Драматический, Современная драма |
16+ |
Алексей Образцов |
27 февраля 2021 |
1 час 30 минут, без антракта |
В театре "Особняк" репертуар отнюдь не рядовой: нет там привычных глазу "Евгениев Онегиных" и "Мещан" с "Бесприданницами". Произведения, которые ставятся в этом театре, лишены обожания и популярности в России. Впрочем и режиссеры, работающие с "Особняком", подбираются весьма специфичные (в хорошем смысле этого слова).
Зритель тут тоже свой (стоит особняком от всей театральной публики): не поверхностный и крайне толерантный к любого рода толкованию искусства. Только такой зритель, по моему уразумению, может и согласен отдаться в руки Алексея Образцова (режиссер спектаклей : "Февралья", "Led", " Os/Ось"), чтобы заглянуть через его узкую призму в вечность
"Алеф" - откровенно сложный objet d'art для восприятия. Многоуровневый с подтекстом и текучей формой. Спектакль начинается с шарад, шарадами и заканчивается.
"Шарада" - это в принципе метафора постановки. Автор "Алефа" - аргентинский писатель Хорхе Борхес ищет ответы на волнующие каждого человека вопросы: смысл жизни, поиск Бога, истины, высшего начала, человеческой души, любви, бессмертия, покоя. И Образцов их тоже ищет. И оба они- неведомая сила, заставляющая зрителя отвечать. Выбыть из этой матрицы непосильно и нельзя: в самый неподходящий момент тебя поднимут на ноги (в прямом смысле) и заставят заглянуть в бесконечность.
Мне спектакль напомнил актерский тренинг у театрального педагога Андрея Феськова, когда мы, актеры, выполняли броуновское движение с параллельным наговором, и длилось всё это чуть более 40-ка минут. Усталость после 20-ти минут однообразных действий заставила нас снять оковы сознания и дать волю бессознательному, которое начало рисовать совершенно невообразимые картинки прошлого, настоящего и будущего.
Запомнился диалог в холле театра по окончании спектакля:
- У меня болят глаза от прожекторов и дыма.
- Так и задумано, искусство не должно быть комфортным.