

| Премьеры, Драматический |
| 16+ |
| Владимир Панков |
| 27 декабря 2024 |
| 3 часа, 1 антракт |

«Должны смеяться дети
И в мирном мире жить.»
Спектакль поставлен в новом направлении, созданным Владимиром Панковым – SounDrama. Музыки в спектакле очень много, практические непрерывное музыкальное повествование! И исключительно живое звучание. Музыка в разы усиливает действия, мысли, эмоции героев! Чувства выкручены на максимум. Здесь и авторская музыка студии SounDrama и всеми знакомые и любимые хиты. «Я хочу быть с тобой» (Наутилус Помпилиус), «На заре» («Альянс»), «Музыкант» (Никольский), «Кони в яблоках» (Виктор Салтыков и “Электроклуб”), «Братец Луи” (Сергей Минаев), «From Souvenirs to Souvenirs» (Демис Руссос) , Кукарелла/Hafanana (Африк Симон) - тррррр ча ча, тррррр ха ха, тррррр вум бам…
Получилось настоящее произведение искусства, которое оценит самый искушенный театрал, при этом простое и понятное для массового зрителя.
Много в спектакле и вопросов, психологических компонентов. Проблема взросления, поиска себя, смысла, своего места в жизни. Взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений - подростковый бунт, трудности в понимании своих детей. «Я хочу понять одно - что он хочет, кого я вырастил». Безотцовщина. Сепарация от родителей. Кризис в государстве. Война. И что такое любовь?
«О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви.
Что творится, что творилось на твоей земле
Все в этой музыке (спектакле) ты только улови…»
Главный герой этой истории – открытый, смелый и непосредственный троечник Иван Мирошников. Его родители развелись, отец с молодой женой уехал в Африку и присылал сыну только типовые, сухие открыточки. А мать растила сына как могла, стараясь дать как можно больше, но не в силах дать столько, сколько нужно. Иван проваливает экзамены в институт и, с подачи матери, устраивается курьером в издательство. По работе он попадает в квартиру профессора Кузнецова. Дверь ему открывает дочка профессора - Катя, его ровесница – умница и красавица, у которую родители вложили, напротив, немного больше, чем нужно, совершенно лишив её свободы самовыражения. И между молодыми людьми из разных миров возникает чувство.
Они «пытались уйти от любви». Пытались.
Ивана Мирошникова играет чудеснейший молодой актёр - Александр Фокин. Обаятельный, яркий, харизматичный, живой, пластичный, с тонкой, богатой мимикой, ещё и поющий. При всём уважении к культовому фильму , образ главного героя в спектакле, на мой взгляд, получился гораздо более подходящим, интересным и убедительным. Прекрасный, открытый, умный мальчик. Просто ещё молодой, без жизненных опор и ориентиров. Он только пробует эту жизнь на вкус, и уже понимает, как не нравится, и не хочется, но ещё не понимает, как хочется - о чем мечтать и к чему стремиться.
Действие происходит в 80-е годы. Конец «эпохи застоя». Рок, электронная музыка. Война в Афганистане. Предметы интерьера, костюмы переносят нас в прошлое, вызывая лиричную ностальгию. Пузатый телевизор фоном транслирует новости и передачи того времени. Особенно впечатляет длинная бетонная стена, какие были в СССР повсюду. Она как будто отгораживает сцену от зрительского зала и погружает во времена жесткого тоталитарного государства. На протяжении спектакля стена многократно трансформируется - блоки раздвигаются и открываются. А в конце надвигаются и «падают», прямо на грудь зрителей , придавливая так, что на мгновения становится трудно дышать.
Спектакль идёт около 3 часов. Часто при такой продолжительности возникает мысль, что можно было бы местами подсократить. Но не в этот раз. Спектакль очень динамичный, нет ни одной затянутой, скучной сцены, каждую минуту по-настоящему интересно! В одной из последних массовых сцен, когда актёры стали стремительно наполнять пространство, я даже поймала досадно-горькую эмоцию – неужели всё? Пожалуйста, нет, хочу ещё, ещё хотя бы 15 минут этого театрального наслаждения. К моему удовольствию, это был не конец, и продолжение было так сладостно, как будто ранним утром перевёл будильник и можно ещё понежиться в кровати. Правда в конце этот сладостный сон прервался неожиданным ударом под дых. Той самой бетонной стеной, на которой так пронзительно-отчаянно плакала мать.
Если бы можно было проголосовать, то я бы, как зритель, отдала голос за более мягкий финал. Но если как творец… Это бесспорно мощно. Талантливо. И это жизнь. И она не укладывается в единственный и неизменный жанр и стиль повествования. И как бы не хотелось отгонять горькие мысли, но есть болезни, есть война, есть смерть, которая не спрашивает, когда прийти. Экзистенциальная данность бытия. Которую нужно принять. Привыкнуть только вряд ли получится. И хочется громко и навзрыд кричать:
«Должны смеяться дети,
И в мирном мире жить!»
