Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Опера в Санкт-Петербурге
Евгений Онегин

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
«Евгений Онегин» Пушкина, как известно, не поэма, а роман в стихах. Непривычное жанровое определение дал своему «Онегину» и Чайковский: не «опера», а «лирические сцены». Из «энциклопедии русской жизни» композитор выбрал главную сюжетную линию, наиболее близкую ему как художнику-лирику. Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трех образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь. «Лирические сцены» закончены в 1878 году, начаты в 1877-м, а еще годом ранее Чайковский присутствовал на открытии вагнеровского театра в Байройте. При всем антивагнерианстве русского композитора его внимание тоже обращено к внутреннему «я», событийная сторона драмы сведена к минимуму. Каждый элегический вздох оркестра, начиная с «секвенции Татьяны» в интродукции, передает тончайшие движения человеческой души. Чайковский вслед за Вагнером использует лейтмотивы – в первую очередь не героев и не предметов, а чувств. Поэтому музыка Татьяны столь естественно звучит и в сценах с Ленским, и в сценах с преображенным любовью Онегиным. Музыковед Борис Асафьев метко назвал «Евгения Онегина» «музыкальной поэмой». Самая прославленная опера Чайковского – это «симфоническая поэма» из семи картин-глав, поэма о надеждах и их крахе, о любви, о счастье, которое «было так возможно, так близко». «Евгений Онегин», идущий на исторической сцене Мариинского театра, – безупречный образец музыкально-театрального «почвенничества», в свое время удостоенный Государственной премии СССР. Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, еще носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра в то время занимал Юрий Темирканов. «Онегин» – его детище, причем не только в сфере собственно музыки: дирижер выступил также в качестве режиссера-постановщика. Быть и дирижером, и режиссером в одном лице – сложнейшая задача, ведь «ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты все время находишься на сцене, потому что каждое движение – это то, что ты пережил сам» (из интервью с Темиркановым). Первый Ленский легендарной постановки, Юрий Марусин, вспоминал: дирижер-режиссер лично показывал певцам нужную пластику, жесты и позы, выстраивая неразрывную связь между слышимым и видимым, между оркестровой ямой и сценой. Спектакль оформил Игорь Иванов, который занял в 1981 году пост главного художника театра. Стремясь к историческому реализму, сценограф детально воспроизвел русский быт первой четверти ХIХ века. Всякий, кто бывал в пушкинских местах Псковской области, легко узнает и господский дом с полукруглым окном и портиком, и скамью Онегина. Интерьер комнаты Татьяны цитирует фильм-оперу Романа Тихомирова (1958). «Богатый барский дом в Петербурге» в третьем акте вызывает в памяти строгое великолепие Белоколонного зала Дворянского собрания. При этом сценография Иванова – далеко не только красивые иллюстрации. Так, в финальной сцене объяснения Татьяны и Онегина за героями высятся массивные напольные часы, указывая на их главного врага – время, которое, будучи упущенным, не знает пощады. Органичный, слаженный во всех своих составляющих, эталонный темиркановский «Евгений Онегин» не только апеллирует к отечественному «культурному коду» – такие шедевры его и создают. Христина Батюшина.
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
Опера
6+
Юрий Темирканов
13 ноября 1982
3 часа 50 минут, 2 антракта

Расписание сеансов

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Марина Урнова
42 отзыва, 203 оценки, рейтинг 16
3 июня 2011

Лучшая постановка Евгения Онегина!
Замечательно пели, танцевали, изумительные декорации и хор.Очень театрально.
Не ожидала точных актёрских работ.
Браво!

3
0
7
Андрей Губин
30 отзывов, 49 оценок, рейтинг 23
18 июля 2010

"Летающий зал"

Жара, кажись спала как раз в этот день, пошел дождик, стало прохладнее (25 градусов), и даже в зале было не так жарко, однако казалось, что зал взлетит - махали все и всем, чем можно было. Странная публика заполнила весь зал (мест не было вообще, хоть и официальный сайт вещал об обратном). Зачем приходить в театр? Поспать? Поиграть в дурацкие игры на телефоне, когда действие уже началось? Поговорить под красивую музыку? Свалить сразу после последнего аккорда? Для меня остается загадкой...О зрителях на этом выводе закончим, не в них суть рецензии.

Постановка сама по себе очень хороша. Претензий ноль. Декорации отличные. Свет прекрасный.Оркестр хорош ( ну за исключением духовой группы - то флейтисты тянут, то тромбонисты попадают в нужное место за третьего раза ( говорю о третьем акте, о вальсе )) Да вот заковырочка маленькая. Кажись веком ранее Сергей Васильевич, придя в театр работать дирижером искоренял привычку у артистов оркестра во время пауз читать... Да не тут-то было - арфистка что-то смотрела, совсем не из своего репертуара. А в остальном все очень даже хорошо.

Уважаемый читатель справедливо может спросить - куда я смотрел? На размахивающий зал, или на арфистку, что-то читающую? Нет, не только на них.

Начали оперу, прямо скажу, ни шатко, не валко ( я говорю не про увертюру, а уже про само действие ). Когда исполнительница роли няни постоянно не сходилась с оркестром, хоть и были установлены "ящики", на которых виден дирижер - это немного напрягало по ходу всего первого действия. Вообще - арии няни и хоровые сцены из-за кулис и "простого народа" были самыми провальными, потому что они таким образом напрягали - спрашивается, где была внимательность и хормейстер соответственно? Жаль, что вагнеровская реформа оперных певцов не коснулась некоторых певцов, было не всегда понятно и слышно некоторых персонажей. Хоть ты будь самым гениальным дирижером, но когда человек, стоящий к тебе лицом не совпадает с оркестром или поет не слишком сильным голосом - сделать практически ничего не возможно. Что-то не очень верилось Ленскому в признании -что-то не тронуло...Может просто не распелся. Были качественны все балетные сцены - прошло без сучка и задоринки.

Анфилада из третьего действия смотрелась впечатляюще. От туда же запомнился и князь Гремин - очень хороший бас - к нему претензий нет - все, что он пел, было все слышно до последнего слова и натурально.

Вообще опера и её постановка оставила угнетающий след ( в хорошем смысле слова ). Надеюсь что такое ощущение было не только у меня.


3
0
9
Гриша Панихин
12 отзывов, 60 оценок, рейтинг 16
22 февраля 2014

Лучшая постановка Онегина,даже лучше чем в Большом☺️Получал большое удовольствие от пения и костюмов,и конечно же рад снова слушать прекрасную музыку под управлением великого Валерия Гергиева😻Всем советую,был на самой премьере и в день спектакля смог достать билет

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все