Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.6

Опера
Евгений Онегин

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Классический спектакль Дмитрия Чернякова

«Онегин» Чернякова заменил в Большом спектакль 1944 года, помнящий триумфы Козловского и Лемешева. Новую постановку ругали щедро: в беспрестанно хохочущей идиотке Лариной, в грохочущих посудой за огромным столом гостях, в самом «переносе действия в наши дни» усматривали оскорбление в адрес русской культуры. То была защитная реакция: очень уж неприятно узнавать себя в этом вечном российском усадебно-мещанском аду. «Онегин» пережил критические атаки и теперь впустил в себя новое поколение солистов — нужно сказать, замечательных.

  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
Опера
12+
Дмитрий Черняков
3 часа 10 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Екатерина Бирюкова
338 отзывов, 342 оценки, рейтинг 99
18 октября 2006

С момента премьеры нового «Онегина» в Большом театре, который потеснил старого, поставленного в 1944 году, прошло меньше двух месяцев. Но с ним уже столько всего приключилось, что вопрос о главном оперном событии сезона решился сам собой. Внеплановый его показ пройдет вместо ранее намеченного празднования 80-летия Галины Вишневской, которая, ознакомившись с постановкой, освободила от своего присутствия театр, где творятся такие вещи.

Не очень понятно, что уж так разозлило легендарную Татьяну 50-х, потому что, как назло, именно этот спектакль Дмитрия Чернякова — с его бесконечным застольем, старинным буфетом и Ленским в ушанке, над которым охает восторженная бабулька-лемешистка, — больше других умиляет своей показательной, в меру ироничной исторической памятью. И даже отсутствие дуэли — это в том числе и намек на то, что мы все о ней помним.

Как водится, декорации Черняков тоже придумал сам, сам перед собою же поставив тяжеленную задачу: все семь картин оперы происходят за массивным овальным обеденным столом, который для большинства действующих лиц является важным доказательством их банального жизненного благополучия. Поглощение пищи, звон вилок и бокалов, сплетни, глупый, пьяный или угодливый смех и депрессивная уборка грязной посуды со стола — такова питательная среда для аутсайдерства двух черняковских любимцев, Татьяны и Ленского. Она, хрупкая мечтательница, в порыве болезненных грез набрасывается на этот чертов стол и сдвигает его со своего места. Он, смешной романтик, борется со столом другим способом — сваливается на него умирать. А Онегину, которого Черняков явно недолюбливает, отведен лишь комический поединок с этой деталью интерьера: во время великосветского ужина его в упор не замечают официанты.

Зато очень понятно, чем полюбилась эта работа Жерару Мортье, одному из самых важных заправил в современном оперном мире, возглавляющему сейчас Парижскую оперу, куда «Онегин», а вместе с ним и Большой театр, приглашен в 2008 году: спектакль уж больно хороший получился.

3
0

Отзывы

1
kate dro
57 отзывов, 88 оценок, рейтинг 124
17 мая 2011

Горько, стыдно и за Родину обидно...

Вчера вечером меня постигло величайшее разочарование. Давненько я не припомню такого, друзья.
А случилось это при просмотре оперы "Евгений Онегин" на самой главной сцене страны. Не побоюсь этого слова, мне было стыдно и за Родину обидно, что половина зала, а именно, иностранцы очень интеллигентного вида, увезут с собой ТАКИЕ впечатления о легендарном «The Bolshoi Theatre».

Но теперь давайте по порядку.

Эту оперу я посещала очень давно, ещё будучи школьницей, тоже в Большом. Тогда единственным не очень приятным впечатлением стала Татьяна, которая была, мягко говоря, немолода и уж чересчур монументальна. А декорации, костюмы, антураж приводили в восторг, приковывали взгляд к сцене. Дуэль Ленского и Онегина отложилась в памяти особенно четко. Так что есть с чем сравнить.

