Драматический |
16+ |
Римас Туминас |
1 марта 2000 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Версию шиллеровской "Марии Стюарт" в "Современнике" поставил литовский режиссер Римас Туминас, знаменитый в Москве своим дивной красоты "Маскарадом", показанным два года назад. Тот спектакль увидела Галина Волчек и пригласила Туминаса ставить в "Современнике". Второго шедевра не вышло, но театр спектаклем может гордиться. Он из тех монументальных зрелищ, которые недолюбливает публика, но которые выдвигаются на престижные премии, чего "Современнику" сегодня так не хватает. Ведущим актрисам труппы, Марине Нееловой и Елене Яковлевой, Туминас подарил роли, о которых пишут в мемуарах: Елизавету и Марию Стюарт соответственно. Ради таких ролей актрисы готовы были на жертвы. Когда Яковлева срывает в запале парик, а потом бьется в падучей, на нее, народную любимицу, ей-богу, страшно смотреть. Когда Неелова ведет монолог десять минут на одной нечеловеческой ноте, за нее душа болит. Ждали от Туминаса изощренной метафоричности, которой литовский театр славится, как побережье Юрмалы янтарем, - он и здесь проявил невиданную щедрость. За Марией Стюарт всюду носят чашу с водой - следует понимать, что нет Марии места в чужом ей мире, где она - как рыба на песке. В сцене ее казни воду выпускают. Надо думать, жизнь иссякает вместе с водой. Елизавету для изъявления монаршей воли одевают, под руки ставят подпорки, и ими водит шут-дурачок. Значит, руки отказывают ей, когда нужно подписывать приговор сопернице. Режиссер был щедр настолько, что дал Нееловой сыграть в Елизавете нерешительного, не желающего мстить Гамлета, о котором по причине пола ей можно было даже не мечтать. Но щедрость простиралась еще дальше - он обеим актрисам подарил по ударной сцене: Елизавете - сцену рокового решения, Марии - сцену смертной казни. А вот тут он нас и обманул: после каждой такой кульминации ждешь финала, а его все нет и нет. Досадно.
Вообще почти все спектали, идущие сейчас на сцене Современника, не оставляют меня равнодушной. Почти каждый раз ухожу в слезах и в растроганных чувствах. И этот спектакль не является исключением. Ходили чуть больше месяца назад, уже с Хаматовой в главной роли. Хаматову нежно люблю, стараюсь ходить на все ее спектакли, при этом я никогда не считала ее гениальной актрисой, даже иногда проскакивала у меня мысль в голове, что роли у нее, в основном, похожие между собой (во всяком случае те, что я успела увидеть в спектаклях, гда она была задействована), но всё это не мешает моим светлым к ней чувствам. Так вот после роли Марии я беру все свои слова назад. Чулпан абсолютно гениально и с точным попаданием сыграла Марию Стюарт. Гордыня, верность принципам, непреклонность в убеждениях, смирение и принятие - всё было передано настолько реалистично, что я очнулась первый раз в антракте, второй раз - когда зал уже рукоплескал стоя.
Про Неелову. Открыла для себя эту актрису. Роль Елизаветы, на мой взгляд, еще более сложная, чем роль Марии в этом спектакле, и Неелова, как и следовало ожидать от актрисы старой школы (если можно так выразиться) сыграла ее блестяще. Сцена, где она подписывает смертный приговор своей сестре, одна из самых сильных в спектакле. А ее перевоплощение в выжившую из ума старуху правдоподобно на все 100%.
Остальных актеров для меня в спектакле просто не было. Важны были лишь отношения Елизаветы и Марии, в каждой из которых боролись два чувства - сестринская любовь и жажда власти.
Сама постановка Римаса Туминаса может быть оценена только на высший балл. Спектакль тяжелый, не для легкого просмотра, но сходить рекомендую однозначно!
