Драматический |
16+ |
Дмитрий Лямочкин |
11 апреля 2018 |
1 час 20 минут |
Ведогонь-театр из-за ремонта своего родного помещения мотается по другим площадкам Москвы. Но зрителям это на руку - не надо тащиться в Зеленоград, можно увидеть постановки театра в центре Москвы. Например, спектакль «Какой уж тут Миколка!..» (сцены из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») я смотрела в Боярских палатах СТД. Я люблю такие камерные пространства вообще, а тут ещё старые стены в центре Москвы, сводчатые потолки... И чай из самовара на старом дубовом столе. Душевно.
И актеры на расстоянии даже не вытянутой руки, а просто рядом. Спектакль вполне хорошо зашёл. Не безупречно, но неплохо.
В кабаке собираются персонажи "Преступления и наказания" Достоевского, почти каждый - со своими скелетами в шкафу, почти каждый - причина чьей-то смерти. За исключением Порфирия Петровича, ну и полового. И даже Дуня, да, хоть в спектакле этого и не показано и с этим можно спорить, но ведь именно ее нелюбовь убила Свидригайлова (его смерть вынесена за скобки этой постановки, так что это не спойлер, а просто напоминание деталей романа, напоминание прежде всего самой себе). Какой уж тут Миколка, взявший на себя вину за смерть старухи - процентщицы и ее сестры. Вину взял, но не убивал, а все остальные... А все остальные тоже свою вину вполне осознают, хоть и не признаются в этом окружающим. И вот идет моральная битва - кто кого выведет на чистую воду. Ну или просто исповедь, если речь о Мармеладове.
Вчера именно Мармеладов, на мой взгляд, был центральным персонажем спектакля. Он и каялся, и оправдывался, и оправдывал одновременно. "Человеку нужно, чтобы было, куда пойти..." Исполнял эту роль худрук театра Павел Курочкин. Классно. На таком расстоянии от зрителей, как здесь играют актеры, малейшая фальшь видна моментально, а тут мне даже придраться не к чему (ну кроме слишком уж современной конфеты, которая невесть откуда взялась у этого нищего пьяницы). Весь помятый, грязный, с щетиной, беспомощно согбенный и, главное, руки... Как же играли руки. Ни на секунду не забывал об этом актер - руки должны страдать, трястись, мучиться. Но не заламываться картинно, а именно внутренне (если так можно выразиться о руках) страдать вместе с хозяином.
Но любовалась я больше все-таки на игру Алексея Ермакова (Свидригайлов). Не могу сказать, что вчера он был ежесекундно столь же актерски убедителен, как в "Легких людях", но тем не менее очень хорош. Особенно меня поразила его статика. Вот эта способность играть, почти не играя, она очень сложна, мне кажется. Актер практически неподвижен, безмолвен, даже выражение лица мало меняется, и все-таки ты видишь, что происходит в душе его персонажа. За счет глаз, спины, не знаю, чего-то неуловимого... Здорово.
Понравился и Ярослав Шевалдов, игравший Раскольникова. Реплик у него было мало, он больше просто сидел, но сидел очень убедительно)), а когда вступал в действие, в его игру верилось. Чего не могу сказать про Марину Бутову (Авдотья Раскольникова), вот не везет мне с этим персонажем, прям досада.
Остальные два персонажа не вызвали во мне никаких эмоций - ни положительных, ни отрицательных. Ну есть и есть.
Сценография очень лаконична - квадратный стол, у каждого - своя грань... Поскольку это именно сцены из романа, какой-то истории вы там не увидите, только эпизоды. Если романа не читали (ну или прочно забыли), из спектакля вряд ли что-то внятно поймете. Режиссура очень простая и даже мне, дилетанту, заметная (это плохо). В целом, как я уже написала выше, посмотрела я спектакль с удовольствием, но в основном за счет хорошей актерской игры, я ее очень ценю. И за счет душевного камерного пространства, которое априори создает нужное настроение.
Был на спектакле 28.02.2020 в Боярских палатках СТД.
Хороший спектакль, рекомендую к просмотру.
Этот спектакль из тех, к которым лучше подготовиться и прочесть краткое содержание "Преступления и наказания", - освежить в памяти сюжет, вспомнить действующих лиц. Спектакль построен, как череда сценок из романа Достоевского. Последовательного повествования в спектакле нет, поэтому, чтобы было всё понятно, желательно знать сюжет.