В спектакле режиссера Дмитрия Чернякова неладное я почувствовала при первом взгляде на Татьяну. Ощущение, что девочка шла случайно мимо, «Дай, думаю, зайду, поиграю-ка в Онегина». Платье, в котором было бы неуместно ходить дома, пожалуй, даже в наши дни, в среднестатистической московской квартире, а не то что в родовом поместье Лариных во второй половине XIX века. Небрежная всклокоченность её волос тоже казалась вовсе не к месту. А уж со стеснительностью Татьяны перебор и вовсе невероятный. Больше половины спектакля она смотрит в пол, прикрываясь взлохмаченными волосами. Как она при этом ухитрилась влюбиться в Онегина, совершенно остается загадкой. Итого, образа нет, характер отсутствует.
Что же до самого Онегина, который, конечно, с точки зрения человеческих качеств, не должен вызывать восторга и симпатии зрителей, но уж, по крайней мере, в зрительном зале все женщины просто обязаны быть сражены его обаянием. В данном конкретном случае ни одной причины для этого нет. Ни внешний вид, ни поступки не выдают в нем ни «лондонского денди», ни прожигателя жизни, ни любимца дам. Итого, похожая картина: образа нет, характер отсутствует.
Ленский. Вот этот образ, как говорится, максимально приближен к современности. Абсолютный вид всем нам знакомого «Менеджера среднего звена», для пущей схожести в руки Ленскому дана красная папка с документами, которую он все время жмет к сердцу, боясь с ней расстаться даже на минуту. Костюм с повышенным содержанием синтетики, оставлен в наследство, наверное, дедушкой, так как сшит по моде 60-х, 70-х годов XX века. Подстрижен Ленский тоже ровно в стиле советских киногероев образца 60-х годов. Нелогичность его действий объяснить было можно, к сожалению, только душевным нездоровьем, а уж никак не влюбленностью в ветреную Ольгу или юношеским максимализмом. Отношений никаких ни с Онегиным, ни с Татьяной, ни с Ольгой видно мне из зала не было (хотя сидела я на первом ряду), поэтому убийство его выглядело как самоубийство, причем на почве совершенного и окончательного помешательства. Итого, персонаж нарисовался крайне сомнительный.

Сцена дуэли, как таковой, режиссеру показалась ненужным стереотипным образом, от которого надо избавляться, поэтому она была превращена в фарс.

Центральная тема произведения «Евгений Онегин» - любовь и дружба, так нас в школе учили. Но это не у г-на Чернякова, он посчитал нужным и от этого стереотипа уйти. Ни любовью, ни дружбой тут и не пахло. Они ни разу на сцене не показались. Я подсчитала, Татьяна и Онегин посмотрели друг на друга не более 3 раз. Ленского не учитываем, ибо ... см. на 2 абзаца выше.

Декорации. За все несколько часов меняются лишь один раз, и то частично. Первое действие, дом Лариных: просторная комната в бежевых тонах с огромным столом, закрывающим всю сцену. Второе действие: не мудрствуя лукаво, просторная комната в красных тонах с огромным столом, закрывающим всю сцену. Ни дать, ни взять, «Твин Пикс».
Извините, отвлеклась))).

Стол вообще – гораздо главнее здесь, чем какая-то там Любовь, Онегин, Татьяна или Ленский. За столом все постоянно прячутся, именно ему рассказывают о наболевшем, нежно обнимают, наряжают в разные скатерти и роняют на него скупые слезы. Да здравствует стол!!!!

И вот настал момент как раз коснуться того, что мне постичь, увы, наверное, не представляется возможным, оправданием для меня не могут служить даже продвинутость и современность режиссерских взглядов. Евгений Онегин добрую половину спектакля сидит, повернувшись к зрителям своей широкой спиной. Я без бинокля разглядела все завитки рисунка на его пиджаке. На передний план, поближе к зрителям, артисты робко вышли лишь однажды, и, постояв несколько минут, быстро убежали обратно за спасительный стол.

Костюмы. А точнее, их отсутствие. Уважаемое семейство, пусть и деревенское, высший свет Петербурга вовсе не блистали в шикарных нарядах. Ощущение такое, что одели то, что первое выпало на них из шкафа или досталось из сундука, главное, чтобы в тон со стенами комнаты и шторками на окнах. Костюмы ужасающе недорого смотрятся. Здесь больше слов уже не могу подобрать.

Промежуточный итог.
Если вся режиссерская задумка была так концептуальна, то надо было уже идти до конца. Переносить действие в современность, как-то это подчеркивать, давать понять зрителю, что эта история произошла в наши дни, в одном доме на Рублевке за 5-метровым забором. А потом, через несколько лет, получила продолжение на светском обеде в ресторане «ПушкинЪ». Тогда хотя бы была какая-то логическая связь с этой фамилией. Потому что то, что я увидела вчера, никак не хочется ставить рядом с именем Александра Сергеевича Пушкина, бессмертного русского поэта и нашей всеобщей национальной гордости.

