Москва
8.3

Балет
Герой нашего времени

Постановка - Большой театр
скачать приложение
Бот
Балет Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого

Из лермонтовского романа авторы нового балета позаимствовали три главы: «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мэри». Кирилл Серебренников, впервые выступивший режиссером балетного спектакля, попутно сочинил и сценографию: паркетное сценическое пространство попеременно заполняют геометричные скалы, лодочный причал и больничная палата с тренажерами. В музыкальной партитуре Ильи Демуцкого, уже работавшего с Серебренниковым над его «(М)учеником» в «Гоголь-центре», имеется некоторое количество чудес вроде стыковки пения муэдзина с гармонией православной молитвы. Неоклассик Юрий Посохов, наградив Печорина грацией павлина, во всех трех частях проявил себя мастером животной пластики. Главное же концептуальное решение носит несколько спортивный характер: Печорина исполняют по очереди три солиста.

  • Герой нашего времени – афиша
  • Герой нашего времени – афиша
  • Герой нашего времени – афиша
  • Герой нашего времени – афиша
  • Герой нашего времени – афиша
Балет
16+
22 июля 2015
2 часа 45 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Елена Балашова
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 28
27 июля 2015

Легко ли поставить Лермонтова на пуанты?

22 июля Большой театр представил Лермонтова в балетном формате – сезон был завершен премьерой балета «Герой нашего времени». Поскольку балетные спектакли традиционно исполняют несколько составов артистов, то сразу оговорюсь, что буду писать лишь о тех, кого лично видела в день премьеры.

Авторами спектакля стали хореограф-постановщик Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий и режиссер-постановщик (он же художник-постановщик и автор либретто) Кирилл Серебренников. Собственно, из этой команды профессиональное отношение к балету имеет лишь Юрий Посохов – в прошлом артист балета, исполнявший ведущие партии в Большом театре, а затем в зарубежных труппах, ныне – хореограф, особенно активно работающий с Балетом Сан-Франциско и ставящий спектакли в разных странах. И Демуцкий, и Серебренников в своей профессиональной жизни столкнулись с балетом первый раз. И если Серебренников вполне справился с задачей немного актуализировать и заострить один из самых консервативных видов искусств, то вот Демуцкому его роль создателя музыки для танца (!) удалась не вполне.

На мой взгляд, музыка вообще стала самым слабым звеном постановки. Призванная раскрывать характеры героев, смысл происходящего на сцене, способствовать более точному эмоциональному восприятию, она далеко не всегда справлялась с этой задачей. В массовых сценах она будто бы шла рука об руку с хореографией и артистами, в дуэтах и монологах зачастую существовала сама по себе, в каком-то параллельном, явно не сценическом пространстве. Воспринимать танец в таких случаях приходилось не благодаря, а вопреки, словно продираясь сквозь чуждое звуковое полотно. По признанию самого Демуцкого, сочиняя музыку для балета, он мысленно протанцовывал ее. Если это действительно так, то можно лишь восхититься воображением автора.

Говорят, что Чайковский, приступая к сочинению балетной музыки, очень тщательно изучал партитуры своих отнюдь не столь великих предшественников, стараясь постичь все тонкости работы в этом виде искусства. Результатом стали три гениальные партитуры, которые используются при постановке «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» во всех музыкальных театрах мира. Представляется, что если бы и Демуцкий пошел по этому пути, то и он смог бы избежать хотя бы откровенных промахов, когда первый танец юной и хрупкой княжны Мери сопровождается звуком тяжелых инструментов, грозно грохочущих из оркестровой ямы и обычно использующихся для мужских вариаций или массовых сцен.

Сам балет «Герой нашего времени» представлен тремя неравнозначными частями. В первый акт были объединены «Бэла» и «Тамань», второй акт был полностью отдан «Княжне Мери». В каждой части свой Печорин, т.е. не в аллегорическом, а вполне конкретном смысле в балете эту партию одного героя исполняют три разных артиста. Постановщики объясняют этот ход психологически – герой в каждой части представлен в книге по-разному, но есть, на мой взгляд, и более прозаическое объяснение – исполнить всю партию героя, почти два часа не сходящего со сцены, одному артисту физически очень малореально. Не будем забывать, что все-таки балет самый тяжелый для исполнителей вид искусства.

