Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль в Москве
Фаина. Эшелон

Постановка - Театр на Трубной / Школа современной пьесы
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

О спектакле
Спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз. Иосиф Райхельгауз поставил спектакль на основе воспоминаний своей матери, посвятив его всем, чье детство и юность совпали с трагедией Великой Отечественной войны. Здесь очень много личного — боли и радости, отчаянья и надежды, растерянности и простой радости бытия. А еще — много любви: ребенка к матери, женщины к мужу, а главное любви к жизни, которая стала для целого поколения спасательным кругом в водовороте немыслимых с точки зрения сегодняшнего дня событий. По замыслу режиссера героиня будет в течение всего спектакля варить настоящий борщ, которым в конце спектакля угостит зрителей, спокойно, без пафоса рассказывая зрителям эпизоды своей биографии. Эпизоды, которые заставят людей содрогнуться и заплакать, засмеяться и задуматься. Специальная система, расположенная под полом зрительного зала, создаст эффект движения поезда. Зрителей ожидает полная иллюзия движущегося состава — с качанием, внезапными остановками, ускорением и замедлением движения. При помощи видеопроекции стены зрительного зала превратятся в мелькающие реалистичные картины театра военных действий, которые зрители увидят как бы через окна вагона.
  • Фаина. Эшелон – афиша
  • Фаина. Эшелон – афиша
  • Фаина. Эшелон – афиша
  • Фаина. Эшелон – афиша
  • Фаина. Эшелон – афиша
Драматический
12+
22 февраля 2020
1 час 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 148
8 октября 2020

"Фаина. Эшелон" в театре Школа современной пьесы

В зале "Зимний сад" создана особая атмосфера, в которой происходит какая-то совершенно реальная история, до которой всем есть дело. Так получается. Документальный театр вообще имеет давнюю, наверное, даже столетнюю историю, но все равно не так уж часто используется напрямую. Миссия такого театра - показать политический и социальный контексты существования человека.
Живая речь, совершенно личная интонация Елены Санаевой вовлекает в трагическую историю. Актриса воспроизводит строки дневника, будто б писанного ее рукой, и трансформирует себя, а вместе с собой и зрителей в участников и соучастников торжественного ужина.
Рассказ о жизни еврейского колхоза, о смерти родителей на поле у поезда, о любви и простоте нас вовлекает на ту сторону бытия стремительно. А хроника, кадры из фильма, показываемые на двух мониторах, не так уж и прибавляют реальности происходящему. Даже запах борща вторичен, тогда как алюминиевые ложки и цветы вышитые на скатерти становятся столь важными фрагментами. Все эти детали будто являются частью воскресительного процесса, в котором мы все принимаем участие. Нас ведет нить Ариадны - голос актрисы, ее бытовая, личная, интимная интонация, движения рук, завязки фартука.
На столах - скатерти какие-то музейные, драгоценные, а мисочки - голубые эмалированные. Милота.
Еще у нас есть Татьяна Циренина, она выступает из темноты, из черного квадрата, со свечой, в белом платье. Поэтичная и хрупкая: поет нежную песню, бежит из черного в черное. Воплощенное видение.
Да..и посмотрите, мы ведь в безопасности, в театре, зимнем саду, берем ложку, кладем сметану в борщ, и не хотим туда идти, где все это случалось, страшное и неуютное. Нет, нам всем, наверное, нужно остаться здесь, не утрачивая память, однако пребывая на внешней границе дневника, в любви.

1
0
10
Яна Стоян
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
3 марта 2020
К годовщине победы

Замечательный спектакль! Уже успела сходить на него и советую всем посмотреть – это действительно очень личная история и вместе с тем огромная дань уважения всем участникам великой отечественной войны.
Елене Санаевой выпала непростая роль. Она произносит текст и одновременно готовит борщ (по семейному рецепту матери режиссера Райхельгауза), но ничего не изображая, а делая это так обыденно, как в повседневной жизни. Глубокая, талантливая актриса рассказывала о страшных событиях, о гибели близких людей, о трудной жизни в эвакуации. Параллельно шла трансляция документальных хроник. И возникало ощущение абсолютного погружения в ту тяжелую атмосферу. А рядом присутствовал молчаливый фантом так и оставшейся навсегда молодой мамы.
Я уходила после спектакля со слезами на глазах, но впечатления остались очень светлые.

1
0
10
Пользователь Афиши №4267990
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
25 февраля 2020

От того, что в основу пьесы легли личные воспоминания мамы режиссера (Фаины), а сценографом выступила ее внучка спектакль получился очень сокровенным. Сидя непосредственно рядом с актрисой Еленой Санаевой за накрытым столом, я чувствовал себя у нее в гостях. Вот она нарезает продукты, варит борщ и между делом рассказывает об ужасах войны: об издевательствах фашистов, о мародерах, о гибели матери и отца.
Тут же проносятся кадры документальной хроники, портреты уже ушедших актеров, будто перенося нас в прошлое, показывая нашу связь. И ты понимаешь, как важно помнить, как важно не терять связь настоящего с прошлым.
Очень мощный спектакль. Просто разговор женщины, просто воспоминания, но от них ком в горле и огромная благодарность.

