Драматический |
18+ |
Петр Шерешевский |
6 апреля 2019 |
2 часа 55 минут, 1 антракт |
Худшая экранизация, которую только можно себе представить. Ни один персонаж не похож ничем ни характером, ни возрастом, ни темпераментом, ни манерами, ничем. Очень долгий хронометраж тяготил, не внушал доверия и в конечном итоге втянул в тоску и сон.
Понятие постдраматический театр, которое удачно в 1999 году ввел Ханс-Тис Леман, очень удачно звучит в начале данной постановке. Петр Шерешевский путем абсолютной постмодернистской деконструкции осуществляет незабываемую подачу Чехова, где очень ярко показывает нам, современному зрителю, искушенному современным театром, что театр, который нам нужен жив. И этим спектаклем он просто уничтожает, добивает театр XX века. Использую не просто малую форму, а ультрамалую, он показывает всю проблематику и даже трагедию цепочки драматург-режиссер-актер-зритель, где уже все создано и пересоздано. Режиссер прекрасно показал огромное количество современных минимальных символов, которые нужно увидеть, но при этом бережно сохраняет символизм Чехова, хотя бы та же убита Треплевым. Отдельный повод сходить в театр-это труппа. Они все великолепны!
В истории российского театрального искусства наверно нет более популярной произведения, чем пьеса А.П.Чехова «Чайка», её ставили бесчисленное количество раз в России и за её пределами, количество спектаклей поставленных постановок по этой пьесе практически не поддается исчислению, «Чайка» переведена практически на все языки мира и она есть в репертуарах многих театров. Чеховская «Чайка» была и есть источник для вдохновения для театральной сцены, одним из подтверждением этого является спектакль Петра Шершевского на сцене Камерного Театра Малышицкого. Это невероятный сценический проект адресован в первую очередь ценителям Чехова как мастера трагедии человеческой индивидуальности, трагедии творческого человека и спектакль возвышает эту доминанту над всеми остальными. Чеховская «Чайка» в этом её воплощении - это исследование драмы человека творца живущего в театре абсурда современников. В спектакле эта трагедия раскрывается через показ пропасти непонимания между человеком-творцом и его окружающим его миром. В «Чайке» творческая личность сталкивается с нежеланием общества принимать его видение, его творчество, которое окружен холодом равнодушия и безразличия. В спектакле этот конфликт рассматривается многомерно на примере различных персонажей и один из таких образов – это Треполева, здесь он молодой автор-творец пытающийся открыть новые горизонты творческой мысли и донести до общества новое видение через своё творчество. Его муки творчества сталкиваются с ледяной пустыней общества потребления, которое не желает его творчество, так как оно не вписывается в их видение и желания. Его пьеса отторгается ими, так как она не принадлежит к тем, которые позволяют людям оставаться в «зоне комфорта», не дарует им желаемые развлечения и это раздражает общество и вызывает отторжение всего, так как это мешает процветанию и благополучию. В спектакле философская творчества ярко раскрыта не только в образе Треполева, эта тема проходит через другие персонажи «Чайки». В спектакле они оказываются на распутье, где им предстоит принять важное решение всей их жизни и на этом распутье они пытаются найти ответ на многие вопросы . Они пытаются осмыслить роль творца в обществе: должно ли общество диктовать творцу свои желания или он волен нести людям свое видение, готов ли он пожертвовать своим творчеством ради благополучия или комфортом, а так же ряд других философских вопросов. В этой дилемме они сравни с шекспировским Гамлетом или Фаустом Гётте, они стоят перед выбором жизни, выбором, за который им отвечать всю свою оставшуюся жизнь. В постановке Петра Шершевского «Чайка» - это драма личности противостоящей консервативной, закостенелой среде общества потребления, эта среда представляется силой, которая ломает, корежит человеческие жизни. Это противостояние абсолютно вне границ пространства и времени и это было и есть во все времена. Трагедия творца раскрытая в великим трагиком мало чем отличается от сегодняшнего дня, общество потребления также желает получать от творческой личности только то, что пожелает. Сегодня Человек-творчества в большинстве случаев – это личность пытающегося расколоть лёд окружения и заставить людей покинуть «зону комфорта» и поэтому идеи и мысли звучащие со сцены очень актуальны во все года и особенно сегодня. Сегодня «Чайка» - это наше лекарство, которое может привести к катарсису общества или к прекрасной возможности встать на путь исцеления, в котором мы все сегодня так нуждаемся.