Москва

Положительные отзывы о спектакле «Однажды в Эльсиноре. Гамлет»

Постановка - Мастерская
9
ГАЛИНА СТАРШИНОВА
100 отзывов, 171 оценка, рейтинг 186
22 марта 2017

У моей любимейшей подруги, главного человека моей жизни, была одна тайная страсть: она коллекционировала постановки... Гамлета. В ее коллекции их было, кажется, с десяток, включая любимую классическую версию Козинцева. Она любовалась исполнителями, которым было что играть, Ей очень понравился Шакуров, но, безусловно, гений мы продолжаем видеть в Смоктуновском. Ее покоряли режиссеры, которым было что сказать. Не пересказать Шекспира, нет. Не сделать копию, или показать свое, непременно, оригинальное видение.. Главное, именно, когда режиссеру есть ЧТО СКАЗАТЬ!!

Режиссер никогда не делает ничего просто так, каждый диалог, каждый поворот сюжета, мизансцена, игра света, фотография, или зеленые трусы на сцене зачем-то появляются, и у по-настоящему талантливых режиссеров каждая деталь вписана в сценарий логически и эмоционально, ну, примерно, как ружье у Чехова.
Актеры же, выбрав тот или иной образ, великолепны, когда раскрывают его до конца, не разу не сфальшивив.. . При этом, не играет роли, забыл ли актер текст, или от декорации что-то отвалилась, не важно, если внезапно вдруг отключат микрофоны или погаснет свет... Настоящий актер будет импровизировать и Вы подумаете, что так и должно быть, Настоящий актер найдет в своем герое десятки новых оттенков и нот и будет погружать Вас в этот образ все глубже и глубже..
Гамлет - произведение безусловного гения, того, кого принято называть Шекспиром. Оно, с одной стороны, незамысловатое, однако так написано и переведено, с таким количеством деталей, красок и вариаций, что ставить, интерпретировать и особенно играть его - одно удовольствие.

Да, что касается спектакля театра "Мастерская". Это свежо, глубоко и очень точно. Моя подруга, к моему большому сожалению, больше не сможет смотреть спектакли, но мы, искатели истины и любители реальности, будем пребывать в восторге всякий раз, когда будем видеть на сцене такой, по-настоящему Шекспировский театр. Гарантирую.

3
1
9
Gala Теаtralka
59 отзывов, 263 оценки, рейтинг 59
16 июня 2018

Великолепно! Молодцы! Все понравилось! Очень здорово сделано, очень достоверно, хотя все действие - тонкая пародия на... Песни, танцы, задор, все уместно и талантливо. Спасибо! Искренне рекомендую).

0
1
7
Александра Климова
37 отзывов, 43 оценки, рейтинг 13
8 августа 2016

NEVER FREE, NEVER ME

- Я думаю: не выпустить ли тут, знаете ли, дога.
- Какого дога?
- Датского. Чтобы все поняли, что действие всё-таки происходит в Дании.

Театр "Мастерская" во многом уникален. Во-первых, в отличие от большинства ведущих петербургских театров, он расположен совсем не в центре города. Это, безусловно, минус. А поскольку перспектива брести к метро по Володарскому мосту в одиннадцать часов вечера не кажется слишком привлекательной, за зрителя приходится бороться. Во-вторых, театр очень молодой, существует всего пять лет. И, наконец, в-третьих, актеры, которые там играют, примерно одного возраста – выпускники трех курсов Григория Козлова. И это, как оказалось, плюс. Репертуар говорит сам за себя. “Дни Турбиных”, “Идиот”, “Братья Карамазовы” и даже “Тихий Дон”! Очень живой, искренний, открытый театр, с хорошим чувством самоиронии. Театр, который продолжает удивлять.

