

Если вы не слишком любите театр и опасаетесь попасть на что-то скучное, излишне классическое. если вас не прельщает идея чинно сидеть весь вечер в ...дцатом ряду и рассматривать далекие фигурки актеров, - или если вы, напротив, театрал, который слегка подустал от "настоящего серьезного театра" или думаете, что видели уже ну просто всё - тогда "Лубянский гример" - именно то, что вам нужно!
"Лубянский гример" - иммерсивный спектакль Эдуарда Боякова, причем проходит он в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых. И не случайно - название совершенно зря вызывает ассоциации с печально известным зданием на Лубянке, на самом деле постановка-то по по мотивам рассказа Николая Лескова "Тупейный художник" (тупейный художник - это просто-напросто устаревшее название парикмахера. Я, например, не знала...) и рассказывает нам немного о становлении крепостного еще тогда театра в России, - ну и историю любви, конечно же.
Зрителей встречают в фойе, надевают каждому бумажный браслет определенного цвета - все зрители делятся на 4 группы и каждая идет по своему маршруту и смотрит свою собственную историю, собираясь вместе на вторую часть действия в настоящий зрительный зал...
Должна сказать, что все это было интересно. Потрясающей красоты усадьба - это во-первых. Казалось бы знакомая (если читали Лескова), но весьма дополненная, местами подправленная и приправленная для остроты некоторыми подробностями (но ничего эдакого, все пристойно) история крепостной актрисы и тупейного художника - это во-вторых. И в-третьих - все происходит прямо рядом с тобой, можно актеров буквально потрогать - так все близко, будто ты и правда оказался в усадьбе графа Каменского каким-то чудом и наблюдаешь все лично.
Для нас играли:
Основатель театральной системы - Эдуард Йоонас
Мальчик - Никита Кашеваров
Граф - Эдуард Флёров
Бабушка Любовь Онисимовна - Евдокия Германова
Аделина (Люба) - Дарья Дуженкова
Лубянский гример Аркадий - Кирилл Клименко
Примадонна Луиза/доярка/Таис (Танька) - Татьяна Козлова
Мадлен (Матрена) - Светлана Мотолыгина
и другие :)
Здесь еще пикантность в том, что рядом на равных играют как заслуженные актеры, так и вчерашние выпускники театральных вузов или вовсе из "параллельных сфер" - кино, спорт, вокал и прочее. Как ни странно, это даже прибавляет какой-то достоверности всему происходящему, пожалуй.
Что было плюсом лично для меня:
- несмотря на нахождение зрителей практически в центре действия, никакого "интерактива" не было. Я лично очень рада. когда можно оставаться наблюдателем, зрителем, а не служить реквизитом для актеров :)
- специально оговаривают, что фотографировать можно :)
- виртуозно справились с задачей "размазывания" спектакля по усадьбе: в каждой точке свет, звук - все на высоте, везде все очень качественно и красиво оформлено, продумано так, чтобы всей группе зрителей было все видно, слышно. красиво и понятно. Пока ты зритель, про такое как-то не думаешь, а потом понимаешь, как повезло-то, на самом деле! :)
- живая музыка
- два часа действия грамотно поделены на примерно равные части: сначала вы ходите по усадьбе вслед за актерами и смотрите все стоя, соответственно. А потом все проходят в зал и смотрят уже как настоящие зрители - сидя в удобных креслах.
- зал, кстати, кажется удобным, не слишком широким (боковые места не страдают) и с подъемом.
В общем, устать и заскучать за два часа не успеваешь, конечно.
Так что подаренный зрителям Эдуардом Бояковым бонус - экскурсию по усадьбе, - мы тоже не пропустили! Не знаю, будут ли и дальше практиковать экскурсии (мы были 14 января - то есть был как бы "старый новый год"), но если будут - соглашайтесь :) Экскурсовод Олег Стребков прекрасно рассказывает (если не ошибаюсь, он из музея МХАТ). Конечно, за столь короткое время слегка все же утомленным и полным впечатлениями зрителям все-все-все про усадьбу не изложишь, но основное мы узнали :) И что современный вид здание обрело после перестройки в 1787 году. Что великолепный камин создан по проекту Врубеля и "засветился" в фильме "17 мгновений весны". И что, согласно городской легенде, Наполеон провёл в здании две ночи и очень полюбил усадьбу. И что к 1840-му бывшая усадьба Салтыковых стала одним из главных культурных центров Москвы, здесь бывали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский, Михаил Загоскин, Михаил Щепкин, а также Григорий Данилевский, Лев Толстой и Константин Циолковский. и другие. Вот не буду пытаться пересказывать все, покажу еще несколько фотографий. Красота же! Даже учитывая то, что залы слегка (и не слегка) приукрашены к спектаклю ))
1. "Играют как в самодеятельности". Так это сюжет такой! Они же играют крепостных девочек, необразованных. Конечно игра нарочита. То же с индийской частью. Там специально всё утрировано. Мне вот очень понравилось, и смеялась и умилялась. Тем сильнее контраст с настоящей игрой.
2. Распевы "а-ля"? Вообще-то Таисия Краснопевцева большой профессионал, собиратель и испольнитель народных песен, сотрудничает со множеством театров, ансамблей, поет в филармонии.
Ну ладно, цены действительно великоваты. Ну а как им выживать, особняк содержать? Логично что цены. Да и потом на Мясницкой нет ничего дешевого. Место уж такое.
В целом совершенно очаровательное мероприятие, свет, игра, костюмы, интерьеры.
Сюжет рассказывать весь не хочу, сходите сами, от повести Лескова "Тупейный художник" отличается подробностями и финалом. Сама вот пойду. Во-первых я не налюбовалась особняком (на финальную экскурсию не осталась - очень, ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ тесно и многолюдно, до паники просто). Во-вторых надо все линии посмотреть. Вот может быть под новый год, чтобы такое настроение сказочное, как на Щелкунчике.
Вы когда-нибудь были на иммерсивных спектаклях? Нет? Тогда лучше исправить это досадное упущение. Постановки, в которых зритель не просто смотрит на то, что происходит на сцене, но сам участвует в происходящем, - это не ноухау. Но именно сейчас наблюдается расцвет этого явления. Совсем недавно в Новом театре на Мясницкой состоялась премьера иммерсивного спектакля Боякова, Клементьева и Сотириади «Лубянский гример».
Поставлен он «по мотивам» книги Лескова, рассказывающей о любви тупейного художника (парикмахера) Аркадия и крепостной актрисы Любови. Однако, изменения сделаны очень корректно. Добавлены персонажи, которых нет в тексте, более подробно показаны эпизодические события, чуть-чуть изменен конец. В результате эта старая история заиграла новыми красками.
Главные роли сыграли молодые актеры Дарья Дуженкова и Кирилл Клименко. Дарья – само очарование, сама юность и скромность. Она выглядит как девушка XVIII-XIX века, причем как небогатая дворяночка, которую воспитывали в строгости, или крестьянка, которую мамка особо со двора не пускала. Кирилл с его тонким лицом и изящными руками также кажется чужим в нашем столетии. Так и видишь его перед мольбертом где-нибудь в Италии лет 200 назад. Роль у него меньше, чем у Дарьи, но он смотрится очень естественно, как будто всю жизнь был крепостным гримером: внешняя почтительность и вежливость и железный стержень внутри.
Роль их хозяина сыграл Артем Орлов. Какой это был граф! Вальяжный, самоуверенный, барственный, холеный. Роль Любови Анисимовны в старости досталась Евдокии Германовой. Знаменитая актриса легко перевоплотилась в прелестную старушку, местами образованную, местами невежду, наивную, но не дуру. Еще две интересные роли – это крепостные актрисы, лукавая чаровница (Татьяна Козлова) и простушка (Светлана Мотолыгина). Именно вместе они отлично смотрятся, дополняя друг друга.
Костюмы в спектакле достаточно условные. И кюлоты у Аркадия сшиты не по правилам, и в одних корсетах и штанишках актрисы, даже крепостные, по дому не шастали. Но создать аутентичные наряды никто и не планировал. Задача была другой: сделать образы узнаваемыми. Отсюда темное платье с брошью и шалью у Любови Анисимовны, серая тройка и пенсне у ее сына, богатый халат у графа и пр. Очень интересно решен образ режиссера-француженки. Заезжая дива (Светлана Воронцова) выглядит как иностранка, но как наша современница, она одета в современный брючный костюм. Как ни странно, это смотрится вполне нормально. Вероятно, потому, что сам этот спектакль – некая разновидность игры со своими правилами.
