Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва

Опера
Фальстаф

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
Fest вотчинг клубБотПлати частями
О спектакле
Замысел комической оперы Верди вынашивал около сорока лет. Создавая шедевры в жанре драматическом, маэстро как будто избегал сферы музыкального юмора. Современники полагали, что Верди лишен комедийного дара, тем более что единственный опыт композитора на заре творческого пути – забытая ныне опера «Король на час» – завершился полным провалом. До премьеры «Фальстафа» в высказываниях и письмах композитора время от времени встречаются отголоски той душевной травмы – «великого приговора», как ее называл для себя Верди. И все же после успешной премьеры «Отелло» в 1887 году, зная о сокровенной мечте Верди, его либреттист и друг Арриго Бойто создал наконец десятилетиями обсуждаемый сценарий по мотивам «Виндзорских проказниц» и комических интермедий хроники «Генрих IV» Шекспира. Верди рискнул и сочинил нечто совсем необычное, неожиданное. На феерической премьере «Фальстафа» в Милане в 1893 году перед публикой предстал другой Верди. «Фальстаф» – это большой музыкально-театральный коктейль. В нем есть ингредиенты итальянской музыкальной комедии ситуаций (опера-буффа), французской комической оперы и немецкой волшебной сказки, она играет скоростью и красками динамичных финалов «Свадьбы Фигаро» Моцарта, и добрый свет стиля Россини согревает ее. В ткань «Фальстафа» безжалостно вплетены элементы высоких жанров: любовного мадригала, старинной церковной и «серьезной» инструментальной музыки – чего стоит только издевательский «Аминь» из первой картины, исполненный слугами каноном, или фуга в финале – редкая гостья на оперной сцене (говорят, ее несколько угловатую тему Верди подслушал у напевающего ребенка). Но есть в «Фальстафе» Верди и грустные оттенки. Среди веселья чуткий слух уловит едва заметную дымку меланхолии. Открыто эта печаль проявляется лишь единожды, в начале третьего действия, на короткое время, когда оказывается, что Фальстаф страдает. Дело даже не в том, что он одинок, а в том, что его время прошло. Эта идея заложена и у Шекспира: каким бы негодяем ни был Фальстаф, он – дворянин и в «Генрихе IV» действует с соответствующим размахом. В «Виндзорских проказницах» он попадает в новую и чужую для себя среду: новых хозяев общества, средненьких буржуа, подобных Форду. И здесь Фальстаф осмеян, втоптан в грязь. Он, как большой ребенок, играет с миром, но миру он уже не нужен. Может, это роднит Верди со своим героем? Может, «Фальстаф» – прощание с театром, ведь престарелый Верди должен был понимать, что осуществить еще один грандиозный оперный проект ему вряд ли удастся. И может, этим объясняется такое количество скрытых цитат и полунамеков на музыку прошлого, особенно – прошлого театрального, и особенно – самого Верди? Даниил Шутко.
  • Фальстаф – афиша
  • Фальстаф – афиша
  • Фальстаф – афиша
Опера
12+
Андреа Де Роза
23 мая 2018
2 часа 40 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Оксана Васько
485 отзывов, 683 оценки, рейтинг 112
13 февраля 2020
«После того как я убил столько героев, у меня наконец-то есть право немного посмеяться» Дж.Верди

"Фальстаф" - комическая опера Джузеппе Верди в 3 действиях, 6 картинах, на либретто Арриго Бойто по пьесам Шекспира «Виндзорские насмешницы» и «Генрих IV».

Двадцать шестая работа великого итальянского мастера трагедий стала последней комедией его жизни. В возрасте восьмидесяти лет Верди решил завершить свою долгую блестящую карьеру не пессимизмом и тьмой, а вдохновением, смелостью и светом.

Сюжет сосредотачивается вокруг сэра Джона Фальстафа - распутного пьяницы, решившего покончить со своими финансовыми проблемами довольно незамысловатым способом. Он намеревается соблазнить двух самых состоятельных дам Виндзора - зажиточную Элис Форд и ее приятельницу Мег Пейдж, чтобы без труда подобраться к сокровищам их мужей. Нелепый план старого развратника разбивается в пух и прах, когда подруги во время прогулки по саду одновременно вскрывают абсолютно одинаковые любовные письма.

Поразительная сквозная партитура "Фальстафа" характеризуется почти полным отсутствием отдельных арий. Радикальная структура несмотря на ее модернистский налет не сильно отворачивается от классических романтических форм, которые так лелеял маэстро, она скорее похожа на бездыханный порыв, имеющий целью выпустить изобилие вечной музыки, все еще бушующей в композиторе, что, конечно, производит эффект невыразимо захватывающий. Музыка течет в устойчивом потоке сознания, практически неограниченном, динамичном, исключительно человеческом.

"Фальстаф " - это, на мой взгляд, одна из немногих опер, которую не просто приятно слушать (сладкоголосые Эдем Умеров, Гелена Гаскарова, Анна Денисова, Александр Михайлов), но и интересно смотреть. Закрученный сюжет, великолепные актерские работы (такими сегодня может похвастаться отнюдь не каждый драматический театр) и декорации, перетекающие одна в другую через небольшое окно в стене, рождают внутри внезапное, всезаполняющее чувство счастья и восторга.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все