28 и 29 октября в театре Модерн состоится премьера третьей части трилогии "Антихрист и Христос" - "Иуда?". А мне удалось попасть на пресс-показ и увидеть спектакль раньше всех! Теперь главная задача - не раскрыть тем, кому только предстоит увидеть "Иуда?", о чем спектакль...
Спектакль, как и практически все в этом театре, красив необыкновенно. Костюмы Ирэны Белоусовой, свет (Юрий Грымов и Мария Артеменко), сценография Юрия Грымова - ну все как обычно в этом театре на высоте. Обходясь без громоздких декораций, будучи весьма ограниченным в возможностях (здание-то историческое, не предназначенное изначально для театра!) каждый раз Грымову удается создать нужную атмосферу, и этот спектакль не исключение.
И совершенно точно - "Иуда?" вас удивит, причем с первой же сцены ) Просто поверьте. Ну и основная идея, трактовка древней истории сто процентов вызовет интерес. И острое желание обсуждать, разбираться и читать-читать-читать. Думаю, равнодушных зрителей не будет - ну просто невозможно.
Как известно, главное - правильно поставить вопрос. А вопросов в спектакле много. Что такое зло и что такое добро? Любовь и милосердие? Вера и прощение?
Ну и собственно про спектакль.
Роль Иисуса исполняет Богдан Щукин. Это настолько точное попадание в образ, что кажется невероятным. У вас есть в сознании какой-то образ Иисуса, наверняка? Вот здесь - 99,9%, что он совпадет с тем, что на сцене :) Ожившая иллюстрация из детской Библии! Это я исключительно про "картинку", конечно. Иисус здесь не символ, но человек, прежде всего...
На заглавную роль Грымов взял совсем молодого актера: роль Иуды исполняет Лев Смирнов, недавний выпускник института театрального искусства. И надо сказать, справился Лев блестяще!
Всех играющих перечислять не буду, иначе отзыв будет бесконечен ) Нельзя не отметить все же Вадима Пинского (Исхак), Дениса Игнатова (Зиновий), Анастасию Скибунову (Лия), Алексея Багдасарова (Каиафа) - я, как и всегда, впрочем, в восторге!
Трилогию "Антихрист и Христос": "Петр", "Леонардо" и "Иуда?" обязательно нужно увидеть, мне кажется. Глубокие, невероятно красивые постановки, заставляющие зрителя думать, задавать вопросы, искать ответы. Выключайте телевизор и приходите в театр Модерн!
Я очень люблю спектакли Юрия Грымова по двум причинам. Во-первых, они всегда отлично поставлены и очень красивы, прямо-таки отрада для глаз. Во-вторых, они непременно дают пищу для размышления. То есть, ты не только в театр сходил на других посмотреть и себя показать, новое платье продемонстрировать, в буфете хороший кофе попить, да развлечься. Нет, после спектакля ты еще долго будешь думать, прикидывая на себя судьбы героев, читать книгу, по которой спектакль поставлен.
Юрий Вячеславович в конечном спектакле трилогии (кстати, режиссер советует смотреть "Иуду" именно после двух первых частей) не просто рассказал о последних днях Христа, но попытался разобраться в том, что же произошло почти две тысячи лет назад. Кто виноват и кто прав? Кто желал смерти Иисусу и кто хотел его спасти? И вообще кем он был? Плотником? Богом? Пророком? Царем? Спасителем?
Вот теперь вы, наверное, подумали, что спектакль будет интересен исключительно верующим людям. Отнюдь! Ибо все мы выросли на христианской морали, мы впитали ее с детства, невзирая на то, веруем мы или нет. Тем более, что спектакль запредельно красив. Он напоминает одновременно и ожившее полотно Иванова, и восточные картины Энгра.
Главные роли в постановке исполняют ведущие актеры театра. Но, если вы думаете, что Христа и Иуду играют важные и заслуженные, то... нет. Их играют молодые, у которых кровь играет и глаза горят. Богдан Щукин в роли Иисуса и Лев Смирнов в роли Иуды. Поначалу кажется, что это самые обычные наши современники: мешковатая одежда (модный нынче оверсайз), спортивная обувь. Ведь постановка начинается с того, что на открытой лекции лектор и слушатели решают разобраться, предал ли Иуда Христа. И вот два парня, самых обычных, становятся героями святой истории. Но став легендой, они не перестают быть людьми.
Старую гвардию тоже можно увидеть на сцене. В первую очередь обратите внимание на Понтия Пилата, царственного Александра Борисова. Его дуэт с Алексеем Багдасаровым (первосвященником Каияфой) великолепен. Исхак (Вадим Пинский) выглядит мелким прохиндеем. Но как много, оказывается, зависит от этого серого кардинала!
Несказанно хороши костюмы Ирэн Белоусовой. Это парча и бархат, драгоценные камни и золото. Да, именно так они выглядят, когда смотришь из зала на сцену. Художник по костюмам поражает зрителей истинно восточной роскошью и яркостью красок.
Иногда создается впечатление, что декораций на сцене нет вовсе. Но вот появляются стулья и кафедра, вот ставятся лотки торговцев, вот вырастают горы. Мы увидели и зал лектория, и холмы Иерусалима. И даже вода была настоящей. Кстати, идея и кувшином, вода в котором не кончается, меня просто поразила. Равно как и конь Понтия Пилата.
Надо признаться, заключительный аккорд был ошеломляющим. Для меня, по крайней мере. И, хотя мне ближе "Леонардо", вся трилогия прекрасна.
Самая знаменитая история предательства. Все мы знаем ее цену с детства, 30 серебряных. И идиома поцелуй Иуды тоже заякорилась в сознании как символ коварного предательства. Личное отношение к событиям, происходившим более 2000 лет назад, часто и не возникает. Это притчевый эпизод Евангилия, в котором вопросов больше, чем ответов. Именно это и отражено в названии спектакля и подсказка, о ходе мысли автора.
Спектакль начинается с лекции. Наши дни. Актеры появляются на сцене из зрительного зала в качестве слушателей этой лекции. И каждый «зритель» дополняет картину стереотипного образа Иуды и понимания той ситуации. Дискуссия принимает неожиданный оборот, благодаря модерации лектора (Виталий Пинский), задающего провокационные вопросы «а что если?». . начинается суд над Иудой. И в один момент из современных участников лекции актеры превращаются в персонажей , участников того самого эпизода, финала истории жизни на земле Иисуса. И вот Виталий Пинский уже Исках, беседующий с Понтием Пилатом (Александр Борисов). А мы вдруг оказываемся в пещере, с Иисусом, который с каждым днем набирает все больше приверженцев и народную любовь. Все сцены происходят в ночи, учитывая климат и тайность большинства встреч и разговоров. Диалоги и монологи философски проводят нас по, какзалось бы, знакомому сюжету, но финал удивит. И это другой взгляд. в который верят создатели, консульирующиеся с богословами и работающие с документами Юрий Грымов и Александр Шишов. И вопрос в названии спектакля, находит свой ответ по окончании...или уходит со зрителями дальше.
Потрясающие костюмы. Стильные и красивые. Невероятная музыка, которая благодаря шазаму перебралась в мой плейлист. Спецэффекты с водой из кувшина на сцене, где происходит чудо и вода появляется в пустом кувшине снова и снова.. И при таких ингредиентах, мне было сложно сидеть больше 2 часов без антракта. Само действо медитативное в синхроне с музыкой, медленное и тягучее, разговоры неспешные, тихие и монотонные. И кажется, что все живут и двигаются в одном темпо-ритме и чем-то очень друг на друга похожи. Не смогла я понять характеры, мотивы и что-то новое про героев того самого сюжета. Не факт, что этого не было. Я не смогла. Но может и одного нового смысла достаточно. Он достаточно революционный.
