозэна она воплотила представления об идеально благородном человеке, Идеальном рыцаре, который верен Богу, присяге, любви и чести. Вдохновением для Марины Цветаевой послужила ее влюбленность в Юрия Завадского - известного актера Студии Евгения Вахтангова, впоследствии ставшего режиссером. Ему она посвятила цикл стихов "Комедьянт" и пьесы "Каменный ангел" и "Фортуна". Тем не менее широкой сценической судьбы пьеса о герцоге Лозэне не получила. Спектакль, созданный выпускниками Оперно-драматической студии Ивана Поповски Елизаветой Шаховой и Иваном Рябенко - практически первая в Москве постановка "Фортуны" на сцене профессионального театра. Более 30 лет назад Иван Поповски ворвался в театральную жизнь Москвы со своим - уже легендарным - спектаклем по пьесе Цветаевой "Приключение", теперь выпускники его Оперно-драматической студии, обратившись к другой ее пьесе, продолжают традицию сценического освоения удивительной, тонкой, изящной драматургии выдающегося поэта!
Премьеры, Драматический
16+
17 ноября 2023
1 час 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Elena Smirnova
230 отзывов, 242 оценки, рейтинг 30
22 ноября 2023


Свой жизненный путь Арман-Луи граф Бирон-Гонто, герцог Лозэн начал на «коленях фаворитки короля» Людовика XV маркизы де Помпадур, а окончил его на гильотине в звании главнокомандующего республиканских армий.
На фоне ряда исторических фактов биографии Лозена Цветаева даёт свою трактовку героя.
Её Лозэн - объект всеобъемлющей, всепрощающей женской любви во всех её оттенках - от увлечения до страсти; он лишь «самой Любви младой военнопленный», «любовный герой, женщин — герой, обаяние слабости. Все женщины, от горничной до королевы, влюблены в него одинаково: чуть-чуть матерински…» - эта запись в черновой тетради «Фортуны» с достаточной ясностью определяет замысел автора.
Завораживающее зрелище!!! Даже самые беспощадные критики были на этот раз обезоружены изысканной красотой и изяществом постановки, ее каким-то совсем особым магнетизмом. И разразились в своих оценках давно забытыми ими словами восхищения.
А создали это диво-дивное талантливые ученики Ивана Поповски - Иван Рябенко и Елизавета Шахова.
Уверена, что многие маститые режиссеры сейчас кусают локти с досады, что не разглядели, какой шедевр можно было сделать по этой пьесе Марины Цветаевой!!!
Режиссерская работа на высоте. Иван и Елизавета придумали множество интересных и весьма оригинальных мизансцен.
Работа художника – постановщика Ирины Пиновой (Ютаниной) и художника по свету Антона Литвинова тоже выше всех похвал.
Воссозданию на сцене атмосферы XVIII века способствует и костюмированный музыкальный квартет (скрипка, виолончель, флейта и фагот), исполняющий музыку Джоаккино Россини и Жана-Филиппа Рамо, а также авторские композиции музыкального руководителя театра Олега Синкина, написанные им специально для этого спектакля.
Особый шарм постановке придают неописуемой красоты платья, высокие парики с буклями, перья на шляпах, канделябры со свечами, куколки в плетеной колыбели, и, конечно же розы, лепестками которых будет усеяна вся сцена.
Розовый цвет сопровождает, следуя цветаевскому тексту, весь первый акт спектакля, в котором на сцену «влетает шелковым розовым вихрем Фортуна, во образе маркизы де Помпадур», берет младенца под свое покровительство и произносит над его колыбелью свое пророчество.
«Роза, роза,
Спрячь занозу!
Мальчик, бойся
Тронной розы!
Роза — кровь,
Роза — плен,
Роза — рок непреклонный!
Рви все розы, но тронной
Розы — бойся, Лозэн!
Может стать
В страшный час
Роза — смертною ризой…»
А дальше перед зрителями чередой проходят очарованные этим баловнем Фортуны женщины, от дочки привратника до королевы...
Какие же потрясающие, запоминающиеся образы создали актрисы театра Камбуровой!!! А какие у них голоса!!!
Вот все заслуженно поют дифирамбы, прежде всего, Евгении Куровой (Госпожа Фортуна, в образе маркизы де Помпадур), бесспорно, она была просто обворожительна, но на меня самое сильное впечатление произвела игра Анны Комовой (Нянюшка Лозэна)!!!
Обязательно сделайте себе подарок и посмотрите этот изысканно красивый, нежный и воздушный спектакль!!!

