Миндаугас Карбаускис из отряда подающих надежды окончательно перешел в высшую режиссерскую лигу. «Будденброков» поставил зрелый, владеющий вниманием публики, при этом сдержанный, избегающий популистских эффектов режиссер. Роман о падении старинного рода немецких дельцов он рассказал как человеческую историю — историю компромиссов и внутреннего омертвения. Большая часть информации — про мечтательность Тони (Дарья Семенова) и то, как с годами растут ее аппетиты, про то, как самокопание Христиана (Виктор Панченко) перерастает в паралич, как несчастен Том (Илья Исаев) со своей женой-миллионщицей, — сообщается без слов. В начале мы застаем семью в церкви, поющей псалмы. Дальше все меньше будет псалмов и все больше домашнего фортепиано. Когда появится на свет последний из Будденброков, Ганно, на сцену выйдет мальчик-пианист — и с псалмами будет окончательно покончено. Раз уж по сюжету не обойтись без ребенка, то Карбаускис выводит на сцену ребенка, но не дает ему ни слова, а публике ни одного повода умилиться. Не использовал он и самой лобовой метафоры Манна: маленький Ганно, играя с семейным дневником, буквально подводит черту под родом Будденброков. В первом действии Карбаускис изучает непосредственную Тони, обманувшую собственное сердце, чтобы остаться в высшем свете. Протагонист второго действия — Том, ставший главой дома и сенатором. Однажды перед ним встает вопрос, воспользоваться бедой обанкротившегося земледельца и выкупить его урожай за полцены или поступить как подобает. Что твой Гамлет, он мается на авансцене: «Кто же я, Томас Будденброк, — делец, человек действия или томимый сомнениями интеллигент?»
Ранние спектакли Карбаускиса все как один были о смерти. Сейчас понятно, что ставя «Рассказ о семи повешенных» или «Когда я умирала», Карбаускис не изживал возрастной невроз — просто на меньшее он не согласен. В его «Будденброках» смерть присутствует буквально — в образе служанки, которую Будденброки берут в дом, впервые отступая от дедовской аскезы. С тех пор безмолвная горбунья раз за разом проделывает фокус с исчезновением героев со сцены и смывает со сцены человеческие следы.
Естественный вопрос — какое нам дело до вымерших дельцов-протестантов, приступавших к любой сделке с молитвой и уповавших на то, что «честный труд вознаграждается по заслугам»? Какое до них дело в России, где капитализм возник, считай, вчера и сразу был грабежом среди бела дня? Думаю, вот какое. Среди прочего Манн зафиксировал (и Карбаускис выносит эту тему на первый план), как протестантскую трудовую этику, на которой поднялась экономика Германии, постепенно подкашивают традиционные представления о предпринимательстве как о грязном деле. Шутка Христиана про то, что «всякий коммерсант, если задуматься, мошенник», в молодости дала повод к их с Томом разрыву — более всего Том дорожит честным именем. Том вспоминает эту реплику годы спустя, когда решает, нагреть ему руки на банкроте или нет. Шутка сыграла свою роль: он все-таки сделал это. Политэкономия говорит то же самое, что и Манн: общество, с предубеждением относящееся к коммерции, само толкает коммерсантов на мошенничество. Ну и кто скажет, что «Будденброки» не про нас?
Данную премьеру трудно назвать удачной. Впрочем, в этом вины актёров нет. Они очень даже стараются и порой экзальтируют своих персонажей до степеней, более характерных для каких-нибудь итальянцев, нежели североевропейских степенных коммерсантов-бюргеров середины XVIII века. Подозреваю, что виной всему безыскусный изначальный материал - скучный, как биржевые сводки или составление балансов. Даже кульминационное слово в спектакле - "паскуда!" - политкорректно и маловыразительно. Следить на протяжении более трёх часов за падением семейного капитала, размыванием активов и разборками находящихся глубоко в гуне денежной страсти Будденброков - не самое позитивное зрелище с учётом современных финансовых реалий, а из всех героев лишь молчаливая служанка Ида производит впечатление единственно вменяемого и живого персонажа.
Будденброки, почтенная семья. )))) у Тома Будденброка, старшего брата, не идёт бизнес))) Почему? Как ни кричит, не идёт. Не знаю..... Ест суп, наливает устало из супницы. )) Радости мало. Нет радости.
Великолепная, тонкая, притом человечная игра Алисы Гребенщиковой - мамы семьи и дама с клёвой сумочкой, ах..... и Дарья Семёнова - супер!!!! В джинсах сначала, тонкая, стройная..... Тоненькая и притом с то тетрадью, то книгой. В итоге книга одна - запись достижений Буддеброков.
Тони, Антония - Дарья Семёнова.... Увлечена соперничеством с семейством, чью фамилию, каюсь, не запомнила, ахах)).... Устройством личной жизни. Мега-послушная, реализуется в страсти к книге. Книга ради книги. Круговорот буковок.
Когда шла на спект (не читала роман)) - а слышала о сюжете и персонажах примерно, думала, Тони увлекается искусством. Типа декадентство. Ни фига, увы. Играют на пианино - стареньком - Герда, жена Тома - лощеная прекрасная крупная жена Саньковой Оксаны и пушистик одуванчик Добржинский Андрей. Играют убивают живую жизнь, аутизируя себя и папу, мужа Тома. Играют ни мажор, ни минор - ничто.
Классная служанка Ида Татьяны Матюховой - чувство, ум, ))))) как деньги в начале считает.. смотрит и письмо по ходу дела. Мастер!!!
Сценография - квадратуры прямоугольные фигуры - готика отходит, модерн не приходит.
Пустота у Бедденброков. Не жизнь, ни памяти нет. Книга не читается. А играть есть что - как жили, ели и что такое НЕ то что надо.
Полезный Отличный спект.
