Спецслужбисты со странными именами Ариэль и Тупольски раскалывают в застенке писателя с необычным именем Катурян Катурян. Он пишет сказки — красивые и страшные; почти в каждой погибают дети. Спецслужбы вступили в дело неслучайно: сюжеты Катуряна вдруг стали воплощаться в реальности.
Пьеса «Человек-подушка» — 60 страниц диалогов мелким шрифтом. Претензия на библейский, мифологический масштаб и внезапные иронические снижения в духе то Вуди Аллена, то Тарантино. Это мрачная шутка балованного дитяти, востребованнейшего современного драматурга Мартина МакДонаха. Полюбили мои прошлые вещи? Считаете талантливым? Нате тогда — попробуйте это как-нибудь поставить на сцене.
Макдонахомания давно уже охватила буквально всю театральную Россию. Лишь Петербург сидел как в карантине. Лед тронулся недавно — молодой режиссер Антон Коваленко решил сделать себе имя и с упорством миссионера ставит уже второго МакДонаха за сезон. С нарочито легкой по структуре, пересыпанной яркими бытовыми деталями пьесой «Королева красоты» в Театре Ленсовета было мало мороки: в итоге, правда, усилиями режиссера блестящая черная комедия превратилась в жестокий романс о трудной женской судьбе. С «Подушкой» так запросто не вышло.
Строго говоря, не вышло никак. Ездит по сцене вправо-влево фонарь, вперед-назад ездит нечто вроде порванной наволочки. Заламывает руки молящий о пощаде Катурян, но к мужественной харизме актера Алексея Телеша не идут ни мольбы и стоны, ни писательство. Телеш похож на баритона, которого заставляют петь фальцетом. Садиста Ариэля пробует изобразить Денис Кириллов, о котором на сайте театра сообщается, что он неоднократный чемпион города по водному поло. На суше у Кириллова складывается отнюдь не так блестяще, и вскоре его персонажа перестаешь принимать всерьез. Александр Глебов в роли брата Катуряна Михала загадочно улыбается, чем и исчерпываются его актерские краски. Неожиданно ярким получился Тупольски у Аркадия Коваля. Коваль подробно показывает человеческую сторону палача, которому тоже хочется и поесть вкусно, и поговорить душевно, что, однако, никак не отменяет исполнения палаческих обязанностей. Герой Коваля прямо-таки родственник Мюллера в исполнении Леонида Броневого; вот только поговорить Тупольски здесь не с кем, да и некогда. Примерно с десятой минуты спектакля режиссер начинает неумело купировать пьесу, дабы уложиться в необременительные для зрителя два часа без антракта. Один кусок текста, чтобы не пропадал, опубликован в программке. Торжествует невнятное по содержанию, но патетическое художественное чтение с придыханием. Массового исхода зрителей не наблюдается лишь благодаря литературному дарованию МакДонаха и переводчика пьесы Павла Руднева. После спектакля сотрудники театра вместо обычного «Ну как?» — спрашивают смущенно: «Вы что-нибудь поняли?» Поняли, поняли: оказывается, это можно слушать как стихи.
Если ты увлечен темой детоубийства, или тебе нравится кровь на сцене, то тебе непременно стоит посетить этот спектакль, если нет, то намного интересней сходить в рюмочную и нажраться там как дикая свинья..)
Мне не понятно, зачем ставятся спектакли подобно этому?!
До меня еще дошли слухи, что он гремел в Москве. И на это действо было не попасть. No tickets. Свежо предание, да верится с трудом.
Сюжет довольно типичный для детективов: следователи допрашивают (какими-то бесцеремонными способами) писателя (которого они подозревают), сочиняющего истории про детей и их похищения, а в последующем - убийства (давно смотрела, слабо помню сюжет). А все это (то , что он описывает в книжках) происходит наяву.
"Действо" на сцене ни на что не годится, актеры тоже слабоваты и не производят ни малейшего впечатления (ни хорошего, ни плохого).
МОЯ РЕЦЕНЗИЯ - УЖАСНО!
«Однажды в крошечном городке с улицами, мощенными кирпичом,
на берегу быстрой реки, жил мальчишечка, который не слишком ладил с другими детьми. Они дразнили его, издевались над ним за одно лишь то, что был он беден, а родители его были горькими пьяницами. Ходил он всегда босой и в лохмотьях. Но мальчик, невзирая на все горести, был счастлив и любил мечтать. Он словно бы и не замечал насмешек и побоев, и ему совсем не в тягость было его бесконечное одиночество.
Он знал, что у него доброе сердце, полное любви, и что когда-нибудь кто-нибудь
где-нибудь почувствует дыхание этой любви и отплатит ему тем же.