0
0
10
Mariya Godlevskaya
165 отзывов, 168 оценок, рейтинг 6
21 ноября 2023
Потрясающий спектакль, погружающий в состояние приятного дурмана, браво!

Я очень люблю творчество Цветаевой. И люблю, наверное, за то, за что многие как раз не любят - за тоскливость стихотворений, жертвенность и тяжесть, сквозь которые как солнечный свет из-за туч пробиваются одновременно легкость, любовь и надежда.

Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой - еще одна моя театральная любовь. Его спектакли надолго оставляют неизгладимые впечатления, они остаются в памяти, они манят обратно в Театр. И для меня лучшим подарком на стремительно приближающийся Новый год стала премьера музыкально-поэтического спектакля молодых режиссеров Елизаветы Шаховой и Ивана Рябенко "Марина Цветаева. Фортуна", в котором буквально ожила известная пьеса великой поэтессы. Но ожила не в нашем измерении, а в каком-то другом, похожем на сон. И этот сон я хотела бы посмотреть снова.

"Господу – мою душу, Тело мое – королю, Сердце – прелестным дамам, Честь – себе самому", - старинный девиз, который стал эпиграфом к известной пьесе Марины Цветаевой, посвященной реальной исторической личности - Арману-Луи Бирону-Гонто, урожденному герцогу де Лозэну. Популярностью у женского пола он начал пользоваться еще в пятнадцать лет, когда фаворитка короля Людовика XV маркиза де Помпадур постоянно просила его читать стихи, ссылаясь на его замечательную дикцию. С годами внимания становилось все больше. Красивый остроумный аристократ, храбрый воин, одинаково виртуозно владеющий и шпагой, и красноречием, он сводил дам с ума. Поэтесса углубилась лишь в его любовные приключения и в описании их опиралась на личные "Мемуары" герцога Лозэна, в которых главную роль играли его женщины, и где он не приукрашивал себя, стараясь писать все так, как было на самом деле. Пять женщин, влюбленных в герцога Лозэна, пять картин (частей) пьесы. Возможно, даже шесть женщин, если взять в расчет саму Фортуну, которая и сама была очарована крохой, поэтому подобно фее-крестной подарила ему будущее, полное любви, богатства и успеха, но предостерегла от рвения к власти. Интересно, что Фортуна в пьесе является в образе самой маркизы де Помпадур и в постановке она присутствует рядом с ним на протяжении всей его жизни до последнего дня.

Я всегда любила творчество Марины Цветаевой, мне близка ее печальная, я бы даже сказала, скорбная романтика. И поставить спектакль по ее произведениям крайне сложная задача. Но Елизавета Шахова и Иван Рябенко поставили не просто спектакль, а подготовили для зрителей удивительную музыкальную мелодраму, несомненно способную тронуть сердце каждого, в очередной раз оправдав название Театра - "...музыки и поэзии..." В спектакле "Марина Цветаева. Фортуна" звучит живая музыка и вживую удивительными голосами исполняются песни. Причем, музыка звучит не только известных авторов (Россини, Рамо, польская народная и прочие), но и авторские композиции заслуженного артиста России Олега Синкина, которые идеально сочетаются со стихами, что звучит просто сказочно. Сказочной получилась и общая картина спектакля у Ирины Пиновой, начиная с декораций и заканчивая мизансценами. Декорации к четырем картинам были выполнены по-разному и в разных цветовых гаммах, но было в них что-то общее, какая-то нить, соединяющая их в единое целое. Пастельные, нежные и воздушные, они не обременены сценической тяжестью, и, в сочетании с шикарными костюмами Ирины Романовой и Натальи Леваниной и с интересным световым решением Антона Литвинова, создают впечатление живописных полотен в стиле барокко. Пятая сцена как таковых декораций не требует, их роль играет свет.

Постановка отличается совершенно необыкновенными сочетаниями. Например, стихотворной и музыкальной форм, плавности и динамичности действий, ощущениями одновременно и окрыляющей легкости, и давящей на грудь тоски. Вся картина действует на зрителей завораживающе, я бы даже сказала - как дурман. Или только у одной меня сложилось такое впечатление, но это был словно сон наяву. К тому же, текст читается монотонно, так обычно и читается Цветаева, но это действительно гипнотизирует. Разумеется, работа в таком необычном формате очень сложна для актеров, но этого совершенно не ощущается, так великолепна их игра. Наверное, больше всех каждому зрителю запоминается госпожа Фортуна в исполнение хрупкой и прекрасной Евгении Куровой, обладающей поистине волшебным завораживающим голосом не только по части вокала. Еще с других постановок мне запомнилась очаровательная Анна Комова, сыгравшая нянюшку Лозэна. Особой нежностью и легкостью обладает талантливая Полина Чернова, исполнившая роль Розанэтты. А вот сам герцог Лозэн, которого сыграл Алексей Гиммельрейх, весь спектакль отталкивал меня своим образом слабого до женщин и полного непостоянства подобия мужчины. Тем не менее, он играл в любовь не со зла, а, скорее, из-за неудачного, я считаю, подарка Фортуны, а сам по себе был человеком храбрым и одновременно каким-то даже невинно-безобидным, поэтому внутри меня шла некая борьба по отношению к этому герою. Это талант - сыграть своего персонажа так, чтобы заставить зрителей верить ему, испытывать к нему искренние чувства, такие, какие зритель испытывал бы в жизни.

