Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.9

Спектакль
Арлекин, слуга двух господ

Постановка - Piccolo
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Выдающийся спектакль

После войны Джорждо Стрелер этим спектаклем открыл первый в истории Италии репертуарный театр — Piccolo Teatro di Milano. Новая страница истории по его замыслу должна была отсылать к золотому веку итальянского театра — комедии дель арте. Но так как от комедии масок не осталось пьес, Стрелер реконструировал старинный жанр, взяв за основу пьесу Карло Гольдони, который преследовал ровно противоположную роль — положить конец импровизации и балагану и заставить актеров играть по писаному. Судя по тому, что спектаклю больше полувека, а он живее любой премьеры, в его основе была гениальная идея. Самая впечатляющая сцена вечного спектакля — поклоны: кожаную маску снимает стремительный, виртуозный Арлекин — и под ней оказывается лицо глубокого старика. Это Феруччо Солери, который ­играет свою роль 46 лет.

  • Арлекин, слуга двух господ – афиша
  • Арлекин, слуга двух господ – афиша
  • Арлекин, слуга двух господ – афиша
  • Арлекин, слуга двух господ – афиша
  • Арлекин, слуга двух господ – афиша
Драматический
Джорджо Стрелер
1000-2000 р.

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Екатерина Рябова
135 отзывов, 139 оценок, рейтинг 110
26 марта 2008

В рамках проекта «Легендарные спектакли XX века» на фестиваль привозят постановку Джорджо Стрелера «Арлекин, слуга двух господ» — вещь, к которой как нельзя больше подходит слово «легенда». Один из великих режиссеров XX века, Джорджо Стрелер сумел сделать невозможное: воскресил дух и стиль комедии дель арте. Он поставил «Арлекина» в Миланском «Пикколо» в 1947 году; в 1960-м спектакль привезли на гастроли в СССР, а сорок лет спустя, в 2001-м, им открылась Театральная олимпиада в Москве. К тому моменту роль Арлекина уже больше 30 лет играл артист Ферруччо Солери. Он объехал со спектаклем полмира, а его остроумные и пластически виртуозные лацци (трюки) вошли во все хрестоматии по истории театра. Сегодня Солери за семьдесят, и его мастерство кажется чем-то невероятным: в финале вечно юный Арлекин снимает маску, за ней оказывается лицо старика. Это, пожалуй, главный аттракцион спектакля — и редкий пример настоящего театрального волшебства.

0
0

Отзывы

9
Александра Иванова
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 34
23 ноября 2011