Спектакль проходит в здании самой настоящей барской усадьбы Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. Зрители проходят по разным залам особняка, попадая и в балетный класс, и ванную комнату, и в кабинет графа. Кстати, зрители разделяются на 4 группы по 50 человек и их ведут разными путями. Поэтому в первой половине спектакля они видят они не одно и то же, учтите. Но затем все собираются в одном зале, где сначала смотрят спектакль «Прекрасная Саконтала», поставленный силами крепостной труппы, а потом узнают окончание истории Аркадия и Любови.
В общем, если желаете отлично провести время, искренне рекомендую "Лубянского гримера". Заодно и интерьеры особняка посмотрите, а они оформлены достаточно необычно, причем стили тут можно найти разные, и нео-готику, и модерн.
На сегодняшний момент, мне кажется, это самая раскрученная постановка в Москве. Много рекламы, много отзывов, и сплошные восторги. "Лубянский гример" заявлен как жанр "Первое в России представление крепостного иммерсивного театра".
Моё впечатление не совсем однозначно. Я бы сказала, что режиссер делает явный акцент на визуальную составляющую. Картинка в данном случае сильно преобладает над содержанием и актёрским мастерством.
Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой стала домом графа К., который держит домашний крепостной театр. Я наслаждалась усадьбой (прекрасные анфилады комнат, лепнина, камины), антуражем и музыкой, но актеры явно терялись на этом фоне. Хотя идея режиссера Эдуарда Боякова с погружением в мир крепостного театра 19 века и тесного взаимодействия зрителя и публики явно выигрышная. Актеры находятся на расстоянии вытянутой руки и тем самым создают иллюзию полного погружения в происходящее.
Вторая часть спектакля "Прекрасная Саконтала" уже более классическая и перемещается на сцену, где превращается в красочная индийскую сказку, наполненную танцами, музыкой, яркими костюмами и немного эротикой.
Я бы назвала происходящее в "Лубянском гримере" шоу или аттракционом для взрослых очень высокого качества с продуманным деталями, костюмами и декорациями.
Актерский состав меняется, мне очень понравились Татьяна Шалковская и Валентин Клементьев. Дарья Дуженкова и Кирилл Клименко были очаровательны и органичны, ну и отдельно хотелось бы отметить Таисию Краснопевцеву и ее чудесный голос.
В заключении могу сказать, что знакомство с "Лубянским гримером" прошло успешно, конечно на меня неизгладимое впечатление произвела усадьба Салтыковых-Чертковых, и если будет возможность, я с удовольствием посмотрю постановку еще раз, выбрав другой маршрут.
Ну и эту постановку точно можно смело советовать друзьям и гостям столицы в качестве примера необычного и современного театра.
Кстати, после спектакля можно остаться на экскурсию по усадьбе, после которой угощают чаем с баранками.
Нам не повезло с экскурсоводом, это было фиаско. Я даже не могла себе представить, что о таком интересном и сказочном месте можно так долго, скучно и нудно рассказывать.

1. Это не театр. Всё, что угодно, только не театр. Сельская художественная самодеятельность, детский утренник, пионерский "монтаж", капустник в бухгалтерской фирме, но только не театр.
2. Драматургия, повествование, музыкальное оформление, режиссура, актерская игра - всё посредственно, блёкло, бездарно, безнадёжно. Это нужно постараться из такого замечательного набора ингредиентов сварить такую отвратительную похлёбку. Ни одному из героев не сопереживаешь, сюжетная фабула постоянно вызывает искреннее недоумение и скепсис.
3. Лубок. Шапито, претендующее на историческую достоверность. Чего стоят только распевы а ля рюс.
4. И напоследок несколько секретов. а) покупать VIP партер за 15.000р - абсолютно бессмысленная трата денег, единственное преимущество - находиться в 2-ух метрах от стоящей на сцене главной героини в тот момент, когда она абсолютно голая, но есть нюанс - этот стриптиз длится секунд 15 и происходит почти в полной темноте. Так что лучше брать (если уж вы всё же решили пойти несмотря на всё вышеизложенное) самые дешевые билеты б) никакой такой эротики в спектакле нет, щас по 1-ому каналу больше показывают ежедневно, так что не ведитесь. в) в спектакле есть 4 предварительные линии (людей разбивают на 4 группы и водят по комнатам усадьбы), так вот никакого смысла проходить все 4 линии нет, они мало чем отличаются
5. Для меня теперь слово "иммерсивный" - ругательное

Иммерсивный театр уже не прям уникальность, но тут красиво вписано в исторические интерьеры. Плюс история интересна сама по себе, потому как вот я не очень знакома с бытом крепостного театра. И иммерсивность действия, когда актёры играют практически в толпе зрителей, на расстоянии вытянутой руки - очень подкупает! И да - в обычном зале с местами, которые указаны в билетах, купленных вами, тоже посидеть доведётся.
На входе тебе выдают на выбор один из четырёх браслетов: красный, синий, зелёный или коричневый. Мне выдали любимый синий - судьба! :-)))). И это не просто украшение - у каждой группы будет свой "маршрут", свой "сюжет". Мы сольёмся все ближе к концу в зрительном зале, но до того момента у каждой цветовой группы будет свой путь.
Ещё перед спектаклем зрителей встречает живая музыка в фойе.
Но меня больше даже заворожили акапельные напевы. Актриса Таисия Краснопевцева.
Нас сопровождали девушки-капельдинеры. Направляли нашу "синюю" толпу. Усадьба сама по себе просто шикарная! Не знала, куда смотреть - на актёров или на стенки/потолки.
У нас бабушкой была Евдокия Германова. Из-за неё тоже хотела попасть на этот спектакль. И бабуся была просто прекрасна! И манерой, и доверительностью рассказа. Ну, и Артистки бывшими не бывают! Зажгла!
Наверное, самый эффектный зал - готический. А уж для Москвы середины XIX века-то точно был поражающим воображение.
Граф мне очень понравился! Такой импозантный мужчина! И не скажешь, что гад... Василий Слюсаренко.
Ну, и вот мы в настоящем крепостном театре! Закулисья мы насмотрелись, а теперь сам спектакль. Кончено, перед нами театр с крепостными актерами. Выражение лиц которых вообще гримёр обычно рисует. Поэтому тут театрального откровения ждать не стоит. Но развязка в итоге будет довольно неожиданной.
Но это вовсе не конец был. Для желающих после спектакля была проведена экскурсия по усадьбе!!
Теперь можно понаслаждаться разглядыванием интерьеров. Камины, отделка потолков и стен - сказочная лепнина рококо (кого там только не разглядишь), мавританский и готические залы.. При желании и масонские символы можно разглядеть.
Ну, и история усадьбы интересная, примечательные хозяева. Тот же Чертков передал в дар городу свою библиотеку. Эти книги составили остов Российской государственной и Исторической библиотек! После революции и Дзержинский бывал.
Режиссёрам удалось серьёзно озадачить либероидную критику. Показателен комментарий к «Гримёру» Заславского на радио «Орфей»: очень хотелось съязвить (хотя и аккуратненько), но получилось бледно, на успех другого Заславского (не родня ли?) с «Сумбуром вместо музыки» точно не тянет. Набирающий обороты традиционалисткий театральный тренд начинает опережать современное искусство на его же поле иммерсивности.
А постановка, конечно, не без огрехов – e.g. пересол эротики - но так кто ж без них, «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки…». Наиболее интересный момент – использование помещения (особняк Чертковых) в качестве действующего лица. Очень ловко вышло, но возникает очевидный вопрос – а как же иные спектакли?

«Гример» в Новом театре – это долгожданный спектакль от режиссера Эдуарда Боякова, на который очень хотелось пойти. Настолько сильно, что именно его выбрала, чтобы 31 декабря закрыть календарный театральный год. И не пожалела.
Спектакль идет в восхитительно красивом историческом здании, усадьбе Салтыковых-Чертковых. У здания сохранились каретные подъезды, которые позволяли барышням выйти, не пачкая подол роскошных нарядов. Само здание в лазурном цвете со множеством лепнины внутри, мраморной лестницей, запоминающимся камином и старинным зеркалом, исполняющим желания. Это все было позже на экскурсии, которую нам сделали в подарок к Новому году. Но если честно, я был и платно пошла, потому что было очень интересно посмотреть на красивый интерьер у здания, в котором бывали и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь и еще очень много значимых носителей русской культуры.
