Новую работу Николая Рощина и Андрея Калинина "Дети у власти" по одноименной пьесе Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти» на Новой сцене Александринского театра стоит поделить на два: до антракта и после оного.
В первой части "действие происходит 12 сентября 1909 в Париже, в доме семейства Помель, и длится непрерывно с 8 часов вечера до полуночи". Точнее - действие должно происходить, но после признаний конферансье разного толка и обрушившейся декорации, спектакль идет не по заранее намеченному плану. Так, по крайней мере, объясняет нам ассистент режиссера, предлагающий зрителю ЗАМЕСТО посмотреть кинематографические нарезки из спектакля.
С этого момента, как говорится, "всё смешалось в доме Облонских": хоррор, трагедия, комедия, кино, театр, абсурд и сюр, всё воедино здесь и сейчас.
С экрана актеры поочередно вещают о своей нелегкой доле (работе в театре, работе над пьесой: "Мне 65 лет, и мне дали играть девочку 6 лет. Это очень стыдно", закулисных проблемах: "У меня тоже заканчивается договор"), мешая всё это со своим персонажем в "Детях", одним словом, на сцене откровенный винегрет из бекстейджа и собственно спектакля. К тому же, даже эти редкие театральные вкрапления абсурдны до невозможности - чего только стоит пердящая смерть Ида Мортемар.
Есть ощущение, что, возможно, сама по себе тема аморальности жизни, так подробно описанная Витраком (насилие, семейные измены, педофилия, раннее половое созревание), настолько тяжела для восприятия, что режиссеры намеренно рассказывают о теневой стороне жизни весело и с издевкой, вытесняя таким образом эти темы и не давая зрителю сильно погружаться в боль.
По окончании первой части конферансье призывает публику не расходиться, так как во второй части НАКОНЕЦ-ТО начнется настоящий театр.
После антракта действительно на сцене происходит нечто похожее на задуманную Витраком пьесу. Не без сюра, конечно, но это уже точно театр...пусть и современный. Режиссеры, как и в первой части, от души дурачатся в своей привычной манере (оранжевая пальма с тазиком, наполненным грязью, кровать с любовницами и наказание Виктора горшком с синей краской, а под занавес - летящая и устрашающая смерть). Творящееся на сцене вполне привычно, особенно зрителю, который не понаслышке знаком с творчеством Николая Рощина, многие приемы в "Детях" заимствованы из его спектаклей :"Баня", Ворон", "Сирано де Бержерак", "Носороги".
Постановка оставляет неоднозначные ощущения. Есть очень красивая и до мелочей продуманная сценография (это всегда отличает спектакли Рощина и Калинина), но при этом при всём "так много всего за раз", что тяжело это бывает переварить. И если уж совсем откровенно, по моему мнению, спектаклей в духе Рощина (абсурд и сюр) не должно быть слишком много в репертуаре театра, потому что от них очень легко устать. И их пересматривать не будешь. Такие постановки должны быть вишенкой на торте, но не более того.
В общем, "думайте сами, решайте сами" смотреть или не смотреть.
Редкостное позорище. Стыдно было перед милыми людьми, которых я пригласил на сие действо. Надеюсь, больше этого в репертуаре нет - морально тяжело должно быть играть оправдание педофилии и изображать проблемы детской сексуальности. это не каждому под силу, да и смысл?
Лекарство от деградации.
Спектакль Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у Власти» поставлен по пьесе знаменитого французского драматурга и поэта Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». Пьеса вышла в свет в 1927 году и с тех пор она была поставлена несчётное количество раз. Вопреки десятилетиям разделяемые наш век и события тех лет, это произведение продолжает привлекать внимание новаторов сцены и характерным примером этого является спектакль «Дети у власти». В этом абсолютно шедевральном произведении европейской драматургии Витрак открывает зрителю жизнь французского общества после Первой Мировой. Витрак препарирует жизнь общества, в котором он жил и творил свои пьесы. В этом произведении драматург изучает внутренний психологический климат общества и с этой целью он создаёт некий макет французского общества. В цент его он помещает небольшую семью, в кругу друзей и прислуги, это своеобразный репрезентативный срез, который позволяет смоделировать французское общество того времени. Это сообщество практически заключено в одно пространство, которое пропитано духом ужасов Франции, искореженной кровавым, бессмысленным побоищем Первой Мировой. В нём общество тщательно пытается вуалировать прогрессирующую моральную деградацию, за обветшавшим фасадом благоденствия и маской благонамеренности. В фокусе спектакля двуличие общества, его моральная деградация и разврат, всё это плохо-вуалируется показной набожностью, при этом эта болезнь не уникальна и её симптомы хорошо заметны сегодня в мире вокруг нас и это придаёт сюжету пьесы актуальность. В спектакле «Дети у власти» создано особое пространство для раскрытия замысла великого французского драматурга и актуальности его видения жизни. Рощин и Калинин воплощает замысел Виртака в создании действия в формате «театра в театре». В «Детях у власти» зритель становится свидетелем двух пространств, в одном актёры работают над созданием образов персонажей драмы, в другом (параллельном) пространстве происходит действие сам спектакль. Актёры, работающие над образами, пытаются найти пути их воплощения, через собственное видение и они здесь играют свою комедию абсурда, инспирированную образами Витрака. В начале эти две истории существуют в двух плоскостях с четой границей между ними, но с каждой минутой сценического-существования эта граница между стирается. Это приём интересен нивелированием временных и географических границ. В спектакле эти миры сливаются, переходят один в другой и создаёт невероятное по экспрессии сценическое пространства. В «Дети у власти» драма общества на гране морально-этического коллапса раскрыта через галерею образов, одни из них воплощены сценически актёрами, другие возникаю благодаря мультимедийных сценических решений. В раскрытии драмы общества создатели «Дети у власти» обращаются к символизму, мастером которого был Роже Виртак и здесь он позволяет передать эмоционально психологический климат людей, оказавшихся в жерновах большой политики, которая запустили кровавую бойню и искалечили их души. Война придала вектору деградации общества дополнительное ускорение и спектакль запечатлеет эти истоки драмы. Рощин и Калинин в воплощении пьесы предоставили возможность нам всем увидеть симптомы болезни общества на гране коллапса и морального разложения, увидеть в этой истории черты современности и попробовать осознать опасность этого, осознать катастрофичность и губительность игр большой политики на жизнях обыкновенных людей. Спектакль «Дети у власти» предоставляет нам прекрасную возможность, посмотрев его, получить лекарство против болезни, которым охвачено наше общество сегодня.