Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва

Спектакль
Безумное путешествие за святыми дарами

Постановка - Театр.doc
скачать приложение
Fest вотчинг клубБотПлати частями
Уютный спектакль о великих старообрядцах на древнерусском языке

Первая премьера «Театр.doc» после беспрецедентного его выселения из культового подвала в Трехпрудном переулке — уже на новом месте, в небольшом особнячке на площади Разгуляй. Елена Гремина, основываясь на старинных документах, письмах и житиях протопопа Аввакума, сочинила своего рода экскурс в XVII век, где на первый план рядом с фигурой боярыни Морозовой выступают звуковая и языковая стихии; актеры присваивают древнерусскую лексику в сопровождении партитуры Дмитрия Власика.

  • Безумное путешествие за святыми дарами – афиша
  • Безумное путешествие за святыми дарами – афиша
  • Безумное путешествие за святыми дарами – афиша
  • Безумное путешествие за святыми дарами – афиша
  • Безумное путешествие за святыми дарами – афиша
Драматический
16+
Елена Гремина
1 час

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 133
27 февраля 2015

Просили новые формы - получите. Экскурсия внутри, которой живописная история жертвы старообрядцев. Можно сказать да уважению к стойкости духа и сопротивлению насилию, которое принуждает к предательству личного достоинства и веры.
И кстати, прорывается актуальность в современные реалии, где и сегодня мучения претерпевают за отстаивание своей правды.
Жаль, что быстро ушли от темы ростков самобытной демократии на Руси.
По ходу действия приходилось интуитивно переводить себе со старославянского на русский. Честно признаться не ожидала, что мелодия языка окажется настолько мягкой, живой и воздушной. Ощущение нежного покрывала, которое окутывает и греет.

6
0
9
revliscap
2 отзыва, 1 оценка, рейтинг 5
26 февраля 2015

Прекрасны спектакль с погружением в мистериальное действо, прекрасный певучий старорусский язык, замечательная игра актеров, которые то ли хорошо играют, то ли действительно являются старообрядцами, боярыня Морозова выше всяких похвал, доказано что"внешнее определяет внутреннее". Еще интересней зрители, спектакль начался задолго до начала, всем рекомендую.

4
0
7
Sangryl
768 отзывов, 9012 оценки, рейтинг 2115
28 марта 2015

Необычное зрелище в необычном театре. Если не считать того, что для меня полным откровением стала необходимость выстоять час после трудного рабочего понедельника, то мероприятие стало открытием. Мне понравились зрители в роли декораций, понравилась игра форм, пластики и света, и просто обворожил ЯЗЫК.
Никогда бы про себя не подумала, что такое может случиться.... "экскурсовод", "переводившая" фразочки на современный язык, им как будто пилила, настолько резко звучали наши современные слова в океане Языка.
Сильным впечатлением были образы - да, боярыни Морозовой в первую очередь, но и не только.
И на сладкое - публика, она под стать необычному театру, атмосфера целительная и одухотворяющая. Время от времени очень полезно погружаться...

3
0
9
Дарья Евтина
2 отзыва, 7 оценок, рейтинг 5
27 октября 2015

Эта пьеса, очень сильно выбивается из ряда работ режиссера.Когда я шла на нее, то ожидала увидеть что -то резкое, дерзкое и смелое.
Увидела же чистое и искреннее. Не ожидала.

Первое, и самое важное, это ощущение таинства, созданное путем нехитрого: условия простоять всю постановку и языка пьесы, почти исключительно церковнославянского.

Уходя, я с комом в горле сдерживала слезы, как после самого настоящего церковного таинства.

Спасибо Елене! И спасибо всем, кто делал эту постановку. Это нужно видеть.