Действие спектакля разворачивается в XIX веке. Этот временной слой уже находил себя на сцене РАМТа – четвертый сезон подряд здесь успешно дают «Берег утопии» Тома Стоппарда. Оба спектакля относятся к эпичному жанру, оба рассматривают судьбы своих героев в масштабе. Жизнь их демонстрируется от и до – от рождения и до смерти. И у Карбаускиса и у Бородина под микроскопом рассматривается один и тот же временной пласт – тридцатые-шестидесятые годы XIX столетия. Но, тем не менее, они едва ли не полярны друг другу. «Берег утопии» посвящен тому, как надежда гибнет под ударами судьбы, а «Будденброки» тому, как она под ними рождается.
Гибнут и рождаются – вот, пожалуй, ключевые слова, что для «Берега утопии», что для «Будденброков». На протяжении пятидесяти лет оба этих процесса свершаются не раз и не два, причем речь идет не только о людях. Рождаются и гибнут характеры и прожекты, мечты и гешефты, иллюзии и компании, надежды и деньги. Впрочем, если у Стоппарда логический порядок нарушен – сначала происходит гибель, а потом уже рождение, то у Манна (в инсценировке Карбаускиса) все канонично – путь лежит под гору, это безостановочный спуск в пустоту. Принципиально и то, что чем ближе пустота становится, тем отчаяннее персонажи надеются на чудо.
Художник Бархин придумал для спектакля угнетающую декорацию – из ржавых листов железа сколочены пирамидальные арки, уменьшающиеся при удалении от зрителя. За счет этого возникает глубина и перспектива – а в глубине этой перспективы (проще говоря, в глубине сцены) ржавая глухая стена. Перспективы эти нерадостны – понимает зритель, постигая значение этой громоздкой декорации. Действие стремится к нулю, или другими словами к смерти.
Выбор ржавого железа в качестве лейтмотива обусловлен и тем, что Карбаускис показывает своих персонажей в рамках исторического контекста – кровавый двадцатый век уже не за горами, первый том «Капитала» уже написан. Больше того – в правой части декорации арочные опоры изгибаются и образуют странную фигуру, в которой при желании можно прочитать намек на свастику. Железо, под немелодичное лязганье которого пройдет первая половина XX века, ржавчина, которая проедает моральные и нравственные устои немецкого общества, – вкупе это создает апокалиптическую картину мира.
В связи с этим возникает еще одна аналогия – фильм Лукино Висконти «Гибель богов». Несмотря на общность темы – вырождение династии, гибель клана – подход Манна (а вслед за ним и Карбаускиса) принципиально иной. Лукино Висконти видит проблему исключительно в людях – последовательное гниение и последующая Вторая Мировая неразрывно связаны с потерявшими всякий нравственный облик героями. Режиссер недвусмысленно дает понять – приведя к краху самое себя, эти люди не насытятся и бросят в пучину ненависти и безумия всю страну.
А вот в «Будденброках» нет откровенно дурных персонажей, каждый в той или иной степени вызывает сочувствие, а Тони вообще в каком-то смысле праведница. Страдания, выпавшие на долю этого семейства, не обусловлены никакими объективными причинами. Недаром Карбаускис делает лейтмотивом фразу «времена не благоприятствуют коммерции» – именно этим члены семьи оправдывают свое тотальное невезение.
Речь идет именно о невезении – в том классическом понимании, о котором поется в песне. «Чтоб они не делали, не идут дела…» Первым звеном в цепи неудач становится замужество Тони и Грюнлиха. Тонины же действия приводят и к финальной катастрофе – ее посредничество способствует тому, что брат Томас теряет 35000 марок.
Таким образом, девушка Тони, которая бежит любой грязи и безнравственности, которая бросает второго мужа только потому, что он пытался поцеловать горничную, именно она волею судьбы и становится последней из рода Будденброк. Она – всю жизнь жаждавшая славы и процветания своему роду; она – наступавшая себе на горло во имя интересов семьи; она-то и приводит Будденброков к краху. Прочтя родовую книгу (любопытно, что у Карбаускиса этот предмет приобретает сакральное значение), она отказывает своему возлюбленному – ведь он беден, и союз с ним не поспособствует семейному делу. Во втором акте она же пытается спасти фирму, предлагая брату совершить неожиданно выгодную сделку, – но сделка оборачивается чистой воды аферой.
В итоге Манн выводит классический парадокс бытия – добрыми намерениями выложена дорога в ад. Но «Будденброки» писались в конце XIX века. Воплотив текст на сцене, Карбаускис смог углубить произведение, глобализировал его до невиданных масштабов. В противовес Висконти, утверждавшего, что войны – дело рук моральных уродов, он открывает страшную, но абсолютную истину. Чтобы творить зло, необязательно быть негодяем, подлецом и предателем. Можно просто не видеть ничего того, что находится дальше собственного носа…
Режиссер Миндаугас Карбаускис в лучшей своей форме.
Образцовый спектакль с отличным ансамблем!
Бесспорная удача!
что сказать, кроме того, что внутренний "Станиславский" во мне не проснулся НИ РАЗУ!
НИ РАЗУ
каждому из актёров каждую минуточку спектакля веришь безоговорочно
это ли не главное, ради чего мы приходим в зал?
каждый из актёров был настолько талантлив, что сделал своего героя живым
и это тем более поразительно, что по ходу спектакля показана жизнь из года в год
герои взрослеют, меняются, но остаются естественными!
браво-браво!
и ещё эмоции
всегда очень точные и реалистичные
и эта вздымающаяся ковровая пыль, падающий пепел - только способствуют погружению
при этом понимаешь, что перед глазами спектакль и люди на сцене - актёры
и следишь за ними, и поражаешься
к постановке РАМТ совместно с Карбаускисом подошли основательно
впрочем, трёхчасовым спектаклем поклонников РАМТа не удивить
как не удивить прекрасной актёрской игрой
кстати, особенно отметить хочется Ларису Гребенщикову и Илью Исаева
они... они для меня здесь лучшие!
