Драматический, Современная драма |
16+ |
Анатолий Шульев |
7 апреля 2018 |
В любимой Маяковке я не была уже очень давно, как ни странно, и новостями про их готовящуюся премьеру «Донжуан» очень заинтересовалась: жанр, обозначенный как «селебрити-драма», первые и весьма интригующие фото декораций… Было ощущение, что, наконец, музыкальная постановка, хоть и оказалось, что это не так, но тем не менее. «Донжуан» - однозначно новаторство, эксперимент, он очень отличается от «Бешеных денег», что создавал тот же режиссер – Анатолий Шульев. Запомните, к слову, это имя – совсем молодой (28 лет), а создает замечательные постановки, надеюсь на успешное театральное будущее! Так или иначе, в спектакле ощущается такая молодая, бунтарская энергия, это такое обаятельное, хорошее хулиганство, ни в один момент не пошлое, не глупое, что даже хочется и пересмотреть.
Главный герой, как понятно из названия – Донжуан, именно так, слитно. Он знаменитость неопределенного рода занятий, именно селебрити. Он предстает перед нами будто чуть пьяным, всем своим поведением издевающимся над окружающим миром, носящим экстравагантные костюмы, провоцирующим и абсолютно не знающим ни рамок, ни границ. Хотелось бы отметить однозначно возникающую ассоциацию с Григорием Лепсом: этим образом явно вдохновлялись, о чем свидетельствует явная экстравагантность поведения, «лающая» манера разговора, своеобразная манера держать себя, и узнаваемые очки. Ближе к финалу в какой-то момент наш Донжуан становится просто невыносимо похожим на указанного певца. Не думаю, что было столь важно, на Лепса похож Донжуан или нет: просто был взят узнаваемый образ типичной российской знаменитости.
Вся его жизнь – непрекращающийся поп-рок концерт, где «роковые» разборки с одетой в байкерскую одежду Эльвирой соседствуют с очередными признаниями в любви очередной дурочке – Шарлотте, в подчеркнуто откровенном платье и в типично шоу-бизовском образе, даже нет, в образе провинциалки, пытающейся быть похожей на знаменитостей: губки уточкой, сама не слишком талантлива, о чем буквально кричит подчеркнуто отвратительное ее пение, не слишком умна, но капризна с преданным поклонником. Донжуан провоцирует, оскорбляет, врет или наоборот, пытается быть трогательным: он все время в образе, он играет, но не прячет одного – своего противного всем вокруг поведения, которое не принимает даже его слуга Сганарель. Вся его жизнь – бунтарство, вот только бунтарство ради бунтарства и ненависти к нему, которую он и хочет, ведь она привлекает внимание, и боится – ведь она может быть опасной.
Хочется отметить и то, что Донжуан выглядит все-таки уже сдающим свои позиции: хоть он и молод, еще пытается быть ого-го, пытается вести обычный для себя образ жизни, то здесь, то там организм его дает сбой, и он схватывается за спину, например – тоже своеобразная плата за беспутство. Своеобразный «звоночек», свидетельствующий, что что-то меняться должно.
Герой всегда ведет себя вызывающе, по отношению ли к людям или высшим силам. Но все его выкрики, действия выглядят как провокация, которой он сам не придает особого значения – он просто играет. К божественному он относится как к человеческому – одинаково вызывающе. Здесь хочется отметить, что попытка окружающих перевоспитать, развязка все равно – человеческое, все равно именно люди карают эту непокорную голову, люди читают нравоучения, и все, что происходит – так или иначе, порождение разума. Люди говорят то, во что или верят, или должны верить, а Донжуан очень долго всего лишь не подчинялся этим правилам, он играл в свою игру, он провоцировал, а его воспринимали всерьез, считали таким, как другие.
Самое важное традиционно – финальный монолог Донжуана о притворстве, о природе человеческой, о том, что все фальшиво, что никого не интересует, каков человек на самом деле, лишь бы вид имел приличный. Все это так узнаваемо и так верно: фальшь, лицемерие – то, что, к сожалению, часто окружает нас в нашем мире, что льется с экранов, с чем сталкиваемся в обычной жизни. Вот только дальше не логично: Донжуан платит за свои грехи, несмотря на притворство, так может, он просто мало притворялся? Или все-таки он не до конца прав? Этот посыл я не до конца поняла.