И вот выплываешь в роскошный особняк и попадешь в руки очень вежливого персонала театра. Который делит зрителя на две группы с зелеными и красными браслетами. Даже гардероб был отдельный. Нам достались зеленые браслеты. Расположившись в шикарной зале, мы рассматриваем натюрморты по мотивам голландской живописи и ждем начала с нашей группой.
И тут спектакль входит в зал: появляются первые персонажи - проводники по миру театра, потом потихоньку мы начинаем знакомиться с остальными героями повествования. Пьеса «Гример» сочинена А. Зензиновым по произведениям Н.С. Лескова (основная линия по рассказу «Тупейный художник»). Русский театр зародился на основе частного театра, где играли крепостные крестьяне. Многие попадали в невыносимо тяжелые условия. Особенно печальна была история о графе Каменском, который сильно измывался над подневольными людьми. Великий Михаил Щепкин был свидетелем такого обращения. А сюжет был потом использован не только Н.С. Лесковым, но и А.И. Герценом в повести «Сорока-Воровка». Т.е. зритель попадает в историю про реально существовавших людей: графе Каменском, актрисе Кузьминой. Из-за того, что персонажи находятся на расстоянии вытянутой руки, погружение в историю очень сильное. Путешествуя по особняку, мы попадаем то танцевальный класс для репетиций, то ясли с животными, а то в и в последнее пристанище примадонны сцены.
Актеры задействованы в спектакле очень классные. Удивительно попадают в типажи пьесы. Молодая пара очаровательна (Сергей Гребенников и Анастасия Стругачева). Актрисы театра обворожительны, комичны и трагичны одновременно. Очень понравилась Татьяна Шалковская в роли Любови Онисимовны и мадмуазель Софи от Евдокии Германовой – это шедеврально. Юное дарование, Никиту Кашеварова тоже не могу не отметить, очень талантлив. Валентин Клементьев и Эдуард Флеров тоже сыграли великолепно. В общем кастинг – идеальный, попадание полное и русских и в индийских персонажей. Огромный плюс, что в спектакле живая музыка. Особенно понравилась русская песня в исполнении Таисии Краснопевцевой и Ольги Зрилиной.
Погрузившись в мир театра полностью, зритель попадает в зал, где увидит представление силами крепостных, насладится продолжением истории любви бесправной актрисы и цирюльника, который прежде всего художник в душе, любящий красоту. И он предпочтет смерть, чем поругание своих идеалов. На этом месте все чувственные натуры, и я в том числе, прослезились. Спектакль наполнил душу красотой и надеждой не лучшее.
Очень понравилось, что на этот спектакль можно ходить и мужчинам и женщинам- всем будет интересно, потому как кроме мелодраматичной истории, есть и более широкая повествовательная канва о духовном, вечном и настоящем.
Вышли из театра в хорошем настроении, да еще с отличными фото, хочу прийти еще раз, теперь уже на второй маршрут. Пока все что я посмотрела в Новом театре оправдывает хорошие ожидания и по содержанию, и по качеству постановки. А значит увидимся снова, друзья!

С недавнего времени пошло поветрие на иммерсивные спектакли. Это, когда актёры не отделены рампой от зрителя, а исполняют свои роли на расстоянии вытянутой руки. Вот и недавно организованный Новый театр под руководством Эдуарда Боякова решил начать свою театральную деятельность именно с такой постановки. "Лубянский гример" использует в своей основе повесть Лескова "Тупейный художник". История бесконечно печальная. Чтобы не вводить зрителей в депрессию, режиссёр слегка подкорректировал повествование. Грусть осталась, но исчезла безысходность, появились надежда и почти счастливый финал.
В повести речь идёт об актрисе крепостного театра, бесправном молодом человеке гримёре Аркадии, исполняющем все прихоти хозяина - неуравновешенного деспотичного графа, и самом графе.
Место постановки - усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. Выбор места показа в значительной мере сместил повествование от передачи истории любви между актрисой и гримером в сторону показа жизни актеров крепостного театра. Возможно на других маршрутах это выглядит как-то иначе, но так мне показалось после прохода зелёной линии (в анонсе сказано о четырёх вариантах). Финал всех линий совпадает и заканчивается коллективным просмотром постановки "Саконтала", отдельные моменты подготовки к которому мы и видели на маршруте. Завершающим действием идёт рассказ о событиях, приведших к разлуке героев.
Великолепные интерьеры, камерный живой музыкальный ансамбль, интересно вписанные декорации, приятные актрисы в не самых скромных костюмах, чопорные провожатые в париках - придают спектаклю красоту и оригинальность.
Несколько слов об артистах. Главные герои внешне чисты и трепетны, без труда веришь их взаимному влечению.
От юноши не требовалось проявлять профессиональное умение визажиста, поэтому вопросов к Кириллу Клименко, как к исполнителю роли Лубянского гримера, не возникло.
Но вот до конца с образом героини, которая претендует на роль новой примы крепостного театра, в исполнении Дарьи Дуженковой у меня не сложилось, причина в скромных вокальных данных актрисы, голосок нежен и воздушен, но не силён.
Утешением для слуха явилось прекрасное музыкальное исполнение Таисией Краснопевцевой роли певицы Варсавии. Хотелось бы верить, что в других сюжетных линиях эта роль не ограничивается лишь финальной песней.
После просмотра ясно, чем дело кончится, но загадка, что же видели зрители иных маршрутов, остаётся и интригует.
Сложность для иммерсивных спектаклей - это переходы между локациями. Часто в такие моменты зритель выпадает из заданной атмосферы. Тут постарались построить маршрут так, чтобы эти моменты были максимально короткими. Дополнительное оформление особняка с искусно выставленным светом не давало отвлечься от действия. Какие-то забавные мелочи подгоняли воображение и напоминали, что есть ещё другие скрытые от наших глаз события. А в какой-то момент распахнулись до того закрытые окна, и обнаружилось, что вот рядом за стеклом течёт обычная городская жизнь, и уже улица выглядела новой декорацией. Очень атмосферный спектакль получился у Нового театра.
По достоинству оценив детские спектакли, я не первый месяц горела желанием вернуться в красивейшую усадьбу Салтыковых – Чертковых, чтобы начать знакомство со «взрослым» репертуаром Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова.
Мой выбор пал на спектакль «Гримёр», премьера которого состоялась в конце ноября 2022 года и стала ярким событием в театральной жизни столицы.
Два года назад иммерсивные спектакли становятся всё популярнее и вызывают всё больший интерес зрительской аудитории, позволяя каждому гостю, почувствовать себя участником постановки благодаря тому, что действие происходит в реальном пространстве, времени и движении. Проходящие актеры, могут случайно тебя коснуться, обратится к тебе, проникновенно посмотреть в глаза - в всё это делает спектакль действительно уникальным и неповторимым.
Создатели спектакля, режиссеры Эдуард Бояков, Валентин Клементьев и Рената Сотириади вдохнули новую жизнь в классическое произведение Николая Лескова «Тупейный художник». Интересно и необычно рассказав зрителю историю несчастной любви крепостной актрисы Любы и гримировщика - парикмахера, ставшего впоследствии офицером – Аркадия.
Перед началом спектакля, под звуки живой музыки, зрители делятся на небольшие группы, получают бумажный браслет определенного цвета и следуют каждый в свой первый зал, где и начитается увлекательное путешествие во времена 19 века с его жестокими нравами.
Около часа, перемещаясь за героями из одного зала в другой, всё больше погружаясь в события постановки, переносишься из современного 21 века, во времена становления русского профессионального театра, в основе которого стоял именно домашний дворянский театр.
Хочется отметить, что каждый из залов – неповторим в своей красоте! Высокие потолки, причудливая старинная архитектура, готические элементы – двери, окна, колонны – всё это добавляет свою неповторимую изюминку!
В одном из залов можно увидеть знаменитый камин из фильма «Семнадцать мгновений весны», где специальная группа Штирлица вела прослушку за переговорщиками.
Безусловно, стены старинного особняка на Мясницкой, служат прекрасными декорациями к действию.
Однако, не только они! Главное это - прекрасная, живая игра актеров, наблюдать за которой можно на расстояние вытянутой руки, не упустив из вида ни единой эмоции.
