Экспериментальный |
16+ |
Диана Шапиро |
1 час 10 минут |
Мне кажется, нужно иметь огромные азарт и смелость, чтобы поставить спектакль по пьесе, сгенерированной нейросетями. Команде удалось передать некий «роботизированный абсурд», который выдала нейросеть. И создалось ощущение, что я смотрю это по запросу в чате GPT. Отдельное восхищение хочу выразить художникам за атмосферу лаборатории, в которую попадаешь и погружаешься в живой театральный эксперимент. Театр «где я» не перестает удивлять, продолжайте!
Не секрет, что нейросети сейчас умеют очень многое и уже оказывают влияние на нашу жизнь. Вспомним хотя бы почти 150-дневную забастовку Гильдии сценаристов США в 2023 году, одним из требований которой было ограничение использования нейросетей. Режиссер спектакля «Далекие чудеса» в театре «Где я» пошла дальше – она позволила нейронной сети самой написать сценарий к спектаклю на основе 200 произведений советской научной фантастики.
«Когда мы создали сценарий с помощью нейросети, то поняли, что поставить этот спектакль сможет только тоже нейросеть. Поэтому все, что вы увидите – наше видение, как бы она смогла это делать» – рассказала режиссер Диана Шапиро зрителям перед спектаклем. Потому, например, обстановку, паузы и ремарки озвучивает голос Гугл Ассистента, а сами герои говорят и двигаются очень неестественно. Их речь постоянно прерывается, что вызывает смех в зале, а некоторые слова сопровождаются действиями. Так «я» не обходится без паузы и характерного жеста, указывающего на себя.
Сценическое пространство минималистично. Все сразу указывает на нереалистичность помещения: серый стол, два аппарата с бесконечными проводами, полка с цветами, свисающая сверху, и общее черное пространство. Дополняет обстановку пол, расчерченный белыми клетками, будто говорящий нам, что все это «матрица», некая симуляция.
Таким же нереальным кажется и написанный нейросетью сюжет: невиданный чудоаппарат, который непонятно зачем нужен и о котором напоминает герой Пафнутий (Егор Бильжо) по поводу и без – клише из советской фантастики. Кроме того, в общем повествовании появляется любовная линия Обыкновенного волшебника (Яна Фоминых) и Веры Ивановны (Наталья Смирнова). О том, что линия – любовная, зрителю даже не приходится думать, ведь нам просто показывают большое светодиодное сердце, а момент «разлада» между героями – отдалением его половинок друг от друга. Можно сказать, наглядность чувств дополняет мысль о том, что спектакль как бы «поставлен нейросетью».
В передаче режиссерского замысла немалую роль играет и пластика. Движения максимально упрощенные и будто роботизированные. Они всегда иллюстрируют слова (об этом мы говорили ранее) или чувства героев. Так происходит, когда герои выгоняют посланника судьбы, они просто по очереди указывают на импровизированную дверь из симуляции.
В текст реплик героев и ремарок включается неожиданная песня про волшебный меч. С ней создается иллюзия оживления повествования: свет из белого становится динамичным и цветным. Движения лишь отдаленно напоминают танец: они все также условны. Песня по смыслу вписывается в общую атмосферу абсурда, при этом коррелируя с линией Волшебника, – как раз появление чудес в мире советской фантастики и создает непонимание происходящего у зрителя наравне с несвязностью реплик, написанных нейросетью.
Особенность спектакля – взаимодействие с аудиторией. Режиссер Диана Шапиро перед спектаклем сказала: «Если вы чувствуете, что вам смешно, то, пожалуйста, смейтесь!». Уровень погружения зрителя дошел до такой степени, что во время спектакля произошла такая ситуация:
Актриса: Хочешь, я сниму тебя с дерева и превращусь в медузу?
Где-то в зале: Хоспади…
Но не вся постановка построена на полном абсурде. В середине спектакля происходит перелом в сюжете: одна из героинь Лида (Валерия Лифановская) осознает, что она лишь оболочка. Из-за одной случайной фразы, она будто просыпается и понимает, что все вокруг – симуляция. Пафнутий и Вера Ивановна начинают бегать и повторять свои «коронные фразы»: Пафнутий о необходимости включить чудоаппарат, а Вера Ивановна про Обыкновенного волшебника. Лида снимает с головы парик и будто перевоплощается. Мы ощущаем одиночество человека среди машин: единственное, что ей остается – это шутить, чтобы хоть как-то отвлечься, и…ломать четвертую стену!
Все чаще и чаще Лида обращается к зрителю, будто играет на него. Так, «извинения работникам института» - очередная абсурдная шутка, была сказана прямо в камеру моего телефона! В кульминационный момент пьесы и Лида внутри ломается: она пытается вывести Веру Ивановну из транса, а когда не получается, перекрикивая ее абсурдную речь, читает нараспев начало поэмы Маяковского «Флейта-позвоночник». Наверное, это был в чем-то «прощальный концерт» Лиды, она дочитывает до слова «думаю», так и не успев его произнести – ее убивает Вера Ивановна. Половина зала смеется – скорее, от неожиданности, ведь с этого момента от симуляции уже не смешно, а жутко. Всю ситуацию четко описывает другая цитата из того же стихотворения Маяковского «измученный человек одичал и вымер».
Но не «последней песней» Лиды заканчивается сцена, не монологом трагического героя этой комедии, а снова абсурдной пародией на монолог: Вера Ивановна произносит фразы, не складывающиеся в общий смысл, снова и снова повторяет «Вот такие разговоры были со мной во время этих бесед».
Это тоже еще не конец (как писал Левитанский, «ведь за каждым финалом следует продолжение»). Спектакль возвращается к началу, как бы говоря нам о том, что абсурд будет продолжаться, и все реплики, которые в начале казались смешными, теперь воспринимаются совсем иначе – жутко и даже как-то трагично.
«Далекие чудеса» – это спектакль о совсем близких к нам чудесах нейросетей, о трагичном одиночестве человека среди машин, незавидной судьбе выделяющихся из общей системы и песне про волшебный меч, который можно найти, если вылезти из-под стола. Это доведенная до абсурда симуляция реальности, которая оказывается не так далека и совсем не так чудесна, как кажется на первый взгляд.
Спектакль сложный для восприятия, но очень хорошо сыгранный и смешной, с легким заигрыванием над темой сознания. Текст сгенерен, судя по всему, старой версией chatgpt и уследить за логикой повествования иногда бывало непросто. Но подано все это превосходно и вполне можно отпустить ситуацию и наслаждаться происходящим абстрактно