сходите в театр, побалуйте себя!
Художник спектакля на поклонах, уходя со сцены, постучал кулачком по декорации, я этот жест Сергея Михайловича понял так: «Ты не подвела нас!» Спектакль Карбаускиса & Бархина – тот редкий случай в театре, когда всё сошлось-соединилось – гениальный текст (который невозможно целиком из-за его объёма поставить), режиссёрская концепция (которая может вместить в себя невозможное), ёмкая метафорическая сценография, музыка, обаяние, харизма и игра актёров на полную отдачу.
Декорация Бархина – каркас-остов здания-храма – создаёт метафизический образ Дома, пространства жизни героев, здесь Будденброки живут, здесь молятся, принимают решения, здесь взрослеют, старятся, здесь умирают, покидая этот Дом Жизни. «Будденброки» – это замечательная возможность помедитировать над вечной экзистенциальной драмой жизни, обусловленной конечностью нашего человеческого бытия. Как жить? Как прожить эту короткую единственно данную нам жизнь? Безусловно, надо «джинсовать», что и демонстрируют юные Будденброки (Тони, Том и Христиан) в джинсах, кроссовках и футболках, джинсовать – то есть, жить так как хочется, любить – того (или ту) кого тебе хочется, музицировать, порхать, гулять, человек ведь свободен, как … парящая музыка!
А может надо дело делать?! Строить фамильную фирму, заниматься бизнесом, ходить в офис, работать с документами, анализировать бюджет доходов и расходов, делать инвестиции, контролировать складскую логистику, заключать сделки – за пфенниг покупать, за сто марок продавать. Человек ведь не свободен в своих выборах, он должен делать то, что он должен. Должен правильно выйти замуж/жениться, ведь правильный брак подобен удачно сделанной инвестиции – семейный капитал не будет распылён, а лишь приумножен. И тогда приходится поверх джинсы надевать строгий пиджак или сюртук и цилиндр на ещё взлохмаченные волосы, и чем дальше в жизнь, тем меньше «джинсы» (т.е. того чего ты хочешь), а всё больше бизнесформы, т.е. того, что ты должен. Хотя есть безнадёжные чудаки, вроде Христиана, которые до зрелых лет носят в душе джинсу, которую лишь прикрывают деловым сюртуком, истинная среда их обитания – музыка, театр, искусства, развлечения. А есть люди, которые в искусствах, в той же музыке, непрерывно существуют, как рыбы в водной среде – Герда и Ганно, они и безмолвны как рыбы. Так зачем всё-таки люди живут? Джинсовать как Христиан, или дело делать как Томас, или безмолвно раствориться в музЫке как Герда с Ганно?
В спектакле две кульминации – замужество Тони (1-й акт), здесь мы видим, как цветущую джинсовую молодость засовывают в строгий деловой сюртук семейных обязательств-обязанностей, и развод Тони – «папа, пап, а ведь можно было и … поджинсовать тогда...»
Кульминация второго акта – делёж фамильных ценностей (серебра, сервизов, посуды, мебели) Будденброков после смерти матери. Яростный спор Тома и Христиана, по сути, не о том, кому достанутся эти ложки-вилки, в конце концов, их разбрасывают по полу, спор их о том, зачем и как жить, джинсовать или работать, слушать музыку & ходить по театрам/ресторанам или дело делать. В этом споре нет победителя, на этот вопрос («как и зачем жить?») нет единственно правильного ответа. Пока Томас пишет своё завещание он ещё и ещё раз получает безмолвный, но вполне внятный ответ и от своего сына Ганно на этот вопрос – на что же потратить свою короткую счастливую и свою такую долгую неудавшуюся жизнь – музицировать-музицировать-музицировать-…
Финал спектакля, конец семьи, как и конец любой жизни, безутешен. Безмолвная служанка Будденброков, она же служанка Харона, прикрывая ушедших, застывших словно на фотографии, щитом, обратной стороной какого-то полотна (смерть – это всего лишь оборотная сторона жизни), и умершие Будденброки исчезают, уходят в небытие. Остается одна лишь Тони, которая лишь тронет пианино, и из него звучит музыка. Это всё, что осталось от Будденброков – музыка и Дом, где они жили, теперь уже перешедший к другому, поднимающемуся семейству. Всё остаётся людям.
Когда я увидела в афише РАМТа, что они поставили "Будденброков", то была немало удивлена, потому что не могла себе даже представить, как можно уместить такое объемное, сложное, многогранное произведение с огромным числом персонажей в каких-то двух часах театрального действа? И главное - как отразить ту тяжелую и мрачную атмосферу, которую так умело создал Томас Манн? Но нет, оказалось, что и такое бывает. И даже, что в эту истинно немецкую концентрированную готику можно привнести свежих идей и даже ее осовременить, адаптировать под современного зрителя, скорее всего не читавшего оригинальное произведение. Да еще так, чтобы этому зрителю понравилось и он не покинул зал, не дожидаясь антракта. Браво!
Двухтомник из юности, черно-белая, мрачная сага о крахе торговой династии преобразована в этом спектакле в не менее глубокую историю, но с иными акцентами.Вопросы жизни и смерти, взросления и самореализации здесь значат больше судьбы героев.
Вообще, мне лично казалось что "Будденброков" невозможно воплотить в рамках театральной постановки, но актерам под руководством режиссера Миндаугаса Карбаускиса это удалось.
Простыми и легкими ни первоисточник Манна, ни его РАМТовское производное назвать нельзя. Несмотря на все старания актеров чуть по иронизировать и еще чуть-чуть пошутить тема спектакля, даже несмотря на сокращенное по сравнению с книгой количество персонажей, их взаимоотношения и социально-характерологические проблемы, заставляют много и напряженно думать. И не самые радужные мысли.
