Драматический |
16+ |
Светлана Землякова |
18 апреля 2024 |
Очень!!! Умеет Светлана Землякова в своих постановках создавать эффект абсолютного погружения. Ты словно находишься вместе с героями в этой деревушке, такой же житель и свидетель всего происходящего. Актеры играют превосходно. Как всегда у Земляковой получилось глубоко и душевно. Все, кому рекомендовала и кто уже сходил,- в восторге!
Сложен для понимания без предварительного ознакомления со сценарием. Герои одновременно играют роль и ко мментируют происходящее вместо ведущего. На мгновенье даже создалось впечатление, что сцена поделена надвое: одна играет спектакль, вторая комментирует.
Сама суть постановки, наверное, была актуальна в далёком премьерном 1974 году. Но на дворе уже 2024 год. Из изюминок: живой выстрел из ружья, обнажённая женщина в бане... И главная - на сцене играет ребёнок! Редкий случай!
Я посмотрел спектакль исключительно с целью знакомства с театром. Впечатлений от него осталось совершенно немного.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Н. А. Некрасов
Неделю назад в Театре на Таганке состоялся показ спектакля "Деревянные кони", созданный по мотивам трех повестей Федора Абрамова: "Деревянные кони", "Пелагея" и "Алька". Режиссер спектакля Светлана Землякова. Это спектакль - история Русской деревни, показанная через судьбы и характеры трех женщин, живущих в разное время. Здесь очень хорошо раскрывается образ русской женщины. На мой взгляд, режиссеру удалось прочувствовать и подсветить много тонкостей и самых важных моментов, которые объясняют поступки и психологию людей, живущих в довоенный и послевоенный периоды в глухих деревнях.
"Деревянные кони", это такие украшения, обереги, которые устанавливались на крышах крестьянских жилищ. В постановке идет сравнение этого сакрального украшения с героиней Елены Оболенской в первой части спектакля, которая служит хранительницей глухой, забытой богом деревни. Ее образ является олицетворением возрождения деревни, но спустя несколько поколений мы наблюдаем, как деревня начинает угасать и постепенно редеет обороняющий "конный полк".
Первое действие происходило в лесной северной деревне Пижма, где мало бывает солнца, а люди выживали за счет охоты и рыбалки. Здесь соблюдают свои традиции и устои. Некоторые эпизоды сопровождались народными песнопениями, которые, как известно, помогали справляться со всеми невзгодами, велись разговоры о правилах похорон местных жителей, очень строго относились к понятиям чести и достоинства, почитали тяжёлый физический труд, потому что именно он являлся основой жизни.
Василиса Милентьева, в её образе многие узнают своих прабабушек. Женщина старой закалки, мудрая, смиренная и рассудительная. Её рано выпихнули замуж, грозным супругом - дикарем она была не любима. Женщина была с детства приучена к труду, её уважали за доброту и твердость. Елена Оболенская прекрасно справилась с непростой ролью Василисы Милентьевой, глядя на неё не перестаёшь восхищаться, как можно сочетать в себе одновременно такую тихую кротость и огромную внутреннюю силу, способную выдержать тяжелые удары судьбы.
Во втором действии, Пелагея, совершенно другой образ. Вроде бы та же работящая деревенская женщина, но уже с другим характером, многое понимает, не боится пойти против всех, всю жизнь тянулась к хорошим людям. Героиня Александры Басовой пережила голодные послевоенные годы, желает , чтобы дочь её была счастлива и сыта. Она знает цену каждой вещи, ведь после войны так сложно было достать что-либо из одежды, а из-за голода она потеряла своего первенца. Много лет проработала на пекарне и ни одного дня не отдыхала, запасалась одеждой, обрезами, думая тем самым, что обеспечит счастливое будущее себе и своим близким. С какой досадой и сожалением она начинает понимать, что жизнь уже ни та. Поменялись ценности и взгляды, что она отстаёт от жизни. На примере с покупкой плюшевых жакетов, которые оказались давно уже ни в моде. Она вдруг осознает, что все, что раньше представляло какую-то ценность, нынче тряпками зовётся. Вещи быстро выходят из моды и выкидываются. Несмотря на потери и разочарования, Пелагея с большой любовью относится к своему труду и испытывает огромное уважение к хлебу.
