Драматический |
18+ |
Дмитрий Бозин |
10 декабря 2022 |
2 часа, без антракта |
Спектакль фантастический, костюмы невероятные, актеры выкладываются на полную. Фольклорный сюжет, поэзия Марины Цветаевой, мелодекломация, пластика. Словами не описать, это нужно видеть.
"Всем хорош, да больно спать-то горазд!", - на этих строках я чуть не расхохоталась вслух, вспомнив своего "царевича". Похоже, это присуще всему мужскому полу...
31 мая я вновь побывала в Театре Романа Виктюка, в этот раз на премьерном спектакле режиссера Дмитрия Бозина "Царь-девица" по одноименной поэме Марины Цветаевой. На сцене в качестве актера Бозина я уже видела, причем в другом театре, а вот про то, что он еще и режиссер - не знала. Но теперь для меня это несомненно знак качества во всех отношениях. Забегая вперед, скажу, что буквально сразу после этого я посмотрела еще один его спектакль, и мое мнение в очередной раз имело подтверждение. Но об этом чуть позже.
Свою поэму Марина Цветаева написала в период заинтересованности русским фольклором по мотивам сказки Александра Афанасьева. Вот только сказка эта претерпела изменения в соответствии с трагическим мироощущением поэтессы. Поэтому афанасьевский счастливый конец превратился в драматическое окончание для всех героев: для Царя, Мачехи, Царь-девицы и самого Царевича. Привлекательный молодой Царевич предстает перед нами изнеженно-хрупким, способным только играть на гуслях, - таков обобщающий образ мужчины в глазах Цветаевой. А вот прототипом Царь-девицы, скорее всего, становится сама поэтесса, - сильная и непобедимая, но нежная и уязвимая в своих чувствах. Отчасти, прототипом Мачехи является она же, ведь в своей поэме Цветаева не делает ее отвратительной в своем влечении к пасынку, а скорее жалеет молодую страстную женщину, которой приходится каждый день находиться рядом со старым пьющим уродливым мужем и с привлекательным молодым парнем под одной крышей.
Возможно, именно поэтому двух столь противоположных героинь Дмитрий Бозин объединил в одной актрисе - Виктории Савельевой. Несколько раз за спектакль она меняет не только костюмы, но и образы: характер, голос, интонацию, взгляд, движения, - так что, пожалуй, сидя не на первом ряду сразу и не поймешь, что это один и тот же человек. Другим актером, сыгравшим две роли, стал сам Дмитрий Бозин, первая - Колдуна, вторая - Ветра. Далеко не главные персонажи поэмы в исполнении талантливого артиста стали неотъемлемыми спутниками главных героев на протяжении всей постановки. И у меня сложилось впечатление, что он, словно один и тот же проводник в разных воплощениях, сопровождал своих героев на пути к неминуемой погибели. Дмитрий Жойдик тоже исполнил две роли - Царя и Няньки. Роль Царевича исполнил Станислав Мотырев, великолепно передавав непростой образ изнеженного мальчишки. Наблюдая за его плавными и отточенными движениями и слушая его интонации, подумала - достойный преемник Бозина.
Очень говорящими в этой постановке были декорации и костюмы, наравне с артистами они играли свои роли, дополняя смысловую нагрузку спектакля. Спасибо за невероятную работу художнику Владимиру Боеру и художнику по костюмам Евгении Панфиловой. Кто читал поэму Цветаевой, тот помнит, что "Сила — Солнце — огонь — Царь-Девица. Слабость — Месяц — холод — Царевич." Так, на одной стороне сцены мы видим ладью в форме Месяца, она же - колыбель Царевича. Цвет лица у Царевича тоже бледный, аккурат отражение света Месяца. Он ходит в белой рубахе с рукавами длиной во весь его рост, по всей видимости, подчеркивающей его неспособность к какой-либо работе. По другую сторону сцены находится стена с огромным щитом, символизирующим Солнце, из-за нее и появляется всегда Царь-девица. Но когда обнажается обратная сторона стены, оказывается, что с другой стороны в щит воткнуто огромное количество копий. Мне думается, что это символ внутренней ранимости Царь-девицы, ее уязвимости перед любовью, вопреки физической мощи, силе духа и победоносности. Ее мощь подчеркивает и костюм, кстати, в золотистых тонах, ибо она - Солнце. Доспехи с широкими плечами, огромная и явно тяжелая, судя по походке актрисы, обувь в виде двух груд черепов, давно поросших травой, на голове - шлем-маска, а в руке - меч. Рядом с ней - Нянька с щитом, на котором отпечаток лица. А вот костюм Колдуна, был черный, напоминающий дикобраза с его защитными иглами, на руках были огромные острые когти, а на ногах у Дмитрия Бозина было что-то типа копыт, на которых я не знаю, как он вообще передвигался. Так что образ был скорее даже демоническим. Еще много деталей я хотела бы назвать из этой постановки, но боюсь излишней игры своего воображения и чрезмерного спойлера.
Хотя, не разжечь воображение эта постановка просто не может: игра света и музыки, стихотворные строки со старорусскими напевами, таинственная пластика, сказочные костюмы, - все это создает особую магию, полное погружение в сказку. В сказку для взрослых, недетскую, недобрую, наполненную не радужными посылами о победе добра над злом, а накопленными за долгие и непростые годы жизни разочарованием и болью. Тем не менее, спектакль великолепен и обязателен к просмотру, ведь и трагедия имеет место быть на сцене.
Посмотрела спектакль Царь -девица.
Артисты играли хорошо,качественно;профессионально.Силу и мастерство вкладывали.
Спектакль для взрослых.
Однако нет пошлости откровенной.
Есть именно красота ;гармония;пластика.
Многим бы режиссёрам взять пример
Костюмы прекрасные.Но я такой спектакль не люблю. Это личное.
Дмитрий Бозин поставил спектакль «Царь-Девица» в Театре Романа Виктюка по поэме Марины Цветаевой. К этому произведению Дмитрий обращается не в первый раз, в спектакле «Черепаха» звучали отрывки из этой поэмы.
По сюжету могучая Царь-девица полюбила хрупкого царевича-гусляра, но им не суждено быть вместе из-за козней его ревнивой мачехи. В обеих ролях и воительницы, и мачехи просто прекрасна Виктория Савельева! Браво! У неё получились два противоположных образах или две крайности одного по сути образа.
Обе женщины влюблены в одного юношу (Станислав Мотырев), но одна с ним видится, а вторая видит его лишь спящим. Но и с таким она придумывает любовь, а не видя для себя в ней счастья, губит себя. Дмитрий Бозин тоже в двух образах — Ветра и Колдуна, опутывает обеих влюбленных своими речами, подталкивая их к трагическому финалу.
Понравились оба образа Дмитрия Жойдика — и нянька Царь-девицы (не могла отключиться от параллели с Кормилицей цветаевской же Федры), и царь, пропойца, который забыл, что у него есть жена и сын.
Потрясающая сценография художника Владимира Боера — и корабль-колыбель и щит с копьями. И очень красивые решения цвета и света! Костюмы Евгении Панфиловой добавляют сказочного настроения, но это совсем не детская сказка... Это два часа театрального ритуала, особенно танец в вихре (за него отдельное браво!), настоящей мистики, которая погружает в себя!