Вторая часть спектакля проходит в более привычной обстановке – зрительном зале, в котором разделенные на входе зрители объединяются, рассаживаясь согласно своим местам.
Как и в рассказе, события происходят в домашнем театре графа Ковалевского, грозного и жестокого, непреклонного и безжалостного. Наказывающего своих крепостных за любую мелочь от перепутанных слов и забытой роли, до более серьезных проступков – попыток закрутить шашни с графской актрисой, которых Ковалевский, к слову, менял как перчатки!
Пал его выбор и на юную актрису Любу, нежную, чистую, милую. В неё был влюблен молодой гример театра – Аркадий. Чувства молодых – были взаимны, и получив одобрении и поддержку священника, Люба с Аркадием - повенчались. Однако счастье длилось недолго, разгневанный граф нашёл молодых и разлучил их отправив Аркадия на фронт, а Любу – на скотный двор.
Концовка, кстати, отлична от классической версии, не буду спойлерить, пусть она останется загадкой для новых зрителей постановки. Скажу лишь то, что такой финал, мне понравился гораздо больше оригинального.
Помимо отличной игры актёров, которые в прямом смысле проживали свои роли, хочу заметить, что спектакль очень музыкальный, многие сцены сопровождает прекрасная, живая музыка.
Отдельное браво Вирсавии (Таисии Краснопевцевой), её этнические песнопения, немного вводили в состояние транса, наполняя спектакль неповторимой атмосферой.
Удалось окунутся и в культуру Индии. Именно индийской пьесой, граф Ковалевский решил поразить и привить любовь к театру у приглашенного императора.
Исполнив красивый индийский танец, три прекрасные актрисы, уверенна, покорили не только императорское сердце, но и весь зрительный зал. Яркая, легкая, запоминающаяся сцена.
Несравненна и эффектна в своём образе была и Евдокия Германова, сыграв блистательную примадонну Луизу – мой низкий поклон её таланту и харизме!
Каждая роль была по-своему интересна и отлично сыгранна участниками труппы Нового театра, сложно выделить кого – то больше или меньше, ведь иногда даже небольшие роли, сыграны так, что остаются в памяти надолго.
Выходя из дверей театра и попадая на одну из самых оживленных улиц города, не сразу ориентируешься в пространстве, ведь еще несколько минут назад ты проживала с героями все сложности прошлого, была окутана тайнами и интригами закулисья театра…
После просмотра остается приятное послевкусие и… вопрос: интересно, а если бы я выбрала красный браслет, какой путь я бы прошла?) Какие залы бы увидела еще?) Каких героев в них встретила?
Я привыкла отвечать на поставленные вопросы, поэтому…
До встречи в театре!
Голубой особняк Салтыковых-Чертковых, расположенный в самом начале Мясницкой улицы, знаком многим. Здесь регулярно проводятся различные выставки и мероприятия. А с прошлого года по вечерам можно посмотреть иммерсивный спектакль «Лубянский гример» Московского Нового театра (не путайте с Московским новым драматическим театром).
Многих зрителей привлекает возможность ознакомиться с интерьерами особняка, ведь у него богатая история. Это одно из редких зданий в центре Москвы, которое уцелело во время пожара 1812 года. И здесь по легенде останавливался сам Наполеон. А в 1899 году к реставрации и переделке усадьбы приложил руку Федор Шехтель.
Программа посещения спектакля составлена весьма привлекательно, - она включает в себя не только само представление, но и экскурсию по особняку, и даже чаепитие.
На своем сайте театр анонсирует деление зрителей на четыре различные маршрута. Для этого при входе каждому надевают браслет соответствующего цвета. А вот на экскурсию после спектакля приглашаются все желающие без разделения. В результате в нашем случае сложилась очень большая группа (остались почти все зрители), было плохо слышно, и вся группа не могла одновременно попасть в небольшое помещение каждого из залов. Тем не менее эта экскурсия - хорошая возможность осмотреть интерьеры.
По поводу самой пьесы «по мотивам произведения Н. Лескова» скажу, что она проста и незатейлива. Но хорошо ложится на развлекательную иммерсивную структуру спектакля. Поначалу игра актеров в непосредственной близости от зрителей показалась мне неискренней. Скорее всего это чувство возникло от сложившейся привычки наблюдать за развитием действия на сцене. Нелегко быстро перестроиться и поверить человеку, стоящему рядом с тобой и рассказывающему о своей крепостной жизни. Постепенно это неверие проходит. Ну а когда в конце спектакля слышишь настоящее народное пение, то приходишь в полный восторг. Ну а после окончания спектакля остаётся сильное чувство любопытства, - а что же происходило в остальных группах? И желание вернуться, чтобы пройти другим маршрутом
В конце прошлого года, когда мы выходили из театра, подруга спросила у меня, заметила ли я, что последнее время все спектакли, которые мы смотрим, так или иначе – о войне? Тяжело. Поэтому начать свой театральный год решила с чего-то легкого, отдыхательного, не напрягающего мозг и душу, а тут как раз и приглашение на «Лубянского гримера» Эдуарда Боякова образовалось, очень кстати. В итоге там тоже не обошлось без войны, но в этом спектакле все подано столь легко и откровенно театрально, что никакая трагедия душу не вывернет. Просто наблюдаешь за происходящим.
«Лубянский гример» Нового театра – спектакль иммерсивный. И главным магнитом, приманившим меня туда, была возможность посмотреть усадьбу Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. За основу постановки взято произведение Н.Лескова «Тупейный художник». Тупейный – это который парикмахер, гример, художник по красоте, так сказать. Нам расскажут о крепостном театре некоего графа, о его замашках и отношении к своим крепостным актерам, и на этом фоне – о любви крепостной актрисы и крепостного же гримера.
Но главное, что в процессе рассказа нас проведут по усадьбе. Еще до начала спектакля всех зрителей делят на четыре части, каждая группа получает браслет определенного цвета (у меня был зеленый), и в зависимости от выбранного цвета каждую группу ведут своим маршрутом. История всем рассказывается одна и та же, но с разных ракурсов. Например, кто-то видит, как на приму падает декорация, мимо других ее потом проносят, а мы наблюдали процесс соборования. Группы на маршруте нигде не пересекаются, до тех пор, пока всех не соберут на представлении, к которому и готовятся все это время крепостные актеры. А репетируют и разыгрывают потом они историю из индийского эпоса «Прекрасная Саконтала». В качестве режиссера у них выступает приглашенная мадемуазель Софи, которая учит их не орать, а восклицать на сцене. За плохую игру актеров нещадно наказывают, за хорошую – актрисы попадают в графскую спальню… Для большинства это – награда. Поэтому изо всех сил они восклицают и вообще стараются играть неестественно.
Представление разыгрывается в зале с удобными мягкими креслами, в которые мы с радостью опустились после пробежки по усадьбе. По окончании «Прекрасной Саконталы» перед уже современными зрителями продолжается, уже на сцене, история актрисы и гримера.
А в процессе мы проходим по комнатам усадьбы, в каждой из которых что-то происходит. В мавританском зале актриса репетирует свою роль, в зале с натюрмортами (современными, просто декорация к спектаклю, но хорошо вписанными в интерьер) мадемуазель Софи муштрует актеров, в проходных комнатах кто-то танцует, кто-то принимает ванну, кто-то крутится на пилоне (точнее, пилон крутится сам под актрисой, которая на него забралась, это было довольно странно). Задумка хорошая, но было бы намного легче представить себя свидетелем и участником происходящего (как и предполагает иммерсивная форма спектакля), если бы ты оставался наедине с актерами, ну или если хотя бы толпа зрителей была поменьше. Продолжение спектакля потом, когда приходишь в зрительный зал, воспринимается лучше, чем во время пробежки по комнатам. Но именно ради этих комнат стоит сходить на спектакль. Да, интерьеры искажены декорациями к постановке, но все равно осталось много настоящего.
