Москва
7.3

Опера
Гибель богов

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
БотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Моя музыка страшна, это омут, полный ужаса и величия!» – сказал Вагнер о главном творении своей жизни, гигантской оперной саге «Кольцо нибелунга». Эти слова особенно точно характеризуют последнюю оперу цикла – «Гибель богов». С нее, вернее – с ее текста, Вагнер начинал работу над «Кольцом»; тогда его драма называлась «Смерть Зигфрида». Оба названия предупреждают: хеппи-энда не будет, Нибельхейм победит Валгаллу. В «Гибели богов» царят ненависть, зависть, обман, ревность, агрессия, здесь манипулируют, предают и убивают ударом в спину. Вещие норны прядут нить неотвратимой судьбы, а силы тьмы плетут интриги против сил света. Музыка, как всегда у Вагнера, служит драме; более того, в ней драма прежде всего и сосредоточена, именно поэтому потрясение от «Гибели богов» гарантировано даже в отсутствие сценического воплощения. В оркестровке много темных тонов: низкие духовые, медные с сурдинами. Вагнер суров со своими слушателями, но все же не беспощаден: в партитуре немало и очень светлых страниц. Свежими, жизнерадостными красками написана симфоническая картина «Путешествие Зигфрида по Рейну». На противоположном полюсе – «Траурный марш на смерть Зигфрида», трагическая кульминация всего вагнеровского эпоса. И симфонические эпизоды, и партитура в целом пронизаны лейтмотивами – емкими музыкальными эмблемами, которыми композитор-реформатор последовательно снабдил героев, семьи, предметы, явления природы, психические состояния и даже философские категории. Новых лейтмотивов в «Гибели богов» всего с десяток, остальные – около сотни – уже хорошо известны тем, кто не пропустил предыдущие части квадриптиха. Из-за обилия знакомого материала некоторые критики рискуют называть «Гибель богов» оперой-попурри, однако надо отдать должное бездонной фантазии Вагнера: в умении переосмысливать и варьировать свои музыкальные идеи ему нет равных. В самом конце «Гибели богов» звучит мелодия, которую принято называть лейтмотивом любви-искупления. Прежде Вагнер использовал эту тему лишь единожды, в «Валькирии», когда совершенно отчаявшейся Зиглинде было предречено рождение героя-спасителя, Зигфрида. В финале истории Зигфрид погибает, Валгалла горит, а «из развалин обрушившегося дворца мужчины и женщины, глубоко потрясенные, смотрят на разгорающийся небесный пожар». И тогда гениальный драматург Вагнер произносит свое последнее слово: оркестр очень тихо играет нежную мажорную музыку, полную любви, утешения и надежды. Человечество продолжает жить. Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в августе 1876 года в немецком городе Байройте, где для воплощения амбициозных идей Вагнера был построен специальный фестивальный театр. Но и там вагнеровским постановкам не хватало простора: вместо величественного моста на Валгаллу зрители видели раскрашенную деревянную радугу, а певцы с трудом преодолевали стереотипы своей профессии. Художник-визионер, Вагнер сочинял «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены будущего, обладающей гораздо бóльшими возможностями, нежели театр XIX века. В начале XXI столетия в Мариинском театре монументальная тетралогия была поставлена с размахом и мастерством, которые сполна отвечают чаяниям ее автора. Немецкий композитор-драматург отрицал «оперность» своих творений, настаивая на их «синтетической» природе. Тем не менее Вагнера идут в первую очередь слушать. В бригаде мариинского «Кольца», так же как на байройтской премьере, центральное положение занимает дирижер-постановщик. Соавтором концепции Валерия Гергиева выступил художник Георгий Цыпин, костюмы придумала Татьяна Ногинова. Авторы спектакля нашли решение, благодаря которому их «Кольцо» никогда не утратит своей художественной силы. Вагнеровская сага выведена ими за пределы конкретного исторического времени и пространства, в область символов и кодов. Путь, по которому пошли постановщики, уникален: в мариинском «Кольце» нет ни людей в шкурах, ни людей с портфелями. Тетралогия предстает здесь как универсальный миф, вобравший в себя элементы самых разных культур и культов, вплоть до египетских и осетинских. Основополагающий визуальный образ всех четырех спектаклей – придуманные Георгием Цыпиным исполины, «полубоги, мифические великаны – молчаливые свидетели всего происходящего. Они живут в каком-то другом временнóм пространстве. Чтобы одному из них повернуть голову, нужна тысяча лет» (из интервью художника). Когда-то Вагнер намеревался обрушить на зрителей всю очистительную мощь «Кольца нибелунга» за одно-единственное исполнение, после чего построенные на берегу Рейна подмостки предполагалось разобрать, а партитуру – сжечь. До такого радикализма дело не дошло, но «Кольцо» навсегда осталось сочинением с особым, незаурядным статусом. Его редкое (как правило, раз в сезон) появление на мариинской афише сродни вагнеровскому фестивалю, все участники которого на четыре дня поднимаются над буднями и вовлекаются в круговорот событий космического масштаба. Христина Батюшина
Опера
12+
15 октября 2023
5 часов 30 минут, 2 антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 111
20 сентября 2012
У «Кольца» нет конца