Появление на сцене Печорина сопровождается в каждой части своим инструментом – кларнетом, виолончелью, английским рожком. Это характеризует героя музыкально, остальное создается в меру сил и возможностей артистов, уже в первом монологе героя призванных раскрыть его с той или иной стороны.

В «Бэле» основное трио составили Игорь Цвирко (Печорин), Ольга Смирнова (Бэла), Александр Смольянинов (Казбич). (Да, такие персонажи как Максим Максимыч и офицер, которому достались дневники Печорина, в балете отсутствуют).

В отличие от книги «Бэла» в балете начинается со сцены ее смерти и пения муэдзина и плакальщицы, символизирующих мусульманскую и христианскую культуры, на стыке которых оказалась сама героиня. Хрупкая, с удлиненными пропорциями и легкой угловатостью Ольга Смирнова прекрасно создает образ юной черкешенки, а выразительные газельи глаза, в которых испуг сменяется любопытством, и гибкие кисти рук довершают этот образ. Ее Бэла трогательна, нежна, влюблена и старается угодить Печорину.

Конфликт этих героев, по мнению постановщиков, лежит в столкновении двух культур, двух цивилизаций. В балете это выражено приемом, отнюдь не новым – Печорин, воспитанник классической балетной школы, разминающийся в привычных позах у станка, старается научить восточную красавицу правильным па, надев при этом на нее поверх шаровар балетную пачку. (Любители балета наверняка помнят чудесный фильм-балет «Галатея», созданный по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Там таким же образом педантичный профессор Хиггинс в исполнении Мариса Лиепы обучал цветочницу Элизу в исполнении Екатерины Максимовой правилам классического танца). Как только Бэла начинает уверенно крутить фуэте, Печорин теряет к ней всякий интерес. Примечательно, что в следующей за фуэте поддержке Бела складывает ноги и руки немного по-восточному, а не так, как принято в классическом балете. Мол, если ты хочешь, то внешне твою культуру я приму и научусь этим диковинкам, но внутренне я черкешенка, дитя гор и баста.

Собственно, у самого Лермонтова этого конфликта нет. Бэла просто надоедает Печорину, как надоела бы любая другая женщина любой культуры на ее месте. Все более чем прозаично - ему становится с ней скучно. Но в балете благодаря такому конфликту появляется попытка рационально объяснить необъяснимое (природу возникновения и исчезновения любви) и дополнительная причина для танца. Правда, в «Бэле» мне не хватило именно внятного балетного дуэта. Печорин в балете так быстро перестает любить Бэлу, что, собственно, и станцевать тему любви герои не успевают вовсе. Вместо уговоров, признаний и нежных слов в балетном эквиваленте постановщики позволяют Печорину использовать лишь пару усмешек над испугом черкешенки и пару поддержек.

Игорь Цвирко исполняет свою роль старательно и с выражением, хотя кажется, что иногда она дана ему немного «на вырост». Но ему достается самый сложный фрагмент – Печорин уже хронологически пережил события «Княжны Мери» (т.е. убил приятеля, помучил Веру и изрядно попортил жизнь юной княжне), и при этом весь этот груз событий и переживаний надо отразить в своем герое за очень небольшой отрезок сценического времени. Да еще успеть в рекордно короткие сроки полюбить и разлюбить Бэлу. Задача не из легких.

Эффектно смотрятся в балете сцены танца горцев, и яркое впечатление производит финальная сцена, где Бэла, а точнее, ее душа, словно исчезает в бесконечном звездном пространстве. Вроде, ничего особенного, а ведь стоит перед глазами…

«Тамань» представляет иного Печорина. Он еще очень юн, главные страдания-метания еще впереди, пока он только еде навстречу всему новому. Артем Овчаренко так и выстраивает свой образ – ничего лишнего, только заданная хореография в красивом исполнении. Екатерина Шипулина исполняет партию Ундины то певуче и плавно (дитя водной стихии со струящимися как вода волосами), то резко и броско (с контрабандистами жить, в их манере и танцевать). Немного удивляет ярко-красный цвет ее одеяния – сначала длинного с удобным для шага разрезом платья, а затем несколько клочковатого вида пачки. К чему бы тут такой цвет страсти на голубых водных просторах (ведь собственно Печорина она не любила, а даже хотела утопить) для меня осталось загадкой.

