Драматический |
18+ |
Павел Курочкин |
2 часа, без антракта |
В спектакле «Дыхание» Театра Наций художник Ксения Перетрухина создала пространство, в котором на зрителей невидимым образом надвигается икеевская кухня. За что и получила ЗМ-2018. В спектакле «Лёгкие люди» Ведогонь-театра Ксения практически так же незаметно спускает с потолка быт в образе белоснежных рубашек.
Ну, а нам дают возможность присмотреться к чужому белью. Или условно повыпивать на кухне с приятными людьми и задушевными разговорами. Потому что зрители сидят буквой П, в центре которой сцена. На сцене воссоздан интерьер квартиры, будто доставшейся в наследство от бабушки, осовремененный икеевскими же плафонами, тарелками и матрасом на полу.
Текст Михаила Дурненкова разыгрывают 4 артиста, а Алексей Ермаков и Антон Васильев делают это ещё и очень органично. Они те самые «лёгкие люди» - такой «фестивальный» тип современного хипана, сбегающего от реальности в индийские миры медитативных практик. Их свободолюбивому раздолбайству противостоит бытовая любовь молодой семейной пары.
Создал спектакль и весь «Ведогонь-театр», ЗАР, режиссёр Павел Курочкин. За что ему большое спасибо! А, если бы не номинация на ЗМ, то кто бы мог подумать, что в г. Зеленограде есть такой интересный театр? Ну, и Дурненков с Перетрухиной, конечно, беспроигрышный вариант ).
Пока в Зеленограде ремонт, спектакли можно смотреть в ЦДР на Беговой. Так что бегом на Беговую )
Первое, что хочу сказать - мне понравилось. Очень просто и очень жизненно. Трогает. Но писать о спектакле "Легкие люди" Ведогонь-театра оказалось очень сложно. Сам спектакль - простой, а писать - сложно, да. Это, знаете, как отвечать на вопросы "Как дела?", "Что нового?" человеку, с которым не общаешься годами. Вроде много всего было за это время, что тебя волновало, а конкретно ответить нечего.
Так и тут. Спектакль, как жизнь, наполнен разновеликими событиями и размышлениями, от проблемы, из чего бы выпить (решенной очень оригинально - из болгарских перцев)), до серьезных мыслей о том, не Спасителя ли убили, сделав аборт. Но не пересказывать же пьесу.)
Речь в ней идет об обычных, в целом, людях, о понятных человеческих проблемах и ситуациях, о том, что как бы ты ни старался избегать тяжести существования, она так или иначе тебя настигает, сплющивает неожиданно накрывшей ответственностью за чужую жизнь или мучает неразрешимым вопросом из прошлого, если только ты не готов уж совсем вести жизнь перекати-поля, как один из персонажей пьесы, Макс (он же Ключ), сыгранный Антоном Васильевым. Да и Максу, по его же выражению, в конце концов стало стремно от предательства, совершенного по отношению к своей бабуле.
Думаю, этот спектакль способен зацепить практически каждого, кто придет его смотреть. Причем каждого - своим. Кому-то окажутся близки мысли одного персонажа, кому-то - ситуации и проблемы другого, но так или иначе все найдут тут что-то узнаваемое и конкретно его трогающее. И вместе с героями постановки зритель вдруг окажется окружен призраками из прошлого, или необходимостью принимать решения в настоящем. Любопытно, кстати, эти призраки обыграны на сцене - белые мужские рубашки, необходимость более строгого, офисного, я бы сказала, существования, ну или вообще необходимости работать или отвечать за свои поступки. Вот, кстати, вообще не понятно из спектакля, а на какие шиши легко живут эти легкие люди. Звучат слова про вечное безденежье и безработицу, но это не мешает им жевать тортики и те же болгарские перцы.
Раз уж я заговорила про сценографию. Очень люблю вот такое пространство, когда ты сидишь практически на сцене, существуешь внутри спектакля, когда до актера можно дотянуться рукой. Это дает эффект погружения для зрителя, и это не допускает ни малейшей возможности для актера выйти из образа. Зрители сидят по периметру "квартиры", в которой происходит все действие, куда бы не повернулся актер - глаза в глаза будет кто-то наблюдать. Поэтому актерам приходится проживать, а не просто разыгрывать, судьбы своих персонажей.