Очень понравились аскетичные декорации, и я вполне понимаю почему этот спектакль может не понравится зрителю неискушенному - слишком он не развлекательный и черно-бел.А проблемы высокого семейства те же, что и у обывателей. Что касается игры актеров молодцы все. Ни скучными, ни фальшивыми, ни переигрывавшими вне рамок действия они мне не показались. А прекрасной, уже не первый раз мною наблюдаемой Татьяне Матюховой в роли служанки Иды, для того чтобы быть звездой спектакля не обязательно произносить текст. Швабры и горбатой, и более чем говорящей спины ей вполне достаточно.
"Будденброки" - это Лионель Месси, которого заставили играть в сборной России по футболу. Тонкая и умная режиссура Карбаускиса здесь наталкивается на средний уровень молодой РАМТовской труппы, которая вроде очень старается, но все же не дотягивает до глубины и качества материала. Тем не менее, ощущения характерные для книжки, очень точно переданы режиссером. Смотришь "Будденброков", и вроде ничего особенного не происходит, жизнь идет своим чередом, а потом незаметно осознаешь - все, конец, дальше - тишина и забвение.
Легко представить происходящее во время спектакля Миндаугаса Карбаускиса на берегах Балтики. Труднее холодной весной в Москве. И все же, и все же. "Времена сейчас не благоприятствуют коммерции". Отдаленная провинция у моря эпохи раздробленной Германии спокойно рифмуется с просвещенным феодализмом современной России. Монетизация семейных взаимоотношений, возрождающийся после экономического кризиса буржуазный шик, циничное равнодушие. Произведение Томаса Манна получило со временем терпкий привкус. Борьба за преумножение капитала приводит Томаса Будденброка к мнимому успеху, сменяющимся деградацией. Звание сенатора, холодная жена и аутичный сын сводят его в могилу. Семья распадается на элементарные частицы, где сестра - разбитная разведенка, отказывающаяся от личного счастья; младший сын - сумасшедший хипстер, бездеятельный критикан; мать - фрустированная сука, избегающая лишних треволнений. Все они служат тетради Будденброков, родовому имени, превращающемуся на глазах в пшик. Впрочем, события толстого романа проходят перед глазами довольно схематично. И даже Илья Исаев не слишком радует своим коммерсантом. Протестантские сцены, выполненные в остром готическом духе с церковными скамьями и обеденным столом с фамильной посудой тяжело нависают над зрителем. И от этой тяжеловесности никуда не деться. И в зале, и снаружи нас поджидают деньги и амбиции, которые мешают жить просто. Просто жить?
Сейчас, когда истреблению подвергается институт семьи, когда родовые ценности теряют свою значимость, когда изучением "генеалогического древа" занимаются только единицы (ведь живущим нынче становится безразличным, что было "до" и что будет "после") - спектакль "Будденброки" в РАМТе звучит с пронзительной болью. Для тех, кто понимает, знает и терял. Для прочих это - отстраненный (абстрактный) рассказ о "гибели одного семейства". "Одного" - значит не своего. А чужие проблемы зрителей интересуют мало...
Потому, когда я выходила из зала и по привычке прислушивалась к чужим разговорам - обменам мнениями я практически не удивилась тому, что кто-то посчитал постановку скучной и "ни о чем". Все объясняется просто – они не закалены творчеством Томаса Манна. Перенести на сцену монументальную семейную сагу, эпос, семисотстраничный роман – это уже смелость. А сделать это, не впадая в крайности, сентиментализм, цинизм, морализаторство и занудство – это победа таланта.
Действие разворачивается в геометрически лаконичных декорациях сценографа-волшебника Сергея Бархина: дом Будденброков на Менгштрассе не просто родовое гнездо – это их храм, протестантская церковь, в которой они живут, молятся, спорят, ссорятся, любят и ненавидят. У них есть своя Библия – массивная книга с золотым обрезом, в которой хранится вся история семейства, начиная с «сааааамого первого Будденброка».
В растянутом сценическом времени живут герои – энергичная и дерзкая Тони Будденброк (в исполнении Дарьи Семёновой), ее расчетливый брат Томас (Илья Исаев), их младший экзальтированный брат Христиан (Виктор Панченко), юркая и забавная служанка Ида (Татьяна Матюхова), и старшее поколение Будденброков – Консул-отец (Андрей Бажин) и Консульша-мать (Лариса Гребенщикова). Здесь все условно и одновременно точно. Эклектично и неспроста. Это размеренная спокойная режиссура, присущая Карбаускису – выверенная и лаконичная. Режиссура с достоинством.
Спектакль «Будденброки» получился неожиданно прекрасным и волнующим. Как-то вдруг, внезапно, я поняла, что то, о чем говорил Томас Манн, постигло нас сегодня. То, о чем говорил Чехов. Писал Маркес и Горький… Вырождение рода и истребление памяти…
После спектакля «Будденброки» в РАМТе не хочется говорить, хочется помолчать.
Зажать в кулак песок и смотреть, как он сыпется…
Только что перед глазами прошла вся жизнь семейства немецких коммерсантов Будденброков, сложенная из цепочки фрагментов судеб каждого члена семьи.
Вся семья это консул Будденброк, его жена и дети – Тони, Том, Христиан. А еще на сцене появятся их мужья, жены и дети.
Это в начале.
К концу спектакля от горсти песка останется одна песчинка, а от целой огромной семьи – один человек.
И мы будем свидетелями необратимого процесса обнуления всего достигнутого кропотливой работой целого рода. Трудно сказать, когда в безупречно отлаженном часовом механизме семьи Будденброков произошел сбой. Был ли этому причиной неудачный брак по расчету Тони Будденброк, когда она принесла свои чувства в жертву семье, или на бездушных шестерёнках повис Христиан Будденброк, в своём отчаянном желании свернуть с пути проложенном семейным кланом.