Спектакль "Иуда?", завершающий трилогию "Антихрист и Христос". И по словам Юрия Вячеславовича очередность знакомства с работами имела значение.. у меня, видимо, будет путь по кругу. Я не видела Леонардо, и ПетрI. Придется пойти в обратную сторону и вернуться.
Доподлинно известно только два факта – поцелуй Иуды и то, что он после распятия Христа повесился.
Опираясь лишь на них, гениальный (не побоюсь этого слова) художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов создал свою версию тех событий, назову её «Евангелие от Грымова» (хотя автор пьесы Александр Шишов), ставшую логическим завершением задуманной им трилогии «Антихрист и Христос» - о тонкой грани между добром и злом...
Вот совсем не хочется «раскрывать карты» и даже вкратце пересказывать, что же придумал на сей раз Юрий Вячеславович.
Скажу лишь, что я безоговорочно приняла его версию развития событий. Она была мне понятна «от и до» - а я так люблю, когда действие подчиняется логике.
Спектакль идет без антракта около двух часов, начинается он весьма неожиданно и лишь спустя какое-то время переносит зрителей в древнюю Иудею.
И там-то мы уже встречаемся с известными нам персонажами – Иисусом Христом (Богдан Щукин), Иудой (новое для меня в этом театре лицо, Лев Смирнов, создал весьма правдоподобный его образ), Марией Магдалиной (очаровательная Марианна Канивец) и «сильными мира сего» – величественным Понтием Пилатом (Александр Борисов), царем иудейским Иродом (Константин Конушкин) и, конечно же, еврейским первосвященником, главой Синедреона Каиафой (как всегда, очень убедительный в своей роли Александр Багдасаров).
Ну, а кто такой Исхак (гениально, на мой взгляд, сыгранный Вадимом Пинским) и какова, волею Грымова, его роль в известной всем нам, вроде бы, истории, придя на спектакль, узнаете сами.
Не устаю «ахать», видя роскошные костюмы, созданные Ирэной Белоусовой. Правда, в этом спектакле ей удалось хоть немного передохнуть – здесь предстояло облачить в богатые убранства лишь Понтия Пилата, Ирода и Каиафу (одеянию которого позавидует сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл), да, еще забыла про «серого кардинала» Исхака. Для остальных же (Христа, апостолов и жителей Иерусалима), на этот раз требовалось лишь создать соответствующие тем временам одежды. Но тоже, как ни крути, а на сцене порядка тридцати актеров!!!
Сценография состоит из огромных камней, стоящих по всей сцене.
«Сорежиссером» Грымова выступает свет, выхватывающий из полумрака нужную ему мизансцену. Выглядит это, как всегда, очень эффектно.
А интереснейших мизансцен здесь множество! Одна из них и вовсе пробрала до мурашек (выезд Пилата, под копытами коня которого человеческие тела).
Я была в начале октября на открытой репетиции спектакля, и там почерпнула сведения о том, что достойное восхищения музыкальное сопровождение спектакля включает порядка 450 треков (!!!) и представляет собой фрагменты из записей практически неизвестных широкой публике современных групп.
На репетиции был показан фрагмент, где Иисус моет своим ученикам ноги из кувшина, который потом вновь оказывается полным и режиссер сказал, что надо приготовить три одинаковых кувшина с водой и заменять их.
Так вот, зная об этом, я тщетно пыталась улучить момент подмены – не смогла... Так что актеры этого театра еще и иллюзионистами могут выступать! Браво!
И как поднялись в какой-то момент огромные камни, открыв пещеру, в которой находился Христос, я тоже не поняла...
«Для меня важно показать, что это БЫЛО!» - сказал зрителям после открытой репетиции Юрий Вячеславович.
Посмотрев спектакль, я смело могу ответить ему – «ВЕРЮ!!!»
Театральная трилогия Юрия Грымова "Антихрист и Христос" поднимает вопрос о том, как люди переходят грань между добром и злом. Но если в двух предыдущих постановках - Пётр Первый и Леонардо - героями были реальные исторические личности, после которых остались и плоды их деятельности и письменные свидетельства современников, то в заключительной серии цикла речь идёт о временах, про которые нет достоверных письменных свидетельств. Всё, что мы знаем, построено на записях, которые по изыскания учёных были оставлены через век и более от происходящих событий. А потому драматург может дать волю фантазии и предоставить зрителю свою версию событий. Новый Завет включает в себя несколько Евангелий. Человек верующий обычно не задаёт вопросов по жизнеописанию Иисуса и его учеников, его не смущают нестыковки. Но рационалисты видят странности и нелогичности повествования. Кем был Иуда - предателем или его поступок "божий промысел"? На эту тему задумывалось много людей. Драматург Александр Шишов решил подойти с точки зрения реалиста, знающего принципы юриспруденции: мотивы Иуды и его самоубийство. Как это стыкуется? Завязка - судебный процесс, где поднимаются вопросы, с целью найти правдоподобную версию произошедшего. Продолжает завязку непосредственно проигрывание гипотезы, предлагающей неожиданную роль Иуды в истории "предательства". Очень авторский взгляд на события, произошедшие более двух тысячелетий назад. Кто же был заинтересован в распятии Христа? "Бог, посылающий на смерть Бога, чтобы умилостивить Бога" - этот оксюморон озвучен ещё в 18 веке французским философом-просветителем Дидро. Что делать, но отсутствие логики в Евангелиях порождают сомнения в христианском учении. Прекрасные идеи, но не утопичны ли они. И был ли кто-то реальный, кто полагал, что новая религия может изменить существующий миропорядок, дать людям надежду на светлое будущее, пусть и не на земле. Как циник и прагматик может стать той песчинкой, которая приведёт к лавине перемен. А чтобы не светиться в истории (у серых кардиналов иные задачи), аккуратно перевести стрелки на тех, кого запомнят и будут проклинать. Информационные войны, фейки - как нам это сейчас знакомо. Незнакомо и непознаваемо для обычного человека лишь знание о том, кто дёргает за ниточки и является истинным кукловодом. Это всё было о содержании. Что же до формы: она соответствует масштабам затронутой темы. Режиссер вывел на сцену почти всю труппу, около 30 человек. Есть среди них те, кто являлся властью: прокуратор Иудеи Понтий Пилат, верховный жрец Каиафа, иудейский царь Ирод. Всех их связывает советник-секретарь Исхак. Он самый информированный человек в государстве, знает о всех событиях и слухах, владеет чужими тайнами, а потому к его мнению прислушиваются и Пилат, и Каиафа, и Ирод. Он наслышан о странствующем пророке Иисусе от своего земляка Иуды. Иисус, Иуда, Мария Магдалина показаны реальными людьми со своей мотивацией, привязанностями, аргументами. Реальной показана и история о грешнице, той самой, которую Иисус спас от разъяренной толпы, предложив первым бросить камень тому, кто за собой не ведает греха. Без фальши артисты разыгрывают означенный сюжет. А чтобы подчеркнуть притчевый характер повествования, режиссёр предлагает вести большинство диалогов размеренным малоэмоциональным тоном. Контрастом эмоциям выступают огонь и яркость условно исторических костюмов, созданных художницей Ирэн Белоусовой. Атмосферу постановки прекрасно дополняет музыкальное оформление в виде восточных мелодий, их подбор осуществлялся режиссером Юрий Грымов. Он же выступил и сценографом, а в содружестве с Марией Артеменко и художником по свету. В результате получилась интересная яркая отлично сыгранная история, которая может многих заинтересовать. Интриги, скандалы, расследования — это всегда будоражит умы и дает возможность задуматься, выстроить собственные гипотезы или согласиться с предложенными доводами.