Шиллеровскую «Марию Стюарт», несмотря на бодрое название спектакля «Играем… Шиллера!», Туминас поставил неожиданно по-гинкасовски – реалистично, почти натуралистично, с всплесками экспрессивных безудержных эмоций под стать тюзовской «Медее». Весь романтический блеск трагедии с влюблёнными героями и коварными злодеями счищен, осталась по-пуритански суровая, построенная по законам джунглей жизнь: каждый вырывает себе клочок места под солнцем, и кто-то выигрывает, а кто-то ошибается. Здесь нет однозначно положительных и отрицательных персонажей – все готовы к личному счастью шагать по трупам, это нормально, это уже в крови. Елизавета старается выглядеть железной леди, но устала и очень хочет побыть слабой – и позволяет окружающим её мужчинам превратить её в марионетку, вершить суд и казнь за неё, надеясь тем самым сложить с себя ответственность. Мария сходит с ума взаперти, и чем больше ей приходится унижаться перед более удачливой сестрой, тем яростней её ненавидит. Они обе откажутся каяться в том, что желали смерти друг другу – не столько из-за притязаний на трон, сколько из зависти, от тоски по неудавшейся, обманувшей жизни. Лестер и Мортимер – ловкие лицемеры друг другу под стать, никаких чувств к пожилым королевам они не испытывают, а лишь пытаются поставить на ту карту, что окажется козырной: матёрый дворянин предаст дважды и выживет, восторженный малец предаст единожды и погибнет. Счастлив ли кто-то в итоге? Разве что Шрусбери, который сложит с себя полномочия, не желая иметь ничего общего с банкой со скорпионами, в которую неизбежно превращается любое окружение правителя. Вода, солома, крупа, пепел, клубы сценического дыма щедро летают над аскетически скупыми декорациями, сдабривая экзальтированные монологи, но от этого стихотворный текст в пастернаковском переводе не начинает звучать доходчивей, а символы и метафоры не углубляют его смысла – хотя заскучать постановка за свои почти три часа не заставляет. Главный плюс к смотрибельности – интерпретация, снявшая с котурнов громоздкую классику исторического жанра и приблизившая её к внепространственным и вневременным легендам. И, конечно, старания актёров, создающих живых, колоритных, запоминающихся персонажей, от главных героев до самых третьестепенных, практически лишённых реплик. Особенно хороши антагонистки – Неелова и Яковлева – с неожиданной для своего поколения раскрепощённостью и искренней самоотдачей сыгравшие покорёженные властью и потерями души, так похожие одна на другую в своей несвободе и обречённости.
16.07.2010
Комментировать рецензию
Было бы 10 звезд, поставила бы 11… Этот спектакль перевернул всё моё сознание в целом, и о театре в частности…
Именно так сегодня нужно ста вить! Это шедевр! Туминас-гений! Неелова как всегда восхитительна! Про Яковлеву, к сожалению, не хватит эпитетов высказаться…думаю, что очень многим (если не всем) бродвейским звездам стоит поучиться по «нашей системе Станиславского» и именно у НАШЕЙ Елены…
Ну что тут сказать да ничего. Все слова будут пустыми и ничтожными. Две сильных, две великих женщины на сцене. Две актрисы. Марина Неелова, Елена Яковлева
Я могу понять, нет неверное слово, я могу предположить почему Елена Яковлева серьезна после спектакля. Просто сил и эмоций уже не осталось. Никаких.
Тяжелый спектакль. Начальный монолог Яковлевой, играющей Марию Стюарт, пленницу английской королевы Елизаветы. Монолог безумной женщины, от голоса которой все леденеет внутри. Один из последних монологов Елизаветы, принимающей решение о смертной казни. Прощание Стюарт перед смертью: сколько эмоций и челевеческих состояний сконцентрированных в маленьком промежутке врмени: агрессия, страх, нерешительность, и классическая последняя стадия принятие.
Их единственная встреча, насколько символично показано как трудно враждующим сторонам найти точки примирения, соприкосновения. Мария Стюарт готова повиниться, смиренно наклоняется и тянется поцеловать подол. Елизавета готова простить и медленно из рукава появляется кисть для поцелуя. Но коленнопреклоненная Стюарт не видит тянущейся руки, не видит встречного движения и в последний момент меняет решение. Вот так ограниченность точки зрения (здесь в прямом смысле) иногда вершит судьбу человека.
Тяжелый спектакль, но, как ни странно, оставляющий тебе исключительно позитивные эмоции, вдохновляющий. Дающий тебе возможность прикоснуться к чему то магическому, а может быть даже и гениальному.
P.S. В тот момент, когда Елена Яковлева вскочила на стол, мокрая, в облаке брызг воды, на какое-то мгновение, на какую-то долю секунды мне показалось, что я увидела в ее взгляде такой драйв, такой азарт от собственной власти над залом, временем и собой.
Смотрела спектакль лет 5 или 6 назад (точно не помню), но воспоминания живы до сих пор!
На сколько игра актеров трогает душу и остается в сердце! Эмоциональный, тяжелый спектакль, смысл которого я "переваривала" еще дня 2 после его просмотра. В конце спектакля зал стоял со слезами на глазах долго-долго аплодируя, и я тому не исключение. Эмоции били через край. Своей ролью покорила Яковлева, после чего, просто обожаю эту актрису!
Ни зацепочки, ни заминки в спектакле в сторону скучности или обыденности не увидела, спектакль держит зрителя в напряжении в течение всего действия.
Хоть я и не любитель драматических спектаклей, но этот – выше всяких похвал!