
"Павел Сергеевич. Но поймите, мамаша, что я в партию не записан.
Надежда Петровна. А ты запишись.
Павел Сергеевич. А вдруг, мамаша, меня не примут?
Надежда Петровна. Ну что ты, Павлуша, туда всякую шваль принимают"
(с) "Мандат" (Н.Р. Эрдман)
2 февраля, в день 30-летнего юбилея, в Московском театре "Et Cetera" под руководством Александра Калягина состоялась громкая премьера спектакля «Мандат» по одноименной пьесе Николая Эрдмана в постановке художественного руководителя Центра драматургии и режиссуры и создателя студии «SounDrama» Владимира Панкова. Забытая всеми пьеса, спустя 100 лет, обрела новую жизнь, став сатирическим зеркальным отражением нашей неприглядной реальности.
Действие пьесы происходит в начале 20-х годов прошлого столетия, когда в результате революционных потрясений множество людей утратили свое общественное положение и потеряли принадлежащее им имущество. Опасаясь за свое будущее и сомневаясь в том, какая власть в итоге установится в России, они пытались моментально адаптироваться к обстановке, которая в любой момент могла измениться. В этих реалиях и показана нам семья Гулячкиных, в которой бывшая теперь дворянка Варвара пытается выйти замуж, но все оказывается не так просто, и мать с братом всячески пытаются ей помочь…
Сейчас на сцене театров можно найти очень много актуальных постановок. То ли стараниями художественных руководителей, то ли режиссеров, то ли время такое – все актуально, все про нас. Но «Мандат» - это редкое произведение уровня Ильфа и Петрова или Зощенко, где почти каждая фраза острой иглой пронзает мысли и остается в памяти. Здесь есть все – и брак по расчету, и «Лжеанастасия», и поиск лучшей жизни, и выискивание правильных знакомств, и метания народа, и очень много потерянных людей, которые не знают, куда и зачем бегут. Здесь главным сокровищем является статус в виде красной корочки - красной фальшивой корочки, которая на самом деле вовсе ничего не стоит. Спектакль наполнен огромным количеством проведенных параллелей и легко трактуемых символов, сочетает в себе несколько жанров, и это делает его доступным, актуальным и интересным для зрителей любого поколения.
Постановка сочетает в себе два жанра – не так давно полюбившуюся мне буффонаду и созданную Владимиром Панковым саунд-драму. У актеров лица в белилах, парики, наклеенные носы, нарисованные черным карандашом гримасы, гипертрофированные эмоции - каждый персонаж очень выразителен и внешне, и по характеру. Особенно покорила меня семья Гулячкиных в исполнении Григория Старостина, Натальи Благих и Натальи Баландиной, их кухарка Настя в исполнении Екатерины Егоровой, их жилец в исполнении Данилы Никитина и Тамара Леопольдовна исполнении Анжелы Белянской. Потрясающие метаморфозы, браво! Спектакль очень динамичный, лишь иногда словно замораживается, чтобы дать зрителю несколько минут на передышку или на размышление, его сопровождает живая музыка – яркое дополнение к эмоциям героев на сцене. Мне показалось, что это похоже на кино с Чарли Чаплиным, костюмы и декорации соответствующие – черно-белые. И лишь некоторые элементы, включая злополучный мандат, словно капля крови на черно-белой кинопленке.
«Мандат» нельзя назвать классической театральной постановкой, спектаклем для любого зрителя, но я бы посоветовала каждому ее посмотреть. Это нечто новое, что не просто имеет право на существование, а достойно называться «открытием» и жить на сцене театра «Et Cetera» долгие годы. Здесь идеально сочетается все, здесь все живет и звучит, здесь все наполнено невероятно мощной энергетикой, здесь все про нас, про вас, про каждого!
P.S. В буфете театра я встретила актрису Людмилу Дмитриеву. За чашечкой кофе она рассказала мне, что тоже должна была играть в спектакле, но сильно упала и сломала ногу. Однако ей не терпится скорее вновь выйти на сцену, поэтому уже сейчас она не пропускает ни одной репетиции, чтобы как можно быстрее влиться в новую постановку. Желаю ей скорейшего восстановления, и как можно скорее стать частью этого потрясающего премьерного спектакля.