Как не очень считала и некоторую религиозную тему в спектакле: Донжуан периодически богохульствует, бросает вызов высшим силам, в своем монологе тоже упоминает наиболее религиозных как наиболее развратных что ли людей. Однако Донжуан все равно платит по счетам в окружении призраков прошлого: он не был прав в своем монологе? Или напротив, все его слова совсем не важны, он отвечает не за них, но за поступки по отношению к конкретным людям, и тогда вся эта религиозная составляющая, слова, что говорили ему, или те, что говорил он – не важны? В целом, все, что говорил и делал герой, выглядело просто провокацией без дополнительных смыслов, и, если предположить, что героя всего лишь ждала расплата за человеческие поступки, получается более логично.
Отдельно хочется отметить замечательную работу художника. Основная декорация – двусторонняя, с одной стороны это свисающие провода – такая изнанка любого шоу, сделанная умно, со вкусом и в тему, и именно на этом фоне происходят бытовые моменты, а с другой стороны – это миллион звуковых колонок, которые в разном освещении выглядят по-разному: то это элемент концерта, то это будто урны с прахом на кладбище. Работа со светом просто восхитительна: он может полностью изменять декорации, что особенно видно в сцене в склепе, свет очень грамотно играет в сценах с плясками героев, свет очень эффектно поставлен в момент мечтаний Сганареля, как и резкое его изменение в момент появления Донжуана. Очень необычно и очень грамотно. Хочется сказать, что основная цветовая гамма – все так же черно-белая с вкраплениями фиолетового, а разукрашивает происходящее свет. Грамотно использованы микрофоны, звук, который они дают, и лишь в одном месте есть некоторый сбой: когда Донжуан начинает петь, звук вдруг становится глухим. Можно предположить, что это прием: типа сейчас герой поет такое спокойное ретро, и это так откровенно скучно, потому и звук приглушили, но как-то музыкальный номер теряется.
Очень качественно проработаны образы героев. Донжуан откровенно напоминает Лепса, но не во всем, он чуть накрашен, будто Джек Воробей, но ведь вспомним, что Джонни Депп вдохновлялся тоже рок-музыкантом. Его костюмы – явно сценические, далекие от бытового вида. Эльвира впечатляет в своем появлении в виде байкерши с дороги: испачканная в грязи одежда, брутальный кожаный костюм и шлем в руке, но и испачканная белая юбка (?), и все это выглядит будто огрубевшая ее душа, испачканная Донжуаном будто грязью, где есть еще что-то женское, но тоже пострадавшее. Образ Шарлотты – просто классная пародия. У девушки и макияж, и высокая вечерняя прическа, и платье, и манера говорить, себя держать – такое провинциальное стремление к шоу-бизнесу. А как она реагирует на рассказ своего парня: да, да, ага… Такая провинциальная дурочка-стервочка. А вот парень ее – тоже узнаваемый образ увальня, который чем-то недоволен и чего-то хочет, но сам не знает, чего именно. Отец Донжуана – персонаж вообще для меня загадочный. С одной стороны, его можно принять за командора или отражение командора в другом человеке. Можно было бы назвать внешний образ обыденным, если бы не фуражка, отчасти напоминающая милицейскую.
Отдельно хочется поговорить об исполнителе главной роли – молодом актере театра Вахтангова Эльдаре Трамове. Надо сказать, что здесь он выглядит старше своих лет, и справляется с предложенным образом. Он играет просто великолепно, а какие чертики в глазах! Выкладывается полностью. Все выверено и четко, но натурально: манера двигаться, говорить, все так, что веришь в этот образ. Трамов играет однозначного мерзавца, неприятного, вызывающего, отталкивающего. Но очень энергичного. Он берет своих жертв напором, будь то девушка или кредитор. Он носится по сцене, и ничуть не устает. И он очень хорошо поет. Есть здесь всего один музыкальный номер у Донжуана в финале: он реально классно поет. Для моих любимых мюзиклов этот талантливый актер был бы находкой: так любимое мною сочетание умения хорошо петь и убедительно играть, а еще и очень интересная внешность.