Усадьба старая, сумевшая без потерь пережить пожар 1812 года. По преданию, здесь на пару ночей останавливался Наполеон Бонапарт. Владельцев у усадьбы было несколько, и поэтому интерьеры менялись в угоду вкусу каждого из них. Изначально она была оформлена в стиле рококо, потом добавился модерн (парадная лестница и камин работы Шехтеля, например). Неплохо сохранился и прекрасный готический зал, и курительная комната (тот самый великолепный мавританский зал, очень впечатлил, особенно потолок там красив), и зал с чугунными колоннами. Все это, конечно, уже изменено нашими современниками, полы во избежание порчи покрыты ковролином, светильники вообще далеки от оригиналов, но тем не менее можно включить воображение и понять, как все это выглядело раньше. В качестве новогоднего подарка зрителям после спектакля была предложена экскурсия в сопровождении Олега Стребкова, и это было самое лучшее в этот вечер. Нам рассказали историю усадьбы и ее владельцев, прокомментировали интерьеры, а желающие могли совершенно бесплатно в них сфотографироваться у профессионального фотографа (фотографии потом забрать по ссылке, которая была в свободном доступе в виде кваркода на табличках по всему маршруту). Даже зажгли камины (да, они уже работают на газе, но выглядят, как дровяные, очень здорово).
А история у усадьбы очень любопытная. Чего тут только не было (ну не считая того, что в ней просто жили). И игорный дом, и бактериологическая лаборатория доктора Филиппа Блюменталя , где работали над прививками от холеры, а одна из последних владелиц, купчиха Клавдия Обидина, сдала особняк в аренду Московскому архитектурному обществу, благодаря чему теперь наши современники знают все об интерьерах усадьбы и могут ее восстановить при желании. Потому что архитектурное общество все скрупулезно описало, ведь они использовали усадьбу в качестве демонстрационного зала для желающих оформить свои дома клиентов, благо в доме каких только стилей намешано не было, на любой вкус и кошелек.
А уж посещал усадьбу в разное время весь цвет общества: Лев Толстой, Пушкин, Чехов, Гоголь, Щепкин, Циолковский, Жуковский, не говоря об упомянутом выше Наполеоне)).
В завершение экскурсии уставших зрителей еще напоили чаем и накормили баранками, пряниками и сушками. В общем, эта экскурсия очень украсила мой вечер, даже несмотря на большое количество оставшихся на нее посетителей.
И еще один момент – мне очень понравилась программка. Мало того, что программки раздают бесплатно, они еще и сделаны очень симпатично, погружают в прежние времена даже лучше спектакля)).

Знакомство с Новым театром я начала с иммерсивного спектакля "Гримёр". Это потрясающие впечатления - смотреть спектакль в исторической усадьбе Салтыковых-Чертковых, самом красивом особняке на Мясницкой улице!
Уже при входе в театр- особняк, зрителей приветствуют актеры в характерных костюмах начала XIX века, начиная погружать в далёкую эпоху.
Необычность этого спектакля в том, что первую половину зрители перемещаются из зала в зал, становясь невольными свидетелями дворцовых интриг, конкуренции за место фаворитки графа, жестоких пыток крестьян, наказаний за провинности, репетиций крепостного театра, романтических встреч, любви и трудных испытаний.
Исторические интерьеры усадьбы добавляют реалистичности, эффекта погружения. Поражает огромный контраст красоты и богатства парадных залов и бедности скотного двора. В котором кстати были живые курицы и козочка.
В парадных залах наибольшее внимание у меня привлёк уникальный камин, созданный в 1897 году по проекту Врубеля! Очень красивый!
Всего в спектакле целых 4 маршрута! Зрителей разделяю на группы, каждая из которых идёт своим путём, не пересекаясь с другими. И лишь во второй половине все встречаются в зале, согласно купленным билетам.
(Вот это логистика!) В зале нам показывают ту самую индийскую пьесу "Прекрасная Саконтала", которую репетировали в крепостном театре для самого императора. Получается спектакль в спектакле.
Примечательно, что маршруты отличаются не только последовательностью, зрители видят разные миниатюры в разных локациях. Можно прийти на спектакль второй раз, выбрав новый маршрут, и увидеть историю немного с другого ракурса.
Хочется отметить, что одной из центральных тем в Новом театре является тема православия, без которого у России нет будущего.
Прослеживается она и в спектакле "Гримёр", финал которого отличается от рассказа Лескова. Душа графа пробуждается, очищается, и он совершает благородный искупительный поступок.
Очень пронзительно в самом конце звучит душевная песня "Куда летишь кукушечка".
...
Чтобы Он дал душе покой
чтобы Он дал душе покой
чтобы Он дал душе покой
...
Спектакль можно смотреть несколько раз: первая его часть – иммерсивная, то есть зрителей в соответствии с выданными при входе браслетами делят на несколько «маршрутов» и показывают разные сцены из жизни героев, которые, позволяют увидеть один и тот же сюжет с разных точек зрения.
«Гример», поставленный по рассказу Н.Лескова «Тупейный художник», переносит нас в век крепостного права, когда в моде у особо богатых дворян были частные театры, в которых играли крепостные актеры и актрисы. Историю любви между прекрасной актрисой Любой и театральным гримером Аркадием, разворачивающуюся в декорациях старинной усадьбы, нам и предстоит увидеть. А помимо этого, различные эпизоды из жизни второстепенных героев – и забавные, и трагичные.
В прошлый раз у меня был голубой браслет, в этот – оранжевый. Новый маршрут понравился мне еще больше: мы подсмотрели сцены репетиций юной актрисы Дуни-Жюстины – получилась очень живая и бойкая героиня, которой сопереживаешь не меньше, чем главной паре! Очень впечатлили сцены с жестоким барином – Графом (Артем Орлов), который садистски наказывал своих актеров за плохую игру, а хорошеньких актрис делал своими любовницами (собственно, чтобы избежать такой судьбы для Любы, гример Аркадий и предложил ей побег). Кстати, графа иногда играет сам Леонид Якубович. А моей бесспорной фавориткой в этот вечер стала сама Люба в исполнении Дарьи Дуженковой – нежная, трогательная, но такая решительная.
Интересно, что на вторую часть зрители приглашаются уже в шикарный театральный зал усадьбы с традиционной рассадкой согласно купленным билетам. И мы становимся первыми свидетелями индийского спектакля «Прекрасная Саконтала», который труппа репетировала по ходу действия. Меня просто покорила игра артистов – немного забавная и утрированная. Это совершенно логично, если принять во внимание не только особенности театральной игры более двух столетий назад, но и тот факт, что на сцене, по идее, неграмотные крепостные, которые учили роли «наглядкою». 😊 Получился как бы «спектакль в спектакле», я очень люблю такое! И, конечно же, нам рассказали и о дальнейшей судьбе героев. Финал был немного неожиданным, но вселяющим светлое чувство надежды.
По моим ощущениям это самая раскрученная постановка, реклама постоянно мелькает. Мне хотелось сходить и в НОВЫЙ ТЕАТР, и осмотреть старинную усадьбу Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. Впечатления у меня двоякие...
Сама усадьба прекрасна! Конечно, ее сильно потрепало временем, но даже разглядывание потолков и стен во время действия и после спектакля на экскурсии очень порадовало.
При входе всех зрителей сразу делят на несколько групп, всего 4 маршрута. Я попала на зеленый. Сначала идет как раз иммерсивная часть. Нас водили по залам и разыгрывали небольшие сценки, которые должны были ввести в историю. За основу сюжета было взято произведение Лескова "Тупейный художник", но концовка изменена на больший хепи-энд и добавлены некоторые сцены для погружения в ужасы крепостного права и для раскрытия характера героев.
Мы как бы сразу попадаем в московский дом некоего графа К., самодура и сладострастника, разыгрывающего из себя знатока и любителя театра. В программке заявлено, что "этот спектакль перенесет гостей в атмосферу русского крепостного театра начала XIX столетия". И вот мне не удалось перенестись, потому что не все сценические решения были понятны.
Например, я бы часть локаций поменяла. В усадьбе есть очень необычная комната в восточном стиле, которая так и просится для сцен эротических игр. Но! в этой красивой комнате ничего! не происходит! Вернее другая актриса там пудрит носик и распевается. Жаль. А могло бы выйти что-то интереснее распевки...
Иногда пространство и разыгрываемая сцена совпадали, и тогда история звучала пронзительно. Например, красивый рыцарский зал превратился в место исповеди. Это было тонко, трогательно, свет, девушка в нелепом красном платье на огромном то ли помосте, то ли столе как в морге...
Более короткая вторая часть была как раз в зрительном зале. После гуляния по особняку нас наконец-то посадили и показали короткую пьесу по индийскому сюжету - "Прекрасная Саконтала", которую до этого так старательно репетировали герои. Но тут меня смутили костюмы. Эту пьесу показывают царю. А актриса чуть ли не голая...