Я совершенно не против экспериментов. Но надо отдавать себе отчет, видеть рамки, за которые можно или нельзя заходить. В данном случае, мы говорим о величайшем русском произведении и о главной сцене России. Эти две составляющие просто обязаны завораживать любого зрителя, независимо от того, разбирается он в опере или нет, обязаны вызывать гордость москвичей и гостей столицы, а у иностранцев в сознании оставлять след и подтверждение легенды о загадочной русской душе. Ведь они все это будет передавать из уст в уста уже за пределами нашей России-матушки.

Помню, как страшно мне было смотреть художественный фильм «Онегин» 1999 года, срежиссированный Мартой Файнс, с артистами Рэйфом Файнсом (он же выступил исполнительным продюсером) и Лив Тайлер в главных ролях. Чаще всего, от экранизации русской классики иностранцами ничего кроме улыбки и удивленно вздернутых бровей не ожидаешь получить. И этот взгляд на «Онегина», бесспорно, не лишен некоторых забавных моментов. Но в общей массе, фильм совершенно потряс меня, в хорошем смысле, стал одним из самых любимых. С какой деликатностью, ответственностью и тщательностью подошли создатели и исполнители к выполнению поставленных задач. Как они хотели постичь и передать ту самую загадочность и широту души русского человека, его способность любить, дружить, чувствовать, рубить с плеча. Какие четкие характеры, какие мелочи были замечены и как были донесены до зрителя. После просмотра я прочитала, что г-н Файнс бесконечно любит поэму «Евгений Онегин», мечтал экранизировать её, буквально, с детства. Этим пронизана вся картина, я совершенно не удивилась, прочитав эту информацию. Потому что и так это знала, Рэйф Файнс смог это продемонстрировать каждым своим движением в образе Евгения Онегина.

Поэтому сделать «Онегина» хуже, чем это удалось даже заграничным ценителям русской классики, это уж надо как следует постараться!!!!!

Финально.
К артистам претензий нет никаких. Спели и отыграли все, что от них требовалось, на пять баллов. Радует, что главные роли отданы молодым и перспективным. За это и поставлена одна звезда.
А в остальном, впервые в жизни, хотелось бы получить назад деньги и пустить их на что-то полезное, на тушение лесных пожаров, например.
Билет покупала, безоговорочно доверяя Большому. Никаких отзывов не читала. Теперь сто раз подумаю, прежде чем снова туда пойти.
Пардон за мой французский, как говорится, а также за некую бессвязность мыслей, но смолчать не могла и посчитала нужным предупредить тех, кто только собирается посетить сие действо….

Хорошего дня!!

7
0
9
Антонина Шахина
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 4
14 февраля 2014

Надо сказать, что поначалу происходящее на сцене несколько удивляет и настораживает: тот самый скандальный стол во всю сцену (вначале была надежда, что он куда-то денется, но фигушки: стол - полноправное действующее лицо, разве что не поет). Ларина - визгливая провинциальная толстуха. Ольга - тоже провинциальная толстуха, но помоложе. Ленский - нелепый и трогательный, Онегин - полное ничтожество. Последнее особенно расстраивает, особенно если есть привычка видеть в этой роли красавцев байронического типа. И опять же, стол... Вы не поверите: в сцене дуэли он тоже присутствует, собака.
И все же, и все же. Хоть спектакль и оставил нас в некотором разочаровании и с вопросами, но именно он, по прошествии некоторого времени, остался в памяти как цельная, гармоничная, концептуальная, в хорошем смысле, постановка, самая впечатляющая из всех идущих на тот момент в Москве (мы посмотрели все, дабы сравнить).
Как ненавязчиво, аккуратно, с уважением к оригиналу режиссер расставил уже неочевидные для нас акценты, сделал из забронзовевшей в своем бессмертии оперы живую историю, где всех жалко, страшно и - иногда - смешно.
Противников такой интерпретации можно понять: в истории оперы случались моменты невиданного совершенства. Но что мы все знаем про повторный заход в одну и ту же реку? Малиновый берет Галины Вишневской и знаменитые четыре колонны Станиславского пусть останутся как точка отсчета, камертон, но никак не пример для подражания, ибо бессмысленно. Кто знает, какое слово в режиссуре еще будет сказано, и мы получим новое совершенство, которому будут подражать и восхищаться.
Были на этой постановке уже второй раз. Кстати, забавно наблюдать, как немного меняются акценты в зависимости от состава: чуть симпатичнее Онегин, чуть противнее Ольга, чуть более трогательный Ленский, но Татьяна - неизменно тонкая, соловьиноголосая, совершенно неземная.