Надо сказать, что помещение Боярских палат очень подходит для этого спектакля: небольшой зал с кирпичными сводчатыми стенами, простой деревянный стол в центре зала, несколько табуреток. Больше ничего. Строго, аскетично, бедно.
Сразу подумалось, что это помещение очень подошло бы для спектакля "На дне". Просто идеальная ночлежка с каморками в стенах!))
Думаю, что спектакль интересен не столько содержанием, не столько возможностью прочувствовать глубину философии Достоевского, а, прежде всего, как возможность в непосредственной близости понаблюдать за актерскими работами.
Получится ли у актёра ярко и пронзительно сыграть свой короткий эпизод? Не длинную, сквозную роль, идущую через обычный двух-трехчасовой спектакль, когда, вероятно, можно специально настроиться на роль, постепенно разыграться, втянуться в спектакль. Нет. В этом спектакле как в однораундовом бою. Актеру необходимо концентрированно выложиться в своей сценке. Как-то так я это понимаю.
Однозначно, лучшим актером в этом спектакле является, Павел Курочкин в роли Мармеладова. Он чрезвычайно хорош. Роль проработана им до мелочей. Голосом, манерой поведения он очень напомнил мне Иннокентия Смоктуновского в фильме "Берегись автомобиля". Браво!
PS
Хочу предупредить зрителей, которые планируют посмотреть этот спектакль в Боярских палатах. Для зрителей приготовлены не слишком удобные стулья. Что-то вроде стула для барной стойки. И ноги толком не вытянешь - стул достаточно высокий, и на короткую спинку стула толком не привалишься.
Спектакль продолжается недолго, примерно 1 час 20 минут, но за это время, сидя на таком стуле, довольно сильно устаёшь. Имейте в виду.
Вторым спектаклем, на который я пошла в рамках гастролей зеленоградского «Ведогонь-театра» в Москве, был «Какой уж тут Миколка!» - сцены из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Постановка вновь была в «Боярских палатах» СТД, о которых я уже писала, что они – идеальная локация для многих камерных спектаклей. В «Миколке..» свободная рассадка, зрители сидят на стульях прямо вокруг стола, за которым артисты – их можно было бы даже коснуться рукой при желании, это практически иммерсивный спектакль.
Этот месяц прошел у меня под знаком «Преступления и наказания» - я сходила повторно на любимую рок-оперу в Театр мюзикла, и еще раз убедилась, что я могу понять мотивы и причины поступка Раскольникова, но сам герой мне ничуть не близок и мне его уж точно не жаль. Так и в «Какой уж тут Миколка!» Раскольников (Ярослав Шевалдов) находится в зале весь спектакль, но в основном молчит. И правильно, он тут «третье лицо», основные же – другие герои романа. Порфирий Петрович (Антон Васильев), который блестяще ведет следствие, обнажая истинное лицо предполагаемого убийцы старухи-процентщицы, и это вовсе не молодой старообрядец Миколка!
Алексей Ермаков играет прекрасного Свидригайлова – порочного и равнодушного. Особенно сильна их сцена с отважной и честной Дуняшей Раскольниковой (Марина Бутова), которая одна пришла к нему на квартиру, чтобы помочь брату и готова даже застрелить мужчину, если он ее обидит.
Сонечки Мармеладовой в этой постановке нет, но она постоянно незримо присутствует «за кадром» - с ней встречается и разговаривает Раскольников, по ней тоскует ее отец (Павел Курочкин). Мармеладов вообще не вызывает положительных эмоций, особенно его рассказ о том, как, только поступив на службу, он сорвался, ушел в загул и пропил все жалованье. И, хотя в конце он скажет о Боге и рае, светлого чувства все равно не появляется.
«Какой уж тут Миколка!» - это очень психологичный спектакль, тем тяжелее он от того, что сидишь рядом, наравне с артистами, и темы поднимаются сложные. Тем не менее, я живо рекомендую его к просмотру, особенно любителям творчества Ф.М.Достоевского.