Дальше мы практически оказываемся в рассказе Лескова, актерам явно удобнее играть на сцене. Мне понравилась параллельность и зеркальность сюжетов "Прекрасной Саконталы" и "Тупейного художника", но! надо было оставить оригинальный финал, он там логически более обоснован.
В финале была песня в исполнении Таисии Краснопевцевой, ее пение трогало за душу, хотя опять же сюжетно я не очень считала, но возможно ее образ лучше раскрывался на других маршрутах.
Я совсем не жалею, что сходила, это было ново и необычно.
Желаю "Новому театру" развития. У них прекрасная локация, и я очень надеюсь, что они будут с ней и дальше работать.
Также огромное спасибо за экскурсию и чай с баранками в конце.
Действия спектакля «Лубянский гримёр» проходят в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых. Это очень красивое здание в стиле рококо XVII—XIX веков. Оно само по себе заслуживает внимания, но «Новый театр» усилил производимый эффект, заполнив «паузы» (переходы из одного зала в другой) своей атмосферой, присущей началу 19 века, сценами крестьянского быта.
Сюжетов у спектакля сразу два, но они тесно переплетаются. Один рассказывает историю рождения театра, без прикрас, со всей подноготной. Второй сюжет разворачивается на фоне первого, это история любви крепостной актрисы и художника, который работает театральным гримером.
Перед началом спектакля зрителей делят на 4 группы – все они идут своим уникальным маршрутом. Прелесть такого подхода в том, что все эти маршруты разные и раскрывают свою сюжетную линию. Поэтому, чтобы увидеть полную картину, спектакль можно посетить 4 раза и каждый раз можно узнавать что-то новое. А прийти на спектакль второй раз вам непременно захочется.
На меня спектакль произвел очень сильное впечатление. Невероятная подача, роскошные натуральные декорации, живое музыкальное сопровождение, полное погружение в интересный и непредсказуемый сюжет, очень красивые костюмы. Но лучше всего затронуть меня удалось Ольге Зрилиной. Её пение – это просто что-то невероятное, я не могу передать это словами. А песня «Горе» в ее исполнении – самая сильная в спектакле, на мой взгляд, пробирает до мурашек.

Нынче лишь очень ленивый столичный театрал не слыхал ничего об иммерсивном спектакле «Лубянский гримёр», поставленном по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник». Я, например, уже целый месяц как читаю восторженные отзывы о нем! И конечно, страстно мечтала на него попасть!
И вот, вчера вечером оказалась я в прекрасном голубом особняке Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, получила браслет красного цвета и отправилась в путь вместе со своей «краснобраслетной» группой. А те, у кого оказались зелёные, синие и коричневые браслеты, двинулись по особняку своими путями, не пересекавшимися с нашим. По дороге, как и мы, встречаясь с героями спектакля и вникая в историю их жизни.
Как рассказал историю тупейного художника «Новый Театр» Эдуарда Боякова? Интересно рассказал, ярко и с большой выдумкой. Текст Лескова и главную задумку писателя о несчастной судьбе всех подневольных творцов — почти полностью сохранил. Замечательно развеял нашу грусть о судьбах крепостных актрис, показав на «крепостной» сцене весёлый, остроумный, красивый спектакль «Прекрасная Саконтала», созданный драматургом Алексеем Зензиновым по известному древнеиндийскому произведению «Шакунтала» поэта Калидаса.
Думаю, не обиделся бы Лесков и на некоторую переделку окончания своего рассказа. Ибо после прогулки по особняку и такого яркого спектакля, как «Прекрасная Саконтала», лично мне очень не хотелось скатываться обратно, в грусть-печаль.
Моей фавориткой вчерашнего вечера стала Евдокия Германова, исполнявшая роль Любови Онисимовны (или Любы в «серебряном возрасте»). Нет, она не играла пожилую, умудрённую опытом няньку, она ею просто была. И, спускаясь нам навстречу после спектакля по знаменитой лестнице творения архитектора Шехтеля, она шутя так, бодренько села на шпагат! А потом так же бодро вскочила и произнесла: «Так вот! В любом возрасте — все возможно!»
Второй мой фаворит — это Эдуард Флёров в роли графа Каменского. Человека, который настолько серьезно, жестко и фанатично относился к театральному действу, что приказывал сечь в антракте актеров, плохо выучивших свои роли. Сладострастника, не считавшего предосудительным лишать невинности понравившуюся ему актрису. Ведь он — ее хозяин, а она — его собственность!
Тем более ценна, на мой взгляд, заключительная сцена спектакля, когда Каменский раскаивается во всем им содеянном и… темным силуэтом удаляется от нас к золотистому порталу арочного окна. А Люба, озаренная светом, словно ангел стоит на авансцене с дарственной грамотой от графа…
Нужны ли сейчас, когда развлечений вокруг пруд пруди, такие необычные иммерсивные спектакли? На мой взгляд, очень нужны. И именно в шикарных интерьерах, чудесно сочетающих такие архитектурные стили, как рококо, модерн, готику, и даже мавританский!
«Лубянский гримёр» также подвигает к самообразованию. Перечитыванию (или прочтению) «Тупейного художника» Лескова, а может быть, даже и знакомству с «Шакунталой» Калидаса.
И это прекрасно. Чтение — вот лучшее учение! А ваши любимые гаджеты пускай немного отдохнут.
Завершила свой театральный год я в очень красивом особняке Салтыковых-Чертковых. Сейчас там находится Новый театр, основанный Эдуардом Бояковым. Первой постановкой Театра стал спектакль «Лубянский гример» в постановке Эдуарда Боякова в соавторстве с драматургом Алексеем Зензиновым, по мотивам рассказа Николая Лескова «Тупейный художник», здесь перед зрителями разворачивается жизнь артистов крепостного театра.
Опыт иммерсивного театра — это интересно, ты не сидишь в зале, а перемещаешься по особняку вместе с актерами, полностью погружаясь в историю крепостного театра и его хозяина — графа (Эдуард Флёров). Так проходит первый час постановки, а затем происходит размещение в зале и второй час действие происходит уже на сцене. Зрителей ведут четырьмя маршрутами, так что каждая группа видит свою версию сюжета (как хочется сравнить впечатления с теми, кто ходил по другому маршруту).
Очень красивая пара молодых влюбленных — гримёра Аркадия (Кирилл Клименко) и крепостной актрисы Любови Онисимовны (Ирина Духовнова). Ощущение, что эти герои переместились к нам из того времени.
Честно могу сказать, что иногда я отвлекалась от действия, изучая интерьеры усадьбы, а они стоят отдельного внимания. Роскошная отделка, камины, лепнина и росписи на стенах и потолках — в этом особняке мне хотелось побывать уже несколько лет. Но я снова отвлеклась, возвращаюсь к постановке)
Граф учинил в своём театре жестокие порядки, видимо и по натуре человек жестокий, а кроме того, он общался во время заграничной поездки с Маркизом Де Садом. Пытки и наказания в его театре были делом обычным, некоторые нам даже показали, позволив заглянуть в окна бального зала. И милость такого барина могла оказаться страшнее немилости.
Актёры готовятся к премьере спектакля — истории о Прекрасной Саконтале. На спектакле должен побывать сам Император, и актёрам нельзя провалить постановку.
Не ожидала увидеть на сцене театра позапрошлого века зажигательные индийские танцы, это было по-настоящему красиво! Хотя и французскую пьесу актеры интересно репетировали. Жаль, что репетиция происходит драматически.
А еще не могу не написать про удивительный вокал актрисы Ольги Зрилиной, которая исполняла народные песни. Потрясающий голос! Во время исполнения песни «Горе» было ощущение, что больше ничего не было, только голос.
Я очень рада, что мне повезло увидеть эту трагическую историю любви. Благодаря замечательным актерам я на два часа забыла про предновогодние хлопоты и полностью погрузилась в удивительный мир Театра.

Подобный спектакль посетила впервые и была приятно удивлена. Начну с того, что в иммерсивном театре сцена отсутствует, зритель наблюдает за действием не из зрительного зала, а погружается в него и зачастую становится сам участником действия.
Перед началом спектакля каждый из зрителей получает браслет. Цвет браслета определяет, по какому маршруту вы будете перемещаться. Всего маршрута четыре, и они отличаются друг от друга. Мы шли по зелёному маршруту.