С огромным удовольствием и интересом посмотрела этот спектакль, в котром режиссёр Юрий Грымов исследует историю самого знаменитого в мировой истории предательства.
Взгляд режиссёра на него может показаться спорным, даже шокирующим, но в любом случае очень интересен. После спектакля будет много поводов порассуждать. А заставить зрителя думать, наверное, самая важная цель искусства. "Иуда" с этой целью справляется блестяще.
В спектакле собран прекрасный актерский состав. Особенно хочу отметить актёрские работы Валима Пинского, Александра Борисова, Льва Смирнова, Богдана Шукина и Льва Смирнова.
Огромного уважения заслуживает отношение Юрия Грымова к подбору музыки, работе со светом, а также отношению к деталям, которые делают эту историю для современного зрителя абсолютно живой.
Отельно отмечу роскошные костюмы, которые создала для спектакля Ирэн Белоусова.
В итоге получился очень сильный спектакль, который стал великолепным завершением трилогии Юрия Грымова «Антихрист и Христос» («Петр», «Леонардо», «Иуда»).
Есть спектакли , чтобы посмеяться, поплакать. У Юрия Грымова спектакли, чтобы подумать. В основе лежат серьёзные исследования, труды, изучение материалов, на основе чего формируется своё мнение. Но оно не навязывается зрителю. Никого ни в чём не убеждают, скорее задают вопросы, толкая на дальнейшие собственные размышления и исследования.
Название спектакля с вопросительным знаком. Ведь речь идёт не об Иуде, как таковом, а о вопросе, сомнении – Иуда ли? Действительно ли Иуда предатель, действительно ли он виновен в смерти Христа? Какие у него были мотивы?
Алчность? 30 серебряников? Но Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. И почему тогда отдал деньги, почему повесился? Замучила совесть? Вот так вот сразу? Нечистая совесть – медленный убийца.
Быть может он хотел столкнуть Иисуса с первосвященниками, спровоцировать открытый конфликт? Ведь если бы Иисус сверг римскую власть и сам воцарился, то ключевые государственные посты были бы распределены между учениками. И Иуда мог бы в этом случае рассчитывать на должность государственного казначея. А видя силу Христа , его народную любовь, не предполагал, что всё закончится так трагично для учителя. Но неужели находясь постоянно рядом с Иисусом, слушая его учения про «подставь вторую щёку», он мог так заблуждаться? И зачем было указывать на Христа, если его и так все хорошо знали? Темно… но тогда и самого Иуду должно было быть плохо видно.
А что если Иуду использовали, подставили, оклеветали? Или может Иуда выдал учителя первосвященникам по его же просьбе? Если бы не было распятия, не было бы и христианства? Может в этом был промысел Божий?
Историю пишут люди, и не всегда достоверно. Вина Иуды бездоказательна. Многие люди рассуждают на эту тему. Вот и в спектакле показана своя версия возможного хода событий. Она не претендует на истину. Лишь заставляет задуматься, усомниться. Включить критическое мышление. Как много о нем говорят, и как редко мы им пользуемся. Пришлют что-то удивительное на WhatsApp, и вот мы уже пересылаем это новым и новым адресатам, не проверив информацию. А ведь сейчас с ИИ можно легко сгенерировать даже любое видео. Не верь глазам своим…
От поднимаемых в театре Модерн тем, у меня пробегает мороз по коже. (А вы думали, что я пришла в такой кофте-шубейке?). А что если Иуда и вправду не виновен? Что если он действительно был лучшим учеником Иисуса, преданным ему, и этот поцелуй был не что иное, как привычное выражение любви. Но 2000 лет христиане твердят о его предательстве, его причастности к смерти любимого учителя.
В сценографии традиционно львиная доля работы принадлежит свету. Он расставляет акценты, выводит образы из тьмы, позволяя мозгу, реализуя своё естественное свойство, достроить полный образ. И поэтому мы видим на сцене на декорации, а реальный древний город, храм, горы.
Есть и уникальные интересные моменты, сценические решения- завораживающие и удивляющие! Старинный медный кувшин, из которого Иисус выливал воду - красиво и …бесконечно. Вода действительно не заканчивалась! Большой камень, который в какой-то момент вспарил ввысь, открыв вход в пещеру, где находился Христос. Понтий Пилат, восседающий на коне, под копытами которого человеческие тела.
Но особенное впечатление на меня произвело мгновенное перевоплощение актёров, которые вот только что были современными людьми на кафедре юридического факультета, затеявшими суд на Иудой. И вот уже древняя Иудея. Мы словно прокатились на машине времени. Актёры в считанные секунды не только изменили внешний вид, но и темп голоса, движения, взгляд. Возникла абсолютно другая атмосфера другого времени!
«Иуда?» - 5-й по счёту спектакль, который я посмотрела в театре Модерн. Все персонажи знакомы мне по предыдущим ролям. Но я совершенно , просто совершенно не узнала Богдана Щукина, играющего Иисуса. Это что-то невероятное. Он будто сошёл с иконы, задумчивый, божественный, смиренный, величественный ,мудрый. Даже внешне было очевидное сходство. Мне казалось, что от него исходит в этом образе какая-то благодать. (Впечатлительным, думаю, можно даже сходить подлечиться.) И какого же было моё удивление, когда после спектакля, я прочитала , что это тот самый актёр, который играл эмоционально незрелого, с ужимками, а в конце так и вовсе совершенно безумного мальчика Джованни в «Леонардо», абсолютно противоположный образ. Просто браво.
Мария Магдалина в исполнении Марианна Канивец – истинная женщина. Сцена с ней вызвала улыбку: « Тебя всё время нет. Ты вечно окружён толпой. Ты помогаешь всем, кроме меня. Мне хочется нормальной жизни». Истинная женщина… За 2000 лет многое поменялось. Но. Природа человека, проблемы отцов и детей, женщин и мужчин – незыблемы. (Может и Наполеона заставили покинуть Москву не только ранние заморозки и отсутствие продовольствия?)
Одна из центральных ролей, на мой взгляд, принадлежит Вадиму Пинскому. Его персонаж советник-секретарь -Исхак. Он знает ВСЁ, что происходит вокруг и связывает всех персонажей. Пилат, Каиафа, Ирод – все прислушиваются к его мнению. Я задавалась вопросом , кто этот человек ? Думала, что я что-то забыла или упустила в евангельской истории. Оказалось, это вымышленный персонаж, персонаж который должен был быть, но о нём ничего не известно. Основная фигура - кукловод - который остался в тени. Как будто мы видим шахматную партию, передвижение ферзей и королей, но кто ведёт эту игру?
Спектакль идёт 2 часа без антракта. И я совершенно точно рекомендую его к просмотру, как качественную постановку с потрясающей актёрской игрой и пищей для размышления.
Иуда отзыв.
Взяв несколько дней размышление и осмысление увиденного, наконец села писать отзыв о спектакле «Иуда» в театре Модерн. И сразу скажу о главной мысли спектакля: А Иуда ли?... А судьи кто? А кто предатель? Возможно существует альтернативная реальность? Возможно 2000 лет назад все было совсем не так? Режиссер предлагает зрителю порассуждать, виновен ли Иуда, чье имя стало нарицательным и равным слову предательство. Этот спектакль завершающий в трилогии Петр-Леонардо-Иуда. Так сложилось, что именно с него я начала отматывать историю, от рождества Христова, хотя на сайте театра указано, что рекомендуется начинать знакомство с Петра или Леонардо, а заканчивать как раз Иудой.