2
0
9
Felix Grozdanov
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 7
24 ноября 2015

Из университетского курса древнерусской литературы и краткого практикума по старославянскому языку в голове сегодня осталось немного. Поэтому посмотреть спектакль «Безумное путешествие за святыми дарами» мне было вдвойне интересно. К тому же я давно знаком с талантливыми работами Елены Греминой. Каждый раз Елена Анатольевна исследует разные проявления человеческого бытия – трусость в «150 причин не защищать Родину», смелость в «Болотном деле», неверность в «Простить измену». На сей раз Гремина поставила спектакль, в котором размышляет о религиозности и ее границах. Мы все знаем про церковный раскол XVII века, поводом для которого послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Напомню: новоявленный патриарх Никон, которого царь называл своим «собинным другом», настаивал на приведение русской церковной практики в соответствие с греческой. Ему противостоял протопоп Аввакум, который возглавил движение. Суть проблемы заключалась в различии московского и греческого обрядов, и, прежде всего, в перстосложении. Греки крестились тремя перстами, а великороссы – двумя, как при князе Владимире в Киеве и в Москве до середины XVII века. Был поднят вопрос о правомерности русского церковного обряда, в которые, кроме двуперстия, входили богослужение на семи просфорах, осьмиконечный крест, хождение посолонь (по солнцу) и пр. Словом, пришла новая власть и от всего этого – векового – надо было отказаться. Несогласным же с волей нового патриарха и царя грозила смерть – как же иначе у истовых православных, которые поклоны земные бьют, иконы и кресты облизывают, а близких ненавидят и жестоко истязают. Как мы знаем из истории, протопоп Аввакум после томительного пребывания в земляной тюрьме был сожжен новоявленными. А Феодосия Морозова висела на дыбе с вывернутыми руками, ей церковники заковали ноги, руки и шею в «железа конские», она замерзала обнаженная в снегу, была бита плетьми. «Доколе будешь в безумии пребывати да возмущати царя противлением?», - спрашивали ее. Но она не сдавалась - все стерпела, не отступила. «Се ли християнство, еже сице человека умучити?», - сказала она, по преданию. Морозову хотели насильно помазать, а, увидев тщетность усилий, стали готовить к сожжению. Царь потом смилостивился и в итоге непокорную попросту уморили голодом. Про этот эпизод русской истории, собственно, и рассказала Елена Гремина в спектакле, взяв за основу подлинные тексты и документы той эпохи - «Послания» старца Филофея с его знаменитым «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии», «Повесть временных лет», письма Аввкума… Причем актеры на старославянском их и произносят. Только «экскурсовод» Анастасия Патлай иногда поясняет смысл давно забытых слов и реалий.
«Святую церковь непристойными словами поносит, и не покоряется, и святых тайн по новоисправленным служебникам которыя священники служат — от них не причащается, и хулы страшные исносит», - доносят церковь царю о Морозовой. На сцене Феодосию воплощает играет Варвары Фаэр. Сколько достоинства и спокойствия в каждом ее слове, каждом жесте! Как известно, в жизни Феодосия Морозова носила власяницу, дабы таким образом «усмирить плоть». На сцене же на Варваре, как и почти на всех актерах, обычная одежда – джинсы, свитер. Так же как и на стоящих рядом зрителей, которых словно бы призывают в свидетели произошедшего. Сесть некуда. Зрителей предупреждают, что весь спектакль придется стоять, но немощным могут дать стулья. И в этом я вижу символизм. Ведь если в других христианских конфессиях служение Господу – радость, то у нас – непременная испытание. Надо стоять в толпе, духоте часами на службе, бить земные поклоны и надеяться на рай потом, в загробной жизни. Символичны в спектакле и «Бронзовые мальчики» - царские охранники, лица которых покрыты золотой краской. И сразу образ карающей церкви рождается. Девиз DOCа – театр, в котором не играют. И в этом спектакле участвует настоящий старообрядец из Рогожской слободы Семен Гумелюк. Он рассказывает, чем кафтан отличается от рясы, что такое подручник (на него во время совершения земных поклонов кладутся руки) и как мудрено устроена лестовка (разновидность чёток у старообрядцев. В отличие от чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо). По окончании спектакля зрители трепетно трогают эту лестовку, словно бы приобщаются к святым дарам. И в их глазах видишь изумление – за лестовку, подручник кафтан и двуперстие было погублено столько душ?». А в ушах продолжает звучать рефреном: «Кого бо тако Бог любит, якоже ны возлюбил есть? Кого тако почел есть, якоже ны прославил есть и вознесл? – Никогоже»

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все