Драматический |
16+ |
Александр Строев |
2 часа 45 минут, 1 антракт |
Актер Александр Строев — обладатель редкого для театра сочетания качеств: мужского обаяния, легкости натуры и остроумия. Так что любой проект с его участием сопровождает приятная ажитация, и особенно барышень. Его даже телепередачу особенную позвали вести — «Женский вечер». Строев, однако, имеет амбиции более серьезные, чем звание секс-символа: ныне актер решил попробовать себя в режиссуре. А пьесу для дебюта выбрал удивительную. Некий израильтянин Александр Радовский, будто бы в бреду, переписал шекспировского «Гамлета»: Офелия, оказывается, имела роман с Клавдием, Клавдий заколол Полония, приняв его за Гамлета, а непроходимо глупый Лаэрт уничтожил всех остальных. На берегах Иордана, возможно, кто-то и считает в сюжете намек на нескончаемое арабо-израильское кровопролитие, но на набережной Фонтанки все выглядит не более чем сказочкой — с диалогами из мексиканских сериалов и безбожно патетическим финалом.
На сцене условное, тюзовское Средневековье: громоздятся строительные леса, изображающие осадные башни. Среди башен что-то пилят и стругают пейзане. Что именно и зачем — так и останется для зрителя загадкой. Так же таинственно-бесцельны и усилия, предпринимаемые исполнителями главных ролей. Алла Одинг — Гертруда играет женщину непростой судьбы. Видимо, очень хорошую женщину, чему порукой намертво приклеенная к губам актрисы доброжелательная улыбка. Одинг, впрочем, не позавидуешь: жалобно упрекать Гамлета, что в детстве уделял ей мало внимания, «все возился со своим Йориком», и не расхохотаться — это, наверное, пытка. Ольга Медынич — Офелия находится в постоянной внутренней борьбе, кого бы ей лучше изобразить, невинную нимфу или роковую женщину. Склонившись ко второму, она немедленно тонет — почему-то в ванне. Сам Строев — Клавдий больше, чем короля, напоминает все-таки начинающего режиссера, непрестанно оглядывающего сцену с несколько потерянным видом. Самым странным персонажем оказывается Гамлет. У Радовского он — истый толстовец, практикующий непротивление злу насилием и неучастие в политических дрязгах. Но сыгранного Андреем Шимко заторможенного хоббита в галифе трудно заподозрить в каком-либо идеализме — ему больше подходит девиз «моя хата с краю». Из всех героев спектакля всерьез можно воспринимать, пожалуй, лишь Полония в исполнении Геннадия Косарева — строгого, как учитель математики, подвижного, как флюгер, вдохновенного придворного интригана. Что касается режиссуры, то тут дебютанту удалось сказать всего одно новое слово — зато какое: тень отца Гамлета является под музыку, сопровождавшую наркотические галлюцинации героев фильма «Реквием по мечте».
Первое впечатление это жалость ко всем, как к творящим зло так и с ним сталкивающимся. В борьбе за власть пострадают все, виновные и не виноватые. Не считаю принципиальным отходом от Шекспира, даже более того, считаю что трагичность происходящего понята и передана полностью.
Это не Шекспир. По мотивам - да, действующие лица - да. Сам сюжет перевран (зачеркнуто), изменен практич ески до неузнаваемости. Надеюсь, школьники, пришедшие на спектакль, читали первоисточник, а то примут придуманный сюжет за чистую монету и схлопочут двойку на ЕГЭ. Если рассматривать спектакль обособленно, то игра неплоха, музыка подобрана отлично, интересные сюжетные и сценические находки. А вот трагедии не случилось, гениального Шекспира задвинули, и публике представили то, что, видимо, публика переварит. Грустно.
