Драматический |
12+ |
Светлана Бутузова |
1 час 50 минут |
Спектакли «Многоточия» - это не просто театральные постановки, а своеобразная психологическая терапия, которая, благодаря действию на сцене, позволяет заглянуть внутрь себя и порефлексировать над своими мыслями, ощущениями о увиденного.
Для первого знакомства, я выбрала спектакль «Цветы для Элджернона». Рассказ Дэниела Киза одна из моих любимых книг. Впервые прочитав её ещё на первых курсах университета, продолжаю перечитывать её на разных жизненных этапах и всегда нахожу в ней какие-то новые для себя мысли и моменты.
Конечно же, увидев данную постановку в репертуаре – решение идти было принято незамедлительно.
Стало безумно интересно, взглянуть как ожили любимые книжные герои на сцене.
И ожили они в постановке режиссёра Светланы Бутузовой – восхитительно.
В основе сюжета – 37 летний Чарли Гордон, умственно отсталый мужчина, который работает уборщиком в пекарне и становится участником научного эксперимента, в процессе которого, после проведенной операции, его интеллект стремительно растет.
И растёт настолько быстро, что в какой-то момент, наш подопытный, начинает опережать даже своего создателя – профессора, который разработал данный эксперимент.
И вот, спустя несколько месяцев, совсем недавно счастливый в своей глупости Чарли, начинает осознавать несовершенство окружающего его мира и людей в нём.
Те, кого он ранее называл друзьями, открылись для него с новой, не приятной стороны: оказывается, их дружба была основана лишь на насмешках над ним.
Любимая прежде работа в пекарне, так же оказалась не в радость.
И даже очаровательная учительница Алиса, которую влюбляется Чарли в первые «минуты» эксперимента, оказывается несовершенной в его финале.
Каковы ощущения главного героя после его интеллектуального прогресса? На сколько он счастлив в новом статусе? На сколько ему комфортно в его новой жизни?
Эти и другие вопросы возникают в процессе просмотра.
Переломным моментом, становится регресс маленького мышонка Элджернона. Именно он стал самым первым подопытным в сложном эксперименте по улучшению работы мозга.
Понимая, что и для человека последствия могут быть печальными – Чарли пытается самостоятельно спасти свой уникальный интеллектуальный прогресс, но…
Ежедневное и столь же стремительное угасание не позволяет ему остаться на достигнутом уровне, и Чарли, постепенно возвращается в своё первоначальное состояние переживая отчаяние и депрессию.
Каково это: взлетев на вершину, не успев насладится этим взлётом начать падать вниз и осознавать, что это неизбежно?
Спектакль – сильный и сложный, заставляющий задуматься, о ценностях простых человеческих качеств, в том, что действительно важно в жизни.
Спектакль – захватывающий. Смотрится на одном дыхании. Огромная заслуга этого – просто потрясающая, блестящая игра актеров.
На сцене двое. Чарли (в исполнении Игоря Савостина) и Алиса (великолепная Лили Журавлева).
И их герои. Неожиданно разноплановые. И сыгранные бесподобно.
Лили, на сцене, как по мгновению волшебной палочки, перевоплощалась из доброй учительницы Алисы, в строгого требовательного профессора, а потом и в новую беззаботную соседку, любительницу танцев и необременительных связей.
Три совершенно разные роли, каждая из которых была сыгранна так, что зал иногда переставал дышать от драматичности момента, а иногда не мог остановиться от смеха.
Игорь, был настолько убедителен в своём низком IQ в начале спектакля, что не поверить в умственную отсталость его героя – было просто невозможно.
Преображаясь и меняясь с каждой театральной минутой, в конце постановки, сложно верилось, что в начале и конце – играет один и тот же человек.
Держать вдвоём внимание зрителей без сложных дополнительных спецэффектов – настоящий талант.
Минимум декораций. Ничего не отвлекает от сути, что на мой взгляд – плюс.
Всё действие происходит в загадочном полумраке, который создает нужное настроение.
Финал был очень трогательным, многие из гостей не сдерживали слезы.
А я не сдерживаю свой восторг по поводу увиденного.
Не так уж многие из прочитанных в детстве книг, оставляют в душе глубокий след и, возможно, определяют дальнейшую жизнь. Рассказ Дэниела Киза как раз из таких. Да, автор в дальнейшем переработал рассказ в роман, но я читала именно рассказ - историю мышки Элджернона и Чарли Гордона прошедшего путь от полуидиота до гения и обратно. Если бы Дэниел Киз не выбрал для рассказа жанр научной фантастики, возможно я бы его никогда и не прочитала.