Если перевести впечатление, полученное от спектакля в так любимые немцами цифры, то получится дробь, у которой в знаменателе будут немецкая педантичность, сухое благоразумие, превалирующая рассудочность, отстранённая от чувств, взвешенность, неромантичное подсчитывание марок, и прочая, и прочая.
«Женившись на твоей маме, я получил двести семьдесят три тысячи».
«Когда я узнал, сколько за ней получу приданого, то полюбил её в стократ больше».
«Всё во благо семьи!».
«Mein Gott, прежде всего надо думать о том, как о тебе напишут в семейной книге! Вот предок Иоганн – прославил наш род тем, что заработал много-много немецких марок, приумножил капитал, и не думал ни о какой любви!»
«Как ты можешь рассуждать о продаже родительского дома, Том! Он так нам дорог! Я всё же полагаю, что за него мы выручим не менее ста тысяч марок»!
В числителе же будет не так много всего – великолепная режиссура и прекрасная игра актёров.
Но именно поэтому результат – круглое число.
Свой эпический роман-сагу о жизни нескольких поколений одной семьи немецкий писатель Томас Манн писал почти пять лет, и толщина книги определяется приличными сантиметрами. Спектакль же идёт три часа, казалось бы, что невозможно охватить всё – но в РАМТе смогли это сделать. Объяли. Оставив главное. Сохранив дух семьи Будденброков.
Темп спектаклю был задан с самого начала, и сохранен до финала.
Я поразилась тому, что в спектакле совсем не было пауз при множестве действий. Но переход от одной сцены к другой сквозь значительные периоды времени, протекал настолько гармонично, что не видно и намека на швы склейки.
Каждый актёр звучит по своему, абсолютно точно рисуя характер своего героя, и вместе с тем, актёры все вместе, как собранные в оркестре разные инструменты, сумели создать определённую мелодию спектакля.
По мере того как идёт время и герои взрослеют, на них появляется всё больше и больше слоёв одежды, эту многослойность можно воспринимать как символ жизненного опыта. В спектакле вообще очень много смысловых акцентов и деталей, за которые постоянно цепляешься глазами и умом.
На меня сейчас могут обидеться поклонники Ильи Исаева (Том Будденброк), но, нисколько не умаляя его яркого таланта, скажу, что самым поразительным для меня персонажем стала служанка Ида (Татьяна Матюхова). Это согбенная карикатурная фигурка с механическими движениями заводной куклы, на тонких ножках, с паучьими ручками-лапками, маленькой прилизанной головой и большим уродливым горбом словно сошла на сцену с полотен Иеронима Босха. Любым своим появлением она сумела привнести в разные сцены неподобающую происходящему комичность, разбавляя даже трагические моменты, и добавляя рядовым событиям важной многозначительности. Эдакий космический пришелец в семье Будденброков.
Дарья Семёнова (Тони) подкупает зрительское сердце своим лёгким, но твердокаменным характером и взбалмошной жертвенностью.
Дмитрий Кривощапов в роли расчетливого Грюнлиха сумел насмешить и удивить внезапной метаморфозой смены масок.
Тронули нетипичной для делового коммерсанта отцовской нежностью Андрей Бажин (консул Будденброк) и противоестественной сдержанностью в любой ситуации Лариса Гребенщикова (консульша Будденброк).
Виктор Панченко показал, как самокопания его инфернального героя Христиана Будденброка медленно атрофируют младшего представителя семейного клана как личность.
Холоднее льда и молчаливей рыбы Герда в исполнении Елены Белобородовой без лишних слов, одной выразительной величавой пластикой, прекрасно исполнила роль супруги Тома Будденброка.
И, конечно же, великолепен в страстной обречённости и неоценённой преданности интересам семьи Илья Исаев (Том), единственный из Будденброков, унаследовавший талант коммерсанта и пытающийся тянуть в одиночку лямку векового семейного предприятия.
Томас Манн получил за свой роман «Будденброки» Нобелевскую премю.
Уверена, что все зрители, увидевшие «Будденброков» на сцене РАМТа, кроме гурманского удовольствия от прикосновения к столь мощной мировой классике и созерцания столь сильного спектакля получат ценную возможность задуматься о такой материи как бренность бытия…
Режиссер: Карбаускис Миндаугас
"Будденброки" Томаса Манна - моя самая любимая книга. Собственно и сам жанр саги меня очень привлекает. Он позволяет нам проследить цепочку событий и проанализировать их в развитии. Но, к сожалению, не всякая сцена справится с подобными произведениями. "Будденброков" я читала не раз на русском и в оригинале, поэтому знакома с первоисточником и переводом достаточно хорошо.
В связи с этим рискну выразиться негативно в адрес постановки РАМТа (несмотря на прочитанные мной положительные отзывы): господа, это не та семья Будденброков, о которой писал Томас Манн. Я осталась в полном разочаровании( Возможно, внешне актеры действительно очень похожи на героев книги, но их характер...увы.... Особенно Тони! Никогда не представляла ее базарной теткой! Это не взбалмошная девица, которая руководствуется в жизни только лишь своими капризами! А Томас никогда не был неврастеником!(
К тому же, на мой взгляд, как-то неправильно расставлены акценты... Семейство Будденброков никогда не были тупыми дельцами, главным делом которых было побольше нажить денег. Это носители культуры и традиций того времени...в отличие от семейства Хаген, которые лишь вскользь упоминаются в постановке. А ведь именно эта параллель важна для понимания произведения, первопричин заката эпохи и прихода новых "героев"!
К сожалению, поставить сагу в театре способен не каждый - делаю на это скидку. Но я бы не пыталась.( Слишком много в этом произведении того, что нельзя уместить во временные рамки театральной постановки(
Странно, что это произведение Томаса Манна в последнее время как-то подзабыли. Роман о том, что деньги и система бизнес-ценностей – путь «по лестнице, ведущей вниз», – наисовременнейший сюжет. Кроме того, это еще и хорошая классическая проза, серьезная литература, что в нынешнем театре большая редкость. Конечно, справиться с крупной романной формой не каждому по плечу, но Миндаугас Карбаускис рассказал «историю гибели» немецкого семейства ХIX века так, что она смотрится свежо, эмоционально, и не идет при этом наперекор автору.