“Мандат” Николая Эрдмана в постановке Владимира Панкова.
Премьера в театре Александра Калягина “Et Cetera”. Это остроумная саундрама. Как сказал режиссёр постановки: "Я шëл к ней долго.”
Постановка насыщенная, много остроумных и смешных фраз, юмора и прекрасных мелодий. Мы вдоволь насладились звуками игры на аккордеоне, фортепиано, саксафоне, трубах и даже игры на сковородке.
Вместе с семьёй Гулячкиных окунулись в принятии новой власти в России. Главный герой в спектакле Павел Гулячкиных (актëр Григорий Старостин) отлично продемонстрировал своё отношение к изменениям, показал тот самый важный мандат, да и не один. Запас немало красный книжечек для пропуска в новую жизнь.
Его сестра Варвара (актриса Наталья Благих), как печальный Пьеро с таким гримом, на протяжении всей пьесы ждала свадьбы, отлично исполнила низким джазовым голосом "Дорогие мои москвичи", демонстрировала немало балетных па.
Актёрский состав замечательный, каждый играл свою роль и полностью доносил свой смысл. Выбеленный грим и рисованные чёрные брови добавляли большей динамичности.
В спектакле много живой музыки, сопровождение было на протяжении всех действий. Это словно музыкальный концерт.
Декорации менялись постоянно, во всех интерьерах выделялся красный цвет. Красные диван, стулья, лестницы. Выглядело всё очень символично.
Постановка довольно продолжительная, вместе с антрактом 4 часа. Но сколько событий и сцен за всё это время увидели. Все они позволили погрузиться в наш неидеальный мир, в нашу российскую историю, становление коммунизма, партий. Удалось поглядеть, как проходило принятие новой жизни для интеллигенцией, смена власти. В спектакле были и простые житейские истории, к примеру ругань между соседом, подготовка к будущей свадьбе или общение мужчины с женщиной наедине.
Спектакль однозначно получился непростой, сюжет соткан из разных событий и эпох, прошлое резко сменяется настоящим, будущее уходит в прошлое. Динамика держалась на протяжении всей пьесы.
Рекомендую к просмотру этот спектакль. Смотрится живо и современно.
Постановка меня тронула до глубины души, за эти почти четыре часа актеры на сцене стали практически родными, а их проблемы затмили и заняли все мысли. Несмотря на то, что пьеса пропитана юмором и каламбуром - это остросюжетная драма, актуальная и сегодня.
Артисты поют и танцуют, носят сложный грим и демонстрируют интересные характерные образы. Особая роль отведена пластике и движению. Владимир Панков собрал сильную команду мастеров своего дела: художник Максим Обрезков и хореограф Екатерина Кислова.
Саундрама - особый жанр, в котором музыканты органично вписаны в действие, сопровождают спектакль звуками и мелодиями. Чудесные декорации. Будто живой организм, пространство постоянно трансформируется, подстраиваясь под сюжетную линию.
Хочется отметить актерское мастерство в этой объемной и сложной постановке. Григорий Старостин в роли Павла Гулячкина раскрывался по ходу пьесы на глазах, его мать великолепно исполнила Наталья Баландина, а сестру - заслуженная артистка РФ Наталья Благих. Настя, кухарка и императрица - прекрасная Екатерина Егорова. Рада была увидеть Кирилла Щербина среди шарманщиков. Мне понравился каждый актер в этот вечер, даже музыканты невероятно стильные ребята.
Спектакль не обычный, сложный по форме и содержанию, и это очень впечатляет! Он посвящен людям, которые при любых жизненных обстоятельствах, пытаются усидеть на двух стульях.
Длится постановка 4 часа, но благодаря насыщенности событий на сцене, время пролетает быстро.
Всем актерам, режиссеру, музыкантам, декораторам и осветителям - просто браво! Не представляю, как такое можно было придумать и воплотить на сцене - выглядело просто невероятно!
И очень понравилась идея с девушкой-следователем, которая объявляла номер действия/явления и действующих лиц. Я б такое правило во всех театрах и спектаклях ввела ))

Великолепный театр на Чистых прудах под руководством бесподобного Александра Калягина празднует 30-летие громкой премьерой.
Пьеса Эрдмана "Мандат" на сцене театра превращается в саундраму, где музыка также важна как и слова.