К юбилею Вагнера в 2013 году по миру ставят «Кольца» и сражаются за вагнеровских певцов. «Кольцо» под управлением Валерия Гергиева споют исключительно мариинские солисты, славная когорта, выпестованная в театре всего за несколько лет гергиевской вагнеризации. Как принято ныне, здесь будут сменять друг друга три Брунгильды (Ольга Савова, Ольга Сергеева, Лариса Гоголевская) и два Зигфрида (Леонид Захожаев, Виктор Луцюк). Через неделю после «Кольца» в Мариинском концертном зале к ним присоединится еще одна Брунгильда — одна из лучших сегодня, — шведка Нина Штемме.

В Мариинке «Кольцо» сковали к 2003 году, и к 2013-му нового делать не собираются, что резонно. Однако тетралогия, которую мы увидим в сентябре, сильно отличается от первоначальной. Рассказать историю мариинского «Кольца» уже почти так же трудно, как историю о том, как зло (то есть золото) пришло в мир; поневоле впадаешь в эпический тон. В начале времен Валерий Гергиев пригласил режиссера Йоханнеса Шаафа и сценографа Готтфрида Пильца. Они поставили «Золото Рейна». «Валькирию» ставил уже один Пильц. К «Зигфриду» Гергиев сменил всю команду и пригласил режиссера Владимира Мирзоева и сценографа Георгия Цыпина. Так в мариинский мир пришли цыпинские слюдяные колоссы — пожалуй, единственная незыблемая часть нынешнего «Кольца». Мирзоев в свою очередь призвал хореографа Ким Франк и группу «Каннон Данс». В «Гибели богов» танец занимал уже меньше места, а потом и вовсе сошел на нет. Когда заново взялись ставить первые две оперы, театр расстался с Мирзоевым; появилась режиссер Юлия Певзнер. В этот момент выяснилось, что концепция постановки принадлежит Гергиеву и Цыпину. В таком варианте тетралогия была представлена в России и вывезена за рубеж.

Прошли годы, и в 2009-м явился новый режиссер и примечание: «Редакция постановки 2003 года по концепции Гергиева и Цыпина». Имя этого режиссера Александр Зельдин. Если оно ничего вам не говорит, в этом нет вашей вины. Достижения г-на Зельдина в театре пока незначительны и представлены в основном на сцене Мариинки. В последние десятилетия «Кольцо» ставили Гетц Фридрих, Роберт Уилсон, Петер Конвичный, Робер Лепаж, Андреас Кригенбург. Отнюдь не все постановки оканчивалось удачей, как свидетельствует опыт Метрополитен и Лепажа, но сама неудача бывала значительной. Тем, кто три года назад в некотором смятении наблюдал за тем, что сделал г-н Зельдин в сценографии Цыпина, остается надежда, что с 2009 года все снова поменялось. И в крайнем случае всегда можно последовать вагнеровскому совету («Закройте глаза и слушайте мою музыку»): Гергиев, как известно, один из лучших вагнеровских дирижеров.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все