ФРАНК. Ну пожалуйста, ну расскажи, про человека, который стоял закопанный в яму и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, а у ног его вертелась маленькая крыса, маленькая голодная крыса, которая никак не могла вырваться наружу и была вынуждена проесть себе путь через задний проход и выползти наружу через рот. Расскажи. У тебя так здорово получается.
КАТАРИНА (раздраженно). Расскажи сам.
ФРАНК. Да я не помню.
КАТАРИНА. Ну это же было про тебя
Ларс Нурен – суровый шведский драматург про асбурд, порнографию, физическое и эмоциональное насилие. Элмарс Сеньков – молодой латышский режиссер про любовь и звезды. Ну как такое пропустить!
Пьеса «Демоны», написанная в 1978 году, несмотря на вечные упреки от критиков во вторичности по отношению к «Кто боится Вирджинии Вульф» имеет не один десяток постановок в Швеции, Франции, Испании, Германии и даже парочку экранизаций. Вот и в России уже вторая постановка. Значит, актуально, значит, трогает. И зрителей, и режиссеров и актеров, для которых роли главных героев во многом «на преодоление».
У нежного, трогательного и инфантильного Франка (Один Байрон) умирает мать, но больше, чем выданную ему урну с прахом, он мечтает похоронить давно умершие отношения с роскошной, стильной и властной Катариной (Яна Иртеньева). Их соседка, глуповатая роняющая от постоянного недосыпа детей на пол, Йенна (Мария Селезнева) хочет перекрасить кухню и внимания от своего флегматичного, отрешенного и упорно нежелающего замечать ничего вокруг мужа Томаса (Иван Фоминов).
Вообще, шведы всегда задавались вопросом, как и зачем при полном достатке и общем жизненном благополучии превращать стильную шикарно обставленную квартиру в скотобойню, а отдельно взятую благопристойную семью в филиал ада на земле. Именно в этом внешнем благополучии и есть шведское отличие от всех прочих национальных семей «несчастливых по-своему». При этом хорошие драматурги, а Нурен чертовски хороший, стараются копнуть глубже очевидной созависимости, абьюза и прочих прелестей семейной жизни, на которых в своей постановке делает акцент Сеньков. Режиссер очень хорошо по человечески понимает своих героев, и играют актеры прекрасно, наблюдать за их диалогами – чистое удовольствие. Но подобрать к пьесе ключа, к сожалению, им не удается. Если это реализм – то зачем эти люди говорят такие похабные вещи, как у Нурена? Если фарс – зачем так осторжничают?
Нурен говорил «Иногда нужно оскверниться. Нужно как следует оскверниться, чтобы быть человеком». Толерантность не доводит до добра, стремясь не замечать проблемы и держать лицо, человек рано или начинает каменеть, либо гнить изнутри. И, возможность дать своим демонам расправить крылья - это плата за то, чтобы быть человеком.
«Сначала все такое объективное и конкретное, а потом вдруг испаряется, как запах…. Чего тебе от меня надо? Чего ты от меня хочешь?... Тяжело… Еще тяжелее… Нас нет. Страшно. Нас нет… Мама, где ты?.. Мама? Тебя нет. Где ты, когда тебя нет? Кто была моя мама? Очень тяжело. По-настоящему тяжело. Я плачу. (Слез нет.) Я прощаюсь. И ухожу. Ухожу. Смотрите. Лишь тот, кто идет, сможет вернуться».
В этом спектакле кто-то узнает себя, кто-то знакомых, кто-то будет шокирован, кто-то заскучает, но это далеко не худший способ провести вечер.
Интересная пьеса, достаточно высокий уровень всей команды спектакля (исключение разве что Мария Селезнева, в очередной раз в большой роли она совершенно неубедительна). Вроде бы и все на месте, но при том напряжении, что дОлжно было ожидать, вышло крайне безопасно, местами предсказуемо и совсем не искрит. Единственное "вау" это эпизод с вазой Байрон-Фомичев - браво!
Увидев в составах Одина Байрона, как бабочка на огонь я полетела на премьерных "Демонов". Узнала же, на что я иду, только сегодня утром, когда решила прочитать пьесу… Эээ, ну я давно недоумевала, почему всюду ставят одну и ту же классику и почему бы не поставить что-то современное. Ну вот, получила современное. Скажем там, спектакль гораздо адекватнее и проще пьесы, и понравился мне больше. Жаль было только выброшенного монолога Франка в конце. Но вообще я не поняла, зачем было брать это произведение для постановки. Сама пьеса Ларса Нурена – это театр абсурда с гипертрофированным образом психопатки главной героини Катрины. В спектакле же данный образ и абсурд сглажены и практически сведены к нулю, чего я совершенно не ожидала от Гоголь-центра. Я готовилась смотреть что-то очень сложное для восприятия и вывернутое наизнанку, а оказалась простенькая бытовуха. Две семьи-соседи, измучившиеся в собственных парах, полагают, что другому досталась лучшая партия. В течение одного вечера они получают возможность испробовать сладостный соседский плод, но приходят к выводу, что свое роднее. Из актеров отмечу, естественно, Одина в главной роли. Это самая будничная его роль, но с другой стороны я его еще никогда не видела в такой бытовой роли, и тем она необычна. Он хорош! На него было интересно смотреть, собственно как всегда. Понравилась мне еще Мария Селезнева в роли Йенны. Придавала живости действу. Спектаклю я дала бы 4 из 5, и то из большой любви к Одину и в сравнении с пьесой. Если б это был не Гоголь-центр с его высоченным творческим уровнем, то для какого-то другого театра этот спектакль весьма неплохой. Готова ли я еще раз прийти? Ну максимум раз и только ради самой большой роли Байрона.