3
0
1
Yuri_i
14 отзывов, 21 оценка, рейтинг 16
12 февраля 2014

Большое разочарование от Большого театра
Я был не прав, поставив оценку "Ужасно": Евгений Онегин гениальное произведение, но не благодаря, а именно вопреки всем проискам режиссера-постановщика. Даже в такой постановке Евгений Онегин остается гениальным, все-таки творение Петра Ильича не так-то легко испохабить.
Я конечно понимаю, что данная постановка это слепок современного общества, как его видит Черняков, - вечно жующее и постоянно пробивающееся на "ха-ха" стадо. Это забавно, но в какой-то момент разговоры в зале и звонки телефонов уже не мешали и нисколько не раздражали, это было как часть действа, по сравнению с постоянно жрущей мадам Лариной это воспринималось просто как норма поведения. Я хорошо знаю либретто, но половину не понимал. Слова проглатывались, Татьяну не было слышно, когда она жалась по углам и пряталась за столом. Зато полонез в исполнении официантов был превосходен, я хотел было крикнуть "браво", но побоялся, что воспримут за квакера. Главный персонаж - это конечно же стол, но он в программке отсутствует.
В целом, недоработок много, но один плюс у данной постановки все же есть: в результате у меня возникло желание достать того старого "Евгения Онегина" в записи 1954 года, это там где Галина Вишневска и Сергей Лемешев, и в полной мере насладиться всем великолепием и силой образов произведения в еще необезображенным его "современным прочтением".

2
0
7
Alexander Mansilya-Kruz
29 отзывов, 394 оценки, рейтинг 46
16 ноября 2007

Права Бирюкова: спектакль получился отличный, причём именно в драматическом плане (о музыкальной стороне дела судить не берусь, хотя на моё неискушённое ухо она тоже не подкачала). Черняков слепил из проходов, жестов и поз выразительных персонажей и яркие ситуации. Решительность и местами даже прямолинейность режиссёрских решений, конечно, даёт неровные результаты; например, в сцене дуэли, по-моему, с наглядным показыванием психологической подоплёки явный перебор, на грани комичного. Но всё же по большей части за мыслью режиссёра следить интересно.

HERE BE SPOILERS
Черняков считает, что Онегин довольно-таки мелкий и гнусный тип (но гнусный по-человечески, без бесовщины), который свою природную чёрствость и эгоистичность пытается рядить в благородные одежды. Ольга - ему пара, она неспособна искренне ответить на порыв Ленского так же, как Онегин - на порыв Татьяны, и вместе с Онегиным виновата в гибели Владимира. Сам Ленский получился почти комическим персонажем, хотя частично в этом виноват акцент Эндрю Гудвина. Зато Татьяна в исполнении Екатерины Щербаченко - всерьёз идеальная девушка, одновременно страстная и добродетельная, а вовсе не пушкинская мечтательная провинциалка.

2
0
1
Athena 184
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
17 августа 2014