Начало спектакля необычное. Заметила, Юрий Грымов любит заигрывать со зрителями и показывать неожиданные завязки. С нетерпением хочу посмотреть и другие постановки, наверняка и в них присутствует та оригинальность, которая с первых минут цепляет внимание и не отпускает до самых оваций. Сегодня зрительный зал оказался на лекции в институте, при чем не историческом, в юридическом. Перед нами профессор рассуждал о виновности Иуды, как подсудимого, и выступал скорее в роли адвоката, чем обвинителя. Он задавал вопросы в зал, и зал отвечал ему. То в одном углу зала, то в другом мы слышали ответные реплики, постепенно сцена наполнялась все новыми и новыми персонажами, которые выходили не только из-за кулис, но и спускались с верхних рядов, появлялись из темноты и присоединялись к общему спору, пока не собралась вся труппа театра. Это тоже одна из особенностей трилогии, в ней задействованы практически все многочисленные актеры театра. В итоге профессор решил для большей наглядности и убедительности разыграть события давно минувших дней по ролям, распределив роли Понтия Пилата, Иуды, Иисуса, Марии Магдалены и остальных значимых исторических персонажей между коллегами и студентами. С этого момента сцена погрузилась в темноту, а когда свет ее снова осветил, то перед нами уже был древний город. «Город засыпает, просыпается Мафия»… почему-то пришло мне на ум.
История о том, как Иуда Искариот предает Иисуса Христа за тридцать монет известна каждому во всем мире. Фраза «продал за тридцать серебряников» тоже знакома каждому. Все идет из детства. Ну или из глубины веков. Из декораций каменные глыбы и свет. Свет всегда стоит особняком и играет большую роль в театре Модерн. Свет — это основная декорация, самая масштабная и самая впечетляющая. Это надо видеть, чтоб понять, о чем говорю. Сцена во всех спектаклях темная, конструкций не много, зато света и прожекторов, направленных лучей в избытке. Именно свет выделяет и подчёркивает основные события и действия, а остальное дорисовывает наша фантазия. Удивительно, что декораций никогда не кажется мало, при их реальном минимализме. Когда Иисус оказывается под лучом света, это выгляди очень впечатляюще, словная ожившая икона. Как же хорошо актеры театра Модерн умеют перевоплощаться! Богдан Щукин будто создан для этой роли, впрочем, как и для других ролей, которые исполняет в театре. Конечно, образ дополняют костюмы, продуманные досконально, красивые, гармоничные, сложные. И все это в целом создает полное ощущение погружения и присутствия. Я шла на спектакль с легким страхом, вдруг не понравится, все же тема библейская, специфическая, но обыграна была так, что в итоге еще ругала себя, как могла сомневаться и раздумывать. Однозначно, на спектакль надо идти! Грымов настолько тонко обыграл тему и сделал историю такой захватывающей, что это надо видеть. Его версия событий просто переворачивает все те знания, которые были заложены в школьные годы. А почему бы и нет!? Почему бы не могло произойти все именно так, как показано. Ведь историю пишут люди, пишут и переписывают, исправляют, вносят дополнения и в конце концов она становится уже более вымыслом, чем истиной. Мы никак не можем знать наверняка, что же случилось в Иудеи 2000 лет тому назад. Все лгут. Почему бы не придерживаться этого утверждения и не смотреть на события с такой точки зрения. Вполне возможно, что Иуда был друг, а не враг, его оклеветали, подставили, очернили в глазах людей. У Иисуса было достаточно недоброжелателей и завистников, чтоб совершить такой поступок. И именно от горя и боли повесился Иуда на осине, потому что по его якобы вине был схвачен Учитель, а он и не виновен вовсе…
Рассуждения хочется продолжать все дальше и дальше, но отзыв и так уже получился длинный, а я не описала и половины всего, чего хотела. Займу еще буквально минуту внимания читателей и скажу пару слов о Понтии Пилате, или Александре Борисове, который исполняет эту роль. Какой же он величественный и могущественный, настоящий вершитель судеб, по одному его жесту головы летят с плеч, перед ним преклоняются, его боятся. На меня произвела огромное впечатление сцена, когда выезжает на коне, а под ногами коня лежат тела людей, гора тел. Его одеяние богато расшито, поза, движения, осанка царственны, он здесь настоящий царь и Бог, весь его образ так и кричит об этом. И снова хочется сказать: это надо видеть!
«Иуда» тот спектакль, который заставляет задуматься, порассуждать, даже поспорить, взглянуть новым, свежим взглядом на некоторые аксиомы. А ведь они могут иметь место быть! Это только фантазия, предложение, но какая убедительная! И каждый зритель решает для себя, возможная или нет. Я оптимист, верю в людей, верю в добро и верю в то, что и Иуда был хорошим человеком. Помните, как Иешуа Га-Ноцри у Булгакова называл всех «добрый человек», вот и мне приятней так думать, что все люди добрые. Идеалистично, наивно, по-детски, безусловно, но во что же еще верить, как не в добро!?
Спектакль «Иуда» Ю.Грымова в театре «Модерн» - образует трилогию вместе со спектаклями «Леонардо» и «Петр 1». Если «Леонардо» посвящен творцам, вырвавшимся из Средневековья, «Петр 1» - царю, попытавшемуся трансформировать культуру общества, то «Иуда» посвящен теме предательства за деньги. Хотя Иуда в современной христианской культуре стал фактически символом такого предательства, режиссер тем не менее проводит суд над Иудой. Именно суд, с анализом различных противоречивых деталей и доказательств, мнений и версий, чтобы зритель, участвуя в суде, мог оценить все их в совокупности. Зритель забывает о начальном шаблоне оценки, связанном с Иудой в массовом сознании, и проживает чувства всех участников той ситуации и самого Иуды.
Пролог.
Иногда я думаю о том, что из Святого писания правда, а что вымысел. И даже иногда мечтаю, что если бы я могла вернуться в прошлое, то могла бы раскрыть столько будоражащих сознание человечества тайн... У писателей и режиссеров своя машина времени, но часто такое путешествие оставляет еще больше вопросов...
Я очень долго этого ждала, и вот свершилось - наконец я увидела на сцене театр "Модерн" завершающий трилогию "Антихрист и Христос" спектакль Юрия Грымова "Иуда?". Напомню, что первые два спектакля трилогии - это "Петр I" и "Леонардо". Однако, была еще постановка "Цветы нам не нужны", которую многие зрители называли прологом к трилогии, и я с ними полностью согласна. Все спектакли серии "Антихрист и Христос" объединены идеей глубокого анализа жизни и деятельности самых значимых личностей в истории, культуре и религии, каждая из которых радикально повлияла на человечество. Или нет?.. Кто стоял за спиной у каждого из них, Антихрист или Христос? Посмотрев все три части, каждый зритель сделает свой вывод.
Как погрузить всех зрителей вне зависимости от возраста, веры, национальности, гендера, в постановку по известному всем сюжету из Евангелия так, чтобы это было ново, интересно и неожиданно? Как из, казалось бы, пресной научной и религиозной темы создать спектакль, на котором всегда будут аншлаги? Драматургу Александру Шишову и режиссеру Юрию Грымову это удалось. Спектакль начинается с конца, с наших дней, с лекции профессора на тему предательства Иуды, с обсуждения возможной выгоды, ради которой Иуда пошел на этот шаг, с поиска других причин и с предположений, что было бы, если бы Иуда не предал Иисуса. На последний вопрос есть два наиболее очевидных ответа: Иисуса арестовали бы все равно, просто на пару дней позже, или эта страшная участь не постигла бы Христа, но и Божественный замысел не осуществился бы. Очень необычно для театра "Модерн", и это, конечно, заинтриговало, но где-то на десятой минуте лекции от ставшего занудным спора мне стало немного скучно, - хотелось грымовской экспрессии. Вот тут всех зрителей и ждал сюрприз: сначала необычное появление новых участников лекции, оживившее зал, а потом и вовсе молниеносный скачок во времени.