«Арлекин-слуга двух господ», режиссером которого является Джоржо Стрелер, стал символом Picollo Teatro di Milano, открывшегося в мае 1947 года, и не случайно. Он возродил дух итальянской комедии dell’arte , ее традиции, её великолепие. Спектакль вобрал в себя весь блеск различных театральных форм, устоявшихся на сцене в течение четырех сотен лет, при этом сохранив целостность и упорядоченность: нет ни лишнего, в то же время нет ощущения недостатка чего-то. Перед нами типичные персонажи итальянской сцены, заставляющие людей смеяться несколько веков: Арлекин, Доктор, Панталоне, Бригелла…Но теперь это не просто персонажи. Ведь их образы были сохранены в течение долгого времени, но их аналогов, вдохновивших когда-то комедиантов, в реальности уже давно не существует, и возможно в связи с этим у меня возникло ощущение, что все то, что ранее было естественным в игре дель арте, теперь приобрело какую-то осмысленность и даже символичность.
Маска – важнейший атрибут этой комедии. Она тоже является символом. Маска есть у всех персонажей кроме Влюбленных. Именно маска сама по себе становится объектом смеха, даже без актеров. Те, на ком она, могут дурачиться, строить гримасы, хохотать, но при этом зритель все представление будут видеть это застывшее изображение на лице актера. В этом чувствуется какая-то идея постоянства, что как бы не менялась жизнь, и пусть какие-то устои общества рушатся под давлением времени – все равно то, что смешило людей ранее, будет смешить и сейчас. Так же маска выдает того самого героя, над которым можно и нужно смеяться: старик Панталоне, строящий козни влюбленным, Бригелла, услужливый и развязанный слуга, и Арлекин, который, лишь в самом финале снимает свою маску и показывает свое настоящее лицо. Здесь нет понятий «плохой» и «хороший», есть лишь те, над которыми можно смеяться и тех, кому первые как бы противостоят.
Что же еще наполняет эту самую чашу того уморительного великолепия, обыгрываемого на сцене? Постоянное движение и сильнейшая эмоциональная волна. Откуда же это? И опять вступают в свои права традиции комедии дель арте. Бешеная и неуловимая итальянская речь, утрированность и выворотность движений, которые не режут глаз, а напротив, становятся сущностью той формы, которая, достигнув идеала, декламирует абсолютно точно всю психологию персонажа. Каждый жест, каждое движение тела – все имеет свой подтекст, свое назначение, как и неуловимые интонации, реплики, наполненные сильным эмоциональным звучанием, уморительные, но в то же время легкие мимолетные гримасы, например, Сильвио и Флориндо. При минимуме бутафории актер умело пользуется своим телом, как инструментом, чтобы создать нужный образ, который идеально впишется в происходящее на сцене, не нарушая целостность.
К слову о бутафории и декорациях. Их здесь не так уж и много, но каждый предмет точно так же является выразителем определенной стороны персонажа. Письма влюбленных, подносы, летающие над сценой так, как будто законы физики их не касаются, желе, с которым так забавно «общается» Арлекино, болтающееся пузо Доктора, платок служанки, которым она вытирает и ботинки, и лицо. Декорации же соответствуют всем традициям итальянской комедии.
И, конечно же центральной фигурой является Арлекино – вечно скачущий, прыгающий, ловкий и дерзкий слуга, который одним лишь своим присутствием вызывает улыбку. Его с самого первого дня постановки спектакля играет Ферруччо Солери, который даже в своем возрасте остается пластичным и подвижным, как двадцатилетний юноша! Вспомним дель арте: каждый актер выбирал себе амплуа - какого-то персонажа и играл его всю жизнь! Приятно, что эта традиция жива до сих пор.
Персонаж этот выделяется из всех остальных тем, что он по-настоящему живет на сцене и это видно: он сам меняется , и именно поэтому он снимает в финале маску!
Как показалось лично мне, что цель «Арлекино - слуга двух господ» , точно так же как и цель самой комедии дель арте – это разобрать личность героя до самого донышка, но парадокс в том, что самые веселые, интересные, порочные и незаурядные персонажи скрывают лицо под маской! Казалось бы, парадокс, но именно это, на мой взгляд, заставляет людей всматриваться глубже и видеть больше. Есть такой хороший психологический прием: если хочешь, чтобы тебя слушали внимательней - сбавь тон. И тогда, если хочешь показать истинное лицо персонажа – скрой его маской!

0
0
7
Denis Kataev
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 5
14 октября 2011

Писать не буду, просто посмотрите сюжет!

http://tvrain.ru/teleshow/artificial_selection/moskvichi_uvideli_znamenituyu_postanovku_strelera-46180/


0
0
9
ЕКАТЕРИНА СОБОЛЕВА
12 отзывов, 69 оценок, рейтинг 17
9 октября 2011

Ходила на этот спектакль уже 2 раза, когда Piccolo приезжал к нам пару лет назад. Получила огромнейшее удовольствие, как и все, кого я пригласила с собой на спектакль. И это при том, что по идее такие постановки любит не каждый. Все-таки это комедия масок, del'arte. Каких-то глубокомысленных, интеллектуальных диалогов и монологов) Вы там не услышите. Тем удивительнее, что впечатление просто поразительное!!! Игра актеров фантастическая! А ведь главному актеру уже лет-то не мало будет. Мне постановка напомнила наш фильм Труффальдино из Бергамо, там тоже пытались сделать отсылки к комедии масок. Рекомендую абсолютно всем!!! Хорошее настроение, позитивные эмоции гарантированы! P.s. Сама бы пошла в третьий раз))

0
0
7
Никита Королевич
20 отзывов, 161 оценка, рейтинг 16
26 сентября 2011

Признаюсь, я немного опасался того, что спектакль разочарует. Уж слишком много шума было вокруг него, в том числе и с нашей помощью. А значит, и у самого меня были определенные, не исключено, что завышенные ожидания. Это, как правило, ведет за собой разочарование. Или полный восторг. Чем же дело обернулось на этот раз?

