Драматический, Классическая драма |
12+ |
Юрий Грымов |
17 сентября 2020 |
1 час 40 минут, без антракта |
Это спектакль о войне. О той, про которую говорят, не добавляя слово "Финская" или "первая мировая". О войне, которая перепахала жизнь всех семей в Советском Союзе.
Но зрители, пришедшие в театр Модерн, не увидят боевых действий. Спокойно, не торопясь, режиссер Юрий Грымов рассказывает историю тех, кто остался в оккупации. Это Надежда (Н. Меньшова), ее сестра Марька (А. Богданова) и ее дочь Леська (М. Канивец). Три персонажа разного возраста: женщина, девушка, девочка. Они такие разные, они мечтают о разном, но они едины в одном: им всем недостает любви, надежды, веры. И иногда кажется: вот закроешь глаза, задержишь дыхание и - твое заветное желание исполнится, надо только очень захотеть.
Что делать, как жить, если муж ушел в армию и вот уже несколько месяцев нет никаких известий о нем? Если каждая картошка на вес золота и постоянно хочется есть? Если в твоем доме живет чужой человек из далекой враждебной страны?
В спектакле "Человек с глазами Моцарта" нет ничего героического или пафосного. Есть жизнь. Есть люди, которые способны и на высокий и на низкий поступок. Вот как баба Катя, которая гадает, если принесешь какую-нибудь золотую вещь. И идут к ней бабы, чтобы узнать что-нибудь о муже, сыне или брате. И несут ей последнее кольцо, последний золотой крестик. Но эта же баба Катя, обманщица и мироед, отдает свое золото, чтобы спасти советских военнопленных. Почему? Ну, вот так. Человек - сложная зверюшка.
Грымов бережно обошелся с текстом пьесы М. Сулчани и создал интересную, яркую, берущую за душу постановку. Причем зритель настраивается на происходящее еще в фойе, когда слышит музыку военных лет.
Очень хороши актерские работы. Это и великолепная А. Каменкова, которая легко перевоплотилась в придурошную старуху, и Ю. Анпилогов, сыгравший холодного и чопорного Курта и М. Канивец, ставшую задорной и недалекой Марькой. Да, взрослая актриса, довольно крупная женщина, блистательно сыграла ребенка. И сделала это так, что зрители понимают ситуацию, не видя ремарок автора. Хочу отметить еще два момента: подбор актеров и работу художника по костюмам И. Белоусовой. Не секрет, что за 70-80 лет критерии красоты поменялись. Но Надежда, красивая баба по пьесе, хороша именно как женщина 1940-х лет: статная в теле. А, если посмотреть на бабку Катю, то можно увидеть не только вязанную кофту и темный платок, но и многочисленные кольца на пальцах. Или вот сапог Нади, у которого подошва подвязана тряпкой. Можно больше ничего не говорить, сразу видно уровень благосостояния персонажа.
В общем, приходите на спектакль, не пожалеете.
О прошедшей войне написано, снято, поставлено столько всего, что, казалось, бы ничего нового сказать уже нельзя. Юрий Грымов, в очередной раз, опровергнул стереотипы, поставив пронзительный, щемящий и глубокий спектакль о войне - без сцен сражений, без смертей на сцене, практически, без единого выстрела, но от этого еще более жуткий и пробирающий.
Постановка затягивает в себя постепенно - тягучей виолончелью, обволакивающей темнотой, блуждающим лучом света, как прожектор, выхватывающим людей из мрака. Минимум реквизита, практически, полное отсутствие декораций, даже музыка достаточно скупа - весь накал истории создается, преимущественно, игрой света и тени и актерской игрой.
В фокусе спектакля, лично для меня, оказалась способность человека оставаться человеком в любых жизненных условиях - имея неограниченную власть над другими или, наоборот, будучи лишенным права на свободу и волю. Каждый справляется с этой несвободой по-своему: трус прикрывает слабость и гниль наличием власти, нелюбимая жена создает видимость благополучия, захватчик ищет красоты и взаимности, изображая благородство, а девочка прячется за музыкой ибо «музыка должна быть сильнее голода, иначе какие же мы люди».
А еще, даже на войне, люди продолжают любить, но и любят по-разному: завистливо, безнадежно, преданно, идеализированно, безысходно. Ради любви к мужу героиня готова готова обманывать и обманываться, отдавать самое нужное и забирать последнее.
В ней нет страха жертвы, хотя ее окружает ужас - концлагеря с военнопленными, обреченные на смерть евреи, чья казнь не показана напрямую, но убийственно очевидна в клубах дыма.
Для меня это «тихий» спектакль, без излишнего надрыва и показного натурализма, но как раз эта недосказанность и вызывает больше всего эмоций, переживаний и размышлений после.
Спектакль про людей, живущих во время и в обстановке Великой отечественной войны, в селе на оккупированной части территории СССР.
Война - это всегда про ненависть к врагу и связанное с ней напряжение. Спектакль же про чувства любви, потребности людей в близости. Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека» назвал любовь «космическим чувством близости». Действие показывает, что этим чувствам всегда и везде есть место, они прорастают, как трава через асфальт. В спектакле любовь часто не взаимна - один человек любит другого, а тот - третьего, огонек любви горит, даже когда люди разделены - девушка и офицер вермахта, у которого «глаза Моцарта, а такой человек не может быть плохим», жена и муж, находящийся в плену…
Двухчасовое представление проживается на одном дыхании, требует после окончания паузы, в которой приходит понимание того, что автор, режиссер и актеры постарались донести.