И перед нами уже не научные дебаты, а омовение Иисусом ног своим ученикам. Это медленное смиренное молчаливое действие, льющаяся на сцену вода, плавные движения персонажей погрузили зал в состояние покоя и мира. На протяжении всего спектакля фрагменты с Иисусом будто бы излучали благодать, такие чувства передать в спектакле - это действительно многого стоит. И на этом фоне коварные замыслы, циничные интриги, эгоизм, трусость и подлость предателей смотрелись особенно зловеще. К тому же, впечатление усиливали дополнительные эффекты, созданные на сцене. Например, Понтий Пилат, выезжающий на сцену на коне, напоминает отсылку к "Откровению святого Иоанна Богослова": "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными", - ведь здесь можно понимать как смерть в прямом смысле, так и в духовном, что очень подходит к сюжету спектакля. Так, в одном из эпизодов женщина под копытами его коня умирала от жажды, а в другом - под копытами коня лежали мертвые люди. И, конечно, эмоций, как и во всех спектаклях Юрия Грымова, добавляли созданные им потрясающие звуковое и музыкальное оформление и художественный свет, оживляющие такие привычные поклонникам творчества Юрия Грымова декорации. Отдельно хочется отметить гармоничные, детально проработанные костюмы без излишеств.
Мы привыкли, что в большинстве случаев Христа изображают словно только что сошедшим с иконы, тогда как он - Сын Человеческий, воспитанный в благочестивой семье и освоивший вполне земную профессию плотника. В постановке, или, возможно, это только мое восприятие, Христос показался мне непривычно естественным, приземленным, и, я бы даже сказала, немного дерзким. Тем временем, у него были свои размышления, сомнения, друг и любимая женщина, - хотя это, конечно, тоже предположения и мысли авторов. Мне даже нравится такая интерпретация тем, что она делает Иисуса более естественным, близким и понятным людям, которым он проповедовал. Впрочем, налет дерзости может быть связан не с режиссерским замыслом, а с реальным характером актера, который играет Иисуса. Но и такое видение Христа имеет место быть, ведь правды мы никогда не узнаем, а люди любят фантазировать на темы, которые навсегда останутся тайной. И я встречала литературу на тему непростого характера и неоправданно дерзкого поведения Христа. Но самое большое замешательство у меня вызвала личность Иуды, а впоследствии - финал. Это самая необычная теория, или фантазия, на тему евангельского сюжета, которую я когда-либо встречала. Рассказывать не буду, поверьте, это должно быть неожиданностью именно в момент спектакля! Скажу только, что это навсегда отпечаталось у меня в голове, и мой взгляд на предательство Иуды никогда не будет прежним. Наверное, для меня просто это было бы самым оптимальным, самым желаемым вариантом развития событий тех давних, возможно, даже не произошедших событий...
И, конечно, в очередной раз отмечу, какая замечательная труппа в театре "Модерн", как удачно Юрий Вячеславович подбирает актеров на роли, и какие характерные и запоминающиеся получаются персонажи его постановок. Кто же сыграл персонажей, чьи лики у каждого из нас непременно ассоциируются с иконами и фресками? Роль Иуды исполнил молодой актер Лев Смирнов, Иисуса сыграл Богдан Щукин, Исхака - Вадим Пинский, Каифу - Алексей Багдасаров, Зиновия - Денис Игнатов, Ирода - Константин Конушкин, стражника - Алексей Баранов, слугу Пилата - Диллон Олойеде. Очень мне понравился Понтий Пилат, роль которого исполнил Александр Борисов, он даже внушал какой-то ужас, такой тихий и неотвратимый. Марию Магдалину сыграла Марианна Канивец, и, учитывая ее необыкновенные черты лица, иначе быть и не могло. Ну и конечно если сюжет предполагает на сцене массовость, Юрий Вячеславович не обходит это стороной, поэтому в спектакле было задействовано много актеров, играющих сначала студентов на лекции, а потом народ Назарета. Посмотрев хотя бы несколько спектаклей в театре "Модерн", запоминаешь ведущих артистов Театра, и в каждой следующей постановке с большим интересом наблюдаешь их перевоплощения. К тому же, благодаря уже знакомым лицам, погружение в спектакли становится более легким и быстрым.
Мне повезло, не так давно я смотрела спектакль "Иуда Искариот" в другом театре, и там тоже подробно рассматривался этот же вопрос. После, конечно, я перелопатила море литературы, изучив все возможные, как мне казалось, варианты. Поэтому финал спектакля "Иуда?" Юрия Грымова стал для меня особым шоком. И пускай такой версии я еще нигде не встречала и вряд ли встречу, но как же это интересно, свежо и запоминаемо! Конечно же я не расскажу вам финала, ведь я очень хочу, чтобы вы испытали на спектакле те же эмоции, какие испытала я. Юрий Вячеславович каждый раз удивляет меня своими постановками и уникальными проектами в стенах театра "Модерн". И я с нетерпением жду новой встречи с Театром.
Эпилог.
"И зла тоже нет, точнее, оно не существует само по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод - отсутствие света и тепла. Это - всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло - это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога. Это как холод, наступающий при отсутствии тепла, или тьма - при отсутствии света."
© Притча об Альберте Эйнштейне и профессоре
«Иуда?» – третья часть трилогии «Антихрист и Христос», созданная Юрием Грымовым по пьесе драматурга Александра Шишова. И в названии спектакля Театр "МОДЕРН", конечно, не случайно стоит вопрос. Если было бы все так однозначно, стал бы Грымов ставить спектакль на эту тему. И все действие пытается ответить на вопросы, почему произошло предательство, что привело к нему и было ли оно на самом деле.
Спектакль начинается, как открытая лекция по судебной практике, действие происходит в наши дни. И ведущий лекцию профессор предлагает в качестве примера судебный процесс над Иудой из Кириафа. И казалось бы, при столь известном и однозначном сюжете возникает миллион вопросов: почему он это сделал, каковы мотивы и совершал ли он это предательство вообще, где доказательства. Многочисленные слушатели приводят каждый свои доводы, и завязывается дискуссия. И чтобы ее разрешить профессор предлагает сыграть то, что происходило 2 тысячи лет назад. Сам профессор (Вадим Пинский) становится Исхаком, а ректор (Александр Борисов) Понтием Пилатом. Иуду и Иисуса играют молодые актеры Лев Смирнов и Богдан Щукин. Сцена сразу преображается и превращается из лекционного зала в пещеру с огромными камнями. Все действие, в основном, происходит в темноте, и тут, конечно, огромную роль – как и в большинстве спектаклей Грымова – играет свет. Декораций почти нет, но вот костюмы Ирэны Белоусовой сразу погружают в те времена. А на каком прекрасном монументальном коне восседает Пилат!
Мне, конечно, интересно, что чувствуют зрители после спектакля. В фойе слышишь только отдельные замечания, и поэтому так интересно читать отзывы. И вот в нескольких я заметила впечатления о том, что зрелищность происходящего отвлекала от сути. Возможно, да. Меня это тоже немного сбивало. Возможно, мне было бы интереснее дослушать до конца именно открытую лекцию юриста с приведением всех фактов и доказательств, а не увидеть ее сценическую версию. Но как говорится, на вкус и цвет…
В любом случае спектакль поднимает очень важные вопросы, о которых, в силу нашего религиозного (или наоборот атеистического) воспитания, мы не задумывались.
Это был мой первый визит в Модерн под руководством Юрия Грымова - на уже знаменитого непремьерного «Иуду» - отзывы блогеров и рецензии сплошь восторженные.
Создатели предлагают нам рассматривать постановку как третью, заключительную часть трилогии, после «Петра» и «Леонардо» - все дальше вглубь веков. Юрий Вячеславович Грымов был назначен художественным руководителем театра «Модерн» в самом конце 2016 года - после его прихода буква «еръ» ушла из названия, и соответственно и логотипа, а репертуар театра минимум на 70% - произведения современных авторов, преимущественно наших соотечественников.