Дочь Пелагеи, Алька (великолепная игра Анастасии Лазукиной), не хочет такой судьбы, как у матери. Красивая, смелая, легкомысленная, уверенная в себе, но семейная жизнь так ей и не удаётся. Уезжает в город попытать счастья вместе с офицером Владиславом Сергеевичем (Максим Михалев), но разочаровывается, так как он оказывается двойным алиментщиком.
Три судьбы, такие разные и непохожие. Разное время и нравственные ценности. Стала ли женщина свободней и счастливей?задумываешься после просмотра этого спектакля . Постановку обязательно стоит посмотреть, хотя бы потому, что это история наших бабушек и прабабушек. Понравились очень реалистичные декорации, воссоздающие образ русской деревушки. Забор из деревянных досок, скамьи, глиняная посуда и костюмы героев (фуфайки, платки, ситцевые платья и обувь, на которой очень часто делает акцент режиссер).
И еще один перезапуск - в прошлый вторник мне довелось побывать на премьере «Деревянные кони» в постановке Светланы Земляковой по трем повестям писателя Федора Абрамова в Театре на Таганке
Первый раз спектакль увидел свет в апреле 1974 года - то есть аж 50 лет назад, и режиссеру Юрию Любимову пришлось «пободаться» с цензорами и внести некоторые правки, чтобы отстоять его, сцены с коллективизацией не вязались с генеральной линией партии, и некоторыми моментами пришлось пожертвовать, чтобы зритель все же увидел «Коней».
Тема русской деревни в 2024 кажется спорной, многие архетипы канули в Лету - но Светлана Васильевна, признанный мастер работы со сложной прозой, той, за которую боятся даже браться режиссеры - сумела интерпретировать повести так, что они смотрятся актуально, а вечные вопросы бытия выходят на первый план, оставаясь вне времени и «декораций».
Кстати, о декорациях, но уже без кавычек; художник-постановщик Александр Боровской и художник по костюмам Мария Боровская - прямые потомки художника Давида Боровского, который полвека назад участвовал в создании первой, любимовской, версии.
Меня восхитили костюмы - часто в исторических постановках не удается найти баланс, и приходится идти на серьезные компромиссы - а Марии это прекрасно удалось - образы персонажей прекрасно смотрятся, и не вызывают сомнений в достоверности.
Светлана Землякова подобрала отличный, убедительный актерский состав - им почему-то сразу веришь.
Мое внимание привлек молодой артист труппы (с 2022 года) Андрей Попов, выпускник ИСИ-2017(мастерская А.И.Шейнина). Когда актер обладает такой гармоничной внешностью и отличным сложением, талант - уже излишество, но Андрей прекрасно справился с ролью послевоенного офицера-подлеца, вскружившего голову совсем юной девочке и воспользовавшегося ее наивной полудетский влюбленностью. Так что отдельное браво, тот случай, когда хочется обойти все спектакли артиста.
Вчера была на спектакле. В целом, очень понравилось! Эмоций много, игра актёров создаёт образ героев Ф. Абрамова. Пытаются говорить по - пинежски, у некоторых неплохо получается. Но очень не понравился забор в три ряда. Я понимаю, что это задумка, символ, может, в общем, он создаёт образ деревни, если глобально смотреть, но если мы говорим об Абрамове, о Верколе, то это мешает образу, этот забор чужой абсолютно для Пинеги, нет там таких досок, там - изгороди. И мне это мешает, разрушает образ северного пейзажа, который созвучен северной протяжной песне, которой в спектакле также не хватает.