Наверное, «Донжуан» требует еще некоторой «чистки», приведения в более гармоничный и искрящийся вид. Но мне спектакль понравился уже таким, каким был представлен на предпоказе. Он живой, хулиганский и с молодым характером. У него есть свое лицо. Это круто.
Получилось так потому, что конечный продукт - не совсем то, чего я ждала, почитав краткое описание и посмотрев афиши.
Некоторые режиссерские решения показались мне нечитаемыми (особенно Siri-отшельница-богомолка и мумия), а шутки - по большей части несмешными.
Это был первый спектакль в моей жизни, когда я всерьез хотела уйти в антракте.
Но обо всем по порядку.
Изначально меня привлекла сама возможность переноса действия "Дон Жуана" в наше время. Действительно, кем же еще быть ему в наши дни, как не "популярным стендап-певцом-блогером, гастролирующим по стране с концертами, имеющим армию малолетних поклонниц и всегда немного пьяным".
Донжуан (слитно, ибо типаж), сыгранный Эльдаром Трамовым, идеально отвечает заданному описанию. Развязный, с подведенными глазами и очевидно бисексуальный рокер.
Читала много мнений, что такой типаж не может нравиться женщинам. Но в настоящее время именно такой типаж очень популярен, и девочки-поклонницы (явно) Трамова рядом со мной это подтверждали. Да и каких женщин мы видим на сцене? Взрослым женщинам он вряд ли бы понравился, но и Эльвира, и Шарлотта - очень молодые девушки.
Основная идея Донжуана неизменна - он хочет принадлежать всем красавицам мира, и готов жениться на любой (а женится он часто), но, добившись одной, он быстро остывает и переключается на новую. Донжуану все на свете достается легко, ведь он сынок богатого отца, и его горькое разочарование. Он даже не помнит слова "душа", а подобие любви питает только к старому верному Сганарелю.
Сганарель (Виталий Ленский) - вот самая прекрасная роль этого спектакля. Он не учился наукам, но по-своему мудр. Как истинный слуга, он предан своему господину, и всегда помогает ему. В целом, его задача - быть нянькой при избалованном капризном ребенке-Донжуане: он его и оденет, и кашей накормит, и спать уложит. На протяжении всего спектакля Сганарель старается наставить господина на путь истинный, но.... увы. И тот момент, когда Сганарель разочаровывается в Донжуане окончательно, становится для последнего роковым.
Дон Луис (Юрий Никулин) - отец Донжуана, старик строгих правил. Донжуан обязан ему всем и, явно чувствуя вину за свое поведение, желает отцу смерти, чтобы не мучиться от стыда. Крайне интересно решение, когда в воспаленном мозгу Донжуана статуя командора принимает образ его отца, и знаменитое рукопожатие "Каменного гостя" - это тоже рукопожатие отца и сына.
К сожалению, о женских персонажах сказать ничего положительного не могу. Обе героини получились отталкивающими. Это, конечно, не вина актрис, а недоработка сценария/специфичность режиссерского видения. Сомнительно резкое превращение монахини-Эльвиры (Анастасия Мишина) в рокершу на мотоцикле, которая к тому же владеет боевыми искусствами.
Шарлотта (Валерия Куликова) - по задумке режиссера, типичная провинциальная певичка. Если в видении режиссера персонаж должен быть сыгран столь гипертрофированно (и фальшиво петь) и так отвращать от себя - тогда режиссеру браво :) Но персонаж Шарлотты стал осноной причиной, едва не побудившей меня уйти после первого действия.
К счастью, второе действие было и более коротким по продолжительности, и более философским по содержанию. Здесь и размышления о лицемерии, и раскаяние Донжуана, и его видения в больнице - Эльвира и отец (или не видения?) и, наконец, его смерть. Глупая, внезапная и быстрая. И совершенно логичная и неудивительная при таком образе жизни. И ведь это ад, современный такой ад, и Донжуана поглотил адский пламень. И второе действие и доказывает актуальность пьесы Мольера и в наши дни.
Подводя итог, выскажу мнение, что спектакль хорош, но нуждается в небольшой доработке, ибо чего-то не хватило. Возможно, стоит укоротить некоторые сцены, возможно, что-то немного изменить в характере самих героев.