Сам спектакль проходит на территории усадьбы Салтыковых-Чертковых XVIII века. Во время спектакля мы перемещались по помещениям усадьбы. Интерьер меня, конечно, поразил. Один камин с нимфами работы Врубеля чего стоит! А лестница по проекту Шехтеля! В разное время усадьбу посещали Пушкин, Гоголь, Жуковский. Именно в этом здании Лев Николаевич Толстой работал над романом "Война и мир".
Теперь о самом спектакле. Поставлен он по рассказу Николая Лескова "Тупейный художник" о крепостном театре Каменского. С первоисточником знакома не была. Возможно, и к лучшему. Наслаждалась представлением без предвзятого отношения.
Было интересно на некоторое время погрузиться в закулисье крепостного театра, узнать, как проходили репетиции, а в конце присутствовать на постановке с участием крепостных актеров.
Граф Каменский отличался жестокостью. То, что сейчас нам кажется дикостью, в мире крепостных было нормой. Так как наблюдали мы за происходящим не только из мягких кресел зрительного зала, то и впечатление от увиденного было в несколько раз сильнее.
Безусловно, есть в спектакле много светлого. Финальная постановка крепостного театра "Прекрасная Саконтала", наполненная индийскими мотивами, заставит улыбнуться каждого, ну а искренние чувства между главными героями вызывают сопереживание и веру хороший исход.
Кстати, спектакль идёт каждый день и по возможности его стоит посетить не один раз, что я, возможно, и сделаю немного позже.
Иммерсивное путешествие в историческом сердце Москвы
С детства я мечтала посетить усадьбу на Мясницкой, некогда принадлежавшую дворянам Салтыковым-Чертковым. Но судьба распорядилась иначе: поместье было выкуплено в 90-е годы, а исторические сокровища, именно люстры, безвозвратно исчезли и он стоял долгие годы и манил любителей истории.
Однако, спустя годы, в особняке засиял свет — Новый иммерсивный театр, подаривший жизнь старинным стенам. Мы погрузились в самый нашумевший спектакль, который запустил магию вокруг нас.
Сначала были коридоры особняка, где мы становились свидетелями оживающей истории. Актеры в костюмах крепостных эпохи русского театра разыгрывали сцены из прошлого, охватывая любовь, трагедию и жажду жизни.
Спектакль неожиданно перенес нас из роскошных залов особняка в недра зрительного зала, где продолжилось действие истории. Актеры со сцены, нам показали дальнейшее действие, пели, танцевали и постоянно неожиданно появлялись, световые решения очень понравились. А концовка, в концовка, такой развязки никто неожидал, зрители кричали браво браво.
Я уже перестала справляться с моими мурашками, насколько все поразило меня, история очень не простая…
После захватывающего представления нас пригласили на экскурсию. Мы проследовали по нереальным покоям особняка, где прошлое оживало на наших глазах. Гид поведал нам о богатой истории поместья, завораживая каждого из нас своей эрудицией.
Иммерсивные спектакли — это уникальный опыт, где стены истории оживают на наших глазах. А старинные здания, такие как эта усадьба, становятся свидетелями того, как современное искусство прочно переплетается с прошлым.
Если вы любите историю и театр, то иммерсивное представление в этом величественном особняке непременно оставит неизгладимый след в вашей душе, как оставил в
2022 год позади, но я не успела рассказать обо всем, что посетила до новогодних праздников. 27 декабря я снова ходила на иммерсивный спектакль, на этот раз в "Новый театр" Эдуарда Боякова на нашумевшего "Лубянского гримера". Удивительно, насколько разными, необычными и интересными могут быть иммерсивные спектакли. Новый формат иммерсивного театра открывает возможности для реализации самых смелых идей и расширяет границы пространства от одного зала до множества различных помещений.
Уже на пороге гостей встречают охрана, администрация и проводники по маршрутам в костюмах и париках, кажется, хотя я могу ошибаться, 18 века. В сочетании с интерьерами особняка это смотрится очень атмосферно и настраивает на нужную волну. Хотя охранники в старинных костюмах и с металлоискателями смотрятся весьма комично. В спектакле предусмотрено деление зрителей на 4 группы, идущие по разным не пересекающимся маршрутам, и на каждом из них история "Лубянского гримера" раскрывается по-своему. Действие постановки вместе со зрителями перемещается по комнатам и залам усадьбы Салтыковых-Чертковых, невероятной красоты интерьеры которой многие мечтают увидеть. Декорации спектакля не ограничиваются комнатами и залами, они располагаются на всем пути следования от помещения к помещению. Тут и плетеные корзины, и лавки, и веники сушатся, и пекари месят тесто у печи, и пьяный слуга валяется на лавке, и служанки белье развешивают, и живые куры по загону мечутся, и даже лежит покойный, как выяснилась позже - манекен, выполненный даже слишком натурально... По замыслу режиссера получился спектакль в спектакле, поэтому зрители сначала являются практически участниками истории любви крепостной актрисы Любы и парикмахера и гримера Аркадия, находящихся под гнетом графа Каменского. А потом становятся зрителями в театральном зале усадьбы, где сначала крепостные артисты играют спектакль "Прекрасная Саконтала" по пьесе сэра Уильяма Джонса "Саконтала, или Роковое кольцо". А потом там же, сразу после спектакля, на глазах у зрителей осуществляется захватывающая развязка любовной истории "Лубянского гримера" и решается судьба Любы и Аркадия.
Спектакль поставлен по рассказу Лескова "Тупейный художник", но немного отличается от оригинала и сюжетом, и некоторыми персонажами. Главным образом, изменили окончание, сделав его добрым, радостным и романтичным. Люба, пока ждет возлюбленного с войны, благополучно рожает ему малыша, ну а сам Аркадий не только остается в живых, но и получает за свои заслуги перед Отечеством от графа Каменского в подарок весь особняк с театром и крепостными артистами впридачу. Честно говоря, я не люблю вольных интерпретаций, однако в этом случае не хотела, чтобы все закончилось как у Лескова. Абсолютно все зрители были в приподнятом настроении, и печальный финал совершенно точно испортил бы всем настроение и омрачил бы удивительный вечер.
Я считаю, что мне очень повезло с актерским составом. Я конечно хотела увидеть Якубовича вживую, ведь его "Поле чудес" - это неотъемлемая частичка моего детства. Но вряд ли я смогла бы воспринять его серьезно в роли графа в этой постановке. А вот Эдуард Флеров смотрелся грозно и естественно. Главных персонажей играли Кирилл Клименко и Ирина Духовнова. Он - статный, гордый, честный. Она - простая, милая, чистая. Оба они прекрасно отразили дух своих героев и словно были перенесены в современную реальность из 18 века. Хороша была и Софья Бородицкая в роли завистливой актрисы-соблазнительницы. В роли маленького Константина, внука Любови, был Никита Кашеваров. Казалось бы, ребенок, а играл так, как не каждый взрослый актер может. Роль пожилого Константина исполнил народный артист России Валентин Клементьев. Роль у него небольшая, но как же он был хорош, и какой потрясающий у него тембр голоса. Очень хочется отметить и роль певицы Варсавии, которую сыграла Таисия Краснопевцева. Песни в ее исполнении в сопровождении струнных инструментов, не характерных для русских народных песен, трогали за душу и погружали в трансовое состояние. Необычное и очень красивое сочетание. Если честно, неоднократно замечала (или мне только показалось) одновременное слияние и противостояние русской и западной культур. Было оно и в музыкальном сопровождении, и в костюмах, и в национальности крепостных актрис - одна из них была немкой.
Отдельным мероприятием можно делать экскурсию по умопомрачительным интерьерам усадьбы. Никогда в жизни не видела подобных. Если честно, они сыграли ключевую роль в моем решении пойти на этот спектакль. И мне сказочно повезло. В качестве новогоднего подарка для всех желающих после спектакля устроили экскурсию по усадьбе! К счастью для меня, на экскурсию осталась примерно четверть от общего количества зрителей, так что ходить было так же комфортно. На экскурсии нам повезло побывать во всех комнатах, включая те, которые обошел стороной наш маршрут. Многие помещения все еще находятся в процессе реставрации. Отдельное спасибо за это, ведь было бы бесконечно обидно навсегда утратить такую красоту. После экскурсии для оставшихся организовали чаепитие, на которое я остаться уже не смогла из-за позднего времени. Но впервые за весь предновогодний период я наконец почувствовала праздничное настроение!
