Драматический |
18+ |
Олег Дмитриев |
16 сентября 2014 |
2 часа, без антракта |
Спустя 20 лет в МДТ представлена обновленная версия спектакля “Гаудеамус” по повести Сергея Каледина – Стройбат. В свое время эта постановка стала культовой и объездила весь мир, неизменно вызывая восторги и аншлаги. Под натиском французских продюсеров Лев Абрамович Додин решился восстановить ее, уже с новыми актерами, большинство из которых стажеры театра.
Повесть Стройбат повествует о буднях советских солдат, со всеми вытекающими – муштра, пьянки, обезличивание, близость распада. Жизнь молодых людей со своими горестями и радостями. С желанием любить, непримиримостью с тупостью командования, или с покорным молчаливым согласием. На момент своего выхода она вызвала громадный резонанс и ее всячески пытались затормозить. Поэтому спектакль, еще и при таланте Додина так же стал событием, сам Иосиф Бродский, не любивший театр, приходил посмотреть его во время гастролей в Нью-Йорке.
К сожалению, я не имел возможности видеть первую версию спектакля, но подозревал, что его обновленный вариант может быть очень актуален в наши дни. На сцене МДТ как всегда ничего лишнего, заснеженное пространство, замерзшая вода, актеры, едва появляясь на сцене, проваливаются под лед. Точно так же спектакль и кончится, логично закольцовываясь, что же было между схожими началом и концом?
До спектакля мне приходила в голову мысль, что Лев Абрамович захочет в обновленной версии больше говорить с молодым зрителем, нежели с ровесниками или людьми несколько моложе себя. Захочет показать, как можно быстро сгореть дотла, как может уйти поколение, непонятым, не услышанным. Я был уверен, что мэтр не будет нести в зал одну мысль – сколько лет прошло, а мы все в таком же дерьме ( извиняюсь за это слово, но самому дерьму в спектакле уделено минимум 5 минут), масштаб не тот. На сцене мы видим молодых солдат, в исполнении молодых актеров, но с первых секунд не покидает ощущение, что никто из них, или абсолютное большинство очень отдаленно представляют себе армейский быт.
Когда тот же Данила Козловский выходил на сцену и играл солдата в Жизнь и судьба, ему верил сходу, без всяких но, тут нет. Разумеется я говорю не о всех – Алексей Морозов, Станислав Никольский, Павел Грязнов очень органичны. Сразу сказывается их большой опыт актерской игры. Но это меня в данном случае скорее огорчает.
Заранее извиняюсь, как и заранее люблю всех, кто работает в МДТ, и так будет всегда. И я безумно рад, что у молодых актеров появились первые большие роли, впервые они увидели лучших зрителей страны и вышли на большую сцену лучшего театра, но я считаю, в, казалось бы, мужском спектакле, девушки начисто переигрывают молодых людей.
По женским ролям как раз у меня нет никаких вопросов. Дарья Румянцева прекрасна, Екатерина Клеопина, традиционно необычна, Дана Абызова – смелая , сильная роль, Марии Никифоровой отдельное спасибо , блестящее вживание в образ. Они играют на грани, они как раз трогают, как это было в сцене , когда Шамшиев дарит Шамшиевой курточку. Они точнее, острее показывают излом, на котором стоит личность, те последние искры жизни перед наступающей апатией.
Невольно, но почти моментально внутри меня прошла параллель Гаудеамуса с недавней премьерой Кабаре.Брехт Юрия Бутусова. И там и там играют совсем молодые актеры, и там и там много музыки, танцев и песен. Но если для Бутусова играть в сюр, создавать легкость на сложном материале привычно, то, пусть меня закидают камнями, МДТ – это дом серьезных спектаклей. Гаудеамус веселая постановка, зал смеется в начале, практически без остановки, но ближе к концу градус легкости снижается, и я вижу в этом главную проблему.