Режиссер сам взялся за инсценировку романа, и, в общем, прилично его сократил. Он выстроил сюжет вокруг Тони, которая в экспрессивном исполнении Дарьи Семеновой, стала главным повествователем событий. Он наполнил масштабное трехчасовое действие живой музыкой (звуками фортепиано и хоровым пением), задав ему определенный темп и ритм. И огромный многослойный роман обрел конструкцию – ясную и четкую. То же качество конструктивности присуще и пространству спектакля (художник С. Бархин) с открытыми стропилами кровли и резкой диагональю, представляющему собой нечто среднее между домом и кирхой. Ну и самое главное, что держит этот спектакль, – актеры. Каждый из них ведет свою партию сильно и ярко, здесь нет затертых медийных лиц и нет героев второго плана. Для Карбаускиса важен ансамбль, стоит ли говорить как это важно для спектакля. Здесь в полную меру звучат все голоса, и даже молчаливая горбунья Иза Татьяны Матюховой выражает свои чувства особым языком пластики и жестов.
Интересно ощущение, которое остается после просмотра, – удивительное чувство внутреннего достоинства. «Будденброки» – зрелая работа режиссера, которому есть, что сказать, и который может это сделать спокойно и внятно. Как настоящий мастер.
Интересная режиссерская задумка, надо читать и видеть подтекст, а не только сюжет. Особенно интересной показалась идея с костюмами. Сначала герои появляются на сцене в джинсах и кедах (не смотря на то, что это XIX век). Затем по мере взросления, по мере того, как обыденность и те вещи, которые НАДО делать, а не те, которые ХОЧЕТСЯ сделать, наполняют их жизнь, герои перевоплощаются в пиджаки, брюки, туфли и рубашки. И всенепременно любая особенно важная мысль произносится, когда у человека на голове цилиндр.
Однако выбор пьесы очень своеобразный. В силу сюжета, наверное. Я не могу сказать, что это тот спектакль, на который я бы пошла еще раз. История одного семейства. Было ощущение, что я посмотрела краткую версию сериала. Хотя я бы посмотрела фильм, который вышел в 2008 году.
Отдельного внимания заслуживает игра артистов. У меня было 3 букета, их получили Дарья Семенова (сначала наивная, потом повзровлевшая, потом самая мудрая), Лариса Ивановна Гребенщикова, иначе просто и не могло быть и Татьяна Матюхова (практически бессловесная роль служанки, но какая мимика, какая походка и жесты!). Еще бы я подарила букет Дмитрию Кривощапову. Его персонаж вызвал у меня нереальные ассоциации с "двойником" из фильма "Гинзбур. Любовь Хулигана". Такой же несуразный, слегка истеричный и обманчивый. Понравился Панченко. Однако, казалось, что он слишком старался...
Великолепный спектакль. Посмотреть его необходимо не только ради эстетического удовольствия от совершенных декораций, тончайших режиссерских находок, высочайшего вкуса всей постановки в целом и прекрасной игры актеров, но, конечно, и ради актуальности темы.
К слову сказать, моя 13-летняя сестренка в первый раз смотрела взрослый серьезный спектакль и осталась в восторге.
На мой взгляд, одна из лучших премьер сезона. Карбаускису низкий поклон.
Если вы хотите улыбнуться то в РАМТЕ вас ждет "Подходцев и двое других", а вот если возникло желание или нужно подумать, то добро пожаловать к "Будденброкам". Желание и необходимость... они в чем то близки и бесконечно далеки. "Нужно купить тапочки, старые совсем развалились" или "хочется новое платье", слышите нюанс?
Будденброки нюансов не терпят, вся жизнь посвящена процветанию и порядку. Даже сцена спектакля выстроена в строгом готическом стиле, уходящие ввысь своды, крахмальные скатерти, жесткие скамейки, дом-храм, из дома в храм. Все заведено еще в несколько веков назад, хотя раньше дела шли лучше. Все желания возведены в ранг правил, желать иного преступление, все на процветание, все на алтарь приумножения семейного капитала.
Томас Манн не самый жизнерадостный писатель, легкости в нем как в крепостной стене или старинном доме 15 века. Повествование его эпично и основательно. Ему не по наслышке известны главные ценности бюргеров, достопочтенный гражданин должен быть бережлив,усерден и с достоинством выполнять свои обязанности. Но здесь вступает в силу магия РАМТ и мастерство Карбаускиса, в спектакле немного "комичных" эпизодов, да гротескных персонажей, но за счет них, введенных в правильный момент трех часовой спектакль смотрится легко. Хотя он совсем не легок, даже более, после него хочется смотреть на огонь, воду и думать о вечном. Все уйдет, все смоет и истлеет.
Так и с Будденброками, все они уйдут на наших глазах, в прах рассыпется все что строили столетиями, станет пустым и ненужным ведь кто останется, две женщины. Одна холодная и прекрасная как мрамор, другая так и не нашедшая своего места, бросившаяся из романтизма и ошибок юности в показательную достопочтенность, даже так и не узнавшее о том что у человека бывает собственное мнение, лишь бестолково и неудачно копируя "то как заведено".
Звездой спектакля для меня стала Ида, иногда казалось она есть тот стержень на котором все держится. Татьяна Матюхова одновременно и комична и строга. Этакий темный ангел, с утра подает кофе, а вечером провожает в последний путь.
