Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Возмездие 12

Александр Блок
Постановка: Центр драматургии и режиссуры на Беговой
Режиссер: Клим
В ролях: Ксения Орлова
4 часа 20 минут, 1 антракт

Средняя оценка: 5 из 5

Голосов: 4

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Про Клима написаны книги — свидетели его подвальных ритуалов 90-х, питерских опытов и затворнического периода в Киеве передают свое знание об увиденном в форме мифов и легенд. Ученик Анатолия Васильева, появляющийся на публике в костюме синего бархата и сапогах а-ля гриндерс, прошлым летом был назначен худруком погрязшего в скандалах Центра драматургии и режиссуры. Все это время, как теперь выяснилось, он репетировал там свой многолетний проект — три поэтических моноспектакля с тремя разными исполнителями. Свет увидели только два: «Возмездие 12» и «Поля входят в дверь». В первом случае известная по ролям в «Практике», «Мастерской» и Театре наций Ксения Орлова в течение почти пяти часов пропевает подряд две поэмы Блока, во втором — участвовавшая в тех самых легендарных спектаклях Клима Наталья Гандзюк аналогичным образом исполняет стихи Геннадия Айги, укладываясь в щадящие сто минут. На оба спектакля одно, совершенно удивительное зеркальное пространство, сочиненное Климом же. Только человек, его голос и пространство — а из поэзии складывается невообразимо красивая в своей болезненности история отечества.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
Алексей Киселёв

105 рецензий · 204 оценки · 535 спасибо

Пятичасовой вокализ по Блоку как комментарий к истории страны

Только человек, его голос и пространство; никакой фоновой музыки, никаких эффектов. Ксения Орлова — еще недавно игравшая в ГИТИСе в студенческих спектаклях курса Олега Кудряшова, — в течение пяти часов с небольшим перерывом томно мурлыкает блоковские ямбы, плавно переходя от интонаций Бет Гиббонс к завыванию на манер деревенской плакальщицы; босиком переступает по высоко установленным подмосткам — не то... Показать полностью

Пятичасовой вокализ по Блоку как комментарий к истории страны

Только человек, его голос и пространство; никакой фоновой музыки, никаких эффектов. Ксения Орлова — еще недавно игравшая в ГИТИСе в студенческих спектаклях курса Олега Кудряшова, — в течение пяти часов с небольшим перерывом томно мурлыкает блоковские ямбы, плавно переходя от интонаций Бет Гиббонс к завыванию на манер деревенской плакальщицы; босиком переступает по высоко установленным подмосткам — не то танцуя, не то повинуясь таинственному ритуалу. Повсюду развешаны высокие зеркала, отражающие симметричные, постоянно меняющиеся коридоры рассеянного света; в логике спектакля, не лишенной эсхатологических нот, зеркала эти — что-то вроде окон, озаряющих то закатным, то рассветным сиянием место действия, то есть — нашу с вами страну. Нарочитая интимность, с которой Орлова пропевает строфу за строфой, бросая окончания и закатывая глаза, магнитом приковывает внимание; и даже не столько к самой себе, сколько к тексту, к слову, к ритму.

Перед началом вышел режиссер — окутанный мифами ученик Эфроса и Васильева, седовласый волшебник Клим из андеграунда 90-х в неизменном костюме синего бархата — и своим буддистским голосом предупредил зрителей о предстоящем им труде. И уже на десятой минуте стало ясно, что мы наблюдаем настоящую аномалию — импрессионистский поэтический театр, радикально монотонный, с предельным актерским выражением, притом ювелирно выстроенный, — ну такого просто не бывает. Здесь происходит обнуление не постдраматического свойства, поэзия вне декламации, эмоция вне психологического реализма, полифония при моногамии. А ближе к финалу становится понятно, что в общем-то это и не спектакль вовсе. Это то, что сам Клим называет загадочным словосочетанием «золотая сфера мгновения»; ровно то, к чему с трудом подбирают термины толкователи его опытов двадцатилетней давности в «Творческих мастерских». Это пять часов соприсутствия группы людей, соприсутствия между прошлым и настоящим, между небом и землей, наедине с магическим законом словосочетания.

Кажется, таким образом разыгрывается история отечества с середины XIX века до Октябрьской революции, роковой ее виток. Жил-был поэт, на Байрона похожий, подавал надежды, герой грядущих перемен; пока дамы обсуждают его демоническую сущность, а кавалеры недоверчиво морщатся, поэт превращается в хармсовского чудотворца, не совершившего ни одного чуда; полная надежд Россия тем временем надевает подвенечное платье, а навстречу ей — разудалые Ваньки с винтовками. Но все, конечно, не так просто.

Чтобы до конца понять принцип смены гвардейского мундира белым платьем, старинного платья элегантным исподним, равно как переключения интонаций — с колыбельной на церковную, с джазовой на фольклорную, — нужно перечитать не только оба шедевра Блока, но и его биографию, а также освежить в памяти хронологию ключевых событий отображаемой эпохи. В «Возмездии», документальной семейной хронике Блока, отражены и покушение на Александра II, и Кровавое воскресенье, и сыновья скорбь по похоронившему талант родителю — это история трех поколений, последнее из которых представляют наши деды. С одной стороны, метафора прозрачна — «Сыны отражены в отцах» — история открыта. С другой — бесконечно объемна в решении Клима, обнаружившего ключ к поэме во вступительных словах самого автора: «Все эти факты, казалось бы, столь различные, для меня имеют один музыкальный смысл».

История этого проекта, как и всякая легенда о Климе, — история отказа от компромиссов. В начале сезона из ЦДР пошли первые слухи — Клим обязал актеров труппы выучить и исполнить по три романса; Клим попросил себе раскладушку в театр. Дальше — тишина, а за тишиной, спустя год, — премьера. Есть сомнения, что Департамент культуры будет это терпеть долго — худрук должен выпустить N спектаклей и продать на них как можно больше билетов; иначе зачем вообще нужен театр. Показательно, что премьеры до последнего момента в репертуаре не появлялось: премьеры вообще явно интересуют нового руководителя куда меньше процесса репетиций, начинающегося всякий раз трехчасовым медитативным кружением по сцене (про это тоже есть отдельная легенда). То, что сейчас вдруг появилась возможность увидеть тончайший актерский подвиг Ксении Орловой — чистая случайность, сбой в матрице. Другое дело, что эта случайность не только наглядно отражает предложенную год назад Климом концепцию развития вверенного ему театра, но и опрокидывает все созданное на этой площадке прежде. А было здесь, кстати сказать, много всего — и более чем достойного. Просто прежде здесь был, как и полагается в общепонятной системе координат, всего лишь театр. И по всей вероятности, он никуда не денется — скорее снова куда-то денется сам Клим. А потом про это тоже появится какая-нибудь очередная легенда.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Скрытые возможности 14 функций Google Chrome, о которых вы могли не знать

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

Волшебные игры для всей семьи

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Совместный трек Post Malone и 21 Savage «Rockstar» еще в начале октября занял первое место в...

В конце каждого года нью-йоркские таксисты поддерживают семьи эмигрантов и выпускают календарь —...

Что не так с новой скульптурой, установленной во дворе католической школы в Австралии?...

Волна интереса к сникер-культуре в 2017 году достигла своего пика. Если хотите влиться в этот мир и...