Так и «Иуда» - пьеса нашего современника драматурга Александра Шишова - при этом если первые две пьесы были написаны в ходе тесного сотрудничества с Юрием Вячеславовичем, то эта была «для себя», без режиссерского запроса, и за семь лет до премьеры. До поры она просто лежала, даже не была изданной, но режиссер, ознакомившись, сразу понял - вот он, тот самый финал трилогии, и пьеса была взята в работу.
В постановке задействовано огромное количество актеров - едва ли не вся труппа, для меня было много незнакомых фамилий, но обошлось без огорчений - каждый на своем месте. Особенно могу отметить Вадима Пинского, исполнившего роль Исхака, «третьей силы» в библейском сюжете, которую ввел автор пьесы, чтобы обосновать свой альтернативный взгляд на эту историю, пересмотреть ее.
И да - получилось. Вышло у создателей заронить зерно сомнения в трактовку событий, происходивших более двух тысячелетий назад, изящно, невульгарно, не просто ради того, чтобы что-то сокрушить, а лишь призывая зрителей немного поразмышлять вместе.
Два часа спектакля пролетели на одном дыхании, Юрий Грымов проявил себя не только как режиссер-постановщик, но и как художник-сценограф, и как художник по свету (последнее - не единолично, а вместе с Марией Артеменко). Также Юрий Вячеславович полностью взял на себя работу с музыкальным сопровождением - в результате постановка выглядит очень целостной и неделимой.
Хотелось бы отметить и работу художника по костюмам Ирэны Белоусовой - она создала замечательные исторические образы персонажей, которые самоценны и по-отдельности, и в массовых сценах, которых немало.
Спектакль "Иуда" в театре Модерн 27.09.24
Очередной шедевр Грымова в театре Модерн год назад заставил говорить о себе всю Москву и даже спустя время на спектакле не было свободных мест: спектакль-размышление, спектакль-провокация, спектакль, который заставляет задуматься и переосмыслить аксиомы мировой религии и философии.
Сюжет спектакля строится на научном эксперименте, проводимом в рамках открытой дискуссии кафедры юриспруденции, которую проводят преподаватели. Основная тема дискуссии: всегда ли так очевидна и полностью ли доказана вина человека, если общество уверено и убеждено, что именно он совершил противоправное деяние? В качестве примера рассматривается евангельская история о предательстве Иисуса Христа Иудой, что вызывает негодование части учёных, участвующих в диспуте, а также неоднозначные реакции присутствующих студентов и практикующих юристов и следователя.
Один из преподавателей берет на себя роль адвоката и предлагает слушателям подумать, а так ли необходимо было казнить Иисуса и в чем мог состоять мотив Иуды? Ведь на Ближнем Востоке постоянно появлялись люди, провозглашавшие себя мессиями и пророками, а действующей власти проще было тихо расправиться с наиболее популярными их них, а не устраивать публичную казнь, которая могла моментально возвести человека в ранг мученика и вызвать жалость у населения.
Преподаватель предлагает провести небольшой опыт, устроить постановку, инсценирующую те события, но не с точки зрения библейского описания, а с точки зрения логики поведения человека, норм римского права и обычаев иудеев, принятых в ту эпоху, руководствуясь принципом "ищи, кому выгодно".
В момент начала инсценировки происходит преображение актеров из наших современников в офисных костюмах и неформальных джинсах в жителей римской провинции: тоги, хитоны, лавровый венок прокуратора. И здесь можно видеть огромный профессионализм актёров, в секунду перевоплотившихся не только внешне, но и поведением, характером, даже темпераментом.
Поразительна игра Льва Смирнова, воплотившего роль Иуды: настолько тонко, проникновенно и вместе с тем не шаблонно созданный образ вызвал восхищение и самые противоречивые эмоции по отношению в его персонажу.
Исхак Вадима Пинского предстал серым кардиналом, изменившим ход мировой истории, актер придал ему образ Мефистофеля и одновременно профессора Мориарти того времени.
Особо хочу отметить Александра Борисова в роли Понтия Пилата: он сумел максимально отстраниться от устоявшегося образа, созданного в свое время Кириллом Лавровым в сериале Владимира Бортко и создать свой, не менее блистательный и яркий.
Вся постановка смотрится буквально на одном дыхании и мне кажется очень верным, что этот спектакль Грымов не стал разбивать антрактом. Действие держит в напряжении все два часа, эмоционально, ярко, со своей философией - этот спектакль просто не может оставить равнодушным зрителя независимо от его возраста, мировоззрения, вероисповедания и жизненных принципов.
Спектакль произвел на меня большое впечатление. Хотелось бы отметить потрясающую сценографию, благодаря которой на сцене буквально ожил Древний Иерусалим со своими скалистыми горами и холмами. Какие красивые получились образы героев в хитонах, выполненных из восточных тканей талантливым художником по костюмам Иреной Белоусовой)! Невозможно не упомянуть одну из самых важнейших художественных постановок - свет, грамотно акцентирующий внимание на самых важных деталях. Отдельно хотелось бы сказать о подобранной музыке. Действие на сцене сопровожда лось очень красивым песнопением грузинского священнослужителя.
Интересен спектакль тем, что хорошо всем знакомую историю с предательством Иуды, зрителю перелагают рассмотреть с юридической точки зрения. Происходит настоящий судебный процесс с судьей, обвинением и защитой, где каждая из сторон приводит существенные доводы, которые позволяют взглянуть на данное дело с совершенно неожиданного ракурса.
В этом спектакле зрители вместе с актерами из зала суда, из настоящего времени перемещаются более чем на 2000 лет назад, во времена Иисуса, Понтия Пилата, Ирода, Иуды и других героев известных нам из сюжетов Евангелия. Однако, в версии Юрия Грымова в истории предательства Иисуса появляется новое действующее лицо - Исхак. Режиссер предлагает подумать над тем, что Иуду, говоря современным языком, могли подставить и «вывернуть» всю историю так, как это было нужно и удобно сильнейшим мира сего. И этим самым кукловодом, человеком, который разыграл партию именно так, как она преподнесена и известна нам, был некий Исхак.
Как и все предыдущие спектакли трилогии «Антихрист и Христос» «Иуда» кинематографичен и завораживающе красив. Во всех трех спектаклях просто потрясающе красивое световое оформление, интересные костюмы, атмосферные декорации. Особое внимание Грымов уделяет музыкальному оформлению. Сразу чувствуется рука Мастера и характерный почерк: масштаб, грандиозность, эстетика и безупречная актерская работа. Однако, если сравнивать «ПетраI», «Леонардо» и «Иуду», то, на мой взгляд, последний все же сильно уступает двум первым. Если после просмотра «Петра» и «Леонардо» у меня случилось то самое «Вау!», то после «Иуды», увы… Да, красиво, да, интересно, но до установленной ранее планки, на мой взгляд, «Иуда» не дотянул.
Крутая завязка, которая погружает в происходящее.
Знаком с предыдущими двумя спектакля трилогии и было интересно закрыть гештальт.
Понравилось, спасибо!
Я не смотрела предыдущие спектакли трилогии, поэтому "Иуду" вопринимаю, как самостоятельное театральное произведение.
Обращаю внимание на вопросительный знак в названии спектакля, причем после имени апостола-предателя - это уже вызывает определенные размышления. Иуда... Иуда?
Иуда - в наше время это имя нарицательное, называющее предателя поцелуй Иуды - символ предательства.
В чем же сомневаются автор спектакля Александр Шишов и режиссер Юрий Грымов?
А сомнения именно в сути проблемы.
Кто предал Иисуса? Если Иуда - предатель, то какова цель и в чем выгода?
