Актуальный, как газетная передовица, трагифарс о строителях коммунизма.
Драматический |
16+ |
Лев Додин |
2 часа, без антракта |
Платонова надо читать. И ставить (для тех, кто не прочтёт). Потому как он необходим (актуален). Потому что он позволяет ответить на вопросы, на которые до сих пор нет ответа в нашем обществе. Малый драматический (для меня - один из главных столпов существующего в России, представьте себе, гражданского общества) на вопросы эти ответить пытается.
Я оцениваю большевизм как минимум отрицательно и Додин в "Чевенгуре" нисколько на меня не влияет, он лишь убеждает меня в правоте своей оценки. Убеждает и идёт дальше, в глубину, масштабнее, доходя в своей притче до размеров вселенной. На такой варинт рая (такое поведение людей, образ мыслей, мечты) Додин ставит горячее клеймо: "Смерть!". "Коммунизм" - это всего лишь символ того, против чего в совокупности выступает театр. Потому-то, на мой взгляд, и общественный, и политический выбор России образца 2000-х годов кладётся на "Чевенгур" легко.
Готовы ли мы после додинского спектакля по мотивам Платонова первобытно и слепо верить идее (власти, вере...), любить идею (власть, веру...)? Не готовы. Но посмотрят ли спектакль те, кто верит до конца, до погружения? Герои "Чевенгура" не хотят работать (в самом широком смысле этого слова). Хотим ли мы работать сегодня (в самом узком смысле этого слова)? Почему мы так часто хотим, чтобы работали за нас?..
На сцене перед нами первые люди (словно первобытные, только сейчас узнавшие, как добывать огонь). Которые слепо верят. Без разницы во что - верят. И вся конструкция Порай-Кошица - словно конструкция всего общества, общества вне эпох и границ. Можно было бы всё завершить погружением в воду, но художнику этого мало. Он переворачивает всю Землю. С Земли медленно сыплется грязь.
P.S. МДТ славен своей труппой, которая работает в ансамбле. "Чевенгур" в этом плане - образчик. Одно дыхание, один народ - на сцене. Семак, Власов, Дмитриев периодически берут нужную высоту, но, на счастье, не забывают о партнёрах. В итоге перед нами страшная картина, от которой и хотелось бы отвернуться, да не отворачивается. 10 лет в репертуаре... Мне кажется, такие постановки должны быть в репертуаре всегда