Но, учитывая тот факт, что режиссеру спектакля Анатолию Шульеву всего 28 лет - работа очень достойная.
Достойна и игра артистов, и световое, и музыкальное сопровождение, а также костюмы и декорации.
Рекомендовать "Донжуана" к просмотру или нет - 50/50. Пусть каждый решит для себя сам :)
Премьера спектакля "Дон Жуан" в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского оставила странное ощущение. Вроде бы и актёры хорошо играют и декорации шикарные, ан нет, не зацепило, что-то не то. И давайте попробуем разобраться, в чём причина некоего недоумения после спектакля.
Начнём сразу с главного - с актёра, который играет Дон Жуана. Это Эльдар Трамов. В его исполнении и интрепретации, задуманной режиссёром Анатолием Шульевым, Дон Жуан какой-то эксцентрично-жеманный истерик, который похож, простите, на человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но никак не на мачо. Как в него могут влюбляться женщины, каким он может быть ловеласом, будучи весь окрашен "голубыми" тонами? Я был с девушкой, так вот она ту же мысль высказала. Более того, на премьере я встретил ещё несколько знакомых девушек и они просто, как сговорившись, высказали своё недоумение таким режиссёрским и актёрским видением главного героя. В нём нет ни капли мужской харизмы, нет брутальности. И если режиссёр заявил эту постановку как современную селебрити-драму, то там не было ни селебрити, ни, в общем-то, драмы. Был отсыл к современности, где всё действие происходит в наше время и, соответственно, в современных костюмах. Были какие-то намёки на современную ситуацию в России и в мире. При этом текст Мольера был близок к оригиналу. Но я не увидел и не услышал там ни старину Мольера, ни современных интонаций, ни селебрити-party. Ощущение такое, что смешали всё в одну кашу и дали на пробу зрителям.
Если уж режиссёр решил делать Дон-Жуана взбалмошным истериком, то на эту роль мог бы пригласить Сергея Алдонина. Вот у него бы этот спектакль заиграл бы всеми красками, была бы и харизма, и брутальность, и истеричность.
Гомосексуальные ноты в спектакль добавляет и сцена с приходом кредитора Дон Жана господина Диманша (Константин Константинов). Там просто идёт какое-то обольщение кредитора главным героем, а потом ещё и его слугой Сганарелем (Виталий Ленский). И "голубая" линия проходит через весь спектакль. Нет, я очень толерантный человек, но ведь это пьеса о мачо, о сердцееде, о любимце женщин.
И уж совсем режиссёр и актёр убивают себя в сцене, где Дон Жуан лежит в больнице после отравления, а по телевизору идёт фильм "Маленькие трагедии" и звучит голос Высоцкого. Если режиссёр решил совершить самоубийство, то он его совершил. Понятно, что здесь идёт противопоставление двух героев. Но лучше бы режиссёр его не делал. Потому что он совершил контрольный выстрел себе в висок. Сравнивать игру Высоцкого и то, что увидели зрители в этот вечер просто невозможно.
Декорации, как я уже говорил, шикарные. Это вначале стена из проводов, которая поворачиваясь становится огромным количеством динамиков. На сцене стоит ударная установка и синтезатор плюс микрофоны. Кажется, что пришёл на рок-концерт и вот-вот сейчас всё загремит, зажгётся, будут соло на ударных и клавишах, будут летать гитарные рифы над залом, а герои пьесы будут выдавать умопомрачительные рок-хиты. Ну ведь если ружьё висит на сцене, оно должно же выстрелить? Ан нет. И тут ничего не случилось. Ни одна декорация не сыграла. Было два-три раза ударено одной палочкой по тарелкам. Была одна, фальшиво исполненная и сыгранная на синтезаторе песня Эльвиры (Анастасия Мишина). Но это, я думаю, задумка режиссёра такая. Был один симпатичный лирический медлячок, неплохо исполненный Дон Жуаном. И прозвучала ещё одна фальшиво исполненная песня Шарлотты (Валерия Куликова). Всё. Зачем было делать Вудсток на сцене совершенно непонятно. Справедливости ради надо сказать, что песня Эльвиры на мотив "Я ехала домой" исполненная a cappella звучала великолепно и раскрыла голос актрисы, с которым, однако, надо ещё поработать.