Эти вопросы на лекции задает профессор. Да - да... Сначала перед зрителями лекционный зал вуза: студенты, профессора, и их диспут, в котором есть судья, обвинение, защита. Причем, лекция открытая, студенты со своими версиями/аргументами выходят прямо из зрительного зала, постепенно заполняя сцену. На каждый аргумент выдвигается контраргумент. Главный вопрос: виновен ли Иуда если да, то какова цель предательства?
Выдвинув свою версию, профессор (Вадим Пинский) распределяет роли и предлагает сыграть по написанному им сценарию. Назвав роль Иуды неоднозначной, он пригласил на нее сына. Почему не доверил студунтам? Это же просто роль. Или не только роль? За Иисуса тоже хотел читать сам - но смелый студент нашелся в лице актера Богдана Щукина. (Я была заинтригована: как вчерашний наркоман Курт Кобейн будет Иисусом?)
И зритель видит сцены двухтысячной давности - известные библейские сцены, восхищающие своей масштабностью: исторические костюмы, таинственный свет, магнетическая музыка. Понтий Пилат (Александр Борисов) величественно выезжает на коне.
В спектакле много "фишечек", среди них незаканчивающаяся вода в кувшине, разверзшиеся небеса.
По представленной профессорской версии известного библейского сюжета Иуда (Лев Смирнов) вовсе не предатель. Спектакль заканчивается самоубийством Иуды.
Я жду продолжения лекции, к какому выводу пришли студенты? А далее поклон... Все актеры в красивых истрических костюмах. Как положено, завершают поклон главные герои Иисус и Иуда, жмут друг другу руки. Но это уже смелый студент и сын профессора, которым достались главные роли - только они в своих первоначальных костюмах. А зрители, и я в том числе, были слушателями открытой лекции - значит, выводы делать нам, зрителям, как внимательным слушателям... По дороге к метро мы с подругой обсуждаем, спорим, доказываем друг другу, выдвигаем убедительные аргументы, ищем ту самую грань между добром и злом...
Вот и сложился спектакль в кольцевую композицию, но за пределами театра...
"Иуду?" как самостоятельный спектакль рекомендую подросткам 13+.
С огромным удовольствием посетили театр Модерн спектакль Иуда? Юрия Грымова.
Театр отличается от многих театров столицы.У него своя узнаваемость,визитная карточка,своя атмосфера.В театре есть читальный зал,музыкальная комната,где перед спектаклем профессионально играет музыкант на рояле,буфетная.Картины,витрины с личными вещами Юрия Грымова,артефакты театра эстетично наполняют пространство и вносят свой акцент.
О спектакле можно много писать,говорить,дискутировать,размышлять,рассказывать,но это будет лишь попытка вникнуть в тему показанной со сцены.Этот спектакль нужно смотреть!Тогда возникает понимание,вернее сопричастность к этой истории,в которую нас погружают.Начинается магия.Ты ощущаешь,осознаешь,каким то неведомым и непривычным для себя образом,дивешь в этом состоянии сопричастности.И это состояние не отвечает на вопросы,понравился ли тебе спектакль,о чем он,как играли актеры и все эти вопросы настолько не важны и поверхностны.Здесь разговор о пооживании на глубинном уровне в моменте,в которое тебя вовлекает действие на сцене.Такое необычное и непривычное чувство,когда задействуется не только зрение и слух.
Автор попытался через современные законы юриспруденции в текущем времени сопоставить древнии писания времен Иисуса из Назарета с действующими героями того времени.Получилось очень интересно,неожиданно,эмоционально,познавательно.Полное вовлечение в действие,в ход рассуждений,в логику расследования исторических фактов.
Я согласна с мнением автора,что все исторические факты,которые дошли до наших дней,не могли не исказиться в силу времени,переписываться в угоду власти,правительств,духовенства,политических веяний и авторитаризма.Как это современно!Все нужно исследовать,включать логику,здравый смысл,сопоставлять факты,исторические находки.
Отдельное брависсимо за сценографию и шикарные костюмы.Зрелищно,выразительно!
Игра актеров ожидаемо убедительна.
Рада,что прикоснулась к этому творению ,авторскому произведению.Благодарю.
Признаюсь, я ценю «красивую картинку» не меньше глубокого содержания и для меня это был просто визуальный праздник. Геометрия рисунка, закольцованная композиция, многоплановость, расставленные светом акценты, игра силуэтов и форм - в памяти сразу всплыли библейские полотна Николая Ге и Александра Иванова.
И содержание спектакля форме под стать - неожиданное, нестандартное и непредсказуемое - не случайно в название пьесы вынесен знак вопроса. С самого начала нас призывают задавать вопросы, анализировать и подвергать сомнению, казалось бы, общеизвестные и веками неоспариваемые факты - и не просто факты, а, ни много ни мало, самый известный сюжет Евангелия.
Спойлерить, пересказывая сюжет, не буду, потому что это надо просто смотреть и, возможно, как и я, задаться вопросом: «А что, так можно было?»)) Оказывается, можно - можно впервые на сцене показать судебный процесс над Иудой (кстати, я вполне была готова смотреть весь спектакль в таком формате), можно показать всем известных персонажей из Евангелия с новой стороны и с неожиданной мотивацией поступков, можно подвергнуть общеизвестные факты объективной критике и прийти к совершенно неожиданным выводам.
Происходящее на сцене глубоко, тонко, интеллигентно и интеллектуально, невольно (или намеренно) озадачивая зрителей и выводя их за рамки общепринятых канонов, а насколько далеко они будут готовы зайти в своих размышлениях, уже зависит от них.
Влюблённость в театр «Модерн» растёт с каждым спектаклем.
Новый Год я начала с просмотра постановки «Иуда», который для меня стал заключительным из трилогии «Антихрист и Христос».
Как всегда, спектакль - полный восторг!!! Неожиданный сюжет , рассказанный режиссёром и актерами театра снова заставили задуматься о личности Иуды Искариота и посмотреть на евангелические записи по-другому.
Перевоплощение актёров в библейских героев было настолько реалистично, что смотря на них , ты уже не представляешь Христа или Пилата в другом образе. Игра света, загадочные декларации, музыкальное сопровождение- всё это погружает зрителя в действо , происходящее как-будто на на сцене, а вокруг. Пространство зрительного зала наполняется эмоциями, не только героев спектакля, но и самих зрителей.
Чувственный, яркий и харизматичный спектакль. Я осталась под сильным впечатлением.
Друзья, мои! Кто ещё не успел посмотреть трилогию, то советую вам от всего сердца.
Особая благодарность сотрудникам театра, труппе, режиссеру за подаренные эмоции и впечатления.
Спектакль "Иуда?"- да, со знаком вопроса. Интересная постановка режиссера Юрий Грымов - это второй спектакль его трилогии "Антихрист и Христос", который я посмотрела в этом театре...
Начало спектакля было неожиданным- наше время, открытая лекция в институте, где собрались студенты, преподаватели, члены ученого совета. Они обсуждают вопрос- было ли предательство Иуды; они спорят, пытаются доказать свою точку зрения. Одна сторона опирается на текст Библии, где рассказано о жизни и учении Христа. Другая сторона опирается на юридическую сторону этого вопроса, пытаясь доказать невиновность Иуды.
Очень интересный переход из нашего времени в 34 год н.э. , туда, где происходили самые известные события Евангелия. Как и в "Леонардо", здесь потрясающие реалистические картины тех времен. Декорации, костюмы всех персонажей, свет, который играет очень большую роль в этой волшебной постановке- все завораживает... Как и в "Леонардо", впечатление оживших картин великих мастеров. Только ради этого стоит посмотреть спектакль.