1
0
9
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
24 февраля 2020
такие постановки нужны, обязательно нужны людям

22 и 23 февраля прошли премьерные спектакли «Фаина. Эшелон» в театре Школа Современной Пьесы, ну а мне удалось попасть на пресс-показ за день до официальной премьеры. Пропустить такое приглашение не представлялось возможным, так как эту премьеру я ждала еще с ноября, когда Иосиф Райхельгауз рассказывал о ней во время Ночи искусств. И вот, наконец, удалось это увидеть.
Весь спектакль, по сути, монолог: великолепная Елена Санаева читает, вернее, рассказывает историю, написанную Фаиной Райхельгауз, матерью Иосифа Леонидовича и, соответственно, бабушкой Марии Трегубовой, сценографа спектакля.
В постановке занято всего две актрисы: собственно Елена Санаева и Татьяна Циренина. Кроме того, есть сопровождающие: Михаил Кандауров, Сергей Подкидин, Кирилл Зайцев и Любовь Цатурян. Они осуществляют всю "организационную" часть: рассаживают зрителей (билеты без мест), накрывают столы и пр.
История жизни. Жизни, на которую пришлись страшные годы войны... Очень просто, как бы на ходу вспоминая то, что рассказывает, Елена Санаева говорит и говорит, в то же время занимаясь... приготовлением борща. Это сочетание самых простых, обыденных действий и страшной истории (впрочем, прерывающейся на комментарии к готовке: поджарку надо сделать, достаточно ли капусты, не слишком ли сильный огонь) заставляет особенно остро (хотя куда уж, кажется, острее) чувствовать и сопереживать.
Но актрис в программке заявлено две - так и будет, конечно. Татьяна Циренина исполняет безмолвную роль образа матери рассказчицы, которую осиротевшая Фаина запомнила молодой. Как призрак, как воспоминание этот образ появляется то за полупрозрачной дверью, то далеко, в окне напевает колыбельную на идиш, то идет прямо по столам...
Явление образа матери не единственный (о, далеко не единственный) спецэффект этого спектакля. Если 20-30 лет назад эта постановка бы осталась только спектаклем-монологом, спектаклем-историей, где главные и практически единственные инструменты воздействия на зрителя - лишь голос актрисы и произносимый ею текст, то сегодня ШСП полностью, кажется, задействовал все возможности техники вообще и особенности зала нового здания в частности. Тут и видео проекции, и мастерская работа со светом, и звуковое оформление, и зал-трансформер, и многое другое, - не хочется перечислять все, просто чтобы не раскрывать уж все секреты. Скажу только, что простодушный рассказ Фаины об ужасах войны и о своей непростой судьбе оттеняется, с одной стороны, столь обычным, мирным действием, как приготовление борща, а с другой - вот этими спецэффектами, вовлекающими в действие и зрителей (кстати, советую слушаться "сопровождающих эшелон" и следовать их указаниям). Зрителям придется испытать обширную гамму чувств. Прослезиться, сопереживая рассказчице и ощутить выброс адреналина, как на аттракционе (довольно страшном аттракционе, надо сказать).
Кстати, живой звук присутствовал в лице Михаила Кандаурова, играющего на балалайке. Так вот - никогда я не слышала, чтобы звуки балалайки воспринимались настолько тревожными.
В конце концов столы сервируют "сопровождающие эшелона" и рассказчица с мамой наливают всем желающим борщ.
Если честно, мне после пережитой истории было определенно не до еды, но большинство очень даже попробовало угощение. Говорят, борщ был вкусный.
Так как я была на пресс-показе, обед плавно перешел в пресс-конференцию: Иосиф Леонидович, Елена Санаева и Мария Трегубова рассказывали о спектакле, отвечали на вопросы и интересовались мнением первых зрителей о спектакле.
На мой взгляд, спектакль удался. Конечно, это определенно не тот случай, когда можно отдохнуть, расслабиться и просто развлечься. Здесь нужен зритель, готовый слушать и сопереживать. Вспомнить и историю своей семьи, ибо в нашей стране вряд ли найдутся те, чьи семьи та страшная война не коснулась. Но такие постановки нужны, обязательно нужны людям.
Спасибо огромное за этот спектакль театру Школа Современной Пьесы и Иосифу Райхельгаузу.

1
0
8
Анна
189 отзывов, 357 оценок, рейтинг 117
1 февраля 2022

Очень душевный, глубокий спектакль, очень необычный по форме (не буду спойлерить), но в такой форме я ещё не видела перфомансов. Главное, что этот приём полночью погружает зрителя во время Второй Мировой войны. Прекрасная игра Елены Санаевой, очень близкий контакт с ней также производит особое впечатление.

Единственный нюанс: на мой взгляд, для совсем молодого поколения будет скучноват этот неспешный, размеренный ход повествования, будто ты пришёл к бабушке на кухню послушать про ее жизнь. Особенно оценят люди от 40 и старше.

1
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все