Хозяйка квартиры - Татьяна и ее любимый мужчина - Иван (Татьяна Мазур и Сергей Зайцев) живут, в общем, безоблачной жизнью, если не считать безденежья, но оно их не особо напрягает (хотя найденной было работе оба очень рады). До тех пор, пока в их мирок не начинает вламываться... сама жизнь. Очень неплохо нам показывают, как едва не сойдя с ума от переживаний за другого, человек легко стряхивает эти переживания, когда его собственный мирок грозит обрушиться. Но не буду спойлерить.
Не знаю, можно ли считать, что главные действующие лица тут именно Иван и Татьяна, не хочу сказать, что они играли хуже, но для меня героем этого вечера стал четвертый персонаж - Егор, очень классно сыгранный Алексеем Ермаковым. Браво! Он начинает спектакль и выглядит сначала довольно отстраненным со своими странными медитативными музыкальными инструментами. Кстати, отвлекусь. Очень показательно, на мой взгляд, что Максу вложили в руки бубен, а Егору - вот эти вот штуки, названий которых я не знаю, но которые создают очень интересные, какие-то потусторонние, звуки. Медный сплющенный шар с дырочками, бамбуковая трубка - шуршалка... Единственное, что выбивалось из визуального и смыслового ряда - соковыжималка. Это что - реклама бренда? Ну да ладно, это мелочь, хоть и досадная.
Так вот, вернусь к Егору. Несмотря на свою кажущуюся поначалу непробиваемость именно он оказывается самым эмоциональным и глубоким персонажем, и Алексей играет это просто великолепно. Захотелось увидеть этого актера и в других постановках, очень понравился.
Я очень рада, что познакомилась с этим совершенно новым для меня театром. Оказывается, Ведогонь-театр располагается в Зеленограде, но поскольку у них сейчас капитальный ремонт, свои спектакли они играют на московских площадках. В ЦДР на Беговой я, кстати, тоже первый раз забрела. Понравилась атмосфера. Худрук и режиссер спектакля (в одном лице) Павел Курочкин перед началом вышел к зрителям, рассказал немного о постановке и о сценографии, потом стоял со всеми прощался, очень трогательно. Понравились актеры. Понравился спектакль. Чего ж еще? ))
О том, кто это такие вам расскажет Алексей Ермаков, в самом начале спектакля. Вы сами решите для себя положительные это лица или отрицательные. А может быть вы и есть легкий человек? Может быть, Но спектакль не о вас, он про две семьи вернее полторы семьи, самые обычные полторы семьи. А Ключ он, как новый персонаж в сериале, появился и остался, до конца. Антон Васильев, который играл Ключа, внес юмор в постановку, оживил ее, у каждого должен быть такой «ключ».
Татьяна Мазур и Сергей Зайцев это как раз будущая семья переживает трудное время. Помогают ли им гости или наоборот неизвестно, это ведь вымышленная история, наверное. Но спектакль живой и делают его таким не ковер и рубашки, актеры, выплескивая свои чувства и переживая их на глазах пол сотни зрителей. Татьяна показалась мне знакомой, она снималась в сериале, который смотрела бабушка на даче, очень для меня неожиданная встреча. Она единственная, в спектакле чье имя совпадает с именем сценического персонажа, возможно, она играла себя?
Конечно же, особое украшение – сценография. Оформлено пространство, как обычная квартира, предположительно двушка, 52м2 без балкона и просторной кухней.музыкальное сопровождение стоит отметить, ритм ханга, его завораживающие звуки чаруют и успокаивают.
Счастливый случай наконец-то познакомил со спектаклем театра. Вступительное слово режиссера, свободная рассадка в зале, каждый зритель точно увидит с "иной точки" зрения. Да и сам сюжет показался знакомым и привычным, про легких и потерянных людей, которые просто хотят жить, не заморачиваться и ничего не упускать... Не смотря на некоторые мои опасения, оказался по-настоящему хорошим спектаклем, который смело можно рекомендовать зрителям среднего возраста.