Первое, что бросилось в глаза – это вытянутый зал, приходилось весь спектакль вертеть головой туда-сюда. Сюжет мне был не знаком, так как я не смотрела киноверсию. Постановка ощущается затянутой, особенно во втором акте. Актерский состав слабоватый. Хотелось в духе Станиславского произнести: «Не верю!», особенно маме Вани. Если коротко: потенциал есть, но нужно садиться на последний ряд и быть готовым громкой музыке, которая основательную историю превратила в шоу с танцами.
Блестяще! Вот если хорошо, то хорошо, без всяких НО. Очень понравилось. Очень. Рекомендую. Финал потряс, хотелось просто посидеть в тишине после него. Конечно, фильм так не раскрывает всю идею. Игра актеров, музыкантов, сценография. Все на высоте. По местам в зрительном зале могу рекомендовать брать справа ( если смотреть на сцену). Мы сидели на 13 и 14 месте и именно перед нами разворачивалось большинство сцен. Левое крыло, на мой взгляд, не имело столь хорошего обзора. Могу даже предположить, что им не все было слышно иногда. По поводу самого театра- сцена находится подвале, он действительно маленький и крайне неудобен с точки зрения планировки. Про пожарную безопасность зрительного зала говорить не приходится (как и во многих театрах).
Громкая премьера прошлого сезона – спектакль «Курьер» в «Центре драматургии и режиссуры», по культовым повести и фильму Карена Шахназарова 1986 г. Этот фильм нам показывали еще в школе, но нас, 15-летних подростков, он не заинтересовал: показался старым, темным, динамики было мало, а главный герой был скучным – и я не стала его досматривать. Совсем другое дело – новый спектакль Владимира Панкова, в традиционном для него стиле «саунд-драма».
Уже оказавшись в зрительном зале, мы моментально переносимся в 1980-е: тут и монолитная бетонная стена «квадратиками», и советские кресла с телевизором. Зал очень сильно вытянут в длину, действие происходит то на правой, то на левой стороне – поэтому рекомендую места в середине. В спектакле занято около 40 артистов: основные герои и много артистов ансамбля – их джинсы и яркие спортивные костюмы создают ту самую атмосферу, которую я называю «подготовкой к 90-м». Как во всех спектаклях Панкова, музыка в исполнении живого бэнда - тоже полноправный участник действия: она поддерживает героев, создает настроение… Это не просто драматичный спектакль, а нечто большее. Кроме того, не обошлось и без хитов того времени, например «Братец Луи», «На заре», «Кони в яблоках» и «Кукарелла».
Главный герой Иван, в исполнении Александра Фокина – совсем не такой флегматичный, как в фильме: он яркий, живой, моментально меняет образы, прекрасно поет и танцует. И это замечательно для этой роли, ведь Иван большой фантазер, он обожает рассказывать окружающим выдуманные истории о себе, примеряя то одну, то другую маску, и ему верят – герою самому следовало бы пойти в артисты! Но он становится курьером литературного журнала, не поступив на исторический факультет, как мечтала его мать-учительница.
«Курьер» - очень глубокий спектакль, в котором затрагиваются темы становления личности молодых людей, первой большой любви, разрыва между поколениями и социального расслоения. Мне кажется, он до сих пор потерял своей актуальности даже для ребят, которым сейчас по 18 лет и их родителей, хотя действие происходит 40 (!) лет назад. Главный герой легко идет по жизни: он не хочет заниматься ничем серьезным, даже учиться – его пока устраивает жизнь с матерью и простая работа курьером. Неслучайно сюжет начинается с развода его родителей из-за измены отца – думаю, именно это изначально и повлияло на его будущее равнодушие к темам семьи, отношений и «взрослой жизни».
Случайная встреча с Катей (Надежда Мисякова), дочкой профессора Кузнецова, меняет их обоих. Она – из элитной семьи, училась в заграничной школе, студентка 1 курса МГУ, живет в центре Москвы… Но так устала от «показухи», авторитарного отца и чувства «золотой клетки» и расписанной на годы вперед жизни. Иван для нее – возможность познакомиться с иной жизнью, он забавляет ее своими историями и поведением. Но их отношения предсказуемо обречены: его не принимают ее друзья из «золотой молодежи», а Катин отец считает, что он дурно на нее влияет. Впоследствии, Иван и сам рушит эти отношения по собственной глупости и несерьезности.
Весь спектакль пронизан какой-то тревожностью, мы наблюдаем, как герой по мере действия становится взрослее, больше задумывается о выборе жизненного пути. Но впереди – армия, как раз идет война в Афганистане, а потом начнется перестройка… Нет времени на поиск себя, и дальше будет еще сложнее.
Спасибо ЦДР, что я пересмотрела свое отношение к «Курьеру» и смогла полностью погрузиться в эту сложную и актуальную историю!
Это не спектакль - это портал в другую реальность. Там даже воздух другой. Это потрясающе созданный мир культовой истории 80-х. И зная наизусть некоторые моменты и диалоги, смотришь как в первый раз. Настолько вовлекает и затягивает все происходящее. Музыкально, стильно, талантливо, витально. Так много там жизни. Невероятные актерские работы. Как много символов и посланий, нет ничего случайного. Браво!!!