Самым ярким, интересным и запоминающимся в этой части балета мне показался Вячеслав Лопатин, исполняющий партию контрабандиста Янко (а заодно и старухи в причудливом кукольном костюме). Щедро одаренный от природы драматическим талантом, Лопатин делает своего Янко столь выразительным танцевально и по-мужски харизматичным, что не приходится удивляться выбору Ундины, не променявшей его на молодого офицера. (В другом составе Лопатин будет исполнять партию Печорина в «Княжне Мери», и широкий диапазон его актерских возможностей позволяет ожидать создания очень интересного и многопланового образа).

Декорация последней части балета, «Княжны Мери», переносит зрителя на водный курорт и в балетный класс одновременно. Балетные экзерсисы сменяются сценами прогулок и танцев отдыхающих, тренировок на снарядах и легкими флиртами. Пронзительным контрапунктом становится появление инвалидов войны на колясках. В балете в этой сцене принимают участие члены сборной команды России по спортивным танцам на колясках (РСТК), т.е. не профессиональные артисты, а люди с ограниченными возможностями. Но если бы вы видели, что они с этими возможностями делают! За эту идею и ее воплощение стоит сказать отдельное спасибо Кириллу Серебренникову, режиссеру не формально, а реально актуальному.

Печорина в этой части балета исполняет Руслан Скворцов, Мери – Светлана Захарова, Веру – Кристина Кретова, Грушницкого – Денис Савин. Скворцов – премьер, красавец и классический принц, танцует красиво и страдает старательно, хоть и слегка однокрасочно. Сложный и многоплановый образ пока остается за кадром. Грушницкий очень убедителен, Савин танцует с размахом, но создает образ мечущегося, не очень-то уверенного в себе и уязвленного своим положением героя. Вера является страдающим призраком в черном одеянии на негнущихся ногах (таким шагом уходила Маргарита в балете Аштона «Маргарита и Арман», оскорбленная бывшим возлюбленным).

Прима-балерина Большого Захарова появляется на сцене с красивым, но не особенно впечатляющим танцем, чередой привычных поз и движений. К сожалению, создавая костюмы под стать эпохе, постановщики сделали дамам платья с длинными пышными рукавами, лишив тем самым балерин важнейших средств выразительности. Изысканные руки Захаровой остаются скрытыми, а это все равно что отнять у художника часть красок и заставить писать картину оставшимися.

Пронзительным и волнующим ее танец станет в конце, когда надежда на взаимность будет разбита, и страдающие глаза, нервические движения, слегка растрепанная прическа и полубезумный вид (ну да, да, немного от Жизели) довершат образ измученной женщины. Именно в такую женщину, под стать Вере, хоть и в белом одеянии, ее превращает нелюбовь Печорина, и в трио обе эти героини напрасно будут молить если не о любви, то хотя бы о пощаде.

В последней сцене все три Печорина вместе танцуют на сцене. Их герой будет мучительно пытаться обрести цельность. Напрасно.

Весь балет поставлен в рамках классической хореографии с добавлением современных элементов и поддержек. Автору данного текста он показался интересным и, безусловно, достойным просмотра. Правда, хотелось бы увидеть более тонкую и сложную драматическую игру артистов, исполняющих роль Печорина, но, возможно, это придет со временем, когда пройдет премьерное волнение и спектакль станет для них родным.

В довершении остается лишь напомнить, что исполнение в других составах этого балета иными артистами может значительно изменить впечатление от спектакля.

Любите балет! И до встречи в театре…

Елена Балашова

3
0
1
Александр Мединский
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
30 ноября 2015

Балет( спектакль) не понравился. Под видом современного искусства......какое то дежавю из "Сказки про голого короля". Великий шедевр литературы вытаскивается величайшим мастерством артистов Большого театра. Ощущение очень тяжелое, несопоставимое мастерство артистов и ............абсолютная дисгармония в музыке и в представленном сценарии. Музыка УЖАСНА, хотелось встать и выйти из зала, какофония из звуков, которую никогда больше не хочется слушать, ее никогда не будут передавать по ТВ, радио, издавать альбомы. Музыка не запоминается, не слушается и не слышится. Такое ощущение, что музыка написана под воздействием каких то тяжелых... "табаков", на что и на кого рассчитана , не понятно. Видно, как очень тяжело под нее танцевать солистам, как не сочетается она с произведением. На лицах музыкантов можно было увидеть недоумение и непонимание, той музыки или "звуков" которые они извлекают. И конечно нельзя ходить на этот балет после великих произведений "Спартак", " Лебединое озеро", после ВЕЛИКОЙ музыки Хачатуряна, Чайковского, которая еще несколько дней звучит в тебе прекрасными воспоминаниями!