Финал вообще непонятен и смазан. Какое-то короткое замыкание, голос мамы и появление на сцене некой безобразной скульптуры, которая, как я понял, маму и символизирует. Что это было?
Стоит сказать и о продолжительности спектакля. Он ужасно затянут. Попытка рассказать обо всём повернулась тем, что было сказано ни о чём. Кажется, что многие зрители ждали, когда же это всё закончится. А спектакль шёл и шёл, как бесконечный ливень.
Как мне показалось, актёры и сами поняли, что это если не провал, то близко к нему. На поклонах на их лицах не было счастья. Вышедшему режиссёру не устроили оваций. Не было ни одной бисовки. Зрители похлопали ради уважения и разошлись, обсуждая то, что они увидели. Это и есть главная оценка спектакля.
Тот самый случай, когда актёры играют блестяще, а замысел режиссёра абсолютно непонятен и его режиссура откровенно слабая. Зрители уходят в расстройстве, а актёров жалко.
В этом спектакле мы не увидим шпаг, плащей и пышных юбок потому что режиссер А. Шульев перенес действие в наши дни. Поэтому сам Донжуан (так в программке ибо - архетип) одет то в халат, то в прикид хипстера, Пьеро носит полувоенную форму, а Гусман - темный костюм, которым обычно охранники щеголяют. Кстати, костюмы персонажей, на мой взгляд, - одна из удач спектакля. Дорожный костюм доньи Эльвиры, состоящий из кожанки, мотоциклетного шлема и газовой юбки - это очень здорово. Так что М. Данилова, художник по костюмам, явно мастер своего дела.
Не менее интересно оформлена сцена. На зрителей смотрят десятки раструбов динамиков. Зачем они здесь? Это переносный образ голосов персонажей? Это голос автора? Что это? Каждый понимает сам. А я выражаю респект М. Яцовскису, художнику-постановщику.
Ошеломляюще хороша работа художника по свету, О. Паулиньша. Звездное небо во время монолога Сганареля, статуя командора в виде лучей света...
Как вы уже поняли, с формой тут более чем хорошо. Поэтому обратимся к содержанию. Перенос действия пьесы в наше дни вполне возможен, тем более, что текст несколько "омолодили" и поэтому звучит он не старомодно. Проблемы, которые поднимает Мольер, также не утратили своей актуальности: что такое добродетель и порок, есть ли высшие силы, вопрос об ответственности человека за свои поступки. Все это волнует и нас с вами, как 4 века назад волновало подданных короля-Солнца. Поэтому пьеса отнюдь не кажется старомодной. Тем более, что актеры играют отлично. Сганарель - так просто гениально, мне он понравился больше всех.
И тем не менее, минусы у спектакля есть. Точнее, один минус, но очень большой. Донжуан, главный герой пьесы. И это не просто минус, это катастрофа как она есть.
Как сказал режиссер, Анатолий Шульев, "Современный Донжуан – это такой популярный стендап-певец-блогер, гастролирующий по стране с концертами, имеющий армию малолетних поклонниц и всегда немного пьяный. Стилистически в спектакле я хочу провести его через несколько десятилетий развития поп-культуры от ее зарождения до наших дней...
Мы застанем Донжуана в переломный период его жизни: пройден пик популярности, дальше только падение, но праздник для него продолжается, и шоу тоже должно продолжаться до последнего удара сердца, до последнего вздоха. Все пророчат ему наказание от высших сил, но осуществится ли оно когда-нибудь в нашем рациональном мире?..".
Так вот, никакого стендап-певец-блогера я не увидела. Я увидела гомика. Слащавого, жеманного и противного. Господа, вы, как мне помнится, спектакль поставили о знаменитом соблазнителе женщин, нет? Так вот, большая часть представительниц прекрасного пола на ЭТО даже не взглянула бы. Ибо в ЭТО не влюбляются. ЭТО - вообще не мужчина. Поменяйте персонажа... Да, я про персонажа, а не про артиста Э. Трамова, я верю что он может сыграть что угодно и тут не его вина... Поменяйте манеры, прическу, грим. Сделайте героя, который действительно был бы привлекателен для женщин и у вас будет отличный спектакль.