Актуальный трагифарс про подонков-антигероев

Друг Джонатана Свифта, английский просветитель и комедиограф Джон Гей в начале 18 века написал необычную оперу из современной ему лондонской жизни. Героями ее стали воры, разбойники и скупщики краденного — настоящие бичи для «воров в законе»: государственных деятелей, министров и придворных. «Опера нищих» оказалась сенсацией театрального сезона 1728 года, вдохновившийся спектаклем Уильям Хогарт даже написал картину. В XX веке произведение Гея переработал Брехт — получилась не менее знаменитая «Трехгрошовая опера». Впрочем, режиссер Нижегородского театра драмы Вадим Данцигер взял за основу первоисточник. Саундтрек к сатирической комедии об антигерое сочинил композитор Михаил Хейфец. Арии в «Опере нищих», кстати, называются не на немецкий манер, по-брехтовски, — зонгами, а по-английски: сонгами, то есть попросту песнями.

Создатели
Режиссер:
Вадим Данцигер
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Краткое описание
Информация предоставлена Театром драмы им. Горького
В двадцатом веке «Опера нищего» Джона Гея — одного из «великих остроумцев» начала XVIII века — послужила Бертольду Брехту основой для написания его знаменитой «Трехгрошовой оперы». Академический театр драмы, на сцене которого ставились брехтовские пьесы, на этот раз решил обратиться к первоисточнику. «Джон Гей талантливо создал мир, лишенный общепринятых человеческих ценностей, — считает режиссер-постановщик спектакля Вадим Данцигер. — Мне показалось интересным рассмотреть общество, где отсутствуют такие понятия, как любовь, дружба, преданность… А самое грустное, что оно как две капли воды напоминает наше, нынешнее, в котором мы живем». Но в «увеличительном стекле», коим является театр, грусть вдруг оборачивается весельем, трагедия парадоксальным образом превращается в комедию. «Опера нищих» — это острая, гротескная комедия, балансирующая на грани эксцентрики и, может быть, даже гиньоля. Причем комедия музыкальная: заведующий музыкальной частью театра, заслуженный работник культуры РФ, композитор Михаил Хейфец написал к спектаклю оригинальную музыку — более 30 вокальных номеров (сонгов). Со времени постановки в театре последнего музыкального спектакля прошло немало времени, и актеры, соскучившиеся по такому жанру, с удовольствием поют (без фонограммы!) и танцуют, «хулиганят» и импровизируют на сцене… Перед зрителями предстает история из «жизни английского криминалитета XVIII века», прочитанная и сыгранная сегодня. «Надевая маски уродов и подлецов, мы пытаемся сохранить свое лицо, — рассказывает Вадим Данцигер. — Покрывая себя грязью, пытаемся очистить свои души. И если это хоть немного удается, мы тем самым очищаем и души наших зрителей, как ни пафосно это звучит». Сатирическая комедия — лучшее средство от неуместного пафоса. Как говорит один из персонажей «Оперы нищих», «у нас нет слишком голых тел, слишком бранных слов и ложной многозначительности». Но зато в избытке присутствуют интересные и непредсказуемые актерские, режиссерские, сценографические, вокальные и хореографические нюансы. Известный театральный художник Андрей Климов (Москва) создал необычные, очень красивые костюмы («истлевший гламур») и образную сценографию, заслуженный работник культуры РФ, хореограф Асия Горбачева разработала удивительную пластическую партитуру спектакля, педагог по вокалу Тамара Данцигер-Дельсаль скрупулезно осваивала с актерами непростые вокальные партии. И спектакль звучит!