2
0
7
Eugenia Elfimova
6 отзывов, 34 оценки, рейтинг 4
28 июля 2015

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

ЛИБРЕТТО КИРИЛЛА СЕРЕБРЕННИКОВА по одноименному роману МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА
Хореограф-постановщик - ЮРИЙ ПОСОХОВ. Музыка - Илья ДЕМУЦКИЙ

Режиссер, сценограф - КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ
I. «БЭЛА»
Печорин - МИХАИЛ ЛОБУХИН
Бэла - МАРИЯ ВИНОГРАДОВА
Казбич -Денис Медведев
II. «ТАМАНЬ»
Печорин - ВЛАДИСЛАВ ЛАНТРАТОВ
Ундина - МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВА
Старуха/Янко - АНТОН САВИЧЕВ
Слепой мальчик - ИЛЬЯ АРТАМОНОВ
III. «КНЯЖНА МЕРИ»
Печорин - ВЯЧЕСЛАВ ЛОПАТИН
Мери - АНАСТАСИЯ СТАШКЕВИЧ
Вера - Дарья Бочкова
Грушницкий - Артем Беляков
Господин - Геннадий Янин

....полный зал....все утихает......свет приглушен...тишина....темнота.....голос....баритон....слова....занавес....одинокий звук саксофона..... #атеперьугадайтегдея?!