Чуть больше недели назад, ровно в конце января мы снова с мужем попали в мир модерна. В этот раз на спектакль "Человек с глазами Моцарта".
Во-первых, обратила внимание, что зал был заполнен на все доступные 50%. И в прошлый раз на все 25%. И это прекрасно, потому что в этот раз была очень важная пьеса.
Вообще я считаю, раз или 2 в год обязательно нужно посещать спектакли на военную тему. Чтобы помнили. Этот спектакль не исключение. Местами сложный, местами ясный и легкий, но такой жизненный.
Не буду пересказывать сюжет, лишь расскажу, что все герои были живыми и настоящими. И ситуации, в которых они оказывались. Они ведь были и действительности. Каждый оказывался перед нелегким выбором. И увы не каждый мог выбрать пюверную дорогу. Нет, безусловно, для человека любая выбранная им дорогая, будет так или иначе верной. Но если говорить в рамках поселения, города, области, страны, как может одно решение изменить судьбу многих.
Но самое прекрасное в этом произведении, это вера, любовь и взаимоподдержка. Да, местами нехотя, да, вынужденная помощь, но она была. А как забыть тех женщин, что ждали, несмотря ни на что. Несмотря на войну, голод, насмешки и, самое главное, года. Верили и надеялись. И эти чувства сделали этот спектакль не таким мрачным и тяжелым.
Если вы не очень любите спектакли о войне, Я все равно рекомендую сходить на этот. По крайней мере, для того, чтобы понять, как ваша жизнь прекрасна сейчас и как некоторые некоторые проблемы такие несущественные. Что жизнь прекрасна в любых её проявлениях. И уже за эти чувства я благодарна и режиссёру, и автору, и актерам, которым великолепно получилось передать настроение и прожить свои роли.
Про любовь в декорациях войны (о спектакле “Человек с глазами Моцарта”, театр Модерн, реж. Юрий Грымов).
Живут себе люди, живут себе дети. Играют в игры, спорят, что-то обсуждают, мечтают о чем-то, к чему-то стремятся. Ищут свое счастье - каждый как может, как умеет, как готов. А счастье-то оно вроде для каждого разное, а по сути одно на всех - любовь. И тогда уже не совсем важно кто победил в этой войне, кто оказался правым, у кого больше танки - главное - любовь. “Радость у меня. Сказали, что Москву сдали и Митька мой домой вернулся. И война закончилась”, говорит Зинка (Мария Орлова) главной героине Наде (Надежда Меньшова). И зрители видят, что действительно радость, ведь главное для неё, для её бабьего счастья, что Митька (Александр Сериков) домой вернулся.
Отдельно хочу отметить лаконичную и яркую сценографию и свет в постановке (автор сценической редакции Дмитрий Сериков, художник-постановщик Кирилл Данилов). Этот дуэт очень четко, понятно и к месту ведет зрителя по страницам спектакля. Порой дополняя главное действие, а порой привнося уже свои новые акценты и смыслы. В начале практически каждой сцены сложно избавиться от явного чувства, что смотришь кино или клип на экране, а не живой спектакль, где действие рождается прямо у вас на глазах. Удивительно. И несомненная заслуга режиссера (Юрий Грымов). Вообще, говоря о создателях этого спектакля, мы видим удивительно слаженную команду, которая работает на один, самый важный результат. В этой команде никто не тянет одеяло на себя - ни актеры, ни музыка (музыкальное оформление Юрий Грымов), ни режиссер (Юрий Грымов). Благодаря этой по-настоящему командной игре в итоге выигрывает именно зритель, поскольку финальное впечатление и эмоция завораживают, мысли и чувства становятся слишком осязаемыми, сильными. Однако вернемся к сюжету, ко смыслам спектакля.
“Нужно чтобы кто-то любил, кому-то нужен был - а иначе плохо, а иначе - война”, - говорит бабушка Катя, деревенская ворожея (заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова). И это и есть продолжение темы любви и главных чаяний людей, жителей деревни … а иначе война. И делают они все, чтобы получить эту любовь, кто-то бежит за ней, кто-то грезит о ней, кто-то отбирает её себе, как в детстве игрушку ребенок. Но все про любовь, про то, чтобы не одному быть, не одному.
И вновь закручивает спираль людских судеб баба Катя: “Одна баба любила не того мужика, а мужик любил не ту бабу - поэтому теперь и война”. И действительно, рдеют, достают из под земли последнее наши герои, делают всё, чтобы получить её в свою жизнь, ну а кто-то вернуть - свою любовь.
Негромкой, но уверенной линией идет тема искусства в спектакле. Музыка, скрипка и самое светлое и высокое, что есть у человека - это то что нас отличает от испуганных, загнанных животных под раскатами страшных снарядов. “Музыка должна быть сильнее голода, иначе, какие мы люди”, говорит Элеонора Иосифовна, учительница музыки (заслуженная артистка РСФСР Любовь Новак). И мы понимаем, что вот она высшая цель и смысл и оружие человека в неравной схватке с голодом, унижениями и смертью. Вот она суть человека и его подлинная сила. А значит, мы всё одолеем, все выстоим, пока мы люди, пока слышим музыку и знаем цену любви.
А война придет и покинет наш дом, главное, оставаться человеком и верить в свою любовь. Яркий спектакль о любви в декорациях войны получает свои заслуженные 10-минутные овации и каждый зритель уходит со своим светлым чувством любви и надежды.