Москва
скачать приложение
БотПлати частями
О спектакле
В январской книжке «Артиста» найдете изображение одного молодого человека, страдавшего манией величия; называется эта повесть так: «Черный монах» А. П. Чехов в письме к своему издателю При жизни Антона Павловича Чехова его повесть «Черный монах» была переведена на многие языки, а также стала первой публикацией автора на китайском. Подобный интерес объяснялся многими факторам, а прежде всего — философским смыслом, который вкладывал в свою повесть Чехов. Создатели спектакля понимают тонкое лукавство Антона Павловича, обозначившего основную тему как «манию величия». Ведь если бы все было так просто, не было бы мирового интереса к повести, многочисленных трактовок и вариаций восприятия истории Коврина, главного героя произведения. Вместе с публикой мы хотим разгадать главную загадку повести и понять, кем же на самом деле являлся Черный монах: утешающим ангелом, соблазняющим бесом или же галлюцинацией больного человека? Эдуард Кашпоров, режиссер: «”Чëрный Монах” самая загадочная из девятнадцати повестей А.П. Чехова. В этом произведении много вопросов, на которые мне как режиссеру интересно найти ответ. А главное понять, кого рисует нам Чехов: гения или безумца? У них обоих могут быть одни и те же факторы которые влияют на их сознание: любовь, близкие люди. Сам конфликт заключается не из внешней среды, он внутри героя». Спектакль создан в рамках Молодежной программы Школы драматического искусства, художественный руководитель — Глеб Черепанов.
Премьеры, Драматический
12+
Эдуард Кашпоров
14 июня 2024
1 час 20 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

6
Вика
51 отзыв, 65 оценок, рейтинг 53
17 августа 2024
Слабовато

Мне не хватило изящества, глубины проработки чувств - страха, отчаяния и персонажей. Почему герой сходит сума? Вопросов к постановке осталось много

1
0
10
Анна
198 отзывов, 370 оценок, рейтинг 134
2 июля 2024
Необычное прочтение Чехова

Спектакль очень понравился! Все в нем гармонично, на мой вкус: и игра актеров (особенно главного героя), и музыкальное сопровождение, декорации, необычные режиссерские находки, необычное прочтение классики (я это произведение совсем иначе изначально понимала, а это взгляд с иной стороны) и, что тоже влажно, ни минуты не затянут. Это скорее спектакль-впечатление, спектакль-настроение для меланхоликов))

Я вышла с чудесным послевкусием, после которого хочется сходить на что-то подобное и повторить этот опыт.

Любителям глубоких, серьезных произведений, без развлекухи - рекомендую!

1
0
10
Мария Годлевская
25 отзывов, 25 оценок, рейтинг 3
27 июня 2024
Внутренние демоны неординарного человека, или Чужой среди своих...

"Большому кораблю — большое плаванье", но пока кораблики еще маленькие и неокрепшие, где же им начинать свой большой путь? Как найти свою речку, впадающую в море, не встать на мель, не быть протараненным кем-то более мощным? Это давняя проблема всех выпускников ВУЗов, давно ставшая не самой смешной шуткой, ведь либо ты получаешь опыт и пропускаешь учебу, либо учишься, но выпускаешься без опыта. Но Театр "Школа Драматического Искусства" предоставляет молодым талантливым режиссерам возможность начинать свой творческий путь сразу на большой сцене без оговорок про опыт. Благодаря Молодежной программе "Школы драматического искусства" под руководством Глеба Черепанова они могут поставить спектакль для основного репертуара Театра, воплотить свои режиссерские задумки, поработать с опытными актерами и профессиональной постановочной группой и даже получить обратную связь от первых зрителей. Это невероятная возможность оттолкнуться от стартовой точки и стремительно направиться вперед покорять театральный мир.