Не так давно я была в театре, в новом для меня. И всё шло как обычно: кофе, разговоры, изучение программки, но вдруг появляется режиссёр спектакля и проводит небольшую беседу о том, что мы увидим; о необычном пространстве и как в нём надо себя вести.
Интрига!
⠀
"Ведогонь-театр" находится в Зеленограде. Художественный руководитель - Павел Курочкин.
Спектакль "Лёгкие люди" поставил сам Павел Курочкин. Это настоящая новая драма от популярного драматурга Михаила Дурненкова.
Сценография - Ксения Перетрухина, видела её работы и знаю, что это всегда что-то новое и прекрасное.
⠀
"Легкие люди" попали в лонг-лист "Самые заметные спектакли сезона 2016-2017" театральной премии Золотая маска.
Посмотреть его можно на сцене Центра драматургии и режиссуры на Беговой.
⠀
Вы попадаете не в зрительный зал, а в типичную квартиру с советским интерьером.
Зрителей рассаживают по периметру вдоль стен комнат. Кто-то оказывается на кухне, кто-то в спальне.
Куда бы вы не сели, жизнь героев будет протекать рядом с вами, и вы - из зрителя превращаетесь в жильца этой квартиры, такое погружение.
Стены здесь условны, но о них помнят. Герои каждый раз проходят в комнаты по определённому маршруту.
⠀
Спектакль сильный и очень откровенный. Но откровенность здесь очень чувствительная, не пошлая.
Даже мат, который присутствует в жизни этих людей какой-то "воздушный".
Это поколение лёгких людей, поколение тридцатилетних. У них всё просто: любить, путешествовать, жить. Они не стремятся к богатству, к каким-то достижениям и целям.
Они живут в квартирах со старым ремонтом и мебелью, и страдают "комплексами безработицы и хронического отсутствия денег".
Но за этой лёгкостью у каждого свой тяжёлый груз. Герои пытаются жить легко, но это оказывается не так просто, и в какой-то момент белые парящие в воздухе рубашки или призраки-проблемы, спускаются вниз, в их квартиру и начинают жить среди них.
⠀
В спектакле присутствует национальная музыка и загадочные инструменты. На них играет Егор
(Алексей Ермаков). Егор - интересный персонаж, он медитирует, играет на инструменте похожем на глюкофон, много размышляет. Именно ему приходит в голову самая сильная финальная мысль этого спектакля - что если этот аборт...этот убитый ими ребёнок "был Тем Самым Ребёнком" - Спасителем, которого ждали 2000 лет. И теперь не будет спасения, не будет прощения.
Его приезд стал источников изменений в жизни остальных героев - он спровоцировал помешательство, ссоры и вытянул наружу все "тяжести" лёгких людей.
⠀
Помимо Егора в спектакле есть ещё три персонажа - Татьяна (Татьяна Мазур), Иван (Сергей Зайцев) и самый "лёгкий" персонаж - Макс (Антон Васильев).⠀
Татьяна - единственный женский персонаж в пьесе. Она такая хрупкая и нежная, но в решающий момент она пойдёт на всё ради спасения любви. ведь больше ничего нет в её жизни!
Она по-настоящему свободна и счастлива, но за эту свободу она заплатила высокую цену! Я верю, что у них всё будет хорошо! По-женски верю!
Актёрский квартет по игре, настроению и эмоциям просто подарок. Какая-то тайная ниточка их так связала в этой партии - крепко, профессионально и ярко. Такая живая и душевная игра.
До сих пор вспоминаю как они четвером пили из обычных перцев (закуска и), словно на пикнике. Эта сцена - стала поворотной. Именно она принесла всем (кроме Егора) покой и вернула беззаботное счастье.
⠀
Все мы живём в своих мирах, этот спектакль - замечательный пример одного такого мира, пусть даже мира "лёгких" людей. Он задевает и заставляет погрузиться в себя, покопаться. Хочу ли я быть лёгкой и свободной, с вечным рюкзаком за спиной и пустой головой? Или я стала тяжёлой, с гигантскими грузами в виде детей, денег, семьи?
Чего я хочу... стоять на якоре у благополучного берега или поднять его и уплыть куда-то вдаль, к свободным берегам?