Полтора часа от сцены невозможно отвести взгляд, это похоже на гипноз. Погружаешься в действие полностью, получаешь эстетическое удовольствие, наслаждаешься визуальной и аудиальной картинами. Спектакль великолепен и продуман до каждой мельчайшей детали. И если вы еще не были в Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой, то пусть новая постановка "Марина Цветаева. Фортуна" станет отправной точкой в вашем знакомстве с репертуаром этого потрясающего Театра. Не полюбить его невозможно, он начинается с вешалки и попадает прямо в сердце каждым своим спектаклем, оставаясь в памяти зрителей навсегда.

0
0
8
Елена Шмырева
229 отзывов, 233 оценки, рейтинг 29
20 ноября 2023
Спектакль не действие, но прекрасный образ барочной эпохи

Спектакль поставлен по пьесе в стихах Марины Цветаевой о графе Лозене.
Жил сей граф в 18 веке, веке, когда в моде были писатели-просветители, в воздухе витали идеи свободы и равенства, что привело к Великой французской революции. Началом её стало взятие Бастилии в 1789 году, а окончанием - переворот 18 брюмера 1799 года. Десять лет длилось противостояние между революционерами, которые не могли прийти к согласию, как поступить с монархической династией, то ли ограничить её Конституцией, то ли полностью ликвидировать, провозгласив Республику. Лозен был приверженцем республиканского правления, но не анархии, которую принесла революция. Он пытался с помощью вверенных ему войск в Вандейском округе навести порядок. Но времена были такими, когда революционный трибунал мог отправить на плаху любого, кто не сидел в данный момент в его рядах. Не требовалось больших усилий, чтобы воспользоваться первым попавшимся предлогом и объявить личного врага врагом революции (ничего не напоминает?). И враги Лозена, преследовавшие личные цели, именно так и поступили. В 1794 году в возрасте 46 лет граф Лозен был казнён.
Но вся история о причинах, приведших Лозена на плаху, Цветаевой не интересна. Ей интересен Лозен как носитель красоты и обаяния. В её пьесе герой предстаёт этаким Казановой, с тем нюансом, что у него нет целей соблазнять женщин, они сами, опьяненные его обаяние, пытаются завладеть его вниманием. Почему в финальный момент он оказывается в тюремной камере, сложно понять. Словечко "Вандея" мелькает в повествовании, но акцента на нем не делается. После спектакля кажется, что Лозен был приверженцем монархии, и именно за это поплатился. Что же до женщин в судьбе Лозена, то Цветаева выбирает пятерых и делит пьесу на пять актов. Особой интриги нет: было одно увлечение, потом другое. Кто-то расстался с ним, с кем-то расстался он. Но есть один образ неизменно появляющийся на протяжении действия - образ Фортуны. Как фея-крестная, Фортуна дарит малютке-Лозену, лежащему в колыбели, дар обаяния, а позже приглядывает за свои крестником.
Режиссёры, композитор и актёры вытянули из этого сюжета без интриги, на мой взгляд, всё что могли. Цветаева прекрасный поэт, но не сильный драматург. Полагаю, что именно по этой причине спектакли по её пьесам столь редкие гости на театральной сцене.
Композитор Олег Синкин расцветил пьесу замечательной музыкой. Прекрасная работа художника-постановщика Ирины Пиновой, это и восхитительные декорации, и роскошные костюмы. Квартет из скрипки, флейты, фагота и виолончели сопровождает спектакль. Артисты вдохновенно обмениваются цветаевскими сложными рифмами и исполняют музыкальные композиции, как на её стихи, так и подобранные музыкальным руководителем, дополняющими образ эпохи и украшающими действие.
Красиво, музыкально, поэтично. Спектакль не действие, но образ, продолжающий традицию таких постановок как Грёзы и Абсент.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все