Первый спектакль был по повести А.П. Чехова "Моя жизнь", второй - "Черный монах" режиссера Эдуарда Кашпорова - тоже по малоизвестной одноименной повести А.П. Чехова. Честно скажу, что я ее не читала и не слышала о ней, но после этой постановки прочту обязательно, уж очень сильно меня зацепила тема несоответствия людей науки и творчества общепринятым нормам. Говоря прямо, все творческие, талантливые и гениальные люди всегда немного сумасшедшие в той или иной степени. Вы когда-нибудь задумывались об этом? Я - неоднократно с того самого момента, как в юном возрасте увлеклась творчеством, затем личностью Сальвадора Дали. Эмоциональные страдания неординарных личностей, их душевные метания, психологические битвы внутри сознания - это та цена, которую им приходится платить за то, что они могут привнести в этот мир. И это не их вина, это их беда, моментально отрезающая их от социума, в котором они находятся. Но таких "сумасшедших" не надо лечить, их надо просто принимать такими, какие они есть. Или не принимать, но, в таком случае, просто оставить в покое.

Когда смотришь спектакль по незнакомому произведению, если, конечно речь не о пьесе, всегда есть опасность, что будет что-то непонятно. Согласитесь, что рассказы, повести, романы зачастую содержат немалую повествовательную часть, описывающую место, действие, ситуации, к тому же, герои в них чаще меняют свою географию, так что можно потеряться без должных режиссерских решений и качественных декораций. Эдуард Кашпоров справился с этим легко и оригинально. Во-первых, поскольку все действия происходят либо в комнате или кабинете в городе, или за городом в саду, сцена была разделена на две части. Правую занимали стол, кресло, ковер, лампа, окно (настоящее), символизирующие пространство внутри дома, любого - будь то в городе или в деревне. А левую - теплица, символизирующая часть роскошного сада. Вы когда-нибудь видели на сцене целую теплицу? Слегка запотевшие стекла, большое количество зелени, - смотрится очень естественно. От сада до дома и обратно - один шаг, к тому же, использовалось закулисное пространство - нередко актеры выходили из зала через те же двери, через которые заходят зрители. Такое вот интересное решение, позволившее поместить в пространстве камерной сцены сразу несколько разнообразных локаций. Говоря о декорациях, представьте себе, не обошлось даже без дождика!

Во-вторых, помимо диалогов, актеры произносили часть ремарок автора, описательную часть повести, без которой невозможно обойтись, если необходимо сделать акцент на внутренних переживаниях героев, а особенно, когда герой страдает тяжелыми душевными муками и галлюцинациями. Параллельно это ориентировало зрителей, вместе с персонажами перенося с локации на локацию, из реальной жизни в голову главного героя и обратно. Сцены динамично сменяют друг друга, не давая ни на секунду зрителям потерять внимание, во многом это, должна сказать, огромная заслуга актеров. По замыслу режиссера, речь в постановке намеренно имеет бО́льшую скорость, нежели в реальной жизни, текст автора тоже проговаривается быстро, но при этом не теряет своей разборчивости, эмоциональности. Он словно берет за руку и тянет за собой в постановку, заставляя присутствовать и сопереживать, однако, такой формат очень непрост для исполнения. Главную роль, безумца и гения в одном лице, Андрея Васильевича Коврина исполнил Андрей Финягин. Он был абсолютно естественнен в состоянии метаний, сумасшествия, безумства, заставил ему поверить, вывернул свою и наши души наизнанку, что говорит о его высоком профессиональном уровне. Татьяну Песоцкую прекрасно сыграла Александра Лахтюхова. которую я уже видела в других спектаклях в других амплуа, и везде она очень разная, порой даже неузнаваемая. Николай Гонтар был обворожителен и неподражаем в роли Егора Семеновича Песоцкого. А Черный монах, которого сыграл Алексей Славкин, действительно был похож на тень, заметную нам едва ли, но вот в сознание Коврина впившуюся как пиявка.

Помимо всего вышеперечисленного, были еще интересные решения и оригинальные дополнения. Например, присутствие современных предметов, деталей в декорациях и костюмах вроде коротких дамских шортиков, телевизора, музыкальных композиций. Когда на свадьбе Коврина и Александры заиграла песня "Выпьем за любовь", было очень забавно, но при том глупо это не смотрелось, напротив, придало легкости и эмоциональных сил перед самой мощной частью постановки. Отдельно хочется отметить работу со светом, который то расставлял акценты, то придавал ощущение мистики и какого-то даже ужаса, то добавлял в декорации уныния и безысходности. Прекрасная совместная работа режиссера и творческой группы: художника-постановщика Елены Ярочкиной, художника Кирилла Саленкова, художника по свету - Михаила Глейкина, художника по Гримму Ксении Семеновой, хореографа Марии Орловой, помощника режиссера Марии Кочеловой и Александра Шапошникова, изготовившего видео.

