Премьеры, Драматический |
16+ |
Екатерина Гранитова-Лавровская |
29 марта 2024 |
3 часа, 1 антракт |
Еще одним замечательным спектаклем порадовал нас с Ваней уже любимый Театр "Школа Драматического Искусства", Сцена на Новослободской - комедией "Идеальный муж" режиссера Екатерины Гранитовой-Лавровской по одноименной пьесе Оскара Уайльда. Глубокая многослойная пьеса и прекрасная сценическая версия. Разбирать эту постановку можно долго, но самое главное - каждый увидит в ней что-то свое, что-то близкое, что зацепит и заставит задуматься, а может даже и переосмыслить что-то в жизни.
В своей пьесе Оскар Уальд высмеивает только с виду кажущееся безупречным общество, на самом деле построенное на обмане, шантаже и коррупции. Главного героя сэра Чилтерна закрутило в вихре событий из-за совершенной в молодости ошибки, чуть не перечеркнувшей всю его жизнь, когда много лет спустя в его доме с компроматом появилась давняя знакомая. Он чуть было не лишился и карьеры, и семьи, благо на помощь пришел его друг, то ли от скуки, то ли от желания получить согласие на брак с любимой, решивший выручить бедолагу. С одной стороны, на протяжении спектакля сопереживаешь Чилтерну. Но вот в чем загвоздка - есть и другая сторона медали - он вовсе не жертва обстоятельств, и в свое время сознательно пошел на сделку с совестью ради богатства и высокого государственного поста. Но все же никогда не стоит оценивать человека по его прошлому, ведь бывают разные ситуации и обстоятельства, да и люди, чтобы там ни говорили, иногда меняются в силу возраста, внутренних и внешних обстоятельств. Да и не бывает безупречных людей, ведь ошибок не совершает только тот, кто ничего не делает и не принимает никаких решений, а жизнь сама по себе и есть череда действий и решений. Есть тут еще два персонажа, на которых стоит обратить более пристальное внимание: на миссис Чивли, готовую идти по головам и считающую, что цель оправдывает средства, и на леди Чилтерн, всю такую правильную и чуть не забывшую про главную заповедь брака: "И в радости, и в горе".
Первое, что видят зрители, заходя в зал - это умеренные по величине, ведь сцена достаточно большая, и было бы неразумно заставлять ее целиком, но очень красивые декорации: лестница на второй этаж (балкон над сценой), камин с имитацией огня и подсвечниками, письменный стол с канцелярскими принадлежностями и (тут у меня в голове включается голос Леонида Якубовича, ничего не могу с собой поделать) ааааааавтомобиль! У автомобиля зажигаются фары, и его можно сдвинуть с места, но только человеческими усилиями, ибо он без мотора. А еще в начале спектакля на сцене появляется очаровательный кукольный домик. Я могу ошибаться, но у меня он вызвал ассоциацию с героями, которыми шантажистке удавалось управлять как марионетками. В какой-то момент из этого же домика во время чаепития леди Гертруды, миссис Чивли и леди Маркби появились две ну очень большие чашки, а как иначе, ведь Англия - это обязательно чай, намекая на то, как леди Маркби все раздувает. Над сценой - три красивых люстры. В общем, очень уютно, к тому же, приятную атмосферу создает и свет, то рассеянный, то сфокусированный, но всегда теплый. Это прекрасная совместная работа художника-постановщика Марии Бутусовой и художника по свету Тараса Михалевского. Спектакль сопровождает живая музыка и песни в живом исполнении, ах какие же хорошие голоса у актеров ШДИ. А музыканты, сидящие на балконе над сценой, несколько раз даже становятся актерами.
Приготовьтесь, в постановке есть двое незаурядных персонажей. Первый - это ростовая кукла медвежонка Паддингтона, медвежонка, который всегда мечтал увидеть Лондон. В программке, кстати, не назван героический актер, прыгающий по сцене в душном костюме, пусть и недолго. А второй - это граф Кавершем, очень веселый, такой типичный заботливый папаша. Кто скрывался за гримом я понять не смогла, оказалось - Иван Товмасян. Получился очень трогательный и забавный персонаж, похожий на еще одну ростовую куклу, разряжающий напряженную обстановку, созданную ситуацией с шантажом. Его веселые споры с сыном Артуром Горингом, роль которого исполнил Вадим Дубровин, стали чем-то вроде промежуточных мостиков от иронии к шуткам и обратно. Роберта Чилтерн и Гертруду Чилтерн сыграли Игорь Лесов и Александра Лахтюхова, которая за неделю до этого покорила меня своим талантом в спектакле "Дядюшкин сон", сыграв и там одну из главных ролей. Из того же спектакля я узнала и Алину Чернобровкину, сыгравшую здесь Мэйбл Чилтерн. Миссис Чивли мне немного хотелось повыдергивать кудри, а значит роль Регине Хакимовой вполне удалась, она сумела вызвать нужные эмоции. А Леди Маркби, которую сыграла Ольга Малинина, стала сквозным персонажем - похожие персонажи, похожая игра, оригинальное запоминающееся амплуа. Словно злой гений она перемещается между спектаклями и разносит сплетни.
"Идеальный муж" выдержан в стиле классического театра, но не кажется занудным, напротив - легко смотрится, запоминается, оставляя у зрителей желание вернуться для дальнейшего знакомства с постановками. Лично для меня это тот случай, когда все настолько гармонично, что не к чему придраться, даже если очень захочется. И я уже привыкаю к тому, что спектакли Театра "Школа Драматического Искусства" для меня имеют приятное послевкусие изысканных театральных блюд в идеальных пропорциях с идеальным сочетанием продуктов и специй.