Спектакль хоть и не большой по продолжительности, но очень мощный, красивый, запоминающийся. Библейские истории- омывание Иисусом ног своим ученикам, разрешение вопроса о неверной жене, Мария Магдалина, Понтий Пилат, разъезжающий на своем коне, Иуда, которому по версии спектакля подбрасывают кошелек с 30-тью сребрениками- все интересно и заставляет задуматься о добре и зле, о предательстве и вере, о любви и прощении ...
Вопросы остаются и самый главный из них- если бы не было распятия, то не было бы и христианства? Очень серьезный вопрос.
Браво всем создателям спектакля- художникам по костюмам, по свету, звукорежиссеру, художнику-сценографу и, конечно, главному создателю спектакля Юрию Грымову.
26 октября мне посчастливилось побывать на пресс показе заклюительной части трилогии «Антихрист и Христос» Юрия Грымова - спектакле «Иуда?».
С театром Модерн у меня уже давно сложилась крепкая и прочная любовь - для меня он является неким эталоном. Когда я прихожу в театр, Модерн, я всегда ожидаю, что самые глубокие эмоции и проблемы будут озвучены, и я смогу их ощутить и разделить с актерами.
Я всегда остаюсь под впечатлением от спектаклей Юрия Вячеславовича, но в этот раз он превзошел сам себя. Казалось бы знакомая всем и каждому история, заиграла новыми красками совершенно с неожиданной стороны! Необычное произведение, которое заставляет зрителя «пораскинуть мозгами», пытаясь понять, что хотел сказать автор. Первая часть весьма неспешная, во второй же события набирают оборот и градус эмоциональности возрастает.
Персонажи настолько разноплановые, разнохарактерные, качественно прописанные и живые, что кажется будто подглядываешь за реальными событиями в реальном времени. Поймала себя на мысли, что хочется вернуться и пересмотреть еще раз.
Однозначно стоит отметить масштабность постановки и поблагодарить весь коллектив: декорации, свет, костюмы, звукорежиссура и конечно же актеры - всё сделано как всегда качественно и на высшем уровне. Работа проделана просто колоссальная, в том числе в историческом плане, ведь при создании спектакля была проделана колоссальная работа совместно с авторитетными историками! Очень меня зацепили и заставили пересмотреть и переосмыслить легендарный материал.
Техническая часть тоже просто на высоте - минималистично, изящно, чётко, трогательно. Театр «Модерн», пожалуй единственный театр, который при всем минимализме декораций, создает необычайную атмосферу, ловко используя свет и удивительнейшие детализированные костюмы.
Это было просто до мурашек. В горле ком, в глазах слезы, в коленках дрожь. Просто буря эмоций и огромнейшая пища для рефлексии и размышлений. Однозначно стоит сходить еще раз, для полноты картины и ощущений
26 октября была на пресс-показе этого спектакля! Как же я ждала его, столько мыслей было и догадок. Спектакль, вызвал восторг и уважение к режиссёру, за его глубокое изучение материала. За то, что постановка, не исказила имеющиеся Библейские исторические факты.
Предательство - порок, который губит любые отношения и порой людей, как случилось с Иисусом.
«…иногда, даже очень умные люди, говорят и делают глупые вещи!»
Начало спектакля - это «исторический» суд над Иудой. Такой необычный приём в режиссуре (я ещё не припомню) открытое судебное заседание на сцене театра, со свидетелями и присяжными, в качестве которых выступили зрители.
⠀
Режиссёр поднял, как мне кажется самый актуальный вопрос во все времена: Может ли в одном человеке заложено и добро, и зло? И главное, может ли он при выборе между плохим и хорошим поступком осознавать худшее и лучшее от этого поступка?
⠀
На суде пытались разбирать причинно-следственные связи, мотивы Иуды, заслушивали показания. Было ли предательство или это очередная специальная выдумка для людей?
Думаю, что это очень ответственно, когда ты берёшься за постановку по Библейской истории, даже опасно. Есть риск переступить грань. Но в данном случае этого не произошло. Ю. Грымов с особой тщательностью разбирает исторические материалы и с творческой педантичностью выстраивает не искривлённый сюжет.
⠀
Примечательные для меня режиссерские ходы, которые на мой взгляд и отличают его: всё тот же полумрак, иногда разбавляющийся светом сверху, костюмы, объёмные декорации, благодаря которым, зрители смогли окунуться в ту местность и прочувствовать колорит, где и произошло главное преступление Иерусалима! Музыка (в данном случае барабаны, восточные мотивы), как элемент, указывающий на самые острые моменты в сценах с тайным подтекстом.
⠀
Этому Библейскому сюжету уже более 2000 лет, возможно именно он определил духовную и нравственную стороны жизни человека. В спектакле, как в иллюстрации режиссёр дал пищу для рассуждения о том, что же случилось тогда и как мы можем это представить сейчас. Что может быть тяжелее, чем нести крест? Ответить мог бы Иисус, но спросить мы уже не можем.
⠀
Прекрасный актёрский состав, воплотил задумку режиссёра на все. Особо отмечу игру отрицательного персонажа Понтий Пилата (А.Борисов). Поразительно, но именно таким я себе его и представляла: плотный от власти, суровый и непреклонный взгляд, монументально возвышающийся на лошади. Исхак (В.Пинских), великолепно раскрыл внутреннее содержимое персонажа.
«Внеземного» Иисуса (Б.Щукин). В некоторых сценах, в лучах света казалось, что это действительно он, сошедший с икон и ты, находишься совсем близко, чувствуя какое-то тепло (даже мурашки по коже).
⠀
Каждая постановка в Модерне - это какая-то магическая паутина, в которую ты попадаешь и уже не в силах освободиться. Всё-таки есть особая органика в постановках Грымова, и никуда её не спрятать. Она берёт тебя за горло, проникая в глубь самых лёгких. И ты замираешь в картинке исторически новых фактов.
⠀
В конце спектакля, я смотрела на Иисуса на сцене, и думала, а что если бы он сейчас был здесь, стоял перед нами? Чтобы мы почувствовали? Чтобы мы захотели исправить и о чём спросить?
Я бы посмотрела его ещё раз, а то и два👍 Спасибо режиссёру за эту реальность наяву!
⠀
По-моему, именно сегодня так важно говорить о добре и зле, пытаться искать ответы, обращаясь к истокам истории и, уж точно искать их в себе! И конечно, уметь прощать.
Театр «Модерн» — побывав здесь единожды, не сможешь не вернуться вновь.
В театре стильный интерьер. Два кафе-бара, на первом и втором этаже, музыкальный зал с профессиональным пианистом, библиотечная комната.
Юрий Грымов — все постановки настолько глубоко продуманы, со своим видением, что пребываешь в размышлениях несколько дней.
«Иуда?» — и вопрос не просто так... Автор раскрыл историю по-своему. Глубокий смысл. Есть над чем поразмышлять.
Итак, спектакль — 2 часа без антракта, на одном дыхании, с замиранием и наслаждением.
Первая часть: юрфак, семинар, и слушается дело «А был ли Иуда предателем?»
И здесь настоящее интеллектуальное удовольствие.
На сцене весь актерский состав.
Шикарное начало.
И вот, будто «машина времени», в один момент из современных участников лекции актеры превращаются в персонажей, участников того самого эпизода, финала истории жизни на земле Иисуса.
Получилось очень интересно, неожиданно, эмоционально, познавательно. Полное вовлечение в действие, в ход рассуждений, в логику расследования исторических фактов.
Я согласна с мнением автора, что все исторические факты, которые дошли до наших дней, не могли не быть искажены в силу времени, переписываться в угоду власти, правительствам, духовенству, политическим веяниям и авторитаризму. Как это современно!
Особенно понравилась игра актера Богдана Щукина (роль Иисуса). Сопереживаешь герою по-настоящему.