Если вы все еще сомневаетесь, стоит ли покупать, надо сказать, не самые дешевые билеты на этот спектакль, рекомендую не задумываться. Мероприятие получается поистине многогранным, и вы получите просто море впечатлений. Цена полностью оправдана. Более того, я планирую пойти и второй раз, только по другому маршруту, вот до какой степени мне понравилось. Говорят, там где-то в пути можно даже козу встретить. Вот так.

На этой неделе мы с дочкой побывали в усадьбе Салтыковых-Чертковых, в которой в прошлом году открылся «Новый театр" под руководством Эдуарда Боякова. Смотрели иммерсивный спектакль-променад "Лубянский гример" по пьесе Николая Лескова.
Зрители, перемещаясь по залам усадьбы, видят, как в крепостном театре графа (Василий Слюсаренко) идет подготовка к спектаклю "Прекрасная Саконтала", который будут давать к приезду государя. Рассказывают о жизни актеров основатель театральной системы (Валентин Клементьев) и его бабушка Любовь Онисимовна(Татьяна Шалковская), которая в молодости была актрисой. Молодая Люба (Ирина Духовнова) взаимно влюблена в гримера Аркадия (Кирилл Клименко), но надеяться на семейное счастье им не приходится, ведь вся жизнь театра подчинена исключительно прихотям жестокого графа.
И вот театр дает премьеру. Зрителей собирают в зале. На сцене зарисовка из жизни индийского царя Душьянты. После поклонов Аркадий увозит Любу на тайное венчание.
Такая подача спектакля очень увлекает зрителей, получается спектакль в спектакле, да еще и в оригинальных исторических интерьерах. Нам понравилось. Лучше всех играла, на мой взгляд Татьяна Шалковская, очень трогательный и живой персонаж у нее получился. Из мужчин, пожалуй, отмечу Василия Слюсаренко, колоритный злодей, да и самого гримера Кирилла Клименко, уж больно хорош собой.
Произвела впечатление фата Любы из тончайшего оренбургского платка и песни на народные мотивы в конце спектакля.
Минус - в программке не отмечены исполнители ролей на текущую дату, только список артистов.
Основная часть идет 2 часа, а после зрителям предлагают остаться на экскурсию по усадьбе. Советую обязательно задержаться, чтобы посмотреть все залы.
Но больше всего, пожалуй, зрителей поражает перемещение гардероба. Пока идет спектакль верхняя одежда переезжает с первого этажа на второй.
Искренне советую побывать в Новом театре, посмотреть увлекательный спектакль и полюбоваться оригинальными интерьерами.

Спектакль Гример по мотивам произведения Лескова “Тупейный художник” Новый театр - для меня больше, чем просто спектакль, ведь, зная его предысторию (а он появился в первых числах после снятия ограничений из-за известной всем пандемии), можно сказать, что спектакль этот - символ новой спокойной жизни, для меня именно таковым он и был.
Даже не смотря его, я полагала, что это будет нечто жизнеутверждающее…
Так и вышло! Оказавшись в старинной усадьбе Салтыковых -Чертковых, я перенеслась внутрь щемящей истории любви тупейного художника.
Иммерсивный формат спектакля позволил нам, зрителям, оказаться внутри действия, попутешествовать во времени и поучаствовать в развитии истории, а проход по анфиладам комнат -почувствовать себя гостем барина.
Великолепные интерьеры создают абсолютно правдивую обстановку: итак, отныне, Вы - не сторонний наблюдатель, а полноправный участник действия.
Щемящая, пронзительная, трагическая история любви крепостных - художника Аркадия в блистательном исполнении Сергея Гребенникова и молодой Любы (Дарьи Дуженковой), а затем Любови Онисимовны (Татьяны Шалковской) контрастирует с внешней роскошью нарядных залов, театральных костюмов - плода изощрённых фантазий барина-самодура, при всей его жестокости, не лишенного харизмы и обаяния (Артём Орлов) .
Зрительный зал же - небольшой, но вместительный, изысканно украшенный - под стать барину создаёт полное впечатление присутствия на спектакле барского театра.
Спектаклю веришь, ведь здесь, как и в жизни, переплетаются красивое и уродливое, романтичное и жестокое.
Появление каждого актёра неслучайно - и мальчика в бархатном костюмчике (Никита Кашеваров), и поющей актрисы Мадлен (Татьяна Козлова), и примадонны Луизы (Анастасия Стругачёва).
Священник же (Максим Линников) заставляет нас оглянуться на нас самих в лихие моменты жизни, задуматься о добре и зле…
Потрясающее живое пение сопровождает весь спектакль, проникает глубоко, раскрывает всю глубину русской души на контрасте с попытками навязать европейские вкусы мадемуазель Софи (неподражаемая Евдокия Германова) Считаю этот спектакль одним из удачных новинок на театральной сцене, желаю ему долгой жизни, ведь он -про жизнь.

«Лубянский гример» — спектакль, на который выходят четырьмя маршрутами. Тем, кто принимает свой выбор вслепую, обычно дают красный «базовый». Между тем это спектакль, на котором не только можно снимать фото и видео, но это даже рекомендуется организаторами. В результате по тегу спектакля скопилось такое масштабное полотно из зрительских фото и видео, что по нему можно определиться с пожеланиями. Я выбрал зеленый маршрут. И мне немедленно его дали, хотя по правилам спектакля театр гарантирует выбор цвета браслета только повторным посетителям. Однако есть известный секрет, как получить искомый браслет — придти в театр не позднее 18.30.
Нам дают спектакль по страшному (без преувеличения) рассказу«Тупейный художник». Изменено не только название — финал тоже изменен. И я даже догадываюсь зачем. А в остальном — всё на удивление близко к тексту. Но это — во второй час представления, когда все зрители собираются в Театральном зале. А до этого целый час мы идем залами особняка. Свой маршрут я выбрал главным образом из-за будуара. В него заходят дважды, сначала там крутится актриса на шесте для стриптиза, а во второй раз — в ванне как бы с пеной лежит актриса. Но не только снимать, но и смотреть как она раздевается, не дозволяют. Впрочем, я нисколько не пожалел о своем выборе — по моему маршруту показывают и пытки привязанных к потолку людей в исподнем — как бы на морозе (на самом деле там просто двойная рама), и коз с курицами на «скотном дворе» (проходной комнате особняка). Ну и центральная сцена маршрута — предсмертная исповедь примадонны, раздавленной упавшей декорацией, тоже у нас была.
События рассказа происходят вокруг орловского крепостного театра Сергея Михайловича Каменского.
Если реальный Сергей Каменский и был много лучше своего литературного образа, то во всяком случае действительно пытал и наказывал своих крепостных, а некоторых молодых актрис брал себе в наложницы (у Лескова сказано «в одалиски», что тоже самое, просто неожиданно было встретить это слово в рассказе, где события происходят на нашей средней полосе).
К тому же, если крепостные московские и подмосковные театры были на уровне, то спектакли в Орловском театре были просто ниже плинтуса. В углу сцены висели розги, и в антракте граф поднимался за кулисы и сек ими тех, кто плохо играл. Зрители могли слышать их крики.
Историю гримера и парикмахера крепостного театра Аркадия рассказывает бывшая актриса, а сейчас нянька Любовь Онисимовна.
В свое время она получила «камариновые» серьги, то есть серьги с камнем аквамарином, который считался символом юности и чистоты. Этот переходной приз был и знаком признания ведущей актрисой, и знаком скорого лишения невинности графом.
Однако пересказывать что-либо нет смысла, так как текст Лескова легко доступен.
Скажу лишь важную информацию для тех, кто придет смотреть. Во-первых, посещение данного спектакля относится к способам буржуазного времяпровождения. Это означает, что вы смешаетесь и будете целый час ходить по особняку в стиле рококо вместе с публикой в вечерних нарядах. Дресс-код — не препятствие к просмотру, но он подразумевается.
Во-вторых, цена билета не подразумевает продажи программок за мелкий прайс. Они раздаются бесплатно, и ее имеет смысл взять, хотя бы для того, чтобы прочитать последнюю фразу, взятую из чудом сохранившейся программки какого-то дореволюционного театра.
В-третьих, по окончании спектакля стоит согласиться на экскурсию по особняку, которая номинально — на 20 минут, хотя может затянуться и на 50. По ее окончании — чаепитие с пряниками.
Спектакль очень запоминающийся и уже потом хороший. Я бы так расставил приоритеты.