Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Господа Г...

Постановка - Русская антреприза им. Андрея Миронова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — русский писатель-реалист второй половины XIX века. Его произведения — от романа «История одного города» до пьесы «Тени» — уже на протяжении целого столетия являются классическим наследием русской литературы. Не случайно к произведениям Салтыкова-Щедрина постоянно обращались деятели кино и театра: фильм «Иудушка Головлев» (1934) встал в один ряд с постановками классики в советском и российском кинематографе, а драматургия писателя присутствует в репертуаре многих драматических театров. В 1984 году на сцене МХАТа Иудушку Головлёва сыграл Иннокентий Смоктуновский. Ответ на вопрос: откуда все беды общества? — именно в классических текстах. И роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» оказывается наиболее точным итогом этого поиска: история одной семьи, в которой разрушаются все устои и ценности, а конфликт отцов и детей (в данном случае — матери и ее сыновей) выходит за рамки семейного и становится общечеловеческим.
  • Господа Г... – афиша
  • Господа Г... – афиша
Драматический
16+
Влад Фурман
22 декабря 2012
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Андрей Пронин
75 отзывов, 114 оценки, рейтинг 77
10 февраля 2005

Режиссер Влад Фурман выпустил спектакль по «Господам Головлевым», не побоявшись сравнений со знаменитым спектаклем Льва Додина, когда-то шокировавшим мягкотелую публику ефремовского МХАТа. Апокалиптическая история Щедрина о вырождении русского дворянства при известном подходе к делу может превратиться на сцене в шекспировский сюжет: румяные щедринские помещики тоже только и занимаются тем, что убивают друг друга. Более других преуспевает Порфирий Головлев по прозвищу Иудушка — сживает со свету маменьку и братьев, убивает собственной скупостью обоих сыновей, и сам же страдает от собственного ничтожества больше всех. Дойдя в злодеяниях до последней черты, герой раскаивается, претендуя на роль блудного сына.

Вся эта история, впрочем, не имеет никакого отношения к спектаклю Фурмана. Вместо того чтобы, как положено, усугублять драматический конфликт, режиссер снимает все противоречия, оставляя только картинку — как ему кажется, очень страшную, но на деле — инфантильно-игрушечную.

Иудушку играет Сергей Русскин — точно таких же темпераментных негодяев Русскин играл в «Докторе философии» и «Тени» (в Театре комедии). Нет ничего зазорного в том, что актер приходит в антрепризу с собственными штампами, опробованными в репертуарном театре, но здесь трусливый суеслов Иудушка превратился в жовиального дельца, который с эстрадной легкостью направо и налево раздает оплеухи и покрикивает на близких. Похож он на Жириновского, и подобный Иудушка исключает любую вероятность драмы: у законченного самодура нет ни комплексов, ни раскаяния.

Остальным героям остается только под него подлаживаться. У Татьяны Ткач (она играет маменьку) из-за нелепости инсценировки в роли как-то не сходятся концы с концами, Аннинька (Нелли Попова) вместо обозначенной Салтыковым-Щедриным слабовольной, но доброй актрисы оперетты предстает наглой девицей. Более или менее законченный образ получается у Анатолия Горина: его пьяница с обиженными глазами ребенка — довольно жалкое создание и уж, конечно, не жилец: даже рюмку водки он не знает чем закусить и зажевывает ошметком газеты.

1
0

Отзывы

7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
29 января 2010
Пустые иконы


Не знаю, что сыграло свою роль, но для меня эта постановка в первую очередь раз и навсегда объяснила одиночество окружающих людей. Почему люди одиноки? Могут ли они не быть одинокими? Ведь Иудушка, отказывающий в деньгах нерадивому сыну - вполне себе строгий отец, каким, казалось бы, и следовало быть. Но это только казалось. Ода всеобщему прощению и милосердию необычным для оды злым и сумасшедшим шепотом произносится на сцене театра Русской антрепризы.

Щедрина читать необходимо. И спасибо театру, напоминающему об этом. Потому что не задумываемся мы о природе зла. А тут хочешь-не хочешь - задуматься заставят. Ведь все окруюащие нас злые люди, ОКАЗЫВАЕТСЯ, глубоко несчастны. Оставаясь наедине с собой - они несчастны. Рядом с нами - они даже кажутся сильными. Морализатор-христианин Иудушка вожделеет свою родную племянницу, обнюхивая её платок, словно маньяк... Обвиняя кого-то в греховности, злые люди сами мечтают совершить грех и от невозможности его совершить - все их несчастья и злость. А истины сплошь избитые - кто-то может любить и прощать, кто-то может лишь завидовать и скрежетать зубами, ничего не сделав для того, чтобы тоже научиться любить и прощать. Кажется, после этого спектакля даже самый добродетельный человек готов найти в себе что-то от Иудушки. Найти и избавиться.

Если вы раздумываете, стоит ли идти на спектакль, долго не думайте. Если вы способны высидеть три часа на классической постановке, то вам должно понравиться. Три часа пролетают незаметно. Салтыков-Щедрин натягивает одеяло на себя и заставляет стать лучше.

Ко всему прочему, можно увидеть очень хорошие работы Надежды Мальцевой, Сергея Русскина и Нэлли Поповой.

Не видел щедринских постановок Додина и Серебренникова, а потому не могу сравнивать. И даже радуюсь этому факту: с чистого листа Головлевы в антрепризе - весьма неплохой спектакль. Образ Иудушки со школы запомнился. Смоктуновского надо, конечно, найти в записях.

Музыка в спектакле подкачала. Сценография, напротив, порадовала. Ружьё должно выстрелить. Пустые иконы захлопываются. Иудушка Сергея Русскина доводит своего героя от промелькнувшей в начале "Тени" театра комедии прямиком к трагедии. Татьяна Ткач потрясает зал своим "Проклинаю!".

На жутких стенах (художник Олег Молчанов) призраки пишут мелом "Иуда". Бог не прощает, семья не прощает, все уходят, всё закрывается. На сцене остаётся только один Иуда - тот самый, над которым можно сначала посмеиваться, в конце первого акта - уже ненавидеть, а в самом финале - бояться. У него остаётся одно открытое пространство - зрительный зал, он тянет руку к нам. Но за эти три часа автор, режиссер с актерами дают понять, что именно не достойно прощения. Я тоже захлопываю двери, оставляя Иудушку в каменном мешке. Мне только что пропели оду добру, показав абсолют, который добра не достоин. Никакого катарсиса, никакого прощения. Только единственное желание: не повторить. Ни словом, ни делом, ни ужимкой. Иначе человек остаётся один

2
0
7
DmitryKozlov
5 отзывов, 6 оценок, рейтинг 4
22 октября 2010

Хороший спектакль по классическому произведению русской литературы.
Если в один абзац, то так. Все умерли. Брат - только появился и сразу умер. Второй еще немного пожил. Отец, мать, дети, племянницы и т.д. Вобщем, все. Один главный герой остался.
Причем даже не совсем понятно, плохо ему от этого стало или хорошо.
Резюмируя: 1. спектакль отличный, актеры - на ура, 2. Само произведение тяжелое.

1
0
7
inconnuelf
41 отзыв, 79 оценок, рейтинг 29
25 апреля 2011

Постановка хорошая, первоисточник перед походом читать надо. Господа Головлевы - из тех произведений, которые, если ставить по ним спектакль, могут получиться набором иллюстраций к произведению. Не помня первоисточника, может быть сложно.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все