⠀
Владимир Панков музыкант, режиссёр, актёр изобрёл необычный жанр - саундраму как некий синтез музыки, пластики и театра.
А ещё он считает, что "театр не может быть рутиной" (как же я с ним согласна) и подтверждает свои слова новым спектаклем.
⠀
"Мандат" - 4х-часовая стильная клоунада, где за гипертрофированным весельем спрятана настоящая драма.
Пьеса Эрдмана 1925 года на сцене Et Cetera звучит очень актуально как гигантская ломка времени, всего привычного, как попытка подстроиться под новые законы жизни.
А сколько нарочитого символизма у Панкова.
⠀
Мандат - это символ новой жизни.
Всем нужно его заполучить, что даже брак организовывают не по денежному расчёту, а по возможности получить в приданое родственника-коммуниста с заветной бумажкой.
Цвет бумажки, конечно же, красный. Он становится единственным ярким цветом в чёрно-белой сценография. А красные лестницы как бы намекают, что владельцев мандатов ждёт путь наверх, к власти, к хорошей жизни.
Мандат в пьесе будет только у главного героя - Павла (Григорий Старостин), а значит Павел расскроет нам все недостатки человека с незаконной властью.
Кухарку Настю (Екатерина Егорова)
примут за наследницу российского престола. И вот ещё один мощный символ: роскошное платье наследницы - всё, что осталось от той России.
Оно досталось не жеманной образованный сестре главного героя Варваре (Наталья Благих), а кухарке из далёкой Тульской области, с фамилией Пупкина.
Всё мы помним крылатую фразу про кухарку. Страной должны править трудящие, из низов. Всё, что осталось от России теперь на кухарке.
⠀
Панков по-хулигански играет с образом кухарки-наследницы, в одну секунду он превращает её в голую кухарку, в другую - выдаёт замуж.
Квартирант Иван Иванович (Данил Никитин) пытается наказать милицией главного героя за кастрюлю с лапшой, которая оказалась у него на голове по вине Павла. Весь спектакль он бегает с этой нелепой кастрюлей, из которой свисают бутафорские макаронины, которые мы находим и в его одежде. Кастрюля как символ начинающейся бытовой жизни в коммуналке.
Меня поразил и темп "Мандата". Как же быстро всё происходит, как актёры великолепно выдержали этот темп. С каким азартом и энергией сыграны все роли.
При этом (судя по игре) режиссёр поставил им сложную задачу: играть гротескно, преувеличено, вычурно.
И несмотря на такой темп, актёры театра отлично справились с задачей.
У актёров сложный грим, накладные носы, усы, животы. Они неузнаваемы, они словно пародируют кого-то. Нам не дают забыть, что это клоунада.
Художник Максим Обрезков на сцене использовал три цвета: серый, чёрный и красный. Будто смотришь чёрно-белое кино, да и чёрно-белый телевизор на сцене намекает, что мы зрители.
Телевизор напоминает нам о событиях того времени.⠀
Придуманное художником пространство с огромным количеством дверей символизирует, что за каждый дверью своя жизнь.
Если перед вами закрылась одна дверь, обязательно откроется другая.
Поэтому в спектакле так много куда-то спешащих людей с чемоданами: все они в поисках счастливой жизни. Уходят - приходят.
Дверь в саундраме не только символ, но и проводник в пространство, где "живут" музыканты. Двери, лестницы, занавес - они везде.
У Панков своя группа "SounDrama" и ребята дадут жару на сцене. Живая музыка, временами оглушающая, бушует по всей сцене. Огромное количество инструментов передают нам настроение - грусть, боль, радость или безумие.
На мой вкус финал немного затянут, хочется "финального хлыста",
а мы аккуратно съезжаем с горки к осознанию того, что все ненастоящие.
Теряется темп.
«Мандат»… не оставил равнодушным!Концепция впечатляет, спектакль переносит зрителя в историческую эпоху прошлых лет. Актеры мощные, игр а сильная, отдача максимальная.
Театр прекрасен- от его местоположения до зрительных кресел.
Спектакль очень понравился! особенно то, что небольшой оркестр не только играл музыку, но и сопровождал каждое движение. Интересная постановка, закрученный сюжет, действительно, смешной, декорации - не оставят равнодушными!