16 июля 2010 в Миланском оперном театре Ла Скала состоялась опера "Евгений Онегин" в постановке Д. Чернякова. И вот что я хочу сказать по-поводу увиденного.
Постановка была:
а) осовремененной
б) банальной
в) бездарной
Трудно представить, чтобы Русский театр мог опуститься ниже такого уровня режиссуры.
А теперь в деталях.
Первое действие началось с огромного обеденного стола, за которым сидели какие-то не то председатели колхозов, не то чиновники советской эпохи. Они дружно жевали, звякали столовыми приборами и хихикали. Это "хи-хи" порой так заглушало оркестр, что, казалось, его нарочно приписали к музыке Чайковского. Очевидно, это несло некий сокровенный смысл. Необъятная и, опять-таки, непрерывно хихикающая Ларина-мать, бегала и раздавала всем варенье, пироги, то и дело выпивала стопочку и т.д.
Когда из-за стола встала дородная грудастая дама, я не сразу поняла, что это была Ольга. Она бодро топала по сцене и сжимала в объятиях Татьяну, напевая "Я не способна к грусти...".
Татьяна, в общем и целом (и по-сравнению с Ольгой), была довольно мила, лишь изредка походя на ребенка-неврастеника, так как все время дергалась. Ходила она как-то кособоко, и ее все время кто-нибудь поддерживал (наверно, чтобы не упала).
Образ Ленского (именно образ, а не исполнитель) произвел на меня жалкое впечатление. Он был одет в поношеный серенький костюмчик и носил с собой драный портфель. А рядом с Ольгой он и вовсе казался маленьким и щуплым. Так что, к моменту его гибели, я даже обрадовалась - им не пришлось пожениться.
Онегин, на фоне всех остальных, был все-таки похож сам на себя - и внешностью, и манерами. И одет был строго. Хоть его режиссерское дарование не коснулось!
Ленскому, чтобы спеть "Я люблю вас, Ольга", пришлось сначала рыться в портфеле и отыскать нужную бумажку.
Но и этим полет фантазии талантливого режиссера не ограничился: апофеозом его мастерства можно по праву считать сцену "Письма Татьяны". Тут обилие новомодных спецэффектов и "оригинальных" приемов достигло небывалых вершин. К слову сказать, декорации с первого действия не поменялись, чего и следовало ожидать. Итак, Татьяна сидит за все тем же громадным дубовым столом с кружкой чая (образ обыдненности в современной России). От сердечных мук и терзаний ее вдруг начинает буквально трясти, она то вскакивает, то шагает маршем по сцене, то воздевает руки к небу. Все это можно было бы считать уместным, если бы не было так нарочито-пафосно. Потом вдруг отодвигает стол, опрокидывая с грохотом рядом стоящие стулья - бу-бум (образ сильной русской женщины-героя). Наконец, возбужденная Татьяна вспрыгивает на стол - и... как вы думаете, зачем в начале сцены няня так старательно запирала окна и задергивала шторы?... - правильно, чтобы теперь, наконец, эти самые окна с треском распахнулись, а шторы заколебались. Не хватала только грозы и молнии. И еще чтобы дом загорелся - для смаку, так сказать.
Потом, само собой, Татьяна падает без сознания от избытка чувств. Браво-бис.
Ария Ленского, надо ли говорить, проходила все в той же гостиной, что и предыдущие сцены. Причем, было решено пригнать сюда всю массовку - пусть они будут свидетелями дуэли. Народ сидел, лежал на диванах, допивал спиртное... А рядом с Ленским на стул посадили какую-то накрашенную даму а-ля "тетя Клава" в чепчике и в халате, которая всхлипывала в такт пению. Не обошлось здесь и без Ольги: она прохаживалась по комнате и как бы наводила порядок, пока пел Ленский. Странно, что не привели еще соседского дворника или, скажем, цыган с гитарой (которые и то, смотрелись бы куда более уместно, чем все эти люди).
Я долго гадала, как же здесь изобразят дуэль? По моим рассчетом, либо Ленского застрелят из ружья, либо они с Онегиным просто подерутся. В итоге - они подрались, и Онегин застрелил Ленского из ружья. Выглядело все довольно нелепо, особенно присутствие Ольги.
Во втором акте воображение режиссера, по-видимому, начало медленно иссякать: вопреки моим самым худшим опасениям, бал в доме Греминых не превратился в дискотеку или в пивной бар. Вместо этого был представлен вполне заурядный светский прием. На сцене, опять-таки, был большой овальный стол (тот же, что и в первом акте, но, на сей раз, с другой скатертью).
Онегин появился в безобразном золотого цвета пиджаке в стиле нового русского. Дальше все шло довольно традиционно - бал, встреча с Татьяной, объяснение - если не считать, что Татьяна после бала принимает какие-то таблетки, а Онегин приходит объясняться в любви откровенно выпившим.
Да, чуть не забыла: в последней сцене Онегин пытается застрелиться из пистолета. (нет-нет, он оказался разряжен, на это режиссер не пошел.)

Что понравилось:
Прекрасная музыка, которую нелегко испортить даже такой постановкой, как эта. В конце концов, можно было слушать с закрытыми глазами.
Замечательные исполнители, в особенности Василий Ладюк (Онегин) и Анатолий Кочерга (Гремин).
Отличное исполнение оркестра (дирижер - Александр Ведерников). Чистое и гармоничное звучание. Жаль, что постоянное хихиканье массовки (одна из "находок" режиссера) мешало слушать по-настоящему гениальную музыку.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все