Одна из самых необычных постановок Мастерской – “Однажды в Эльсиноре. Гамлет”. Представьте, что большую часть постановки по этой пьесе вы смеетесь! Неожиданно? Впрочем, создатели “Однажды в Эльсиноре” сразу предупреждают, что все происходящее на сцене – трагифарс. Заводилами здесь, безусловно, являются два панка-раздолбая Розенкранц и Гильденстерн в исполнении Владимира Кочурова и Николая Куглянта. Появляясь неожиданно, они начинают свой долгий путь между первыми рядами кресел партера (расстояние между которыми, кстати, довольно узкое). При этом Гильденстерн успевает посидеть у кого-то на коленях, и даже пытается чем-то угостить. “Нет-нет, я не хочу”, - машет руками зритель, давясь от хохота. Мучительно продираясь сквозь дебри своего затуманенного сознания, герои вспоминают, что у них есть какое-то важное задание. Причем “какое-то” здесь слово ключевое, потому как смысл этого задания они забыли напрочь.

Каждая роль в этой постановке превращается в мини-бенефис. Грустный датский принц Гамлет (любимец зрителей Евгений Шумейко), невероятно брутальный Клавдий (Сергей Интяков), Полоний, любитель бокса и постоянно прижимающий к себе дорогой кожаный портфель (Василий Щипицын). Андрей Дидик, в роли Рейнальдо, в очках-авиаторах и нелепом костюме.

Но кто меня действительно удивил, так это Сергей Агафонов (как оказалось, обладатель уже двух Золотых софитов). Он здесь и Шекспир, и актер, и тень отца Гамлета. Три героя с повадками Джека Воробья. Невероятно, я столько раз была в театре на Васильевском, но сумела разглядеть его только здесь и сейчас. Насколько не нравится мне Ганя Иволгин, настолько покорил Шекспир. Надо срочно еще что-нибудь посмотреть!

Вообще, задумка с Пастернаком и Шекспиром очень уместная, необычная и оригинальная. Они не только появляются в начале постановки, но и удачно вплетены в само повествование. Именно они, пьяные в стельку, читают диалог двух могильщиков, тот самый, про бедного Йорика. Шикарна сцена перевода Пастернаком монолога "to be or not to be", звучащего из радиоприемника на английском языке. Пастернак здесь, по-моему, какое-то альтер-эго Гамлета. “Я не хочу драться, - говорит он портрету Сталина, - я хочу писать стихи!”

Это постановка, которую не все примут и не всем она понравится. И, тем не менее, это очень живой, интересный, и сложный спектакль, полный символов, и разных “пасхалок”. Подобным вещам и явлениям я обычно даю определение “математический”. Как фильм “Начало” Нолана или роман “Щегол” Донны Тартт. Где все просчитано до миллиметра, все настолько выверено и продуманно, что, кажется, убрать ничего не получится. Это примерно как с авторефератом диссертации - когда в 12 страниц нужно вместить краткое содержание 150-страничного “кирпича”. И отшлифовав текст до запятой, вдруг, о ужас! ты узнаешь, что изменились правила и надо сократить еще на страницу. Нереально! Вот так же нереально убрать из этого спектакля хотя бы одну сцену.

На протяжении всей постановки я собирала пазл. Благо, что разных “вкусных” зацепок тут очень много, начиная от диалога Шекспира и Пастернака, до шпагата а-ля Ван Дамм и граффити Бэнкса (того, что с целующимися полицейскими. Думаю, что многие его не заметили, поскольку смотрели в этот момент на Гамлета и Офелию). Почему Гертруда в образе Одри Хепберн из “Завтрака у Тиффани”? Такая же беззаботная сумасбродка, как Холли Голайтли? Этот образ, наверное, первое, что бросилось мне в глаза при покупке программки. Кстати, о программке. Все-таки зря создатели спектакля раскрыли интригу в самом начале, написав, что Горацио – воображаемый друг Гамлета. Единственный настоящий союзник Гамлета здесь оказывается всего лишь плодом его фантазии! Представьте себе реакцию зрителя, который догадался бы до этого сам. Как там в пьесе? “Скажи ему, как все произошло”. А в ответ – тишина. И сразу вспоминаются слова Шекспира, произнесенные им в начале постановки: “Все дело в окружающих. Гамлет — их мечта. Фантазия. Бред. Галлюцинация! Они наделали мерзостей, — и им представляется Гамлет. Как возмездие!”