Так, всего за полтора часа перед нами на сцене Театру "Школа Драматического Искусства" пролетела история одного гениального безумца и нескольких несчастных любящих его людей. Мне это напомнило воспоминания из собственной жизни, когда картинка сменяется картинкой, эпизод - эпизодом, листая страницы жизни в памяти быстро, торопясь все показать. "Черный монах" хороший спектакль, на который есть смысл привести своих родных и друзей. Кстати, традиционно программку к спектаклю вы получите в виде бумажного кораблика, символа Молодежной программы "Школы драматического искусства". А после спектакля есть возможность пообщаться с актерами, ведь они выходят в зал после его окончания. Спасибо ШДИ за такую интересную Молодежную программу и содействие в рождении новых.

1
0
10
Дария Кукушина
59 отзывов, 59 оценок, рейтинг 4
19 июня 2024

Тринадцатого июня в моем любимом Театре «Школа Драматического Искусства» на сцене на Новослободской(которая, увы, со следующего сезона поступает в безраздельное пользование театром Шалом) проходил пресс-показ спектакля «Черный монах».

Пожалуй, «Монах» Чехова самое мистическое и самокопательное произведение, вопросы психики, уверенности в своих силах, и отличиях нормы от НЕнормы всегда остаются актуальными, и неудивительно, что это произведение часто ставится в театрах России и не только - от любительских студий до лучших учреждений культуры столицы.

Версия ШДИ родилась в рамках молодежной программы Глеба Черепанова под руководством совсем еще юного 30-летнего режиссера Эдика Кашпорова(который, впрочем, уже успел полюбиться публике в актерском качестве). Вообще я очень удивилась, увидев перед показом, какой милый юноша взялся за постановку этого непростого во всех смыслах произведения, и как взвешенно и уверенно он отвечает на вопросы прытких корреспондентов федеральных каналов.

Удивило сценическое перевоплощение Николай Гонтар - браво создателю образа и его техническому «воплотителю», вышло превосходно, садовод Егор Семенович вышел аккурат таким, каким я его представляла, впервые знакомясь с повестью.

Спектакль вышел совсем небольшой, хронометраж в районе часа, но никакого ощущения недосказанности и усеченности не остаётся - скорее это плюс, затянутые версии в некоторых иных театрах вызвали во мне отторжение.

1
0
10
Елена Полякова
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 3
17 июня 2024

Благодаря спектаклю "Черный монах" в Театре «Школа Драматического Искусства» удалось познакомиться не только с этой повестью Чехова (признаться, пропустила ее как-то), но и Молодежной программой "Сценический ключ к прозе" художественного руководителя Глеба Черепанова.
Такие программы - всегда новый взгляд на классику, возможность заметить неочевидные нюансы. Так и в данном случае самая, наверное, загадочная повесть Чехова, показана весьма злободневной не только костюмами героев, видом города за "окном" и телевизором на сцене.
Главный герой, Коврин - замученный современным бешенным ритмом, обилием информации городской житель. Ему показаны не только свежий воздух деревни, но и некий информационный детокс.
Садовод Песоцкий и его дочь Татьяна выращивают в деревне не просто чудо помологии, но некий эдемский сад (высокомерно названный "издевательством над природой"), куда мечтает попасть горожанин, но при этом из него пытается сбежать Татьяна.
Вот такое противоречие изначально заложено в отношениях Тани и Коврина (не зря Чехов устами Коврина цитирует "Онегин, я скрывать не стану,
Безумно я люблю Татьяну…..)
А тут еще и "змей-искуситель" Коврина, являющийся в образе "черного монаха" (то ли тибетского, то ли кришнаита) и уверяющий в его исключительности. Противостояние "города и деревни" усугубляется противостоянием "гения и безумия": вероятно, талантливый Коврин получая самостоятельную кафедру так и не проявляет себя, отменив лекции по состоянию здоровья. И сгорает, казалось бы от наследственной болезни, но оставляя зрителя с ощущением, что это кажется только на первый взгляд...
Короткий "хронометраж" спектакля не дает возможности решить эти вопросы сразу, оставляет зрителю время на размышления.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все