Своевольная, и не лишенная любопытных логических предположений, интерпретация знаменитой трагедии Шекспира о принце датском Гамлете и его несчастном семействе. Пьеса А.Радовского полна драматических и таких понятных человеческих переживаний. Действующие лица все те же, но судьбы, а главное характеры очерчены другими красками. У каждого героя своя личная трагедия, свои роковые ошибки, неудачи, страхи и фантомы. У каждого героя, рано или поздно, наступает предел, который приводит к гибели. По сути, все они несчастны и одиноки, не поняты и не прощены. Но самое страшное, наверное, то, что наши герои не могут понять себя и свои желания. Еще печальнее то, что они не прощают себя. А если человек не прощает собственных ошибок, ему особенно тяжело прощать других, даже, тех, кого он любит.
Действие, представляемое созвездием актеров Молодежного театра, держит в притягательном напряжении от начала до конца. Неумолимо и беспощадно властвует психологическое давление, исходящее от событий и поступков героев. Попытка Полония манипулировать тайной убийства короля - отца Гамлета и любовью Офелии к Гамлету, не приводит к желаемому результату. А желаемое для Полония – это возвести на престол молодого принца. Мечтательный, глубоко ранимый, не от мира сего Гамлет в исполнении актера А. Шимко (известного по роли Дон Кихота), узнав о заговоре Клавдия и предательстве его матери Гертруды, предпочитает бездействовать, молча страдать, задавая себе один и тот же вопрос…но не как у Шекспира «Быть или не быть?», а другой - «Убить или не убить?». Ведь новым убийством не воскресить его отца. Зато можно отомстить злодею и взойти на престол, как истинному наследнику датского королевства. Но зачем Гамлету корона такой ценой?
Коварный Полоний (Г.Косарев) мечтает увидеть свою дочь Офелию в качестве жены Гамлета и будущей королевы. Он предостерегает наивную дочь от возможности быть соблазненной сластолюбивым Клавдием. «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», - поучает он. Как наивны родители, предостерегающие своих детей от будущих ошибок. Большинство детей все равно не слушает их советов. Поучения не спасут и несчастную Офелию. Гамлет, после измены своей матери, не верит в любовь и верность женщин. Он оттолкнет любимую прямо в объятия Клавдия.
Грустна история Гертруды (А.Одинг), матери Гамлета. Ведь она была давно влюблена в Клавдия, но ее выдали замуж за его брата. Двадцать лет они молча любили друг друга, но, когда все препятствия были устранены, Клавдий ей сразу же изменил с молоденькой Офелией. Можно понять и Клавдия, ведь его любимый цветок уже увял, а рядом молодой и несорванный. Однажды он уже уступил своему брату, но спустя годы, король не захочет уступать Гамлету, тем более, что тот совершенно не ценит любовь молодой и невинной девушки. Очень сильный, яркий, противоречивый и полный страстей образ Клавдия в исполнении А.Строева («Касатка»). Такого короля можно ненавидеть и бояться. С другой стороны, его можно любить и даже восхищаться. Невидимая нить понимания и симпатии проскальзывает между Клавдием и Гамлетом, совсем тонкая и едва ощутимая. В это невозможно поверить, но два этих сильных и разных человека по-своему любят и уважают друг друга. Они не хотят убивать, несмотря на подстрекательства и неумолимые обстоятельства.
За спинами короля и принца плетутся интриги и заговоры. Враждующие стороны пытаются натравить молодого льва на старого. Горацио, друг Гамлета вызывает на подмогу норвежского короля Фортинбраса. События разворачиваются со стремительной силой, и никто не сможет их остановить.
Смерть поселится в датском королевстве...
Смерть и отчаяние...
В заключительной сцене невидимые тени наших погибших героев будут с любопытством и жалостью наблюдать за теми, кто остался в живых и получил заветную корону. Кто-то получил трон и королевство на этом свете, а кто-то найдет покой и душевное спокойствие среди родных и любимых за чертой, которую все мы когда-то перешагнем.
.
А настоящую правду, кто был прав, кто виноват, мы с вами вряд ли узнаем…