Удовлетворением. Именно удовлетворением. Не в том смысле, что это оценка «3» по пятибалльной шкале, нет. Это именно удовлетворение своего интереса, желания и основных требований к любому спектаклю.

Мне было любопытно узнать, что вообще представляет собой этот спектакль. Я все это узнал, а сам процесс не доставил каких-то отрицательных эмоций, даже наоборот.

У меня было огромное желание побывать на «Арлекине…» от Стрелера, соприкоснуться с историей современного театра и театра вообще, погрузиться в атмосферу «комедии дель арте» в том виде, в каком ее представил режиссер и довел до наших дней Ферруччо Солери вместе с командой «Маленького театра из Милана». Случилось и это.

У меня было и остается одно главное требование ко всем спектаклям как таковым: они должны затягивать меня с головой. Какова бы ни была продолжительность действа, я не должен смотреть на часы, отвлекаться, ждать финала, думать о чем-то стороннем – я должен всецело находиться в том времени и месте, которое театр представляет нам на сцене. Если этого нет, то значит, что спектакль не случился. Если это есть – все уже хорошо. Неважно, кто играет, о чем играет, как играет – все это второе. Но первое – мои отношения (как зрителя) с той историей, которую рассказывает режиссер через своих актеров. Если я весь во внимании и сижу с открытым ртом, значит все не зря. И в случае «Арлекина» все было именно так.

Причем события развивались точно по предсказанию Ферруччо Солери, которое он сделал на пресс-конференции за день до спектакля. Зрительская реакция развивалась следующим образом: легкое непонимание в первом акте, живой интерес во втором, и детская радость в акте третьем. Все так и случилось.

Кстати, как хорошо и даже гениально было разбить спектакль именно на три акта. Вообще именно так и надо делать. Но только умно и аккуратно.

В первом акте я разрывался между происходящим на сцене и не очень удачно организованными субтитрами (трансляция велась на полоску занавеса, расположенную сверху – это было мукой для дорогих первых рядов, так как бедолагам пришлось постоянно мотать головой, но это стало небольшим утешением для тех, кто сидел далеко). Однако, после того, как я попробовал сам переводить речь актеров, и понял, что моего итальянского вполне хватает для понимания оригинального текста Карло Гольдони, далее все пошло как по маслу.

Правила игры очень быстро стали ясны, за первый акт я их окончательно принял и дальше с большим интересом наблюдал за тем, что происходило на сцене. Второй и третий акты пролетели совершенно незаметно.

Все сделано очень профессионально и вкусно. Да, конечно, каждая сцена и движение проработаны «от и до», заметна и определенная механичность действий, но они проделываются актерами с таким мастерством, и с такой… душой, что ты всему веришь.

И, разумеется, все три акта в центре внимания находился заглавный Арлекин. Для его возраста, невероятного опыта, сотен и тысяч раз сыгранных Арлекинов, Ферруччо Солери играет очень хорошо. Даже замечательно! Я так думаю.

Вынужден признать, что не случилось ощущения большого праздника, событийности момента. Но это зависит не от актеров, а от зрителей. В фойе и зале имени Юрия Гуляева этого не было. Уже после первого акта появились свободные места в «дорогой зоне», единения зрительской массы не произошло. Но ведь для нас все только начинается (как всегда).

А в целом, после спектакля, кроме осознания того, что ты приобщился к частичке мирового искусства, остался светлый и добрый образ спектакля, жанра, самого Арлекина, Италии, смеха, веселья и радости. Все это, а особенно последнее – очень дорого стоит.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все