Драматический |
16+ |
Кристиан Люпа |
2 часа 45 минут, 1 антракт |
Во время репетиций польский режиссер Кристиан Лупа ходил по сцене Александринского театра босиком и отказался от услуг переводчика, чтобы общаться с актерами напрямую. (Лупа, отец которого был филологом-русистом, понимает и читает по-русски почти идеально, говорит значительно хуже.) Выглядит мэтр, который вот-вот разменяет восьмой десяток, будто седой рослый мальчишка. Лупа — романтик и озорник. И шаман, конечно, во всем, что касается артистов. И результат этого шаманства — первое, что мощно впечатляет в его «Чайке», открывшей нынешний сезон в Александринке.
«Нет никаких новых форм, один дурной характер, верно?» — знаменитая актриса Аркадина (Марина Игнатова) по-соседски запросто, но настойчиво ищет союзников прямо среди публики, прервав бестактными комментариями любительский спектакль сына Константина. Стулья по авансцене спинками к залу, на которые вначале усаживаются все действующие лица, — это ловушка, обман, приветствие через век Лупы Станиславскому и его «четвертой стене». Актеры у Лупы общаются с публикой напрямую, что легко сделать на камерной площадке, но что с этой императорской сцены в этом золочено-бархатном зале не выходило ни у кого: оттого в Александринке случилось множество провалов, и сцену даже признали заговоренной. Лупа наотрез отказался рассказывать историю о мальчике, которого одолели нелюбовь матери, безответное чувство к соседской девушке Нине Заречной, жажда славы и компромиссы с собой — и он пустил себе пулю в лоб. Включив в сюжет зрителя на правах ответственного свидетеля, чтобы тот, помня о финальном выстреле, был вынужден не расслабляться, а выбирать позицию, сам Лупа затеял еще одну захватывающую игру — поединок с Чеховым. Как известно, Чехов отождествлял себя с Тригориным и составил его образ из самоцитат. Тригорин у Лупы (на удивление возмужавший Андрей Шимко) — это образец сегодняшнего медийного человека. Явившись смотреть Костин спектакль, этот важный бритоголовый очкарик, весьма субтильный, распределяется сразу на три стула. Затем устраивает показательную исповедь публике, растолковывая ей, а не Нине, что писатель вынужден врать в угоду потребителю, и призывая эту жертву оценить. Словом, альтер эго Чехова начисто лишено чеховской совестливости и шарма. Лупа при этом играет на стороне дебютанта Кости. Во-первых, наделяет его нежным подростковым обаянием артиста Олега Еремина. Во-вторых, вместо убогой эстрадки с белой занавесочкой выстраивает ему для первого спектакля двухуровневое металлическое сооружение с бассейном-капсулой, в котором эмбрионом барахтается Заречная — Мировая Душа, а на заднике тем временем оживает инсталляция во все зеркало сцены, так что в чувстве формы мальчику явно не откажешь. Но разговор Лупа ведет не о том, о чем ставили «Чайку» в советские 60-е, — не о бездарности старшего поколения, которое гробит талантливую молодежь. За реалистичным первым актом следует второй — экзистенциальный, где действие переносится в сознание то Нины, то Кости. Это и есть главное ноу-хау Лупы — показывать не цепь событий, а смену душевных состояний, как у Джойса и у Тарковского. Когда Нина (Юлия Марченко) касается рукой Костиной декорации, в воздухе рассыпается слышимый только ею тихий, волшебный какой-то звон, в гостиной во время чтения Мопассана Нина рассеянна, потому что на заднем плане ее мыслей бродит Тригорин. Некий персонаж в трико, в программке названный Потерянным — некто вроде духа театра, — увлекает Нину за собой, и тут же на девушку как стая ворон налетают уже не духи, а люди театра, бесцеремонная обслуга во главе с помрежем, так что судьба Нины, поступившей на сцену, становится очевидной. Юношеские муки Кости передает все та же инсталляция, то превращая героя в пульсирующий комочек, то увеличивая его до размеров экрана, то клонируя десятикратно. А в кульминационной сцене, когда Аркадина делает Косте перевязку после неудачной попытки самоубийства, продуваемое всеми ветрами пространство с обломками старого театра на горизонте, наоборот, закрывает огромная красная стена (декорации придумал сам Лупа). Очевидно, это горячая мольба сына о том, чтобы мать и он хоть раз, хоть ненадолго отгородились от остального мира, остались одни, как в детстве. Но тут в одну из двух дверей по-хозяйски входит Тригорин — и бессмысленная стена ползет вверх, причем писатель провожает ее изумленным взглядом. Такая режиссура диктует неожиданный конфликт: Нина и Костя выглядят объемными, содержательными, остальные — и писатель, и самодовольная актриса, и наглый управляющий, и добрый старый дядюшка, и резонер доктор — плоскими, тупыми комическими масками. И Нина, явившись в финале к Косте и прочитав ему безо всяких инсталляций и очень чувственно его же монолог о Мировой Душе, оглядывается на них так, точно они и есть тени, которые уже свершили свой печальный круг в сознании нового поколения и вот-вот угаснут. Выстрел при таком раскладе мог предписать повзрослевшему, но не утратившему искренности Косте только Тригорин — в угоду публике. Лупа уверенно и доказательно предписывает ему наполненную творческую жизнь.