На самом деле за громкой музыкой, рок-н-роллом и юмором скрывается много трагедий и вопросов. Все-таки “Гамлет” это драма. Офелия, бедная глупая девочка, не поняла, не разгадала, не справилась. Гамлет, который не знает, как поступить. Быть или не быть…Вот в ЧЕМ вопрос? Надо же, как от постановки одного-единственного ударения меняется смысл, пожалуй, самого знаменитого монолога в истории мировой драматургии.

Лично для меня это спектакль о выборе. Гамлет этот выбор сделал, сделал его и Пастернак, решительным жестом сорвав со стены портрет Сталина. "Смиряться ль под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье?" Вот в чем вопрос.

2
1
10
АЛЛА ИГНАТЕНКО
81 отзыв, 82 оценки, рейтинг 3
25 февраля 2025
Кто не умер, танцуйте рок-н-ролл

Если ставил Габриа — значит, будет дерзко, свободно, больно и весело — до слез. При этом «Гамлет. Однажды в Эльсиноре» (2014 г.) — острый и жёсткий спектакль, который поднимает больные темы: портрет Мейерхольда делит пространство с изображением убившего его Сталина.

Когда я посмотрела «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (спектакль, не фильм), то написала, что все второстепенные герои (у Габриа Гертруда — Юлия Нижельская, Клавдий — Сергей Интяков, Полоний — Олег Абалян, его сестра — Ксения Морозова) давно уже мертвы, их нет, остались лишь тени, и в спектакле «Мастерской» сам Шекспир (Никита Капралов) это подтверждает. Беспокойная, жаждущая мести душа Гамлета (Евгений Шумейко) ещё где-то скитается, ищет покоя: в Дании, Англии, да кто его знает где. Там, где он проходит, остаются только мертвецы. Он никогда не оглядывается, потому что оглянуться слишком страшно.

Мне гораздо интереснее Розенкранц и Гильденстерн (Вова Карпов, Миша Касапов) — эти путешественники во времени, застрявшие между мирами, сохранённые в монтажной склейке. Я смотрю на них в спектакле и понимаю, что они не отсюда. Розенкранц и Гильденстерн пытаются вписаться в общество, но видно, что они тут чужие. Возможно, они до сих пор ходят где-то здесь, ищут выхода, проклятые неизвестно кем.

И мне гораздо интереснее и важнее Офелия (Марина Даминева), которой Гамлет, проваливающийся уже в пучину безумия, говорит: «Я вас любил когда-то». Не это ли мечтает услышать каждая девушка? Для Офелии, потерявшей всех, кого она любила, смерть станет избавлением. Её отпоют те, кто пока ещё жив. Этот «Гамлет» музыкальный и драйвовый, Лаэрт (Арсений Семёнов) будет петь, его невеста без имени, но с текстом (Арина Лыкова) сыграет на аккордеоне, а Розенкранц на басу.

В шекспировский сюжет ворвется моя любимая «Чайка», а Шекспир прочтет самое лучшее стихотворение Мандельштама: «Мы живём, под собою не чуя страны». Он знал, что ему этот текст не простят, но не умел иначе. А мне нравятся ещё строки Набокова:

«Бывают ночи: только лягу, в Россию поплывет кровать; и вот ведут меня к оврагу, ведут к оврагу убивать».

В спектакле Романа Габриа будет и Пастернак (Игорь Клычков), который с помощью Шекспира переведёт для нас текст, чтобы мы плакали и смеялись. Когда он закончит, часы Кремля пробьют. Наше время пришло.

Обожаю этот спектакль, смотрела три раза. Кому нужно классическое прочтение - не ходите на Габриа.

0
0