И вот однажды…»
(МакДонах «Человек-подушка»)
Дети…деточки…детишечки…
…и вот однажды мне удалось побывать на спектакле «Человек-подушка». Будучи зрителем-эгоистом, я хочу, чтобы меня ждали на спектакле, чтобы меня медленно и ненавязчиво подготавливали к предстоящему зрелищу. В Приюте Комедианта именно так и поступают, а главное ждут. На этот раз в качестве незримых, но таких ощутимых помощников, явились космофантасмогорические и монотонные звуки механических инструментов, давящие и одновременно втягивающие в свое жуткое пространство. Моментами проскальзывали струйки музыки Чайковского и Моцарта. Затемненная сцена, оформленная в виде тюремной камеры и украшенная помятым постельным бельем, наводила на странные размышления.
Вряд ли можно назвать увиденный спектакль - «святочными историями», «ужастиками», «страшилками» и, тем более, детективом. Скорее, шокирующий фарс, сродни писательскому эпатажу Маркиза де Сада. Только в роли писателя, купающегося и наслаждающегося собственным изощренным цинизмом, выступает человек с двойным именем «Катурян-Катурян». Захваченный в плен двумя агентами спецслужб – Ариэлем и господином Тупольским, которые жестоко избивают его, издеваются и задают непонятные и провоцирующие вопросы, Катанян выглядит невинной жертвой какой-то странной ошибки. На самом деле, что нужно двум представителям правоохранительных органов от невинного писателя?!? Лишь, когда полицейские начинают зачитывать сказки-рассказы Катуряна, делая паузы, и многозначительно смотря друг на друга и на обвиняемого, становится все ясно.
А писатель-то садист…пишет сказочки про убийства, да не взрослых, а маленьких и беззащитных детей. Эдакое сказочное пособие по убийству несчастных детей, страдающих от своих родителей, или жестокости окружающих. «Яблочные человечки» с лезвиями внутри, которые убивают жестокого папу и дочку-убийцу. Мальчик-сиротка, которому странный незнакомец отрубает 5 пальцев на ноге и говорит, что в будущем мальчик будет ему благодарен. Девочка-Иисус, которую распяли приемные родители. Писатель и брат писателя, убивающие собственных родителей. И, наконец, сам «Человек-подушка», приходящий к людям, желающим свести счеты с жизнью. Этот сказочный герой, превращает взрослых в детей и предлагает им в юном возрасте расстаться с жизнью. Человек-подушка, на самом деле, делает благое дело, ведь он избавляет детей от будущих страданий. Насилие, издевательство, злоба, жестокость ждут их впереди, так не лучше ли уйти из этой жизни ребенком? Такова логика Человека-подушки, которым считает себя несчастный писатель Катурян.
Но кроме жестоких историй, в реальности начинают происходить странные и леденящие кровь убийства «по мотивам сказок». Агенты уверены, что это дело рук именно писателя. Раз сочинил, значит, может и убить. Постепенно клубок странных убийств начинает раскручиваться, и выясняются некоторые факты из жизни самого Катуряна и его умалишенного брата Михала. Многие тайны детства открывают нам и сами агенты: Ариэля, в детстве насиловал собственный отец, у Тупольского, недавно утонул маленький сын. Все герои глубоко несчастны, также, как герои сказок. И вновь на первый план выступает кричащая и такая знакомая всем истина, что все страхи, будущие комплексы и внутренние разрушения, формируются именно в детстве. К сожалению, дети зависят от взрослых или тех, кто их опекает – родителей. Хорошо, если они попадают в хорошие и добрые руки, а если наоборот? Легче закрыть глаза, и не обращать внимание на окружающую несправедливость. А еще легче не читать такие крамольные сказки…Или, все-таки, читать?
Писателя обвиняют и расстреливают. Но главная ненависть достается его сказкам и их хотят уничтожить в первую очередь, как будто именно этим можно истребить жестокость и насилие. Но страшные книги тайно решают сохранить. Для нас.
А к кому-нибудь из Вас приходил в гости «Человек-подушка»?
Детки, деточки, детишечки…
Это не рецензия, а мнение простого зрителя. Отзыв так сказать. Извините, если покажется резким.
Лично мне не понятно, зачем ставить такие спектакли. Согласен со всеми предыдущими рецензентами, что людям с неустойчивой психикой или если у вас просто неважное настроение, то лучше не ходить. Если настроение - хорошее, и вы хотите себе его испортить, то, наверно, вам можно сходить на эту пьесу. Антракта нет, думаю, что если бы он был, то до конца спектакля в зале осталось бы намного меньше зрителей. Не смотря на это, многие уходили, не дождавшись окончания, и я их очень хорошо понимаю. Сам хотел уйти, но остановило любопытство, хотелось узнать, может быть во всем этом есть какой-то смысл. Досидел до конца, уверяю вас, смысла нет никакого, чернуха в чистом виде. Просто образец эпатажной чернухи.