Второй день премьерной серии нового балета.
Иногда случается, что ожидания не оправдываются и ты остаешься в состоянии вакуума. Вот примерно такое у меня было ощущение, сейчас поясню. После провальной (на мой субъективный взгляд) постановки Гамлета на Новой сцене и совершенно фееричной постановки Укрощение строптивой там же я была готова к полярности, но почему-то не было готова к серым полутонам.
Если двумя словами, то я еще раз схожу на этот спектакль, хочу увидеть не цельный образ спектакля, а уже поиграть с эмоциями, штрихами, намеками, именно тем, что наполняет любое произведение своим особенным шармом.
Продолжаю свои два слова: у меня сложилось впечатление, что не произошло единения гения режиссера К. Серебреникова и хореографа Юрия Посохова. И это видно сразу: идея тройственности Печорина принадлежит К.С., он видел их разными героями в разных новеллах, а потом хотел объединить трех исполнителей в финальном па-де-труа. А у Ю.П. получились три исполнителя (очень хороших, даже шикарных исполнителя) но примерно одинакового хореографического текста, тогда и не понятно, во-первых, почему надо было задействовать трех премьеров и зачем последняя сцена. Это глобально, если де привести мелкие примеры, тоже произошло и в первой новелле "Бэлла" с танцем горцев, где в задумке была лавина движения, апофеоз свободы, получились дерганые линии и мало объемные партии. Однако Виноградова приятно удивила. Еще робкие движения, непрочувствованная партия, но есть потенциал, не Плисецкой, конечно, но есть. Первый Печорин в исполнении М.Лобухина понравился: сильные движения, мощная пластика и что стоит отметить- совершенно другое пластической прочтение образа по сравнению с партией Ивана Грозного (а то грешат многие наши премьеры: все образы у них на одно лицо). Про горский танец уже сказала, лишь небольшое дополнение: почему нельзя было взять традиционный танец без изменений, было бы прекрасно, а так, хотели как лучше, а получилось как всегда....
И опять использование голоса. В "Бэлле" прием обрел интересное художественное решение: два голоса - баритон муэдзина и классический русский напев в исполнении сопрано.
Вопрос почему и для чего пачка и балетный станок задам в воздух и комментировать не буду.
"Тамань". Владислав Лантратов прекрасен как обычно (интересно, это я такая внушаемая или он и правда стал лучше танцевать. Буду надеяться, что это он улучшился, но признаюсь, после фееричного балета Укрощение Строптивой у него большой кредит доверия с моей стороны). Мария Александрова прекрасна как всегда. Страстный танец Ундины ей подошел великолепно. Но...пара на мой взгляд составлена не совсем эстетически выверено. Лантратов очень тонкий, Александрова же обладает спортивной фигурой и их дуэт (хоть и был объективно хорошим), субъективно смотрелся не идеально из-за пропорций. Интересное решение с танцем слепого мальчика, красивая пластика.
И в этом акте явно пытался доминировать К.С.: декорации, костюмы, антураж и хореографическое решение немного диссонировали, хотя оба варианта имеют право на существование. Но, что прекрасно прочитывается и играет на руку драматическому актеру не всегда столь же выигрышно будет для балетного.
"Княжна Мэри" заключительный балет. Именно балет, а не третья часть. Очень понравился Лопатин, не помню, чтобы я видела его раньше, но впечатлила манера исполнения, виртуозная техника вместе с эмоциональным наполнением роли. Приятно порадовал молодой Артем Беляков, исполняющий роль Грушницого. Так же хочется отметить дуэт Веры и Печорина.
Много было интересных стилистических решений, режиссерских задумок.
И еще несколько тезисных заметок....
Костюмы в целом нормальные, но почему у Печориных китель синий, а штаны черные?! По-моему выглядит диссонансом. Очень необычное и эффектное красное платье у Ундины, только вот искусственные пряди красных волос сыграли злую шутку с Александровой. Очаровательные, но ничем не примечательные костюмы барышень в III акте (за исключением очаровательных неглиже).
Сценография интересная. Необычные декорации. Нестандартное для балетного спектакля деление пространства в горизонтальной, вертикальной плоскости и еще и в высоту.
Музыка, написанная Ильей Димуцким на удивление мелодична и симфонична (а я боялась, что будет как у Леры Аурбах в Татьяне, после нее мне вся новая балетная музыка будет нравиться *шутка*, но в каждой шутке, есть только доля шутки). Немного не хватало акцентов в танцевальных номерах, но как сопровождение хореографии звучала хорошо. Вот в одной фразе вроде и похвалила, в тоже время еще и опустила - не было ни одного музыкального отрывка, который бы *поиграл на струнах моей души*. Но пусть он дальше пишет, может еще что-нибудь интересное мы услышим.
Про хореографию отдельно писать особенно нечего. Есть интересные вариации, есть проходные, никаких хореографических откровений не случилось.
Как итог: пусть Серебренников продолжает творить Театр, только лучше с другим хореографом, а я, пожалуй, перечитаю Лермонтова.

1
0
7
Лана Грачч
75 отзывов, 75 оценок, рейтинг 6
27 апреля 2017

Либретто приближено к тексту Лермонтова, но хорошо сделаны акценты на определенных событиях. Шикарное исполнение, но я думаю излишне говорить, т.к состав просто бесподобный. В каждом акте новый исполнитель Печорина. Я впервые видела в тот день Екатерину Шипулину (Ундина) и Светлану Захарову (Бэла), эмоции просто переполняли.
По своему наполнению и содержанию – это конечно уникальное зрелище. И большую пикантность всему придает рука драматического Режиссёра Кирилла Серебренникова. В спектакле присутствуют элементы не свойственные балету – это оживляет действие и в целом оказывает благоприятное впечатление. Цитаты текста перед каждым актом, оперные певцы (этот элемент можно встретить в других постановках), музыканты на сцене. Более всего порадовало и запомнилось, как Ундина во второй части появляется в косухе и брутальных ботинках, вне времени и произведения Лермонтова, но очень ярко и интересно и даже к месту.

0
0
9
Не Злобный Зритель
8 отзывов, 8 оценок, рейтинг 5
16 апреля 2017

Музыка современного молодого композитора Демуцкого. Режисер- постановщик – известный режиссер Кирилл Серебренников. Балет состоял из трех частей : Бэла, Тамань, Княжна Мери. Партию главного героя исполняют в трех разных частях три разные артиста. Последний танец главного героя был исполнен тремя главными героями одновременно, что придало танцу психологичность: все трое как бы выходят из одного человека. В начале всех трех частей звучал фрагмент произведения, а во время танца певец или певица исполняли текст произведения. Меня задела чувственность балета, эмоциональная передача произведения танцорами.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все