Спектакль яркий, музыкальный, много танцевальных и музыкальных сцен, что, несомненно, является плюсом. Есть смешные сцены. Грим с белыми лицами у актеров, стрелки в поллица. Но ряд моментов, которые вызывают неприятие, - это саркастическое отношение к пролетариату, к революции. А это наша история.
Нам очень понравился спектакль "Мандат"!
С саундрамами
Владимира Панкова знакомы по "Морфию" М.А. Булгакова в Эт Сетера!
Необычный подход к литературному материалу,
много динамики, пластики, мимики, жестов, музыки, это восхитительно!
"Мандат" ещё и с юмором!
Мы получили Огромное Удовольствие!
Рекомендуем!
Давно хотела попасть на этот спектакль и вот, ура, мы с мужем и сыном оказались в одном из любимых нами театров на саунд-драме Мандат по Эрдману.
Спасибо за спектакль, за потрясающие эмоции, за смех до слез, за стиль, классный грим, музыку, замечательных актеров! И за очень приятное послевкусие, которое не хочется терять.
Из психологически тяжелых спектаклей. После революционное время. Семьи. Их судьбы. Насыщенно музыкой. Бесподобная игра актеров. Время спектакля три часа. Очень понравилось. Большая благодарность театру за отличный спектакль.
Ходили дети (19 и 13 лет). Оба остались в восторге , хоть и по разному.«
Дочери: «Актуально, как будто про наше время. И смешно, и грустно».
Сыну: «Сначала было непонятно, но потом круто! Особенно музыка и актёры».
Мандат» — это не просто спектакль, а целое приключение. Он подойдёт тем, кто любит театр с изюминкой, где есть и смех, и повод задуматься. Для подростков — отличный способ прикоснуться к классике через призму современного прочтения.
Прекрасный спектакль Мандат в театре Et Cetera одноименной пьесе Николая Эрдмана. Одно из сильнейших впечатлений от театра. В постановке сложилось все, игра актеров, грим, декорации, костюмы, музыка и свет.
Сегодня посетили театр "Etcetera" спектакль "Мандат". Динамичный сюжет, яркая игра актёров, отличное музыкальное сопровождение. Это был чудесный вечер. Спасибо
Мандат это что то особенное, необыкновенное. Музыканты, артисты, декорации - это один живой организм. От происходящего невозможно оторваться, не хочется пропустить ни одной детали. Спасибо огромное режиссеру Владимиру Панкову за великолепную постановку.
Посетили , с подругой , этот спектакль . Это что-то невероятное !!!! Такой глубокий смысл , великолепная игра актеров , мы долго находились под впечатлением . Сам театр прекрасен - очень красивый и уютный .
«Мандат» в и это виртуозное сочетание классики и современности. Энергичный спектакль с безупречными актёрскими работами, остроумными диалогами и точной режиссурой. Настоящий театральный праздник, который заставляет и смеяться, и думать.
Эта неклассическая театральная постановка оставляет неизгладимое впечатление своей неординарностью, фееричностью, смешением жанров. Великолепная игра актеров, чудесная сценография, злободневность сюжета не оставят равнодушными ни одного зрителя
Очень красивый театр! Впечатления от спектакля неоднозначные: игра актеров потрясающая, постановка тоже выше всяких похвал, декорации восхитительные, но сам сюжет очень на любителя. В любом случае мы получили огромное удовольствие. Большое спасибо!
Год спустя снова оказались в театре. Впечатление от театра и спектакля положительное:
понравилась игра актёров, живая музыка, много юмора, переходящего в сатиру, отслеживания параллели с современной обстановкой.
Думаю, что такая постановка на любителя: много гротеска, фарса. Мы от души посмеялись.
Отличный спектакль. Игра актеров 10 из 10, однозначно вернусь в театр Еt cetera, чтобы посмотреть другие постановки 🎭
Красочный , яркий, музыкальный, гротесковый спектакль- фарс про 20 годы в нашей стране. Однозначно советую посетить.
Спектакль «Мандат» не может оставить равнодушным, глубокая, яркая, очень эмоциональная и сильная работа огромной команды театра “Et Cetera”, целая гамма эмоций и размышлений. Благодарим вас :) Обязательно к вам вернемся :)