Братья,Том и Христиан, практически Инь и Янь, в каждом из них уже поселился демон разрушения. Их метания, поступки, пусть и кажется что Том настоящий сын своих родителей, но и в нем уже постепенно рассыпается изначальное, ведь время не щадит никого. Нельзя запланировать все и на годы вперед. Хочешь насмешить Бога? Расскажи ему о своих планах. Можно проверить все бухгалтерские книги жениха, но это не обеспечит счастливый брак, да и сами книги будут лишь "красиво нарисованы". И семейный фолиант станет забавной книжонкой в лавке антиквара.
Одним словом, это серьезный и очень стоящий спектакль для тех кто решится.
Пару лет назад я читала сие произведение Томаса Манна. Два тома о жизни 4-х поколений бюргерской семьи показались нудноваты,слишком "немецкая" литература, и я еле дочитала. После спектакля же я вновь открыла книгу и обновила некоторые моменты в памяти.
Я с некоторым опасением шла в театр, ведь впечатления от прочитанного были не очень. Однако,мои опасения не подтвердились. Спектакль был очень динамичным, я с интересом следила за действием, а самое главное, режиссер Миндаугас Карбаускис убрал все сопутствующее, оставив главное. Например, в спектакле отсутствует начало романа-времена детства Тони, Христиана и Томаса.Действие начинается уже когда Грюнлих сватается к Тони. Вообще,в самом романе много второстепенных героев, например, старший брат консула, в которого характером пошел Христиан. Зная такие нюансы, кое-что понимается лучше. Однако, в данном спектакле отсутствие огромного количества героев не мешает понять главную мысль:нельзя все рассчитать вперед на много лет, жизнь не предсказуема, а дети не ваегда имеют те же склонности, что и родители.
Откровенно говоря,я шла на драму,а попала на...На сайте театра написан жанр "семейные сцены". Это так и есть. Но как замечательно эти сцены обыграли!И драма превратилась практически в комедию.
Все без исключения актеры очень точно поймали характеры своих героев. Очень понравилась идея с одеждой героев. На примере Тони:в начале это белая футболка,джинсы и кеды,потом пиджак,джинсы и туфли, а потом брючный костюм. Герои взрослеют, стареют-и меняется их одежда. Мне очень нравится,когда актеры в современной одежде. Напомню, что действие в романе происходило в середине 19 века. Так что мой вывод:смотреть, а потом читать. Смотреть с удовольствием. Отличный спектакль с хорошей актерской игрой. Очень качественная постановка. Надеюсь, спектакль будет еще очень долго в репертуаре театра.
Глубоко. Драматично. Конечно, в спектакле не передать многостраничные философские и религиозные маяния и эволюции поколений немецких буржуа, описанные в книге Томаса Манна...Да и жизнеописания самих многочисленных сменяющиеся сродников не впихнуть в 3 часа.
Спектакль хорош! Театральный язык Карбаускиса ёмок и точен, как аскеза протестантской церкви, выбранная декорацией к действу.
Илья Исаев, играющий в кино сплошь угрюмых быковатых персонажей, поражает талантливым драматическим исполнением одной их главных ролей....
Чтобы не быть – уже по обычаю, брюзгой и критиканом – о «режиссерском видении» писать ничего не стану. Тем более, что полное право любого автора творить в логике «No shame in my game». Скажу только, что «история гибели одного семейства» успевает уложиться в 2 акта плюс антракт, а центральной фигурой избрана Тони, Антония.
В связи с первым, видимо, кол-во действующих лиц сокращено до 7 шт. Будденброков + Грюнлиха + служанки Иды (причем, из 9 формально действующих лиц надо вычесть безмолвных Герду и Ганну). Так, что вместо манновской смены вех (от первоначального накопления и развитого капитализма до буржуазного декаданса) на сцене лишь последовательное физическое умирание членов нуклеарной семьи. Вместо внутренних противоречий «протестантской этики» - сцены из супружеской жизни.
Ввиду второго – скорая гибель эпохи выглядывает не из маленьких личных трагедий и внутренних монологов множества Будденброков, но из формальной биографии женщины.
Не фигурируй «Будденброки» регулярно в афише РАМИ, я бы подумала, что «местная Тони» - такой сексистский финт в сторону гендерной интерпретации 23.02. Тони здесь – не олицетворение больного «классового сознания» буржуазии (она ведь в оригинале сама решает выйти за Грюнлиха), а эдакий задавленный авторитетом пастора, отца и братьев бессловесный капитал семьи, который нужно удачно вложить. Подход такой не лишен основательности – ведь нормальная реакция на ситуацию, где женщина всерьез считает позором свой развод, что-то вроде, «ну-ну, еще 100 лет и Клара с Розой не оставят от Вашего времени камня на камне» =).
Много интереснее режиссерского видения – как показалось мне – реакция зрителей. Зал особенно бурно реагировал дважды.
Первый раз, когда Христиан транслировал слова пастора, что ослушаться молодой девушке веления отца – грех. Отношения церкви и молодых девушек (про родителей вообще молчу) – они очень сложные в нашей стране, и любое упоминание должного поведения женщины сквозь призму христианской морали обречено на скептический смех.
Второй раз, когда предваряя сакраментальное: «Кто же я, Томас Будденброк, — делец, человек действия или томимый сомнениями интеллигент?», Томас заявляет сестре, что он – сенатор и не будет ловить рыбу в мутной воде и наживаться на чужой нужде ради приумножения своего капитала (в оригинале: «Нечистоплотные махинации... Ловля рыбы в мутной воде... Бесстыдная эксплуатация... Бить лежачего... Ростовщические прибыли...»).
Дружный энтузиазм в зале – понятен, нам что сенатор, что депутат – один Парламент. Особенно, в свете последних депутатских «самоотводов» и отводов.
И может, оно правильно – нет смысла «ставить» Манна прямым текстом – поскольку тысячу раз прав мой любимец Ролан Барт: автор умер, зритель живет – и видит он то, что может и хочет видеть. И несмотря на то, что за манновской книгой о потерянном времени режиссер увидел только «семейную книгу» любекской буржуазии, зрителю оказалось достаточно малого, чтобы громко посмеяться над своей собственной эпохой.