Но это я веду к тому, что боялась идти в театр и смотреть спектакль, поставленный по этой книге. Боялась что сценическая версия не дотянет до оригинала, а если вдруг дотянет, то боялась той душевной боли, которую испытывала читая рассказ. В результате решилась, и выбрала для похода театр Многоточие, с которым ранее не была знакома. В результате знакомство с театром оказалось удачным и спектакль, поставленный Светланой Бутузовой мне понравился, хотя и не произвел такого же сильного впечатления как первоисточник. Наверное у меня возраст уже не тот, а вот девушка, сидевшая рядом, обрыдалась. Спектакль поставлен для двух актеров и, как я поняла, другого состава нет. Это Игорь Савостин - Чарли Гордон и Лили Журавлёва, исполняющая в спектакле множество ролей. Алиса Кинниан, мать, сестра, профессор, соседка - перевоплощение из одного образа в другой происходило молниеносно: менялись голос, осанка, пластика. Актриса всего пару раз покидала сцену, а Игорь Савостин не уходил за кулисы ни на секунду. У нас на глазах произошел взлет Чарли Гордона от умственной отсталости до гениальности и падение в пропасть неполноценности. Что сильнее – разум или чувства? Вот, ключевой вопрос, пронизывающий историю жизни Чарли. Он научился анализировать человеческие поступки, но не знает, как себя вести в той или иной ситуации. Любовь Чарли и Алисы была обречена. А виной тому эмоциональная незрелость Чарли. Его интеллект сформировался так быстро, что опередил созревание эмоций.
У меня есть лишь небольшое замечание к сценографии. В Спектакле, как и в книге, очень важен дневник, который ведет Чарли, а с моего места доску и надписи на ней заслоняли стулья, стоящие на сцене. Из-за этого впечатление немного смазалось. Наверняка доску легко передвинуть. А в остальном все хорошо. Спасибо!
Наконец-то добралась до «Многоточия» в Москве. Театр небольшой, играют они на разных площадках, так что заодно полюбовались на «Фламенкерию» на Бауманской.
На первое свидание спектакль выбирала тщательно, по любви. Но только платочки забыла, а ведь точно знаю, что буду Рыдать.
Так же как рыдала над книгой в свое время. Да, «Цветы для Элджернона»!
Меня тут спросили — да что там ставить-то? Да, небольшой рассказ, потом переделанный в повесть — дневник Чарли Гордона, в котором описаны события всего полугода — с весны, до осени.
Думаю, почти все читали книгу. Так вот, спектакль по ней сделали прекрасный. Конечно, с режиссерскими вставками Светланы Бутузовой. Появляются новые герои (немного, но они важны). Появляются новые диалоги (немного). И акцент смещается в сторону детских воспоминаний Чарли, его отношений с семьей.
В книге основной посыл «Если ты умный то у тебя много друзей с ними можно разгаваривать и ты ни когда не будеш один». Ну, как мы знаем, это, увы не так. Народ наш говорит «молчи, за умного сойдешь»
В спектакле умственно отсталый Чарли вначале живет прекрасной жизнью, ну, условно. У него есть работа, у него есть «друзья», у него есть прекрасная учительница мисс Кинниан. Но он все же решается на эксперимент (кстати, я не задумывалась об этом, но после спектакля конечно же схватилась за книгу — и поразилась тому, что Чарли сам идет на эксперимент! Он ХОЧЕТ стать умнее. И мисс Кинниан говорит ему, что это поразительно, что человек с таким низким интеллектом имеет такую четкую и твердую мотивацию). Он становится умнее «в три раза» (я так понимаю, что в те годы американцы как раз были очарованы измерением IQ). Но приносит ли ему это счастье? Нет — во многия знания многия печали!
Сцены с найденной сестрой и матерью — вот тут я рыдала просто в голосину (и сейчас снова плачу, пока пишу). Детей надо любить безусловно. Не за уровень IQ или внешность, не за оценки. Но у кого достнет сил на такую любовь? И когда поумневший Чарли пытается доказать что-то своей матери — мама, посмотри, ты можешь гордиться мною, вот тут все!
А потом наступает регресс. Умирает Элджернон, Чарли снова становится «глупым». Спектакль заканчивается.