Знаете, после этого спектакля я внезапно полюбила Порфирия Петровича (его здесь играет обаятельнейший Антон Васильев). Помните, это следователь, который занимается делом Раскольникова. Порфирий Петрович персонаж непростой, мне он всегда виделся человеком уж слишком себе на уме, постоянно чего-то не договаривающим, да еще и с вечной ехидцей. Знаете, вот бывают такие люди, когда не сразу поймешь, шутит он или всерьез. А тут внезапно я увидела просто нормального человека, который делает свою работу. И классно делает, между прочим. Неторопливо и с удовольствием. Да, и ехидца осталась, и хитрость в уголках глаз, но вот впечатление вдруг совершенно иное - спокойный профессионал. И вот эта трансформация и остальное перевернула.
Я всегда смотрела на "Преступление и наказание" довольно банально: как на историю погрязшего в философских мечтаниях студента и его последующего раскаяния. "Тварь ли я..." и все такое. Остальные персонажи составляли интересный насыщенный фон, местами оправдывающий, местами углубляющий его страдания. В общем, эдакое барокко экзистенциализма.
А тут обнаружился иной акцент. Один здравомыслящий и любопытствующий человек (Порфирий Петрович) и набор персонажей петербургского дна (включая Раскольникова), каждый из которых одновременно жалок, несчастен, яростен, греховен и раскаивается. И у каждого эти грани преломляются по своему. Словно многомерная диаграмма, на которой изучаемые объекты рассмотрены сразу в нескольких измерениях. Это неожиданно и интересно. В каком-то смысле получается, что раскрытие каждого образа сделано через его ощущение вины, его страдание... Кстати, то, как Павел Курочкин в этом разрезе играет Мармеладова - это абсолютно гениально, поверьте. Я такого давно не видела.
Лаконичность сценографии полностью отвечает поставленному действию. В середине сцены (зрительского зала) стоит большой квадратный стол, точнее - стойка, потому что все происходит в кабаке. Таким образом, зрители тоже как бы оказываются причастными к происходящему. Они в том же пространстве (вокруг стола), на расстоянии протянутой руки. Стол - центр действия, он создает нужные барьеры, играет противоположностями, объединяет и делит персонажей.
Больше рассказывать не стану, надо смотреть. Возможно, вы увидите совершенно иное. Вообще, чем прекрасен Достоевский, несмотря на общие места, ограниченные рамками сюжета, в его многословии и многомыслии всегда можно выбрать свои акценты, и именно на них сосредоточиться.
Что еще. Спектакль очень хороший, но довольно непростой, в том числе и потому, что подразумевает наличие культурного бэкграунда в мозгах зрителей. Представьте, что вы оказались в одной пивной с героями романа. Ну, Раскольникова и Мармеладова вы не пропустите. А вот Свидригайлова и Катерину может и не узнаете сразу, если читали роман последний раз в школе. Так что немного освежить память очень рекомендую.
Или вот, Миколка, имя которого вынесено в название спектакля. Помните его? Я не помнила. Так что помогу таким же склеротикам. Это персонаж, который берет на себя вину за преступление, которого не совершал. Потому что осознает себя грешником (присвоил серьги, оброненные Ракольниковым, и пропил), и чувствует необходимость искупить этот грех через страдание. И чтобы искупить - признает себя виновным в убийстве. Миколки на сцене нет, а восклицание "какой уж тут Миколка!" становится понятным только ближе к финалу, если не после него. Зато тогда и остальная мозаика сцен складывается в единую картину. А может для этого имеет смысл посмотреть и второй раз.
Это уже третий спектакль, который я смотрю в Ведогонь-театре, и полагаю, что определенная статистика набралась. Так вот, с уверенностью могу сказать, что это, пожалуй, сейчас самый интересный театр московского региона (находится в Зеленограде). Все три спектакля оказались отличными по режиссуре, они смотрятся на одном дыхании и при этом ни один не похож на другой. Во всех трех прекрасно подобраны и отлично играют актеры. Ни разу не возникло у меня ощущения неподходящести типажа, неуместности образа или искусственности происходящего. И главное - это умные спектакли. Здесь думают над тем, что ставят, как и зачем. Здесь задают правильные вопросы и ищут ответы.
Так что Ведогонь-театр однозначно в числе самых искренних рекомендаций. Причем, я теперь понимаю, что здесь можно смотреть все подряд.