"Будденброки". По роману Томаса Манна.
Роман Т. Манна о трагедии немецкой семьи в нескольких поколениях. Конечно, когда эта гибель и трагедия разыгрывается 3 часа на сцене, то для зрителя, возможно, это немного утомительно (подобные мнения слышались от некоторых зрителей после спектакля).
Но игра актёров - это то, что всецело искупает монотонный сюжет. Конечно, бесподобен Илья Исаев (Том Будденброк). Без слов, без комментариев! Но при этом он не затмевает игры Дарьи Семёновой (сестра Тома) и Ларисы Гребенщиковой (мать Тома), которые заслуживают всяких похвал. Две яркие, но при этом совершенно самостоятельные, цельные женские роли. Отдельно хочется отметить Татьяну Матюхову (служанку). Фокус в том, что несмотря на казалось бы незаметную роль, её игра приковывает, восхищает, невозможно не почувствовать нечто большее в этой женщине. Именно из её уст звучат многие глубокие мысли.
Конечно, спектакль не радостный и не динамичный. Но он заставляет нас заглянуть за линию сюжета дальше. А что дальше? В трагедии одного семейства можно увидеть много трагедий и трагедию многих. И в наше время тоже. И что дальше? Наверное, нам тоже стоит задуматься...
БУДДЕНБРОКИ ИЛИ КАК УГАСАЛО ОДНО СЕМЕЙСТВО.
В прошлые выходные меня повели в театр. Что интересно – женщина :) Спасибо ей огромное! Это были как раз «Будденброки» – спектакль по роману Томаса Манна «Будденброки. История гибели одного семейства», поставленный режиссёром Миндаугасом Карбаускисом. Скажу сразу, роман я не читала (возможно, зря – за этот роман автор был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1929 году). Зато шла неподготовленная, без ожиданий и лишних мыслей в голове, и, наверное, так лучше.
Спектакль довольно длинный, 3 часа. За это время на сцене (наполовину католической церкви, наполовину столовой с большим семейным обеденным столом), под монументальными арочными конструкциями, перед нами прошли представители трёх поколений респектабельной династии богатых торговцев 19 века, которую объединяло общее дело – семейная фирма. Для нас, людей нынешнего времени, они смотрятся странно, их ценности устарели, а причины поступков понять сложно. Ведь всё и все там должны быть подчинены одному – сохранить и преумножить семейное достояние, развивать фирму и придавать ей и семье ещё больший блеск и значительность. Фраза про дела фирмы так часто употребляется, что, кажется, и вправду нет ничего важнее того, что у фирмы дела идут хоть и неплохо, но те так хорошо, как хотелось бы.
Женитьбы, выбор занятия и места жительства, любые значимые поступки – решительно всё ради Дела, ради семьи. Все ли могут и хотят это вытерпеть? Юная Тони, чей отец, а позже и брат женились по расчёту, ради приданого, что их жёны принесли в семейную копилку, сначала такая живая и яркая девушка, протестует и не хочет выходить замуж за жениха, предложенного ей отцом и матерью, благонадёжного и подающего надежды предпринимателя. И как же трудно ей не спорить, когда она влюбляется в простого моряка, а родители и долг перед семьёй велят отдать свою руку другому! Однако же она быстро сдаётся и покоряется родительской воле.
А чего стоит прекрасная, но холодная как лёд, жена её брата Томаса – Герда. По ним хорошо видно, что в браке по расчёту сложно найти личное счастье и тепло. Было смешно и грустно смотреть, как Томас, чтобы поцеловать сидящую за фортепьяно жену, когда в нём вдруг взыграли чувства, долго двигает это самое фортепьяно по сцене, чтобы до неё добраться. А она в это время сидит прямо и, кажется, даже не обращает на него внимания, равнодушная к любому результату его усилий: доберётся и сделает – пусть, перетерпит, нет – так нет. В общем, женщина-статуя из высшего света показана замечательно.
Сам Томас и его брат Христиан – две противоположности. Олицетворение традиционных ценностей семейства Будденброк – Томас, олицетворение бунтарского духа – Христиан. Впрочем, его бунт был слаб, интеллигентно беспомощен и малодушен, и его история закончилась не лучше, даже, пожалуй, страшнее.
В общем, спектакль стоит посмотреть, особенно тем, кто не является ценителем исключительно бурных африканских страстей – здесь их практически нет, а какие есть – прикрыты и присыпаны пеплом благопристойности, и почти не прорываются наружу. Сдержанный, солидный, серьёзный и интересный. Очень хорошо!
Потрясающий спектакль во всех смыслах. О многом заставляет задуматься и переосмыслить многие свои поступки. Великолепно играли актёры!!! 3 часа, как на одном дыхании при том, что вещь довольно сложная и серьёзная.
Хорошо поставленный спектакль по классическому произведению Томаса Манна (за этот роман автор был удостоен Нобелевской премии по литературе). Семейная история нескольких поколений Будденброков, которая происходит во 2-ой половине 19 века, очень актуальна и в наше время.
Люди живут, взрослеют, влюбляются, женятся, разводятся, разоряются или добиваются успеха, создаются и рушатся семьи.
Хотя постановка и длится вместе с антрактом более 3-х часов, эти часы пролетают незаметно, игра актёров захватывает и не отпускает до окончания спектакля. Особенно хочется отметить талантливое драматическое исполнение роли Томаса Ильёй Исаевым, темпераментную и острую игру Виктора Панченко в роли Христиана, красивое музыкальное сопровождение спектакля помогает лучше раскрыть характеры героев.
Спасибо всем актёрам за прекрасную игру, режиссёру за отличную постановку, рекомендую к просмотру, особенно любителям классических произведений.