В чем актуальность спектакля и его сверхзадача? Впервые за 15 лет в МДТ у меня не было вау эффекта, не было катарсиса. Я увидел перед собой, безусловно, талантливых ребят, которые будут прославлять театр долгие годы. Они красивы, умеют петь, танцевать, они понимают ЧТО играют и знают КАК. Но больше всего меня интересует, о чем постановка. О том, что прошло 20 лет, а мы все там же, или все еще хуже? О том, что армия калечит? О том, что наша молодежь все так же на перепутье, а страна напоминает пьяную, лежащую девку?
Энергично, задорно, смело, образно – нет вопросов. Но о чем? О туннеле без просвета? Такой туннель показан выдающимся образом в концовке предыдущей работы театра –Вишневый сад. Показан метафорично, на запредельном уровне точности. В конце Сада мне было именно страшно, и в голове были десятки вопросов – А как мы живем, а почему не растем и т.д. Тут все темы лишь обозначены, как и судьбы. Больше всего меня расстроил финал, он очень смазан. Было немало моментов, когда можно было поставить точку, но шла песня за песней, и это были просто песни, за ними не стояли смыслы. Были некие самоповторы, перекликания с прошлыми постановками. Меня утешает то, что невозможно все время делать шедевры – Враг народа, Коварство и любовь, Вишневый сад, это именно шедевры. В этот раз - не случилось. Причем не сомневаюсь, будут сотни тех зрителей, кто назовет Гаудеамус блестящим спектаклем. Я, увы, нет.
Додин гениально высказался о Союзе в Московском хоре. Актеры невероятно пели в Клаустрофобии. Но сейчас, если я смотрю что-то про молодежь, еще и в условиях армии – то меня сложно напугать, еще сложнее удивить. Включите новости – взорвался на учебной гранате, утонули, из-за блокировки люка, майор заистязал до смерти, все действительно стало еще хуже, чем было, поэтому постановка не пугает, мало удивляет, новое в ней, что партер МДТ смеется, такого в нем не было давно. Но я один из тех зануд, кто приходит в МДТ, чтобы заболела душа. Защемило, а в конце взяло за горло и встряхнуло, чтобы при выходе Льва Абрамовича слезы были на глазах.
Но одно обстоятельство вчера меня вознесло, два раза я оказывался от великого режиссера в метре, и он замечательно выглядит. А значит, впереди нас ждут большие победы, прорывы и спектакли на десятилетия. Дай Бог.
Посмеялись от души! Но господа, за этим смехом скрывается то, что называется "за державу обидно" сходите, не пожалеете!
Только что из театра... безусловно талантливые и красивые молодые актёры, великолепные голоса! но произведение - трэш полный...! Досидел до конца только от безделия и любопытства, чем же все это закончится. Но за 2 часа из этого небольшого зала основной сцены вышло минимум 30 человек... Вобщем то все сказано в более раннних отзывах . И да - жаль, что такой трэшняк в великолепном МДТ. Слава богу, что эти актёры заняты и в гораздо более стоящих постановках. На эту - не тратьте ни 200 руб, ни свой вечер..
Периодически возникает ощущение, что спектакль создан для того, чтобы представить публике «новобранцев» МДТ. Показать товар лицом. Ну, что сказать? Хорошие ребята, красивые мальчики и девочки. Хорошо двигаются, поют, играют на музыкальных инструментах — в общем, зачёт сдан на отлично. Какого курса зачёт? Ну, второго, максимум — третьего. Глубина характеров солдат-срочников воинской части N и якшающихся с ними девиц из соседнего посёлка намеренно ограничена нулём. В этом, видимо, и была основная идея, хотя для меня неясным осталось, виновата ли тут армия, или в принципе в стране всё плохо.
Идиотизм и разврат, разврат и идиотизм, развратный идиотизм и идиотский разврат — вот содержание будней и праздников воинской части. Всё это сопровождается местами фонограммой оперных арий и прочей несоответствующей процессу музыкой, что создаёт несколько однообразный комический эффект. Не хватает тут, на мой взгляд, какого-то контраста, взгляда со стороны. Сам по себе идиотизм не интересен, интересно его столкновение с нормой.