Драматический |
16+ |
Денис Хуснияров |
20 января 2022 |
Кто из чеховских героев заслуживает большего сочувствия: потерянный Иванов, умирающая от предательства и мучительной чахотки Анна (Сара), честный и самоотверженный врач Евгений Константинович или ослепленная любовью юная Саша?
Гений Чехова в том, что на вопрос: " Кому будет правильнее протянуть руку помощи/на чью сторону встать?", нет правильного ответа, но читатель/зритель с огромным упорством пытается присоединиться к одному из героев, став судьей для всех остальных.
Конечно, есть огромный соблазн сделать источником всех бед Иванова. Но вынесение ему окончательного приговора отягощено множеством сомнений: "Коварный преступник или жертва обстоятельств? Холодный расчет или отголоски депрессии и русской хандры? Николай Алексеевич - наместник дьявола на земле или запутавшийся в сетях жизни христианин?". В конечном счете Иванов собственноручно отметает все доводы и догадки, приговаривая самого себя на вечную жизнь в муках.
Чехов дал миру пьесу, которую вкусно читать, и невозможно до конца разгадать. И пока никто из режиссеров не покусился сделать из классики посмешище, как это сейчас модно и принято, можно наслаждаться в полной мере глубиной русской литературы, воплощенной на сцене.
Все вариации "Иванова", которые мне довелось ранее смотреть ("Такой Театр" режиссер Александр Баргман, "Театр Наций" режиссер Тимофей Кулябин), прекрасны, и тюзовский "Иванов" в постановке Дениса Хусниярова не исключение. Спектакль решен красиво сценически (прекрасные художники Александр Мохов и Мария Лукка) и напряженно драматически. Две стороны одной декорации как две стороны жизни: одна в празднестве и веселье, другая - непроходимая тоска и безнадежность, на одной половине люди живут и танцуют, на другой скучают и умирают.
Новомодные костюмы, современная меблировка, кинематографичные задумки (когда Иванов с Анной в последний раз занимаются любовью в ванне или двухнотный концерт Анны за фортепьяно, на которое аккуратно свалены стулья, пока Саша объясняется в любви Иванову...кто-то в зале даже промолвил: "Бутусовщина", а в родном Петербурге это звучит как комплимент режиссеру), типичные для русского человека проблемы (где взять денег/где взять жениха/любить=страдать) и вечные смыслы.
В общем, премьерный "Иванов", безусловно, заслуживает внимания со стороны зрителя увлеченного, понимающего и принимающего.
PS Хорошо бы театру как-то наладить историю со звуком. Не всех актеров хорошо слышно, и это портит общее положительное впечатление.