Опера |
12+ |
Иэн Джадж |
15 марта 2001 |
2 часа 25 минут, 1 антракт |
Полтора года назад случился забавный конфуз: критик подробно отрецензировал выступление Анны Нетребко — мариинской звезды планетарной известности — в партии Мими в «Богеме», особо подчеркивая то, как красота, стройность и бледность певицы идут к образу чахоточной героини. На деле Нетребко в тот раз дебютировала в другой женской партии оперы Пуччини — кокетки Мюзетты. Не под влиянием рецензии, полагаю, но идя обычным «богемным» маршрутом, согласно которому сопрано в этой опере сначала поет Мюзетту, потом — и Мюзетту, и Мими, а затем переходит только на Мими, Нетребко в начале января дебютирует-таки в этой (главной женской) партии.
Мюзетта и Мими, легкомысленная кокетка на содержании у богача и умирающая в объятиях любовника «серьезная» героиня, как разделенная надвое роль, в которой Нетребко сегодня правит миром, — Травиата. Зайдя на сайт annanetrebko.com, можно услышать восторженный хор голосов американских, английских, немецких, французских критиков, возвещающих: «Каллас — это вчерашний день. О, Анна!», «Она — совершенство!», «Можно подумать, что исполнялась опера «Анна Нетребко», а не «Травиата»… Восторги слышны давно — с мариинской «Травиаты» 2002 года, потом были венская и мюнхенская, но самые мощные залпы рекламы и рецензий прозвучали по поводу зальцбургской этим летом.
Запад сходит с ума по Нетребко. Как заметил Алекс Росс из «Нью-Йоркера», Анна на пути в элитарный круг «Йо-Йо-клуба», члены которого — классические музыканты, ставшие всеамериканскими знаменитостями (вроде виолончелиста Йо-Йо Ма). Признаки: появление в популярных ТВ-шоу, в гламурных журналах и в кино. Нетребко спела арию из «Травиаты» в «Дневнике принцессы-2», а набор ее фотографий в пресс-папке легко спутать с материалами журнала мод.
Мало того. 3 января Нетребко выходит в «Богеме» со своим партнером по «Травиате» мексиканским тенором Роландо Вильясоном (Гергиев настаивает на варианте «Вилазон»). Которого, в свою очередь, сравнивают с Доминго и которому прочат место в великой теноровой тройке — взамен выбывшего недавно Паваротти. Вильясон и Нетребко вместе поют концерты в Европе, а после «Травиаты» их окрестили «золотой парой»; на «Богему» они приедут в середине цикла спектаклей в Метрополитен. У Вильясона свой дебют — первый выход на мариинскую сцену.
Наконец, ради «золотой пары» и новогодних праздников «Богемой» продирижирует сам Гергиев — похоже, что и это дебют.
Как же я рад после стольких лет испытаний похвалить мариинский театр за о перу, наконец я увидел целостный спектакль с прекрасными голосами и вокалистами которые могут взаимодействовать между собой на сцене, с хорошим художественным оформлением и ничего лишнего, без фашистов, без светящихся мечей и кубов, без убогой видео-проекции, это опера просто радует, ее можно и слушать и смотреть не задаваясь вопросом: "да что тут вообще происходит?" огромное спасибо всем кто имел отношение к ее постановке