Дебют драматурга из Перми Любы Мульменко и режиссера Леры Сурковой — шесть документальных новелл, воспроизводящих разные жанры пьянки: водевиль, трагифарс, баллада. Рядом с Алексеем Юдниковым, Алексеем Маслодудовым, Анной Котовой и другой молодежью играет великолепная Татьяна Владимирова — актриса Et Cetera и самая отчаянная артистка из старой московской гвардии.
Драматический |
Валерия Суркова |
«Алконовеллы» – пример поистине блестящей встречи темы и жанра. Только театральная постановка, начисто лишенная всех внешних примет театральности – специфических грима, костюмов, декораций, – позволяет продемонстрировать все как есть. И в то же время это не документальная лента, а документальный театр, где все персонажи, несмотря на их абсолютное правдоподобие, наверняка гораздо обаятельнее своих реальных прототипов, ибо нельзя упускать из вида тот факт, что за всей незамысловатостью, не всегда связной и складной речью стоит серьезная работа актеров, режиссера и драматурга.
«Да вообще всех можно считать алкоголиками», – заявляет один из героев, врач-анестезиолог. И от того, что он рассказывает о причинах, заставляющих прибегать к помощи алкоголя докторов, у которых регулярно умирают на руках люди, по спине временами пробегают мурашки. Остальные эпизоды скорее комичные, хотя и за тем, что провоцирует взрывы смеха в зрительном зале, стоит много жуткого, а смех вызывает чаще не юмор самих ситуаций, а скорей узнавание чего-то сходного с собственным опытом.
Из действующих лиц наиболее ожидаемый персонаж только один – не слишком опрятная бабка-пьяница, единственная из всех открыто заявляющая о своем алкоголизме. Все прочие рассуждают только о любви или привычке пить, выпивать. При этом делая очень характерные оговорки, что на самом деле они ничуть не зависимы, могли бы пить значительно меньше, да что там – и вовсе не пить. Но ведь продолжают же, тем не менее.
«Алконовеллы» ничуть не похожи на атиалкогольную пропаганду. Равно как и не могут служить «рекламой» связанного с регулярным употреблением разнузданно-веселого образа жизни. Нет. Единственный эффективный способ заставить задуматься – это как раз показать все как есть. Что творческому коллективу театра.док превосходно удается.
Все герои спектакля правдоподобны и узнаваемы, в них, им невозможно не верить, потому что подобных людей встречал каждый. И это не просто люди, по той или иной причине употребляющие алкоголь, а полноправные герои нашего времени. Причем большинство из них – люди молодого поколения: девушка-блондинка из провинции; четыре школьницы-малолетки, обычные девочки, даже в общем-то не оторвы; невероятно снобистски настроенный молодой человек с айпадом, уверенно оперирующий сложными словесными конструкциями и сам себя называющий буржуазным интеллектуалом; и наконец просто два довольно типичных гопника, давние приятели и собутыльники. Выбиваются из этого ряда только уже упомянутые врач и старуха и как раз именно в их историях немало трагического.
Надо отдать должное, персонажи не просто сменяют друг друга на сцене, хочется отдельно отметить последовательность, в которой сюжеты выстроены: от обыденного – к смешному, от смешного – к изощренному и извращенному и дальше – к мрачному и гнетущему (хотя и эти эпизоды отнюдь не лишены смешных реплик). Отдельно обращает на себя внимание, что врач – тщедушный еврей в очках, нервно теребящий в руках блокнот с ручкой оказывается как раз следующим после молодого человека, подробно разъяснявшего до какой степени ему мерзок типичный интеллигент, как пьяный, так в общем-то и трезвый. Но, наконец, последняя новелла про гопников, персонажей наиболее из всех бесшабашных и жизнерадостных, полностью разряжает все напряжение.
Возвращаясь вечером выходного дня после спектакля домой на метро просто чувствуешь себя среди каких-то следующих его персонажей. И от этой иллюзии не так-то легко отмахнуться, настолько не иллюзорным, а как раз подлинным было все, продемонстрированное на сцене.
Не хочется долго и пафосно писать про то, как это безыдейно и неинтересно, про то что должно быть хотя бы на чуть-чуть слов больше чем мата, а сам текст не должен состоять только из слов бухать, блевать, пи..ть, внатуре, ваще.. Просто хочется сказать, не ходите, не интересно, правда. Признаться честно, это большой провал Театра.doc. Смотреть спектакль стыдно, через 10 минут начинаешь судорожно оглядываться, нет ли знакомых, никто ли не заподозрит что и я закончила пту, что и у меня ностальгия, и мне тоже весело. Текст на редкость плохой, бессмысленный, автор ничего не сказал, даже сложно сказать избитую фразу, которую пишут про плохие спектакли: "автор не сказал ничего нового". Нет, что вы, он вообще ничего не сказал, и от этого как-то неудобно, есть маза что автора и не было. Так вот, текст плохой, идей нет, юмора нет, просто подростки рассказывают как они бухали в 9 классе. Ну кто не сыграет подростков. Поэтому и актеры играли никак и драматургии нет и не смешно. И вообще никак. На выходе через 10 минут после начала спектакля, т.к. это всё на что хватило терпения созерцать этот бред, у нас спросили, а вы у нас в первый раз? Нет, мы в курсе репертуара, мы ценители, и многое нравится настолько, что можно ходить и ходить. Резюме: бред, на который жалко тратить время.
Мысль о том, что надо бежать не раздумывая появилась уже через несколько секунд... Выдержали всего две новеллы... Потому что слушать снова и снова о том как забухали, проблевались и кого то отпиздили просто нет никаких сил... Мне и в детстве такие разговоры казались странными для детей, обучающихся в лучших спецшколах города... А теперь вот эти дебильные разговоры явились в виде спектакля...Неинтересно... Даже не примитивно... Просто полное отсутствие идей и затей... Не нахожу оправдания этому безобразию даже в том, что это документальная пьеса... Документальная, но совсем не пьеса....Очень странно для такого театра как .doc, который до этого очень неплохо справлялся алкогольной тематикой я имею ввиду спектакли синий слесарь и отчасти экспонаты